Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №13 (13) → Святая великомученица Екатерина и ее почитание в Русской Православной Церкви

Святая великомученица Екатерина и ее почитание в Русской Православной Церкви

№13 (13) / 9 января ‘94

Жития святых

Родилась Святая Екатерина в столице Египта — Александрии, в семье правителя этого города. Обладавшая редкой красотой и умом, она получила блестящее образование, изучив произведения лучших античных ученых и философов.

Юноши из самых именитых семейств искали ее руки, но Екатерина объявила родителям, что согласна выйти замуж лишь за того, кто превзойдет ее не в знатности, богатстве и красоте, а мудрости.

Мать Екатерины, тайная христианка, направила дочь к своему духовному отцу помочь разумно рассудить о ее решении. Выслушав Екатерину, старец сказал, что знает Юношу, который превосходит ее во всем, ибо «красота Его светлее солнечного сияния, мудрость Его управляет всем созданием, богатство Его даруется всему миру, красота Его неизреченна». Образ Жениха Небесного родил в душе мудрой девы горячее желание увидегь Его. На прощанье старец вручил Екатерине икону Божией Матери с Богомладенцем Иисусом на руках и повелел ей с верою молиться Матери Небесной Жениха о даровании видения Ее Сына.

Екатерина молилась всю ночь и удостоилась видеть Пресвятую Деву, которая просила Своего Божественного Сына обратить взор на коленопреклонеиную Екатерину. Но Младенец не удостоил ее Своим взглядом, ибо она еще не омылась водами Святого Крещения.

В глубокой печали Екатерина вторично отправилась к старцу. Он наставил ее в вере и совершил над ней Таинство Святого Крещения. И вновь Екатерине было видение Богоматери с Младенцем, Который посмотрел на нее и, дав ей перстень, обручил Себе.

Видение кончилось, Екатерина проснулась, но на ее руке светилось кольцо — дар Небесного Жениха.

Вскоре на языческое празднество в Александрию прибыл римский император Максимин (305–313). Торжество должно было совершаться с особой пышностью, с принесением множества жертв, в том числе человеческих. Смерть ожидала христиан, отказавшихся поклониться языческим божествам. Желая облегчить участь христианских мучеников. Екатерина отправилась к главиому жрецу — к самому императору Максимииу.

Назвав свое имя, святая исповедовала перед императором веру во Единого Истинного Бога и мудро обличила заблуждения язычников. Красота девицы пленила императора. Чтобы отвратить ее от веры и показать торжество языческой мудрости, император повелел собрать пятьдесят ученых мужей империи, но беседа с Екатериной покорила их настолько, что они сами уверовали во Христа, а затем приняли мученическую смерть. Император, не надеясь переубедить Екатерину, пытался повлиять на нее обещаниямн богатства н славы. Получив гневный отказ, император приказал подвергнуть ее жестоким мучениям, а затем бросить в темницу.

Императрица Августа, много слышавшая о Екатерине, пожелала видеть ее и, придя со свитой в темницу, была поражена силой духа святой Екатерины, лицо которой сияло Божественной благодатью. Святая мученица обратилась к пришедшим с проповедью христианского учения, и они, уверовав, обратились ко Христу.

На следующий день святую Екатерину вновь повели на судилище, где под угрозой колесования предложили ей отречься от христианской веры и принести жертву богам. Святая непреклонно исповедовала Христа и сама подошла к колесам, но Ангел сокрушил орудия казни, и они не причнили ей вреда.

Увидев это чудо, императрица Августа и царедворец Порфирий с двумястами воинами перед всеми исповедовали слою веру во Христа и были обезглавлены. Максимин вновь пытался прельстить святую, предложив ей супружество, н снова получил отказ. Святая Екатерина твердо исповедовала верность своему Небесному Жениху Христу и с молитвой на устах была обезглавлена. Это произошло 24 ноября (7 декабря) 307 года. В этот день Святая Церковь чтит память великомученицы Екатерины.

Мощи святой Екатерины были чудесно перенесены на одну из вершин Синайской горы, которая по сей день носит ее имя. В VI веке по откровению свыше были обретены честная глава и левая рука великомученицы и с почестями перенесены в Синайский монастырь, основанный в VI веке императором Юстинианом, в том месте у подошвы горы, куда, как гласит предание, выходил Моисей в сретение Богу.

С перенесением мощей великомученицы Екатерины монастырь стал называться ее именем, привлекая множество паломников своими святынями.

Самым чтимым местом монастыря святой Екатерины является часовня Неопалимой Купины. Именно на этом месте Моисей видел горевший терновый куст и слышал глас Божий. Находятся в монастыре и мощи святого Ефрема Сирина, гробница Иоанна Лествичника.

Монастырь святой Екатерины славится также своей библиотекой, располагающей более чем тремя с половиной тысячами древних рукописей на разных языках.

Синайский монастырь во имя святой великомученицы Екатерины известен всему православному миру. Его духовная связь с Россией прослеживается на протяжении многих веков.

Монахи Синайского монастыря многократно обращались к Московскому престолу с просьбой принять монастырь на свое попечение. В 1687 году их просьбу удовлетворили, и в 1690 году монастырю была дарована пожалованная грамота, согласно которой он получал право называться русским. Россией был сделан крупный денежный вклад, а для мощей великомученицы Екатерины подарена кованая серебряная рака, на крыше которой — чеканное изображение святой в полный рост и надпись, гласящая, что это дар России от 1687 года. В XVIII веке императрица Екатерина II подарила монастырю еще одну раку. Обе они по сей день находятся в алтаре Преображенского собора монастыря.

Самые древние изображения святой великомученицы Екатерины сохранили новгородские храмы. Образа огромной духовной силы являют глубокую, непоколебимую веру христиан Древней Руси, например, изображение святой Екатерины в церкви Спаса-на-Нередице (1199). Через 200 лет в церкви Спаса-на-Ковалеве (1380) в облике святой великомученицы Екатерины видится не столько строгость и твердость, сколько тонкое движение, несомненная обращенность к предстоящему. Образ исполнен внутренней жизни, какой-то особой легкой подвижности и тонкой красоты. Сочетания цвета одежд просты, но гармоничны; световые блики на них помогают проявить глубину каждого цвета. Лик святой еще имеет византийские черты: узкое лицо, длинный тонкий нос, темные широкие брови, большие глаза. Но вместе с тем во всем облике святой улавливаются некая мягкость, окутанность воздухом — новые черты иконописания. в которых все полнее выявляется русское видение Божиего мира.

Не менее богата изображениями святой Екатерины Псковская земля. Они отмечаются особой характерностью. Острый, проницательный взгляд великомученицы — свидетельство ее духовной силы — находит отклик в напряженном сочетании цвета одежд: ярко-красного плаща и густо-зеленого хитона, сплошь затканных тонкими лучами золотого ассиста.

На одном из столпов Смоленского собора Новодевичьего монастыря, основанного Василием III в честь присоединения Смоленска, есть изображение великомученицы Екатерины, относящееся к XVII веку. Но считается, что эта роспись во многих чертах повторяет изначальные, выполненные при Василии III. О сугубом почитании великомученицы Екатерины Василием III говорит и то, что перед смертью он молился перед образом великомученицы Екатерины и приложился к частице ее мощей.

В росписях собора святого равноапостольного князя Владимира в Киеве В.М. Васнецову было дано особенным строем художественного языка создать образы святых, исполненные высокой духовной поэзии и вместе с тем написанные с реалистической достоверностью. Благодаря обширным знаниям художник насыщает изображения конкретными историческими чертами, создавая то состояние сопереживания событий, которое сделало эту роспись явлением огромной значимости. Образ святой Екатерины впечатляюще достоверен и необычен. Ее несут Ангелы к вратам Небесного Иерусалима, к обручившему ее Себе Жениху.

О почитании великомученицы Екатерины в России свидетельствует многое. В 1714 году Петр I учредил орден имени великомученицы Екатерины, называвшийся орденом Освобождения, поскольку был учрежден в память Прутского похода (1711 год) против турок. «Екатерининский зал», посвященный этому, поныне сохраняется в Большом Кремлевском дворце.

В ее честь называли города: Екатеринодар (ныне Краснодар), Екатеринбург (бывший Свердловск), Екатеринослав (ныне Днепропетровск). Великомученице Екатерине посвящены многие храмы Русской земли.

К. ТИХОМИРОВА, Е. ЯКОВЛЕВА

 

В других номерах:

Екатеринбургская епархия

Игуменья Магдалина

Ранним утром 10 января 1893 года, задолго до начала заутренней службы, по Екатеринбургу разнеслись раскатисто-тревожные звуки колокольного звона. Это было сообщение о кончине настоятельницы местного Новотихвинского девичьего первоклассного монастыря игуменьи Магдалины.

 
Церковь и медицина

К вам, доктора…

Обратиться к вам меня заставил слу'чай, происшедший с моим знакомым, юристом по образованию. Он уже длительное время страдает рожистым воспалением голени, лечился достаточно усердно в местной больнице, но безуспешно.

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475