Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №39 (984) → Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Мы сильны верой в преображающую нас спасительную силу Креста Господня

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Мы сильны верой в преображающую нас спасительную силу Креста Господня

№39 (984) / 9 октября ‘18

Первосвятитель

– Ваше Высокопреосвященство, Владыка Исидор, митрополит Краснодарский и Кубанский! Ваше Преосвященство, Владыка Герман, архипастырь Ейской земли! Дорогие отцы, братья и сестры! Уважаемые высокие представители государственной власти!

Хотел бы всех вас сердечно поздравить с двунадесятым праздником Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста. Обычно этот день я встречаю в Первопрестольном граде Москве, ведь именно в кафедральных соборах полагается воздвигать крест. Но осознавая, сколь велика наша Русская Православная Церковь и как много еще осталось мест, где я не имел возможности побывать, я принял в этом году решение воздвигнуть крест вместе с вами в святом храме на Ейской земле, – чтобы почувствовать духовную атмосферу этого места, помолиться с духовенством, монашествующими, со всеми вами.

Сегодня мы вспоминаем Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста, и вы, конечно, знаете, что этот праздник был установлен в честь обретения подлинного Креста Господня святой царицей Еленой в IV веке в Иерусалиме. С тех пор праздник Воздвижения, посвященный воспоминанию о далеком историческом событии, наполнен также размышлениями о силе и значении Креста Христова.

Каждый православный христианин, взирая на изображение крестного древа, должен понимать, что означает крестный подвиг для всего рода человеческого, для всего мира, а значит, и для нас с вами. Крест есть прежде всего символ страданий, и можно ли себе представить что-то более страшное, чем распятие на кресте живого человека? Это не просто смерть, не просто казнь, а самая позорная казнь в римском обществе того времени. Ведь даже когда человека убивают, его тело все же хоронят, а распятые висели на крестах, на поругание толпе и птицам, с тем чтобы умерший на кресте был предметом насмешек и издевательств, свидетельствующим о никчемности прожитой жизни, приведшей к страшной кончине. На кресте никогда не казнили римских граждан и вообще знатных людей, – если таковые приговаривались к смертной казни, то им отсекали голову мечом. На крест отправляли рабов или и разбойников, представителей самых низких презираемых слоев общества.

Вот и Господь был распят вместе с двумя разбойниками, и, наверное, мало кто делал различие между теми, кто висел справа и слева от Него, и Им Самим, – в глазах окружающих все это были люди одного сорта, изгои общества, преступники, отчего толпа и глумилась. Образ Распятого не вызывал никакого сочувствия, – только у самых близких людей. Но именно такую смерть избрал для Себя Господь, – которая свидетельствовала о полном уничижении, о лишении всякой чести и достоинства, ведь позорная крестная смерть перечеркивала все, что было в жизни человека. Господь избирает такую смерть неслучайно, потому что в ней явлен апогей человеческой слабости и беззащитности. Уже ничто не могло бы помочь распинаемому, все было направлено на смерть и уничижение, но Господу надлежало через собственные страдания искупить грехи рода человеческого.

Мы знаем, что искупление всегда связано с наказанием. Когда человека по суду приговаривают к тюремному заключению, он оказывается в трудных жизненных обстоятельствах и своими страданиями искупляет свою вину перед теми, кого обидел, или перед страной, чьи законы нарушил. Вот почему человек, вышедший из заключения, уже не преследуется обществом. С него снимается наказание за грех, так как он свое вытерпел и искупил свое преступление. Так же и страшная крестная смерть, которая постигла Спасителя, была страданием, которым может быть искуплен грех всего человеческого рода. И как же любит Бог Свое творение, – настолько, что Единородный Сын Божий, чтобы искупить человеческое безобразие, человеческий грех, восходит на Крест и принимает позорную смерть! Вот почему крест является символом спасения. Вот почему мы преклоняем пред ним свои колени, – потому что мы поклоняемся Христу, уничижившему Себя, принявшему на Себя образ раба распятого, поверженного, но через это распятие искупившего наши грехи и спасшего наши души.

И вот еще что мы должны осознать в связи с сегодняшним днем. Каждый человек проходит, в большей или меньшей степени, через страдания. Иногда людей постигает большое горе, иногда нечто меньшее, но нет человека, который бы за свою жизнь не пострадал. Или что-то больно уязвило, или болезнь тяжелая, или неудача в жизни, или большие трудности по работе, – да мало ли что уязвляет нас настолько, что мы с большим трудом переносим это страдание, эту печаль! И бывает так, что человек разрушает себя собственными страданиями, – проходя через трудные моменты жизни, он выходит из них разрушенным, ослабленным, озлобленным, порой потерявшим даже всякую надежду на будущее.

Крест Христов, Святая Голгофа – место страдания и искупления всех нас – учат правильному отношению к скорбям и страданиям. А когда уж совсем тяжело в жизни, когда кажется, что сил никаких нет, чтобы выдержать все, что выпало на твою долю, подойди к кресту Господню, внимательно посмотри на Его изображение, соотнеси муки ни в чем не повинного Спасителя со своими житейскими скорбями и помолись Господу перед Его Крестом. И пусть Господь даст и вам силу достойно пройти через скорби, болезни и страдания, не разрушая самих себя ни духовно, ни физически, и выйти из полосы жизненных трудностей с новыми силами, с новым взглядом на жизнь, с новым душевным состоянием – состоянием победителя, достойно прошедшего через испытания.

Мы знаем, что человеческий рост, развитие личности невозможно без преодоления трудностей. Они бывают разные, но это неотъемлемая часть нашей жизни. И для того чтобы мы, христиане, верующие в Господа, признающие силу Его Креста и Воскресения, могли быть сильными во всех обстоятельствах жизни, мы должны научиться у Господа Спасителя, взирая на Его Крест, великой силе и способности спасительно преодолевать свои собственные скорби. Вот почему мы говорим, что христианская вера – это вера сильных людей. Не потому что мы сильны – вовсе не так. Есть очень богатые материально люди, имеющие политическую власть, – мы не такие, но мы сильны тем, чему научил нас Сам Господь. Мы сильны верой в преображающую нас спасительную силу Креста Господня. Именно поэтому вера – это дело сильных людей, потому что через веру мы становимся сильными, исполняясь Божественной благодати.

Я хотел бы всем вам, мои дорогие, пожелать крепкой веры. Никогда не сомневайтесь в Божественном присутствии в мире, с чистой совестью и с детской верой просите Господа, чтобы Он вам помогал в жизни. В ответ на эту веру Господь много даст, в том числе в трудных обстоятельствах жизни. Аминь.

 

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475