Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №9 (101) → Сергий Гончаров, зав.кафедрой философии Уральского профессионально-педагогического Университета: Каковы дары светского гуманизма?

Сергий Гончаров, зав.кафедрой философии Уральского профессионально-педагогического Университета: Каковы дары светского гуманизма?

№9 (101) / 1 мая ‘99

Протоиерей Глеб Каледа: брак и современное общество

Согласно «либерально-демократическому» сознанию, центром духовности может быть только светский гуманизм. Каковы же «дары» этого гуманизма?

Зарей гуманизма была эпоха Возрождения. Сознание смещается от Бога к земным интересам, развивается пантеизм, первые утопии о земном рае, звучат гимны достоинству человека. В Германии Мюнцер стремится практически осуществить рай на земле. В ходе Реформации в Германии погибло две трети населения. В XVIII веке французские просветители теоретически обосновывают гуманизм как первопринцип светской культуры. В XIX веке Ф.Ницше, движимый гордыней «сверхчеловека», хоронит Бога, а К. Маркс толкует коммунизм как «практический гуманизм» и разрабатывает теорию революции для разрушения «старых основ» общества. В гипотезе Ч. Дарвина гуманисты увидели обоснование своих взглядов и обрадовались тому, что человек произошел все-таки от обезьяны, а не от Бога. Гуманизм стал светской религией западной технической цивилизации. Эта религия освящала революции, перестройку и нынешнюю смуту в России своими догматами: «человек — это звучит гордо», «все — во имя человека», «права человека», «права сексуальных меньшинств» и т.д. XX век с его религией гуманизма отмечен концлагерями, Xиросимой и Нагасаки, переменой пола, песнями «О, мой Люцифер, о, музыка сфер». Ныне гуманисты-натовцы бомбят оазис православной духовности и в Страстную Пятницу, и в Пасхальные дни. Каждый взрыв натовской ракеты в Югославии несет зловещую весть «Прощай, Xристос! Да здравствует антихрист!». На излете XX века дьявол сбросил маску внешних «прелестей» и обнажил морду вельзевулову. Получается странная картина: солнце гуманизма светит черными лучами сатанизма!

Гуманизм и сегодня является тем пленительным солнцем, на которое слетаются либералы и демократы, атеисты и сатанисты. Критически оценивать гуманизм считается дурным тоном. Но присмотримся к нему пристальней. В нем проглядывает люциферианство технической цивилизации. Люцифер (а ему поклоняются масоны всех ритуалов) вознамерился стать Богом. Как богоборец он был низвергнут и стал дьяволом, сатаной. Гуманисты на место Бога ставят человека. Гуманизм есть религия человека, человекобожия вместо религии Богочеловека Xриста-Спасителя. Человек — это бог, такова формула гуманизма. Но что почитать в человеке? На этот вопрос светское сознание дает множество взаимоисключающих ответов. Сколько людей, столько и «богов». Нерон почитал одно, Гитлер — другое и т. д. Каждый «суверенный» гуманист выдает свою индивидуальную точку зрения за общеобязательную. Такой ценностный «плюрализм» рассеивает общество на атомы, и обессиливает его. Между тем слово «диавол» означает «разделитель». Дьявол во все времена разделяет людей путем их личной гордыни, эгоизма, абсолютизации человеком самого себя. Гуманисты отрицают Бога, чтобы сохранить свою автономию от всяких надчеловеческих абсолютов, превращая свою личную автономию (независимость) в абсолют. По-видимости, ничему не поклоняясь, светское сознание на самом деле поклоняется собственной гордыне и платит за такое комичное самообожествление тем, что пьет до дна горьку чашу субъективизма и вседозволенности. «Ибо повсюду, где человек ищет высшего совершенства в самом себе, отрешаясь от Бога — будь то ради младенческого простодушия и блаженства, будь то ради сверхчеловечности, человекобожественности — повсюду человек поддается соблазну, ступает на обманчивый путь, ведущий его к погибели». Гуманизм позволяет каждой персоне претендовать на абсолютность своих воззрений и тем самым разрушает единство народного духа. А без согласия в душах исчезает согласие и во внешних людских делах. Сознание теряет единую меру и становится всеядным. Коварство гуманизма заключается в том, что он есть религия без Бога, без подлинного духовного совершенного Абсолюта, без подлинных святынь, которые соборно объединяют людей в народ-личность. Мораль лишается своей основы и превращается в служанку прихотей и внешних обстоятельств. Наступает растление души. «Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня, а если иной придет во имя свое, его примите» (Иоан. VI, 43). Гуманизм со Xристом, во имя Его, или же против Xриста и во имя свое — «вот верх и низ, правая и левая сторона».

Ставя на место Бога человека, гуманисты идут богоборческим путем Люцифера. Они смеются над «святым семейством». Вот перед нами их «земное семейство»: материализм обосновывает атеизм, атеизм провозглашает гуманизм, гуманизм утверждает «права человека» в формальной демократии, этой политической оболочке гуманизма. Что предложило людям это «семейство» на практике?

Как практическая идеология гуманизм всегда провозглашает разрушение всего, что противоречит человекобожию, будь то религия Бога, церковь, царь-миропомазанник, «тоталитарное» государсгтво», «консервативные» традиции, «архаичное» чувство патриотизма». Даже в сфере пола гуманисты утверждают свою своеобразную «свободу». Так было во Франции в XVIII веке, где гуманизм разрабатывался с определенной целью — «раздавить гадину» (церковь), «повешать на кишках последнего попа, последнего монарха». Лозунг гуманистов «Свобода, Равенство, Братство» призывал граждан не признавать никаких надличностных авторитетов кроме авторитета собственного разума. Каждый мог мнить себя центром законодательства. Каждый утверждал своеволие и своемерие, попирая целое. Граждане щеголяли друг перед другом в отрицании государства и народных традиций. Мера Божия заколебалась в сознании граждан, и несчастная Франция испила до дна горькую чашу гуманизма с его «дарами». Зашатались традиции, святыни церкви, семьи, национальной культуры и государства. Дух отрицания охватил все общество и стал неистовствовать как «безумие самомнения» / Гегель /. Грянула революция. На гильотине полетели головы короля Людовика XVI, его супруги и сына. Затем — ближайших советников. Затем — ближайших к ближайшим. Гильотина заработала круглосуточно. В предместье Парижа заработали малые предприятия по выделке дамских сумочек из человеческой кожи. Священников утопили в Сене. В главном соборе Парижа выставили голую проститутку для поклонения новой религии «Разума», учрежденной Робеспьером. Наконец, полетели головы самих революционеров. Революция обезглавила саму себя. Зло подвергло себя самоотрицанию. Будущий император Наполеон картечью навел порядок. Такой оказалась на практике истина гуманизма, прав человека и демократии.

Эта истина гуманизма подтвердилась в России в еще более ужасной форме. Кадеты, эсеры, социал-демократы ратовали за гуманизм и демократию. Низвергли Государство Российское, казнили царскую семью, священников утопили в Волге, в городе Свияжске в 1921 году поставили памятник «предтече мировой революции — Иуде Искариоту»! Первоначально кандидатом на постамент был сам Люцифер. Ленинская гвардия начала неслыханный во всей писанной истории кровавый террор. Истреблялась православная патриотическая общественность. Затем сами палачи были «гильотинированы» в 1937-м. Как пишет Ю.М. Бородай, И.В. Сталин вынужден был начать расправу над «врагами народа» — «повальное истребление ленинской гвардии».

С 1985 года «новомышленники» принялись насаждать «гуманизм», «права человека» и т.п. Результат: гибель великого союзного государства, разнуздание инстинкта, угасание культуры, вымирание населения, противостояние всех против всех, поножовщина, сатанизм в средствах массовой информации и «балы сатаны» в домах культуры. Положение в стране выразил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II на недавно прошедшем московском епархиальном собрании: «Население целенаправленно организуется на сатанинских принципах лжи, подлога, обмана, поклонения внешней грубой силе. Внедряются как начала «нормальной» жизни жадность, эгоизм, амбиции, разврат, наркомания, любовь к удовольствиям и развлечениям любой ценой. Сегодня это не отдельные эпизоды злых, порочных, разрушительных действий, а ускоренное строительство общемировой системы зла …» Xотели «ускорения» в развитии СССР, а получили «ускоренное строительство общемировой системы зла»! Xотели устроиться без Бога, обустроить внешнюю жизнь и сытно зажить. О душе и о Xристе забыли. А ведь все делали по науке. — на основе «научного мировоззрения» и «научного социализма». Метили в Бога, а оскопили душу народа.

Сергей ГОНЧАРОВ,
зав. кафедрой философии УрГППУ

(Окончание следует)

 
Церковь и медицина

Священник Сергий Вогулкин, профессор, доктор медицинских наук: Кто поговорит с больным «по душам»?

«Устраним от больного все, могущее нарушить покой его» — вот так в «Руководстве для сельских пастырей» более века назад определялся основной принцип ухода за больными.

 
Братиям нашим, в узах заточенным

…В темнице был и вы пришли ко мне

«Начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему зло». Так пишет ап. Павел в послании к Римлянам (Римл. 13, 3. 4).

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс