Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №29 (206) → 10 августа. Празднование Смоленской иконе Божией Матери, именуемой «Одигитрия»

10 августа. Празднование Смоленской иконе Божией Матери, именуемой «Одигитрия»

№29 (206) / 1 августа ‘02

Церковный календарь

По преданию, творцом Смоленской иконы был сам святой апостол и евангелист Лука. В Греции она прославилась множеством чудес. В Россию образ прибыл в 1046 г. (именно в честь этого события и установлено сегодняшнее празднование). По одной версии, ею греческий император Константин Порфирородный благословил в путь свою дочь Анну, выдавая ее за черниговского князя Всеволода Ярославовича, по другой — икона стала благословением на путь в Россию для царицы Анны, сестры греческого императора Василия и супруги святого князя Владимира. Именно поэтому Смоленскую икону называют Одигитрией (Путеводительницей).

Смоленский образ разошелся по России в огромном количесте списков. Одних только чудотворных и особо чтимых копий этой иконы насчитывается более тридцати. Ныне совершается празднование также чтимым спискам со Смоленской иконы Божией Матери: Устюженской, Выдропусской, Воронинской, Христофоровской, Супрасльской, Югской, Игрицкой, Шуйской, Седмиезерной и Сергиевской (в Троице-Сергиевой Лавре).

Много дивных чудес совершили Смоленские иконы: от них слышался голос Богородицы, они не горели в огне, они исцеляли больных, они являлись православным воинам в плену …

Более других Богородица прославила чудесами исцелений Смоленскую икону из Седмиезерной пустыни неподалеку от Казани. В июне 1654 г. на Руси вспыхнула эпидемия моровой язвы, от нее только в Москве умерло более 400 тысяч человек. Дошла она и до Казани, где погубила около 40 тысяч человек. Жители решили принести в город икону из Седмиезерной пустыни. После обнесения иконы вокруг города эпидемия начала утихать! Икону стали носить по домам. Там где она появлялась, язва исчезала! Свидетелями этому были все жители Казани. Через столетие с небольшим чудная история повторилась: после крестного хода вокруг города с иконой Божией Матери свирепствующий мор прекратился. Множество дивных исцелений было от этой иконы. Например, в 1804 г. комендант Казани генерал С.Н. Кастеллия, который не мог ходить, помолился перед иконой, помазал больные ноги маслом от лампады и, когда его поднесли приложиться, полностью освободился от страшного недуга, о чем оставил запись в монастыре.

В настоящее время древняя Смоленская икона Божией Матери “Одигитрия”, написанная святым Лукой, находится в Смоленском кафедральном Успенском соборе и почитается как живой неоскудевающий источник благодати, как наставница на пути спасения. Православная церковь в каноне Божией Матери Одигитрии прославляет Ее словами: “Радуйся, радуйся, Богородице Одигитрие, всех и всегда наставляющи шествавати ко всякому пути спасительному”.

Может ли Господь нас оставить?

Зададимся вопросом, на который люди зачастую отвечают неверно. Может ли Господь по какой-либо причине оставить человека, нуждающегося в Его помощи?

Если среди людей такой поступок подлежит суду совести, то тем более нельзя ожидать его от Господа. Разве не будет учитель со всею любовью и полнотою душевных сил терпеливо наставлять и назидать своего ученика? А если этим Учителем является Сам Господь, разве Он оставит попытки приоткрыть для нас глубины Своей Премудрости? Разве для того, чтобы нас вразумить, преобразить, подвигнуть, призвать, воодушевить, не будут использованы Богом различные средства?

Мы знаем, что Господь Всемогущ, Всеведущ, Премудр, Милостив и Вселюбящ. Полагать, что Господь оставил, отвернулся и ничего не делает для нашего спасения, — мысль абсолютно неправославная. Церковный человек да не думает так.

Правда, так бывает в первые годы церковной жизни. Мы действительно иногда можем переживать некоторую богооставленность. Нам кажется, будто Господь отошел от нас. Но возможно ли это? Может ли Господь оставить Свое любимое чадо?

Приведем такой пример: добрая, хорошая мать вышла со своим трехлетним малышом на улицу и отпустила его поиграть. Значит ли это, что она его бросила?

Или другой пример: ребенок вырос, ему уже 18–20 лет. И вдруг он садится на скамью подсудимых. Какая мать не будет горевать о своем сыне? Разве она скажет: “Я тебя вскормила, а ты совершил преступление… Теперь я тебе не мать…”?

Немало людей, совершивших не одно преступление, годами и десятилетиями находятся в заключении. Все их оставили, кроме матерей. Материнское сердце даже при самых ужасных обстоятельствах продолжает скорбеть о них. Мать будет преданной до конца, даже тогда, когда ее сын будет отвергнут обществом и всеми презираем… Она готова вместе с ним понести все то, что несет он.

Любовь материнская никогда не сможет оставить свое дитя. Это свойственно любой матери.-Откуда это свойство? — От Бога. Господь вложил в нее такой характер и такую способность души. Эта способность присуща отчасти и некоторым отцам. К сожалению, на сегодняшний день в мужчинах она сильно оскудела.

Любая душа наделена свойством любви. Если обычный человек может проявлять такую трогательную, жертвенную любовь, которую он, как творение, получил от Бога, то тем более это свойственно Творцу, тем более это совершает Сам Господь… Может ли Господь отвернуться от нас? Нет! Он заботится о каждом из нас непрестанно и ежечасно. Мысль о том, что обстоятельства жизни стали более суровыми, ибо Господь отвернулся, будет совершенно неправильной. Это значит отказать Богу в Его любви, в Его учительстве, в Его наставничестве.

Как же Господь может нас наставить, научить? — Словом Своим. Евангельское слово и слово святых отцов живительно. Господь научает нас также всеми действиями Церкви — Таинствами, молитвами, богослужением. Но особенно учительство Божие по отношению к каждому из нас совершается в Его промыслах, т. е. в устроении обстоятельств нашей жизни.

Реальный опыт оглашения и вслед за тем воцерковления, а значит, оставления своего и приобретения Божьего нрава, характера, мы получаем непосредственно в жизни. Те обстоятельства, через которые мы проходим, те случаи, с которыми мы встречаемся, те люди, которые оказываются на нашем пути, будь то продавщица, нахамившая нам, или начальник, грубо отчитывающий нас, — все находятся в ведении вселюбящего Промысла Божия.

Разве может Любовь отвернуться от своего чада? Может ли Господь забыть Свое чадо? Неужели Он занят другими людьми или же другими обстоятельствами, неужели забыл нашу скорбь? Так думать — значит умалять всемогущество Божие, умалять Его вездесущую любовь.

Чувствовать, думать, что Господь каждую минуту содержит человека в Своей любви, что все обстоятельства жизни совершаются по Промыслу Божьему и исходят от Бога научающего, от Бога не только любящего, но в любви Своей наставляющего, учащего как жить, — так полагать и чувствовать будет правильно и православно.

Человеку не нужно бегать от обстоятельств жизни. Ему достаточно просто встречать их подобно тому, как любой ученик в школе, придя на урок, принимает те задачи, которые ему задает учитель. Если учащийся вдруг начинает избегать чего-то или же противиться учителю, то его считают нерадивым и пытаются поставить на место, призвав к тому, чтобы он исправился.

То же самое происходит и с нами, православными христианами. Что бы ни было в нашей жизни, — это учительное обстоятельство. Промысл Живого Бога, Который в каждую минуту посредством обстоятельств наставляет нас. И если мы это осознаем и начнем правильно относиться к ним, то увидим, что эти уроки оказываются самыми эффективными, самыми точными средствами, которые помогают нам измениться в своем нраве навстречу Евангельскому Слову.

Священник Анатолий Гармаев

 

В других номерах:

№6 (567) / 8 февраля ‘10

Церковный календарь

Юбилейные даты в 2010 году

 

Церковный календарь

Дни памяти Святых

№4 (565) / 22 января ‘10

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 
Церковный календарь

9 августа. Память Великомученика и целителя Пантелеимона

Святой Пантелеимон (в переводе с греческого это имя означает “всемилостивый”) жил в начале IV века, во время последних страшных гонений на христиан императора Диоклетиана. Он наследовал языческую веру своего отца, но сердцем был христианин: особая милосердная любовь ко всем людям отличала его с раннего детства.

 
Церковный календарь

12 августа. Память преподобного Анатолия Оптинского, Младшего

Оптинский старец Анатолий, в миру Александр Алексеевич Потапов, родился в 1855 г. в Москве, в старинной купеческой семье. Родителями был воспитан в благочестии и страхе Божием, и с ранних лет в сердце его возникло желание посвятить свою жизнь Богу и стать монахом.

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475