Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №39 (984) → Митрополит Улан-Удэнский и Бурятский Савватий: Нравственные ценности и будущее человечества

Митрополит Улан-Удэнский и Бурятский Савватий: Нравственные ценности и будущее человечества

№39 (984) / 9 октября ‘18

Архипастырь

Добрый день, уважаемые телезрители. В эфире «Благовест Бурятии». Каждую неделю мы будем рассказывать вам новости о развитии Православия в республике, вспомним какие-то исторические моменты, расскажем о социальном служении Церкви и в конце года, как обычно, порадуем вас интересным зарубежным путешествием… Главную тему года Патриарх Кирилл определил как «нравственные ценности и будущее человечества». Конечно, первое слово предоставляется митрополиту Улану-Удэнскому и Бурятскому Савватию.

Патриарх обозначил главной темой года нравственные ценности и будущее человечества, а что Вы подразумеваете под этими словами – и какое место они должны занять в будущем человечества?

– Я думаю, что, когда Святейший Патриарх говорил о ценностях, он имел в виду в первую очередь Евангельские, христианские ценности, на которых и зиждется наше русское общество в течение многих веков. Даже когда наступило время борьбы с Церковью, религией, коммунистическая идеология приняла за основу те нравственные ценности, которые были основаны на христианстве. Это фактически христианские заповеди, в том числе даже заповеди блаженства. Поэтому ничего нового мы, наверное, и говорить не будем. Это те нравственные ценности, что являются опорой, фундаментом любого нормального общества.

Десять заповедей Божьих и устанавливают те нравственные ценности, которыми должен руководствоваться человек, проживая в обществе и в общении с другими людьми. Наши прадеды даже замков не знали – дверь всегда была открыта, любому прохожему предлагали чашку чая, а уходя, дверь просто подпирали палочкой, потому что действовала заповедь Божия «не укради». Как Вы думаете, может быть, вернуть в наше общество эти десять заповедей?

– Зачем их возвращать? Они и так актуальны сегодня. Что значит – вернуть их в общество?

Но мы отступили от них.

– Отступают не потому, что о них забыли, а потому, что человек просто забывает о них как об ориентире, на который необходимо опираться. Все-таки я не совсем понимаю, как к ним возвращаться; в моем понимании, они никуда не уходили. Другое дело, что человек чаще и чаще стал попирать христианские заповеди. Но каждый из нас, глубоко в сердце или не очень глубоко, а может быть, даже на поверхности, понимает, что эти ценности никуда не делись, они всегда были и остаются актуальными и будут актуальными всегда. Наверное, необходимо не возвращать их, а больше о них говорить и, если так можно выразиться, больше пропагандировать, но вместе с тем не заговаривать, не затирать понятие нравственности.

Общество, особенно западное, становится более секуляризированным. И секулярное общество говорит: что мне нравится, то я и делаю. В таком случае нравственные ценности, конечно, отходят на второй план. Но если мы начинаем говорить именно о нравственности, то необходимо поставить все точки над i, расставить все по своим местам. Если существует нравственность, значит должны быть какие-то рамки, где довлеют не интересы человека, есть устои нравственности, за которые он никогда не переступит. Секулярное общество говорит, что человеку все позволено, самое главное – не мешай другим, а живи как хочешь. Тем самым секулярное общество и его законы вообще размывают понятия нравственности. В нем фактически не остается такого понятия, как нравственность, есть какие-то нормы общественной морали, что-то еще, но о нравственности уже не говорится. Поэтому если мы начинаем говорить о нравственности, то, безусловно, подразумеваем законы Божьи, так или иначе.

По факту, за 70 лет правления коммунизма мы отринули эти десять заповедей, получив взамен многие тома уголовных, процессуальных, административных и т.д. кодексов, но лучше жить от этого не стали, не стали праведнее. Сейчас вроде бы и правительство к Церкви поворачивает – тем не менее, люди почему-то не возвращаются к десяти заповедям: даже вокруг нашего маленького Улан-Удэ столько тюрем и колоний… Может быть, все-таки возродить старый обычай, когда прежде чем учить человека грамоте и математике, ему преподавали Закон Божий и сначала формировали личность и духовную личность?

– Конечно, должен появиться общественный запрос на нравственность. Сам по себе появиться он, конечно, не может. С другой стороны, когда мы говорим, что государство начинает обращать внимание на те или иные проблемы, это хорошо, – но здесь имеются две стороны медали: государство – это неповоротливый механизм, и все, что оно начинает делать, оно начинает прописывать в законах и топтаться, как слон в посудной лавке. Здесь необходимо понять, что в данном случае может государство. Думаю, что со стороны государственных институтов делается уже достаточно.

Можно говорить и о скрепах, и о прочем, но на настоящий момент у нас нет государственной идеологии, вокруг которой строилось бы все остальное. Если ее нет, то в обществе действительно будут разброд и шатания. Запрос на нравственные устои появится у общества только после того, как будет выработана государственная идеология, вокруг которой все будет строиться. А сейчас у нас получается некое броуновское движение: одной рукой мы вроде бы за нравственность, начинаем говорить об этом и в обществе, и вместе с тем все эти устои попираются.

Государство может писать сколько угодно законов, на то оно и государство, чтобы все было прописано и нормировано. Но важно, чтобы еще и общество стремилось к исполнению нравственных законов. Но ответа на вопрос, как это сделать, у меня сейчас нет. Скорее всего, ответ на него должен родиться путем дискуссий, причем на большой площадке. Иначе мы никогда не добьемся того, чтобы в результате у нас было что-то, как раньше, когда, как вы говорили, наши прадеды не закрывали дверей, впускали и угощали всех путников и т.д.

Каким Вы видите наше будущее поколение? Стяжают люди не то – не духовное: не зайдет ли человечество в тупик?

– Мы с вами не первые, кто брюзжит на нынешние нравы. Предыдущие поколения, когда молодыми были мы, говорили то же самое – что молодежь стала не та. И о них так же говорили. Хотя бы даже почитать наших русских классиков, которые устами своих героев говорили, что молодежь пошла не та. Наверное, необходимо проводить разделения: времена меняются, люди остаются теми же, страсти те же.

С чем я не могу согласиться, это с тем, что моральные устои общества развиваются так же, как развивается наша техника, наука и т.д.: если не стагнация, то чаще всего в моральном плане мы падаем – наши нравственные устои идут как раз не в сторону развития, а чаще в сторону деградации. Вот это, конечно, расстраивает: мы в этом плане деградируем. И опять у меня нет ответов на вопрос «что делать?» я могу лишь сказать, что каждый из нас должен что-то делать. Я лично, как священнослужитель, как архиерей и как просто человек, в первую очередь должен заботиться о своем нравственном состоянии, затем заботиться о своей пастве. И если каждый из нас будет хотя бы помаленечку заботиться о своем моральном облике, может быть, и все общество встанет на путь исправления и выздоровления... Нет у меня ответов на данные вопросы. Это очень сложные вопросы.

Вы никак не увязываете высокую нравственность и будущность?

– Нет. Чаще всего и опыт нам подсказывает, что научно-технический прогресс не является залогом нравственности общества: наши деды и прадеды, которые передвигались на лошадях и пешком, во многом были нравственней и чище нас и наших современников. Получается, что и образованность не показатель интеллигентности – если человек окончил даже 3 высших учебных заведения, имеет различные ученые степени, это не значит, что он высокоморальный человек и совершенно не обозначает каких-то моральных или нравственных его привилегий: зачастую среди простых крестьян встречаются люди более нравственные, нежели среди представителей интеллигенции. Наверное, это прозвучит немного цинично и неприятно для представителей интеллигенции, но самые изысканные интриги, провокации, обиды и злодейства происходят именно в интеллигентных сообществах.

Владыка, все-таки у нас пессимистично получилось. Неужели нет никакого прогресса в отношении наших будущих поколений? По-моему, новое поколение – нравственно более здоровое.

– Я очень сожалею, что создал у вас ощущение пессимизма. В общем-то я не пессимист, но и не оптимист, – просто трезво смотрю на мир. Безусловно, есть подвижки в лучшую сторону. В этом отношении, я надеюсь, чем больше людей будет следовать за Христом, чем больше пойдет в храм, тем больше надежды, что мы будем нравственно здоровее. Хотя и сам факт посещения храма тоже не гарантирует, что человек станет абсолютно нравственным – даже в церковном обществе являются разные негативные явления.

Но я настроен позитивно и оптимистично – я надеюсь, что мы сможем воспитать подрастающее поколение лучшим, чем мы сами. Одно поколение, 1990-х годов мы уже потеряли – у детей 90-х уже появляются свои дети, и если мы потеряем это поколение, то как институт наше российское общество потеряет, наверное, очень много, если не развалится совсем. Сейчас необходимо направить пристальное внимание на себя – свое воспитание, возрастание и на наших детей. Если наши дети действительно станут лучше, чем мы, то общество будет здоровее.

Что ж, остается надеяться, что поколение 1990-х, вкусив все прелести, все-таки одумается, общество вернется к десяти Божьим заповедям как к нравственным ценностям, и будущее наших детей будет более радужным.

Записала:
Ксения Сосновская

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475