Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №42 (987) → Иерей Олег Патрикеев: «Образование» происходит от слова «образ», этот образ мы и должны найти

Иерей Олег Патрикеев: «Образование» происходит от слова «образ», этот образ мы и должны найти

№42 (987) / 6 ноября ‘18

Беседы с батюшкой

Сегодня мы будем обсуждать тему православной школы, образования, его качества, говорить и о воскресных школах: тема интересная, сложная, но благодарная – она так или иначе затрагивает всех, кто занимается образованием. Сейчас мы сталкиваемся со сложностями – много детей ходит в воскресную школу при храме, но наступает время, когда они доходят до выпуска в воскресной школе (в 13 – 14 лет), и дальше редкие подростки посещают воскресные школы. Вы в том числе духовник православной школы, которая занимается и настоящим средним образованием, поэтому у меня к Вам много вопросов; один из них – что такое православное образование в современном мире?

– Вопрос очень серьезный. Мы говорили о Православии и его культуре. Само понятие «Православие в школе» немного сужает потенциал Православия, который должен присутствовать в каждой школе. Мы специально ушли от названия «православная школа» – наша школа называется просто Русская классическая школа «Рутения», хотя имеет православный христианский образ. Это сделано специально, чтобы раскрыть свои объятия для всех: если мы назовемся только православной школой, то человек неправославный, даже и крещеный в детстве, сразу чувствует какое-то неудобство – он думает, что будут постоянные молитвы, изучение Библии и т.д., что нельзя сразу давать ребенку.

Образование идет у нас через работу с ребенком как с личностью – в первую очередь это его воспитание, его желание познать мир. Устанавливается взаимопонимание учителя и ученика на каждом уроке. Мы даем направление, когда все уроки, начиная с математики и заканчивая историей, ведут к познанию Бога, и на выходе получаем результат: мы постепенно вливаем в душу ребенка познание Бога. В этом и есть смысл Православия, а не в том, чтобы просто выучить пару молитв.

Иногда мы сталкиваемся с мнением, что если человек верующий, то любой его шаг, так или иначе, подчинен идее христоцентричности, поэтому все люди, общаясь с ним, понимают, что это верующий человек. В вашей школе действует такой принцип?

– Конечно, мы стараемся донести до ребенка именно понимание своей нужности, миссии. Ведь «образование» происходит от слова «образ», и этот образ мы и хотим найти в ребенке. Сам он не может найти в себе образ, по которому сотворены все мы, и поиск учителем в ребенке этого образа может продолжаться очень долго, как при раскопках города. Здесь очень важно, что сам учитель должен желать этого. Христоцентричность и является здесь поиском Христа в человеке, Его образа. Тогда ребенок воспринимает себя как личность, у которой есть миссия, и через игру, действия, пособия, рисунки, через участие в спектаклях...

Даже в спектаклях?

– Конечно. В спектаклях ребенок очень хорошо раскрывается: самое главное – раскрыть ребенка. Каждый ребенок – цветок, который пока еще, как бутон, закрыт, и мы, как садовники – не раскрывая его самовольно с желанием посмотреть, что там внутри, – удобряем, оберегаем, пытаемся потихоньку помогать бутону раскрыться самому, чтобы показать весь свой прекрасный цвет.

Я часто бываю в воскресных православных школах и сталкиваюсь с такой особенностью, когда в одной аудитории вынуждены заниматься и маленькие дети, и подростки. У меня возникает вопрос: как можно преподавать Закон Божий для детей разных возрастов? Вы преподаватель Закона Божия – каким образом Вы строите занятия?

– Вы правы, это невозможно и практически нереально – мы пробовали преподавать для всех сразу, но итог был практически никакой. Дети малого возраста могут шалить, могут тебя не услышать или не понять, поэтому для каждого возраста нужен свой урок. Очень хорошо поступил благочинный – отец Роман, который не пожалел найти учителя на каждый возраст. Его воскресная школа самая большая в нашем благочинии, а, может быть, и в епархии – в ней учится 100 человек. Я был преподавателем в этой школе и тоже понял, что нужно делить детей по возрастам. Лучше потратить больше времени, но это потом тебе воздастся вдвойне и втройне, ибо ты отдаешь себя определенному слушателю. Здесь очень важно найти язык, на котором ребенок тебя поймет.

Мы даже уходим от самого названия «Закон Божий», ведь это даже немного пугает: «А ты выполнил сегодня Закон Божий?» Душа ребенка сразу напрягается, и он, как улиточка, может свернуться и бояться этого слова. Поэтому есть названия «Уроки добра», «Река времени», когда мы изучаем историю от сотворения мира до наших дней. Программа давно разработана, я преподаю ее много лет, и она дает положительный результат.

Конечно, уроки по «Закону Божию» Слободского были нужны для того времени, а сейчас требуется интерактив. Как сейчас ребенку рассказать без экрана? Есть прекрасные картинки и мультфильмы, а ребенок воспринимает именно через картинки. У него художественная память, он помнит то, что рисует, поэтому для каждого урока у меня свои раскраски. Под праздник или день святого мы выполняем раскраски: ребенок рисует и запоминает. У ребенка сильное воображение, и через подобные игровые моменты он начинает воспринимать урок.

Вопрос телезрителя Евгения из Белгорода: «Развивает ли православное образование у детей критическое отношение к получаемой информации, чтобы потом они могли отличать пропаганду от истины?».

– Это первоочередная задача. В начале занятия я всегда делю доску на две половины: плюс и минус. Помните стихи «Что такое хорошо и что такое плохо?».Они легли в основу обучения в нашей школе. Этому учила и наша советская школа – мы взяли у нее все самое хорошее. На каждом занятии мы старались, чтобы ребенок размышлял, ведя диалог с учителем, и сам дошел до понимания, что такое хорошо и что такое плохо: на примерах эволюции, революции (если это старшие классы) и других катаклизмов нашей жизни, которые несутся и с экранов телевизоров, и из интернета.

Мы это разбираем, чтобы ребенок сам делал вывод, но, конечно, с нашей поддержкой, с правильным пониманием, как к этому относится Церковь. Церковь всегда будет относиться к греху как к греху, она не будет говорить, что это полугрех или полутень, поэтому она всегда будет оставаться истиной в последней инстанции.

Дом для нас стал площадкой отдыха: мы целый день работаем и приходим домой уже отдыхать, а ребенок может пообщаться с родителями только вечером; найти время для чтения Священного Писания, прямых разговоров о вере очень сложно. Мы сталкиваемся с такой проблемой в каждой семье. Когда мы пытаемся воспитывать ребенка в Православии дома, это часто терпит фиаско: мы хотим многого, но не получается ничего.

– Я пережил все это со своей семьей. У меня шестеро детей, и каждый ребенок получал свою дозу моего личного воспитания. Когда я только уверовал, у меня было горение, поэтому первому ребенку досталось больше всего. Бедная моя старшая дочка: я делал из нее святого человека, сам при этом оставаясь грешником...

Это очень серьезный вопрос, его надо рассматривать даже до зачатия ребенка, которому мы будем потом рассказывать о Боге. Это надо говорить даже влюбленным парам, которые еще не переступили порог брака. Нужно сначала им рассказывать о смысле жизни, смысле рождения детей, и только после этого они осознанно придут к Венчанию и у них не будет даже мысли о разводе – они будут понимать, что являются одним целым. Тогда ребенок будет рождаться в благодати. Тогда это будет как передача ребенку собственного опыта, а не простое научение, как и что ему делать, ведь это же не кухня, где мы учим его резать винегрет, – это жизнь, которую ты проживаешь и показываешь ребенку, как живут христиане.

Ребенок воспринимает даже без слов, не надо талдычить ему: сделай то, сделай это. Ему самому хочется делать это, ведь Дух Святой находится в его семье. Ведь что такое семья? Семья – малая Церковь. У кого-то я прочитал очень хорошее сравнение, что муж в семье – это священник, который все освящает своим действием, жена – диакон, помощница, а дети – хор, который, как ангелы, собирается прославить Бога на каждой домашней молитве.

Вопрос телезрительницы Ирины из г. Покрова: «Священник очень интересно рассказывает о своей методике работы с детьми (я педагог). Каково его мнение, как это можно внедрить по всей России в каждом приходе?».

– Моя методика проста, я не придумывал ничего нового. Она основывается на любви к детям, на том, как бы я хотел сделать, чтобы детям было интересно и хорошо. Я понимаю, что без Бога это сделать невозможно.

Когда я разговариваю даже со взрослыми, я представляю их детьми, чтобы было легче общаться: чтобы не видеть накопленный ими жизненный опыт, который, может быть, был неправильным. Тяжело увидеть в человеке образ Божий, практически невозможно, мы ведь всегда оцениваем человека и ребенка: как он одет, какие сережки и т.д. – начинается размышление о человеке. А если мы подойдем к человеку как к другу, он прочувствует этот момент.

Во-вторых, методика передачи детям информации из Библии, мне кажется, есть в каждой воскресной школе. Когда еще не было учебников по раскраскам, я просто набирал из интернета раскраски ко всем праздникам, и каждому ребенку на каждый урок мы давали по такой раскраске. Я выписывал на них стихи из Библии, если они уже умели читать. Если еще не умели, то зачитывал сам. Такое игровое и художественное запоминание доступно, в принципе, всем.

Ведь и на уроках химии можно показывать фильмы, рассказывая, как действовал Святой Дух, преобразовывая землю. У нас были такие небольшие игровые эпизоды, когда я задавал вопрос: «Если бы ты был Богом, как бы ты составил землю? Из чего? Вот у тебя есть вода, глина и воздух – давай твори!». Ребенок начинает размышлять, и мы смотрим по Библии: если совпадает, значит, он в теме. Ребенок начинает играть, воображать, фантазировать, и фантазия раскрывает его, не дает ему уснуть на уроке.

Вопрос телезрительницы Ольги из г. Кирова: «Если ребенок впервые пришел в воскресную школу и ничего не знает о Боге, какие знания давать ему в первую очередь? Объяснять ему по «Закону Божию», что такое Бог, молитва и т.д., или проводить занятия по православному календарю, говоря о праздниках, которые отмечаются в Церкви?».

– Если ребенку более 10-ти лет и он умеет читать, мы начинаем урок со строк Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово». И я говорю: «Если мы верим Евангелию, положите руку на Евангелие...» – так можно представить, что я доверяю всем его словам. «Тогда откроем Евангелие и посмотрим, чему мы верим». И вдруг мы читаем, что в начале всего было Слово. И я говорю: «А теперь подумайте, ребята, откуда это слово берется у вас?». И мы начинаем рассуждать, откуда берется слово в человеке. Кто-то говорит, что из мыслей, кто-то – из ума, кто-то замечает, что мы иногда даже не думаем, а говорим (на самом деле это бывает очень часто).

Это начало всех уроков – мы должны понимать важность слова. Ведь оно может созидать огромные города, любой город – это сделанное слово: человек думает об этом городе, набирает себе помощников и говорит им слово, что делать, – и возникает город. И другой человек, который хочет разрушить этот город, собирает военных людей и говорит: «Этот город нужно стереть с лица земли». Он говорит, а они это делают: город уничтожается. То есть словом рождаются и умирают города. «И ваше слово, детки, – говорю я, – очень важно в вашей жизни». И мы начинаем учиться говорить, учиться молиться – это очень важно. В первую очередь, мы должны научиться молиться дома.

Если дома нет молитвы, мы не научим ребенка молиться. Мы можем научить его молиться в воскресной школе, можем научить его и Закону Божию, и другим действиям – правильно ставить свечки. Но если дома нет Церкви, мы воспитаем православного Павлика Морозова, который придет домой и скажет папе не очень приятные слова, что он грешник и т.д. Мы должны воспитать семью, должны впустить Христа в семью – это задача.

Вопрос от телезрительницы из Ростовской области, которая спрашивает, как Вы относитесь к развитию образного мышления у детей воскресной школы: насколько это важно?

– Образное мышление всегда должно присутствовать у ребенка: он так мыслит, он этим живет. До 10–11-ти лет картинки это его жизнь. Как психологи работают с трудными детьми? Они дают им рисовать, и ребенок в рисунке показывает, что у него внутри: иначе мы об этом никак не узнаем. Мы должны научить его рисовать добро, ангелов, и когда ребенок впускает в себя свет, он начинает по-другому мыслить.

Конечно, нельзя допускать искажения образов. Мы не можем дать ребенку нарисовать икону Богородицы или Христа: он ее не нарисует, а образ исказится, что будет неправильно. Поэтому я всегда беру готовые рисунки, которые нужно только раскрасить. У ребенка возникает впечатление, что это он рисует, – и образ проявляется. Мы объясняем детям, что такое икона и что они рисуют окно в горний мир, – он рисует ангелов, с которыми может разговаривать. Ведь это образ, а не его фантазии, мы ведь разговариваем с ангелами, разговариваем с Богом, с Духом Святым. Почему же нельзя дать попробовать сделать это детям?

Человек, что называется, преобразует невидимый мир? Мы так восхищаемся детскими рисунками, ибо в них удивительная чистота и простота. Но я вспоминаю рисунки, которые мы рисовали в детском саду в глубокое советское время, и помню, что мы рисовали только танки и самолеты (причем хорошее – это красное, нехорошее – черное), мы даже соревновались: кто лучше нарисует самолет, взрыв бомбы, и т.д. Понимаю, что разница с нынешними временами очень большая – тем не менее, следующий вопрос: мы, взрослые, воспитываем детей, и эта разница менталитетов настолько огромна, что нам приходится даже обучаться, чтобы разговаривать со своими собственными детьми. Так ли это?

– Никто еще не отменял слова Христа: «Будьте как дети, ибо таковых есть Царство Небесное». Отношения детей с духовным миром намного более чуткие – он для них прост. Ведь для себя мы выдумываем много табу, иногда мы живем просто канонами, для нас догма становится законом. Христос, хотя и пришел исполнить Закон, его же и нарушал. Но нарушал как? Любовью: Он исцелял любовью в субботу. Это нарушение Закона? Нарушение. Но это преображение человека.

Чему можно научиться у детей? Наверное, всему, и прежде всего – любви к нам. Они нас любят безусловно. Часто я задаю крестным родителям вопрос: зачем исполнять заповеди Божии? У меня перед Крещением люди сдают ЕГЭ: вопрос и 4 ответа. Первый – чтобы угодить Богу. Второй – чтобы Бог не покарал. Третий – чтобы быть успешным на земле. Четвертый – чтобы не навредить самому себе. 4 варианта ответа на вопрос, для чего исполнять заповеди Божии. 99% отвечают: «Чтобы не навредить самому себе»...

Дети любят нас, чтобы нам угодить, чтобы сделать нас счастливыми. Они любят нас не потому, что у нас в руке ремень или пряник, а потому, что мы их родители. Такие же отношения должны быть у нас и с Богом, если мы любим Его, чтобы Ему угодить. Мы исполняем заповеди, чтобы Ему угодить – радовать Его.

В семье (говоря о семейном воспитании) ребенок видит разные ипостаси своих родителей. Я понимаю, что, если между родителями любовь и любовь к своему чаду, можно преодолеть абсолютно все, решить все проблемы, все будет хорошо. Но, конечно, хочется обладать ноу-хау… Как узнать, что ты идешь правильно? Чем больше живешь, тем больше кажется, что ты недостоин любви Божией, спасения, и начинается …не уныние, но не очень радостное существование.

– Думаю, здесь нельзя ставить под сомнение слова Иисуса Христа из Евангелия: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет». Слово Христа, данное нам в Евангелии, оживляет человека, не дает уже ему умереть: это соль, это свет, который начинает действовать в тебе, во мне и в детях.

Вы говорите о любви между родителями, – но, еще раз повторю, в первую очередь должна быть любовь ко Христу, тогда это будет совсем иное – это будет правильное понимание жизни, в центре которой всегда стоит Христос. Потом родители. Потом я. Ведь святая заповедь – возлюби ближнего своего: сначала Христа, потом только ближнего. И на этих двух заповедях все пророки и глаголы.

Отче, я очень благодарен Вам. Пожалуйста, благословите наших телезрителей.

– Господь да благословит вас на любовь к Христу и любовь друг к другу.

Записала:
Ксения Сосновская

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Осуждением мы закрываем для себя милость Божию, ставим преграду между нами и Спасителем

– Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Всякий раз, когда мы прославляем имя Пречистой Преблагословенной Царицы Небесной, будь то в связи с воспоминанием о событиях Ее земной жизни или в связи с почитанием тех или иных икон, за Литургией читается небольшой отрывок 2-й главы из Послания апостола Павла к Филиппийцам. Казалось бы, ничего в этом отрывке не говорится о Божией Матери, но это лишь с первого взгляда.

 
Беседы с батюшкой

Священник Димитрий Дмитриев: Деньги в жизни христианина

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс