Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №26 (971) → Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 103

Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 103

№26 (971) / 10 июля ‘18

Читаем Псалтирь

Продолжение. Начало в №8 (857)–№11 (860), №16 (865) 2016–№5 (902) 2017, №7 (904)– №29 (926), №33 (930)–№48 (945) 2017, №1 (946)–№17 (962) 2018, №20 (965)–№25 (970) 2018

Дорогие братья и сестры, мы продолжаем изучать Псалтирь и сегодня будем говорить о 103-м псалме: Псалом Давиду, о мирстем бытии, 103. Псалом говорит о благодати Божией, которая распространяется на все творение, включая и человека, и животный мир, и землю – обо всем Господь заботится и управляет Своим Промыслом. Поэтому все мы должны воздавать благодарение Богу и благословлять Его за великие благодеяния. К этому призывает псалмопевец Давид.

«Благослови, душе моя, Господа. Господи, Боже мой, возвеличился еси зело: во исповедание и в велелепоту облеклся еси». Псалмопевец призывает всех прославлять Господа: Господь все делает, чтобы прославить человека, укрепляя его Своею благодатью – без благодати Божией невозможно ничего осуществить на земле: если бы Господь не поддерживал нас, то мы ничего доброго не могли бы совершить в этой жизни, да и вообще жизнь человека была бы крайне тяжела и опасна, но Господь через Свою благодать поддерживает нас и тем самым возвеличивает человека – и человек должен прославлять Творца. Опять-таки, святые отцы говорят, что Бог не нуждается в нашем прославлении, но через прославление Его мы также прославляемся, и прославляется весь род человеческий. Добрыми делами человек прославляет Бога, Который помогает ему совершать их, и для многих людей открывается слава и великолепие Божие. В нашем прославлении Господь облекается в велелепоту – раскрывается красота бытия Божия, и тем самым все новые и новые люди открывают для себя возможность такого славного существования здесь, на земле.

«Одеяйся светом, яко ризою, простираяй небо, яко кожу» – здесь Псалмопевец говорит, что Бог находится во свете неприступном. «Бог есть свет», – говорит нам Священное Писание. Когда мы смотрим на солнце, мы не можем увидеть его сущность: оно озарено великим светом, и этого света наш глаз покорить не может. Так же мы не можем проникнуть в сущность бытия Божия: Бог есть Свет, и Господь во свете неприступном, то есть Господь закрывает Свою сущность от глаз человеческих, ведь наш разум не может объять сущность Бога. «Простираяй небо, яко кожу» – Господь настолько велик, что Он все делает с легкостью на этой земле – творит своды небесные и делает это так просто, как если бы человек раскинул палатку из кожи животного. Легко и просто Господь творит этот мир: Ему все подчиняется на этой земле.

«Покрываяй водами превыспренняя Своя, полагаяй облаки на восхождение Свое, ходяй на крилу ветреню». Твердью Господь сотворил видимое небо, над ним Господь простирает облаки Свои, и воды изливаются на землю – мы знаем, что воде не свойственно находиться в таком месте, которое бы ее не держало и не ограничивало, но здесь великое чудо: облака находятся на небе, Господь это содержит, и они изливаются только тогда, когда Господь повелевает им это делать. «Ходяй на крилу ветреню» – мы знаем, что и ветер не имеет крыльев, и Богу не нужно крыльев, чтобы продвигаться и находиться во всех концах света. Ветер имеет свойство находиться везде и очень быстро передвигается. Здесь Псалмопевец Давид использует образный язык, чтобы показать, что Бог вездесущ – Он везде, и для Него нет пределов, как нет пределов для ветра, который очень быстро передвигается по лицу всей Вселенной.

«Творяй Ангелы Своя духи, и слуги Своя пламень огненный». Ангелов называет Господь духами – это одно и то же, и слугами Своими называет их: Он сотворил еще и невидимый мир, и в этом невидимом мире присутствуют духи чистые, светлые – это ангелы Божии, которые выполняют волю Божию с горячностью, как огонь горят они, исполняя волю Божию. Исполнение воли Божией происходит очень быстро: как огонь быстро разгорается и распространяется, так и ангелы, горя любовью к Богу, так же огненно исполняют Его повеления.

«Основаяй землю на тверди ея: не преклонится в век века, и она как бы не имеет особого основания, а держится повелением Божиим, Промыслом Божиим и не преклонится в век века – никакие изменения в природе не могут подвигнуть землю, ибо земля держится на крепком Божественном повелении, на крепком Божественном слове. И это слово, как говорится в Священном Писании, для каждого из нас является непреложным. Когда нам говорят, что летит комета, или создается какое-то особое оружие, или какие-то технические силы, которые смогут поколебать землю, мы можем быть уверены – никто и ничто не сможет поколебать землю: только словом Божественным она держится, и только Божественное слово может произвести какое-то изменение на земле. А про изменение Господь сказал, что будет новая земля и будет новое небо, и будет другая жизнь на земле и будет совершенно иной человек, который восстанет от смерти к вечной жизни. Мы должны быть уверены: какие бы фантастические истории сейчас не рассказывали, как бы ни фантазировал человеческий разум, ничего не произойдет. У верующего человека должно быть четкое, уверенное внутреннее состояние, мы не должны ловиться на выдумки и желания испорченного человеческого разума.

«Бездна яко риза одеяние ея, на горах станут воды» – бездной называется множество вод: когда мы смотрим на море, на океан, мы понимаем, какая это бездна. И ею Господь одел землю так, что земля видна как некие островки. На горах станут воды – Господь наполняет горы различными водными источниками, реками, которые пополняются и от облаков, и от источников, существующих на горах: это и снежное пополнение, и таяние льдов, и так далее. На горах станут воды – там также появляются водные источники. И, толкуют святые отцы, «на горах станут воды» сказано вместо «воды стали как гора»: нужно понимать, что как горы неподвижны, так и воды неподвижны, имеют свое ограничение.

«От запрещения Твоего побегнут, от гласа грома Твоего убоятся» – все повинуется Ему во Вселенной; как мы страшимся грома, так и вся стихия, которая есть на земле, страшится слова Божия: без повеления Божия, без слова Его ничего не происходит на земле.

«Восходят горы, и нисходят поля, в место еже основал еси им» – Господь на земле основал высоко горы и внизу основал поля – как Он повелел, так все сейчас и находится в незыблемом состоянии, что и видит наш глаз: обо всем есть Промысел Божий. Что хочет сказать этим Псалмопевец? Что Господь заботится об этой земле. Он создал водные стихии, которые могли бы потопить землю, разрушить все вокруг – против стихии воды все бессильно, но Господь заботой Своей каждому Своему творению дал особое повеление: земле – основание, чтобы она была непоколебима, водам – ограничение через песок, как говорит Псалмопевец и продолжает: «Предел положил еси, eгоже не прейдут, ниже обратятся покрыти землю» – никакая вода не сможет покрыть всю землю. Хотя водная стихия страшная, как называет ее Псалмопевец, но предел положил еси Господь этой воде, и она не может выйти за обозначенные пределы. Чтобы она вышла за пределы, должно быть особое повеление Божие – либо когда человек начинает вмешиваться во все процессы безумным материальным прогрессом, тогда вода начинает выходить из берегов. Но, опять-таки, Господь попускает это только чтобы человек увидел свое беззаконие, свою неправду: Господь наказывает человечество, показывая человеку, что он не всесилен, что он должен жить согласно Закону Божию.

«Посылаяй источники в дебрех, посреде гор пройдут воды». С гор сходят воды, мы говорили, что много водных источников на горах. Для чего Господь наполняет массой источников землю, и эти источники нисходят с гор, преобразуются в реки, что текут по лицу всей земли? Господь заботится о всем творении, находящемся на земле. И дальше Псалмопевец поясняет, для чего нужно такое огромное количество водных источников: «Напаяют вся звери сельныя, ждут онагри в жажду свою». Онагри – молодые ослы или куланы. Господь напаяет вся звери сельныя – зверей, что расселены по всему лицу земли: они жаждут, и на этих источниках они должны утолять жажду. «Ждут онагри в жажду свою» – этих источников ждут и молодые ослы, ослята, которые особо нуждаются в воде, и особо жаждущие животные; они даже прохладу глотают, если нет источников водных, чтобы как-то прохладить себя и насытить себя водой.

«На тых птицы небесныя привитают: от среды камения дадят глас» – и птицы небесные приходят к источникам, чтобы напоиться водой, у водных источников много птиц, которые вообще не могут без воды – например, утки, гуси. «От среды камения дадят глас» – мы знаем, когда разные водные источники падают с гор, они очень сильно шумят, они даже издают глас – говорят всему животному миру, что здесь они смогут найти источник, который и напоит их, и утешит, и даст возможность дальше существовать.

«Напаяяй горы от превыспренних Своих: от плода дел Твоих насытится земля. Прозябаяй траву скотом, и злак на службу человеком, извести хлеб от земли» – горы и поля напояются от источников вод, Господь дождит на землю: Он заботится и о человеке, и о всяком скоте, который нуждается в пропитании. Чтобы было пропитание, Господь и орошает землю водою. «Прозябаяй траву скотом» – Господь дает необходимую траву, чтобы весь животный мир имел возможность напитаться, быть сытым, чтобы в них жизнь жительствовала. «И злак на службу человеком, извести хлеб от земли»: хлеб – всему голова, есть хлеб – и человек сыт, есть вода – и человек больше не жаждет.

Все необходимое Господь дает для человека. Что может сделать человек? Человек может только сажать, сеять и жать, а все остальное растит Сам Господь. Не было бы солнца, воды, благоприятной погоды – и не было бы тогда хлеба насущного. Господь все дает и для животного мира, и для человека, Он заботится о человеке Своим великим Промыслом, поэтому Псалмопевец Давид призывает каждого из благодарить Бога, прославлять Его (самое плохое качество в человеке – неблагодарность).

«И вино веселит сердце человека, умастити лице елеем: и хлеб сердце человека укрепит». Конечно же, вино веселит сердце человека – растворенное с водою, оно помогает, укрепляет человека, насыщает его и выводит все ненужное из организма. Елей дает человеку возможность насытиться, умягчить внутреннее состояние, улучшить обмен веществ. А хлеб – основа: он дает все необходимые микроэлементы, углеводы для жизни человека, тем самым укрепляет организм человеческий. Неслучайно Псалмопевец говорит о тех веществах, которые передают человеку великую благодать и соединяют с Небом – ведь он не просто говорит о неких земных процессах, проходящих в нашем видимом мире, но забегает вперед, пророчествует о тех временах, когда вино и хлеб будут являться сущностью духовной жизни человека – это Тело и Кровь Христа Спасителя, которые будут человека избавлять от грехов: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое... и Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов», – говорит Господь, и Он говорит о Своей Божественной Плоти, о Свой Божественной Крови. Человек через вино и хлеб приобщается Тела и Крови Христа Спасителя, приобщается вышнему Божественному миру, через елей получает великую милость и благодать, почему елей до сих пор и является основанием помазания в Церкви: человек помазывается не просто видимым знаком, но так он приобщается к милости Божией, а милость изливается на человека через великую благодать, что Господь дает через елей, и благодать Святого Духа укрепляет человека, дает разуметь процессы жизни: Господь через благодать Святого Духа дает разные дары, необходимые человеку для этой жизни и его приводящие в жизнь вечную.

«Насытятся древа польская, кедри Ливанстии, ихже еси насадил» – Господь заботится о внешнем мире, об украшении его, о процессах, необходимых для очистки воздуха, о земле, чтобы она возделывалась. Все процессы, происходящие на Земле, необходимы для поддержания жизни и самой Земли (атмосферы, плодородной почвы), все это направлено на пользу всего живого мира. Часть которого – и человек, питающийся от плодов древа, и животный мир, находящий в древах свою среду обитания. Она совершенно необходима – они не только живут в ней, но, самое главное, они сохраняют жизнь свою, ведь есть еще и другой животный мир, который живет питаясь более слабыми живыми существами, и так далее.

Поэтому Псалмопевец и говорит дальше: «Тамо птицы вогнездятся, еродиево жилище предводительствует ими». «Еродий» – это аист (цапля), который высоко на деревьях делает свои гнезда, становясь недоступным для хищников, которые хотели бы питаться ими. Господь заботится и о птицах небесных, чтобы и они имели особую среду обитания, а для этого насыщает землю. Насытятся древа польская чем? Конечно, водой, солнцем, той почвой, которую Господь создал. «Насытятся древа польская, кедри Ливанстии, ихже еси насадил»: Господь насадил, и не просто чтобы радовался глаз, но каждое творение Божие несет определенную функцию, чтобы жизнь жительствовала на этой земле.

«Горы высокия еленем, камень прибежище заяцем». Господь животному миру дает особую среду – ту, что им необходима и полезна, где они спасаются от хищных зверей: олени могут бегать по высоким горам, и там они спасаются, за камнем прячется, так что невозможно его порой найти и достать хищнику, заяц.

«Сотворил есть луну во времена: солнце позна запад свой» – повелел в определенное время восходить луне на этой земле, чтобы ночь не была такой темной. Луна освещает землю и показывает путь, тусклое, но все-таки светило. «Солнце позна запад свой» – ни луна, ни солнце не могут стихийно светить на землю, но каждому положен свой предел, и каждому определена своя задача. И солнце знает запад – оно знает, когда взойти, а когда осуществить заход на земле, ибо так повелел Господь. Все на этой земле происходит по Промыслу Божьему и нет никакой стихийности, но есть определенный порядок, по которому и живет вся земля.

«Положил еси тму, и бысть нощь, в нейже пройдут вси зверие дубравнии» – Господь дал тьму и ночь, чтобы дикие звери в это время могли жить свою жизнь. Что они делают в это время? Далее псалмопевец говорит: «Скимни рыкающии восхитити и взыскати от Бога пищу себе» – они в это время охотятся, ищут себе пищу и находят ее, – но и пища им от Бога подается. Некоторые святые отцы говорят очень мудрые вещи, что звери голосом своим обращаются к Богу, рычат, просят у Бога, чтобы Господь послал им пищу: когда они воют и рычат, они мордочки свои обращают к небу – тем самым святые отцы делают вывод, что они обращаются к Небу: просят Бога, чтобы Господь напитал и их, и Господь дает им.

«Возсия солнце, и собрашася, и в ложах своих лягут». Солнце возсияло – и звери пошли, легли в свои норы и отдыхают. Так повелел Господь, Он дал им особое время искать себе пищу, а далее по Промыслу происходит уже следующее: «Изыдет человек на дело свое и на делание свое до вечера» – с восходом солнца человек выходит на дело свое, он возделывает землю, вместе с домашними животными занимается деланием, необходимым для поддержания жизни и его и домашнего скота: в это время пасется уже скот домашний, который приносит пользу человеку, а дикие звери в это время отдыхают и не мешают человеку и домашнему скоту. Придет ночь – тогда они уже выходят на свое делание, а человек отдыхает до утра, чтобы приобрести силы.

«Яко возвеличишася дела Твоя, Господи: вся премудростию сотворил еси: исполнися земля твари Твоея» – здесь уже царь и пророк восхищается Промыслом Божиим, прославляет Бога за то, как промыслительно Господь заботится обо всем живом на земле.

«Сие море великое и пространное: тамо гади, ихже несть числа, животная малая с великими» – он восхищается и о море, которое Господь сотворил: там и малые рыбы, и киты огромные, все это не может не вызывать восхищения. И об этом месте тоже Господь заботится. «Тамо корабли преплавают, змий сей, eгоже создал еси ругатися eму» – змием морским называется кит, как самое огромное морское животное. «Вся к Тебе чают, дати пищу им во благо время – все к Тебе, Господи, идут, ведь Ты всем даешь пищу во благое время. «Давшу Тебе им, соберут: отверзшу Тебе руку, всяческая исполнятся благости» – Господь дает: если Господь не даст, то никто и ничто сам здесь не добудет, все дается по Промыслу Божию. Господь дает – тогда все получается.

Не дает Господь – тогда что происходит? «Отвращшу же Тебе лице, возмятутся: отъимеши дух их, и исчезнут и в персть свою возвратятся». Если Господь отвергает Лице Свое, то весь животный мир предается голоду, внутренне отчаивается: нечем напитаться. Если Господь возьмет Дух Свой от человека, то и человек возвратится в землю, в персть свою возвратится – изнь прекратится в человеке. Всё Господь содержит: и нашу земную жизнь, и вообще жизнь в целом, все в руках Божиих.

«Послеши Духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли»: но когда Господь посылает Духа Своего, то и земля обновится.

«Буди слава Господня во веки: возвеселится Господь о делех Своих: призираяй на землю и творяй ю трястися, прикасаяйся горам, и дымятся». Все в руках Божиих, говорит Псалмопевец: если Господь будет посылать Свой гнев на землю, то будет землетрясение, опять-таки чтобы человек познал, что он должен жить по воле Божией и по Промыслу Божьему.

«Воспою Господеви в животе моем, пою Богу моему, дондеже есмь» – пока ты жив на земле, прославляй Бога, и прославление Бога тебе даст возможность безбедно существовать здесь, на земле: без Бога ни до порога – говорили наши предки. Без Бога ничего доброго ты не сможешь получить на земле.

«Да усладится Ему беседа моя, аз же возвеселюся о Господе» – должна быть постоянная молитва, славословная и благодарственная, и она должна соединяться с добрыми делами, говорят святые отцы, тогда ты получишь великую пользу и благо здесь, на земле.

«Да исчезнут грешницы от земли, и беззаконницы, якоже не быти им» – не то чтобы псалмопевец Давид говорит, что грешный человек не должен жить на земле, а должен быть уничтожен; он говорит, что зло должно быть уничтожено на земле и человек не должен прикасаться к злу, но всегда творить прославление Бога.

И опять Псалмопевец заканчивает псалом удивительными словами: «Благослови, душе моя, Господа» – мы никогда не должны забывать прославлять Бога за его великий Промысл и заботу о всем живом и о самой земле, которую Господь сотворил для человека.

Дорогие братья и сестры, разобрав такой замечательный псалом, мы прощаемся с вами. Храни вас Господь! (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Нина Кирсанова

 

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475