Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №9 (101) → Царю Небесный… 30 мая — День Святой Троицы

Царю Небесный… 30 мая — День Святой Троицы

№9 (101) / 1 мая ‘99

Проповедь

Эта молитва Святому Духу известна каждому православному человеку. Она звучит в начале утренних и вечерних молитв, ее произносят ради призвания помощи Божией на всякое начинаемое благое дело. Только в период от Пасхи до Троицы, на протяжении пятидесяти дней эта молитва не читается. Это благочестивое правило связано с памятью великого события в истории искупленного человечества — с памятью сошествия Святаго Духа на апостолов, которых Православная Церковь празднует в день Святой Троицы (Пятидесятницы), ныне приходящейся на 30 мая.

После Вознесения Господа нашего Иисуса Xриста наступил десятый день, это был пятидесятый день после Воскресения Xристова. У евреев тогда был великий праздник Пятидесятницы в память Синайского законодательства. Все апостолы вместе с Божией Матерью и с другими учениками Xристовыми и прочими верующими по прямому Господню указанию единодушно находились в одной горнице в Иерусалиме. Был третий час дня по еврейскому счету часов, то есть по нашему девятый час утра.

Вдруг сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где находились ученики Xристовы. И явились огненные языки и почили, то есть как бы установились по одному над каждым из них. Именно так это великое событие изображается на иконах праздника Святой Троицы — пребывающие вместе апостолы и Божия Матерь обращены взорами к небу, а над главами у них изображаются знаки Божественного огня.

Все собравшиеся в Иерусалимской горнице исполнились Духа Святаго и стали славить Бога на разных языках, которых прежде не знали. Так Дух Святый, по обетованию Спасителя, сошел на апостолов в виде огненных языков, в знак того, что Он дал апостолам способность и силу для проповеди Xристова учения всем народам; сошел же в виде огня в знак того, что имеет силу опалять грехи и очищать, освящать и согревать души.

По случаю праздника Пятидесятницы в Иерусалиме в это время было много евреев, пришедших из разных стран и, конечно, знавших языки этих стран. Услышав шум, огромная толпа народа собралась около дома, где были ученики Xристовы. Все в народе изумлялись и спрашивали друг друга: «Не все ли они галилеяне? Как же мы слышим каждый свой язык, в котором родились? Как они могут говорить нашими языками о великих делах Божиих?"

Конечно, даже в этот момент мудрость века сего подсказала «странное» объяснение: собравшиеся в недоумении говорили: «Они напились сладкаго вина». Сегодня нам видна вся несуразность таких слов. Но не так ли и мы сами, ныне столкнувшись с проявлением силы Божией, торопимся дать ей слабое, немощное, но нас устраивающее объяснение?

Тогда апостол Петр, вставши вместе с прочими апостолами, сказал, что они не пьяны, но что на них сошел Дух Святый, как это и было предсказано пророком Иоилем, и что Иисус Xристос, Которого иудеи распяли, воскрес из мертвых, вознесся на небо и излил на них Святаго Духа. Заканчивая проповедь об Иисусе Xристе, апостол Петр сказал: «Итак, твердо знай, весь народ израильский, что Бог послал Спасителем и Xристом Сего Иисуса, Которого вы распяли».

Проповедь Петра так подействовала на слушавших ее, что весьма многие уверовали в Иисуса Xриста. Они стали спрашивать Петра и прочих апостолов: «Что нам делать, мужи братия?»

Петр ответил им: «Покайтесь и креститесь во имя Иисуса Xриста для прощения грехов; тогда и вы получите дар Святаго Духа».

Уверовавшие во Xриста охотно приняли крещение, таких оказалось в этот день около трех тысяч человек. Таким образом начало устрояться на земле Царствие Божие, то есть святая Церковь Xристова.

В следующий за Пятидесятницею понедельник Православной Церковью совершается праздник в честь Святого Духа, «единаго от Троицы Бога, единочестна и единосущна и единославна Отцу и Сыну». Он был установлен Церковью «ради величия Пресвятаго и Животворящаго Духа, яко един есть (от) Святыя и Живоначальныя Троицы», в противодействие учению еретиков, отвергавших божество Святого Духа и равночестность Его с Богом-Отцом и Богом-Сыном.

«Дух Святый» называется Утешителем, потому что может ободрить и успокоить нас, Он ходатайствует о нас точно так же, как и Xристос, ибо и Сей есть Утешитель. Посему-то Дух Святый называется иным Утешителем. Иным же назван по единству существа, ибо в одном смысле «иной и иной» мы понимаем о тождественных и соестественных, а слова «иное и иное» — о различных естествах. Сей Святый Дух есть едино со Отцом и Сыном во всем, посему Он и совершает с Ними все, и самое будущее воскресение, и все, что хочет, творит, освящает, разделяет, обновляет, посылает, умудряет, помазует пророков, кратко сказать, совершает все, будучи самовластным, всесильным, благим, праведным, владычествующим. Вообще Он имеет все, что имеют Отец и Сын, «кроме нерождения и рождения», исходя из единого Отца. Когда излиялся Дух Святой на всякую плоть, тогда мир исполнился всяческими дарованиями, и чрез Него все народы руководимы были к благоговению, и всякая болезнь, и всякая немощь изгнаны. Ради этого великого праздника существовала на Руси традиция — не работать, в особенности земледельцам, в День Святаго Духа, хотя этот День всегда приходится на понедельник, то есть с точки зрения людей далеких от Церкви на начало будней недели.

А предшествует празднику Троицы два дня особого поминовения усопших — Троицкий четверик (то есть четверг 27 мая) и Троицкая родительская суббота (в этом году — 29 мая). О Троицкой родительской субботе известно многим, так как она подобна другим Вселенским родительским субботам, празднуемым Православной Церковью. О благочестивой традиции Троицкого Четверика известно меньше. В России испокон века существовала традиция молиться в этот день за «безродных и безыменных» — то есть о тех, чей род пресекся и за них не только некому молиться, но и само христианское имя их изгладилось из памяти людской. Все остальные толкования поминовения усопших в Троицкий Четверик, о чем иногда приходится слышать, неправильны.

Как видите, предстоящие три дня — Троицкая родительская суббота, праздники Святой Троицы и Святаго Духа — для Русской Православной Церкви являются днями усиленной молитвы и о живых, и о усопших, о помиловании и спасении всех нас. Поэтому так важно в эти дни быть в храмах Божиих вместе с детьми, всеми семьями, чтобы были мы едины в молитве и уповании нашем, в стяжании истинного богатства, благодати Святаго Духа, дарованного сперва апостолам, а затем и всем нам, православным. По слову святого Иоанна Златоуста, Святый Дух приходит во время молитвы. А это средство всегда с нами, но особенно важно прибегнуть к нему в предстоящие праздничные дни.

Борис КОСИНСКИЙ,
руководитель пресс-службы
Екатеринбургского епархиального управления

 

В других номерах:

Проповедь

Обращая взор свой к небу. 20 мая — Вознесение Господне

На сороковой день по Воскресении Xристовом — потому этот двунадесятый праздник всегда выпадает на четверг — состоялась последняя встреча Спасителя с учениками. «И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отделяться от них и возноситься на небо.

 
Церковь и медицина

Обращение Преосвященного епископа Никона по случаю международного дня медицинской сестры

В этот весенний день, когда вы отмечаете свой профессиональный праздник — Международный день медицинской сестры, обращаюсь к вам со словами сердечного приветствия и благословения

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс