Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №26 (971) → Архимандрит Савва (Мажуко): Скромность и смирение

Архимандрит Савва (Мажуко): Скромность и смирение

№26 (971) / 10 июля ‘18

Свет невечерний

– Друзья мои, самая большая ценность в нашей жизни – это то, что рядом с нами есть люди. То, что кто-то есть, а не наоборот, – это уже само по себе замечательно. И даже самый обиженный жизнью человек, порывшись честно и искренне в своей памяти, скажет, что его жизненный путь освещался лицами удивительно святых, чистых, добрых и красивых людей – может быть, это была бабушка, отец или друг, скорее всего таких людей было немало: есть люди-зеркала, люди, которые отражают свет подлинного Божества, Его святости. Они для нас ориентиры, и ушло уже целое поколение людей, которые от нас, современных, отличались многими качествами – и плохими, и хорошими. Но, по моим наблюдениям, есть один момент, исчезающий из нашей жизни, который следует отметить: люди старшего поколения отличались скромностью. Вот та добродетель, о которой, как мне кажется, мы сейчас забываем.

Скромность… Что я имею в виду? Я сейчас вам поясню на примере жизни очень известного персонажа Священного Писания, патриарха Иакова. Вы, конечно, помните, что в Книге Бытие описываются его биография, страдания, бегство – житейские трагедии, которые ему в жизни довелось испытать.

Есть один очень красивый и важный момент, когда Господь посещает Иакова. Вот он идет со своим огромным семейством (вы помните, у него было две жены и еще две наложницы, 12 детей и огромные стада, множество слуг, и хозяином этого огромного сонма, семьи Израилевой был патриарх Иаков) – он был вынужден бежать от своего тестя Лавана, ополчившегося на него и не желавшего ему добра, он бежит от него к своему отцу, но на пути ему нужно было встретиться с братом, которого он в юности очень жестоко обидел.

Исав ничего не забыл, он за это время окреп, у него тоже целая армия детей, слуг, служанок, наемников, готовых постоять за своего хозяина. И вот после встречи с братом, которая прошла благополучно, Иакову (и до встречи, и после встречи), как говорит Книга Бытие, является Некто, Господь, дважды называет его Измаилом и отцом множества и говорит ему удивительные вещи, переименовав его из Иакова в Израиля – «отца множества». Господь дает обетование плодиться и умножаться семейству Иакова: «… народ и множество народов будет от тебя, и цари произойдут из чресл твоих; землю, которую Я дал Аврааму и Исааку, Я дам тебе, и потомству твоему по тебе дам землю сию. И восшел от него Бог с места, на котором говорил ему» (Быт. 35, 11–13). Местом был Вефиль, где случилось священное посещение Иакова, где Господь дважды переименовал патриарха и дал ему священное обетование. Но что произошло сразу после этого?

Друзья мои, когда мы представляем себе явление Господа или ангела какому-нибудь святому человеку, мы в восторге от этого. Мы видим, что у биографа не хватает слов, чтобы передать, что это было, как не хватило слов даже апостолу Павлу, который сам пережил это явление Божие, описать его точно, красиво, как-то волнующе... Описания очень простые, скупые – мы в восторге, ибо это необычно: Сам Господь посетил человека, не привидение, не галлюцинация, не в волнении крови это было – это было настоящее посещение Божие, благословение Божие. И что сразу после посещения Божия происходит с человеком? Мы думаем – мир, благословение, какие-то особые дары – видимо, самое главное, благополучие, ведь именно этого мы очень часто ищем в Церкви: почитать акафист, заказать молебен, поставить свечку, «чтобы все было хорошо, чтобы у всех все было хорошо!». Но посмотрите, что говорит Книга Бытие (это просто потрясает – такие эпизоды повторяются снова и снова): после того как Господь посетил Иакова, утешил его, Он обрушил на него страшные испытания...

У него сразу погибает в родах его любимая жена Рахиль, ради которой он 14 лет находился в рабстве; так он ее любил, и жизни себе без нее не мыслил, умирает его любимая женщина, самый любимый на свете человек, и оставляет его на белом свете одного: все остальные – просто родственники, потомство, слуги. Она умирает – Господь забрал ее, увел с Собой. И этого мало! Одновременно с этим его старший сын Рувим совершает страшный, святотатственный грех против своего отца: он входит на ложе его наложницы и оскверняет это ложе. В древнем мире такое считалось страшной пощечиной, страшным оскорблением не только отцу, а вообще всему роду. И дальше после посещения Божия Иаков терпит одно бедствие за другим – случаются жуткие испытания: сыновья (особенно старший сын) были людьми плохо воспитанными, необузданными… Следом любимого сына Иакова продали в рабство, и Иаков долгое время считал его умершим, плакал – вся его жизнь была сплошными слезами.

И это жизнь человека, которого посетил Господь, которого благословил Господь!

И мы задаем себе резонный вопрос: если так Господь заботится о Своих избранниках, может быть, не стоит Ему обо мне заботиться, может, не надо просить, чтобы Господь за мной присматривал? Нет, друзья мои, у каждого из нас свой путь, конечно. Но Иаков, которого Господь испытывал тяжелейшими страданиями, ни разу не позволил себе ропота на Бога, ни разу не осквернил свои уста проклятиями и Богу, и своим детям, и близким, ни разу не сказал (как мы себе позволяем): «Господи, за что мне это?».

И это есть признак скромности, друзья мои, настоящей подлинной скромности, когда ты сам почитаешь себя таким же простым человеком, как все остальные: все люди умирают, и я однажды умру, и это естественно – это путь всей земли; все люди хоронят своих родителей, и мои родители однажды умрут; у всех людей болеют дети и случаются разные неприятности – я один из многих, я один из миллиардов людей на этой планете, у которых болеют дети, у которых случаются страшные кризисы в семье, которых предают друзья, у которых бывают и уголовные дела: и наручники застегиваются на запястьях у очень приличных людей, жуткие бедствия их постигают, близкие, любимые, друзья гибнут в катастрофах – это случается с людьми. Я не могу себе позволить этот крик: «Господи, за что мне это?» – я обычный человек, со мной может случиться все что угодно. Богу нужно доверять. И вот если мы эту установку скромности и смирения будем поддерживать в себе, насколько проще, бестревожнее станет наша жизнь, друзья мои!

Поэтому так полезно вспоминать светлые лица скромных, простых людей, которые пустили нас на этот свет и сопровождают нашу жизнь своей скромной и смиренной молитвой.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475