Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №13 (71) → Святой благоверный великий князь Андрей Боголюбский

Святой благоверный великий князь Андрей Боголюбский

№13 (71) / 13 января ‘97

Жития святых

Святой благоверный великий князь Андрей Боголюбский был сыном великого князя Юрия Долгорукого и внуком Владимира Мономаха. От деда святой Андрей унаследовал великую духовную сосредоточенность, любовь к Слову Божьему и привычку обращаться к Писанию во всех случаях жизни.

Любил князь церковное пение и церковное служение, хорошо знал Устав церковный и прекрасно помнил, память какого святого, в какой день совершается. Любил он тайные ночные молитвы и часто ночью, тайком от всех, ходил в храм, зажигал свечи и молился. Он любил нищих и убогих, давая им милостыню говорил: «Се есть Христос, пришедый искусить меня».

Отец дал ему в управление Владимир на Клязьме, маленький, недавно возникший пригород, и там Андрей прокняжил далеко за 30 лет своей жизни, не побывав в Киеве. Южная, как и северная, летопись молчит о нем до начала шумной борьбы, которая завязалась между его отцом и двоюродным братом Изяславом Волынским. Андрей появляется на юге впервые в 1148 году, когда Юрий, восторжествовав над племянником, сел на киевский стол. Андрей скоро выделился из толпы тогдашних южных князей своими личными особенностями, своеобразным характером. Он в удали не уступал своему отважному сопернику Изяславу, любил забываться в разгаре сечи, залетать в самую опасную свалку, не замечал, как с него сбивали шлем. Все это было очень обычно на юге, где постоянные внешние опасности и усобицы развивали удальство в князьях. Но совсем не было обычно умение Андрея быстро отрезвляться от воинственного опьянения. Тотчас после боя он становился осторожным, благоразумным политиком, мирным распорядителем. У Андрея всегда все было в порядке, его нельзя было застать врасплох, он умел не терять головы во время переполоха. Несмотря на свою боевую удаль, он не любил войны, после удачного боя первый подступал к отцу с просьбой мириться с побитым врагом. Южно русский летописец с удивлением отмечает в нем эту черту характера, говоря: «Не величав был Андрей на ратный чин, но ждал похвалы лишь от Бога». Точно так же Андрей совсем не разделял страсти отца к Киеву, был вполне равнодушен к матери городов русских и ко всей южной Руси. Смущался князь Андрей, видя нестроение своей братии, племянников и всех сродников своих: вечно они в мятеже и волнении, все добиваясь великого княжения киевского, ни у кого из них ни с кем мира нет, и оттого все княжества запустели; скорбел об этом Андрей в тайне своего сердца.

В 1155 г. великий князь Юрий Долгорукий отдал Вышгород в удел благоверному князю Андрею. Но Андрей уже замышлял удалиться от юга России на север. Устрояющему царства Господу угодно было чудесным образом укрепить намерение Андрея и в утверждение новому княжению даровать икону Своей Пренепорочной Матери.

Мысль Андрея основать на Севере отдельное княжество укрепилась в молитве. Заступница для нового княжения обретена, и Андрей в 1155 году без ведома отца, ночью уехал из Вышгорода, взяв с собою вместо сокровищ чудную икону Богоматери. Ее сопровождали из клира Вышегородского священник Николай и диакон Нестор. На пути пред иконою совершали молебные пения, и от иконы совершались чудеса. «Их было так много, — говорит летописец, — что о них одних нужно особое сказание».

С иконою Богоматери пришли к реке Яузе, которая в то время была очень полноводна. Князь послал одного из бывших с ним всадников поискать брода в реке. Посланный, едва съехал с берега, тотчас с конем погрузился в глубину реки, так что его и не видно стало. Князь, обвиняя себя в смерти сего человека, со слезами обратился на молитву перед чудотворною иконою Богоматери — и сверх всякой надежды, почитаемый утопшим, человек выехал из воды на коне с жезлом в руке, не потерпев ни малейшего вреда во глубине реки.

Примерно в десяти верстах от Владимира повозка с иконой внезапно остановилась без видимых причин, и лошади не могли сдвинуть ее с места. Святой князь Андрей приказал совершить молебное пение в честь Божией Матери перед Ее чудотворной иконой, потом молился уединенно в шатре. Во время усердной молитвы ему явилась Сама Царица Небесная и повелела чудотворную икону поставить во Владимире, а на сем месте устроить храм и монастырь в честь Ее Рождества. Помолившись явившемуся Сыну Своему о месте сем и о всей Русской земле. Она сделалась невидимой. Вдохновленный явлением Богоматери святой князь Андрей повелел написать на кипарисовой доске икону Божией Матери, изобразив Пречистую Деву такою, как Она явилась ему, и на сем месте богоугодном, полюбившемся Небесной Владычице, построить белокаменную церковь Рождества Богородицы и основать монастырь, названный вместе с возникшим рядом городом Боголюбовым. Новонаписанная икона была торжественно перенесена в воздвигнутый храм Рождества Пречистой Богородицы и названа Боголюбивою или Боголюбскою.

Ростовцы и суздальцы избрали благоверного князя Андрея на вече. При этом они считали власть князя ниже своей вечевой власти. Андрей был посажен на княжение всею землею в ущерб правам меньших братьев. Решительный в своих действиях, Андрей предупредил всякие со стороны их попытки к междоусобиям, разом выгнал трех своих братьев и удалил от себя двух племянников. Летописец называет святого «самовластием». Действительно, он пожелал властвовать безраздельно. Опираясь на посадских людей, Андрей круто расправился со старой знатью, ростовскими и суздальскими боярами, противившимися его единодержавию.

Такие меры сосредоточили в его руках единую власть над всею ростовско-суздальскою землею и через то давали этой земле, избавленной от междоусобий, значение самой сильнейшей между русскими землями. Все те, кто стоял за старые привычные порядки, не любили Андрея, напротив, понимавшие преимущества единодержавного строя, видели в князе Андрее образец государя. При святом благоверном великом князе Андрее разрозненные языческие племена объединились в единую великорусскую народность, которая приобрела твердое и неколебимое убеждение: без православия не может быть и Руси.

Историческая заслуга благоверного князя заключалась в том, что он остановил распад Руси и сделал Суздальское княжество, в котором зародилась великорусская нация, новым центром ее объединения. Достигнув своей цели на севере и став полновластным государем в Суздальской области, благоверный князь Андрей стал влиять на дела новгородские и киевские, стремился к преобладанию во всей Русской земле.

Святой Андрей строил много церквей, основывал монастыри, не жалел издержек на украшение храмов. Он построил во Владимире монастыри Спасский, Вознесенский, соборный храм Спаса в Переяславле, церковь Св. Феодора Стратилата, которому он был обязан своим спасением во время одной из битв, и много других каменных церквей. Стараниями благоверного князя Андрея были созданы величайшие шедевры русского зодчества: владимирский Успенский собор и церковь Покрова на Нерли. Успенский собор был воздвигнут в центре Владимира. Видимый отовсюду, он гордо царил над городом и округой. Величественный, все вокруг превосходящий и себе подчиняющий, как и держава благоверного князя Андрея.

Святой Андрей Боголюбский, прозванный за свой ум вторым Соломоном, был одним из мудрейших князей русских. Судьба бросила его в омут безвыходных междоусобий, господствовавших в Южной Руси. Чувствуя, как гибла страна от раздробления по уделам, он стремился к спасительному единовластию. По благословению Царицы Небесной святой Андрей стал основателем нового государства. Благоверный князь объявил себя единодержавным великим князем всея земли Русской, а город Владимир провозгласил престольным городом. Это событие совершилось в день поставления иконы Богоматери в Успенском соборе. Святой Андрей явился начинателем нового государственного порядка — русского централизованного государства, идея которого позднее была воспринята и в течение нескольких столетий с успехом воплощена Москвой. Перенеся великокняжеский престол из Киева во Владимир, благоверный Андрей стал первым великорусским князем.

За любовь ко Господу Господь удостоил великого князя страдальческой смерти: люди, осыпанные его благодеяниями, убили святого в 1174 г. в Боголюбове. Последние слова благоверного князя Андрея были: «Господи! в руци Твои предаю дух свой».

 

В других номерах:

Жития святых

11 июля — память преподобных Сергия и Германа Валаамских

Говорится же в рассказах старцев, в произведениях древнерусской литературы XVI века «в древние времена посланы были Иисусом Христом Богом нашим на проповедь ко всем народам святые священные апостолы. Один же из этих двенадцати — Андрей, брат Петров, — среди народа и в преименитом Великом Новгороде, слово Божие проповедовал».

 
Проповедь

Мысль о самоубийстве (Поваленный Крест)

Архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Шаховский) Кто только начинает жизнь, так же легко встречает эту мысль, как и тот, кто кончает жить. Каждый подвал, каждый тупик жизненного лабиринта имеет быстро открывающуюся выходную дверь: «мысль о самоубийстве».

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс