Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №11 (103) → О средствах религиозного воспитания

О средствах религиозного воспитания

№11 (103) / 1 июня ‘99

Православная педагогика

В этой теме:

Православная педагогика
Брак и современное общество
Православная педагогика
Опыт православных педагогов

О СРЕДСТВАХ РЕЛИГИОЗНОГО ВОСПИТАНИЯ

(Продолжение. Начало в N 10)

Что же касается того, как вести в школе преподавание Закона Божия, чтобы сообщаемые сведения действовали на все способности детей, т.е. возбуждали бы правильно к деятельности их ум, волю и сердце , то мы не имеем в виду решать этот вопрос в настоящей заметке; ибо, во-первых, на него пришлось бы отвечать целой дидактикой Закона Божия, во-вторых, потому, что самое содержание Закона Божия как предмета преподавания служит достаточным ручательством возбуждения к деятельности всех способностей в детях, а в-третьих, наконец, и потому, что умение возбуждать к деятельности сердце и волю детей посредством сообщаемых сведений из Закона Божия составляет нередко результат личного душевного склада того или другого законоучителя.

Практические средства к религиозному воспитанию детей, несомненно, представляет сама жизнь людей в своих многочисленных и разнообразных проявлениях; а потому и средства эти в свою очередь так многочисленны и разнообразны, что нечего и пытаться перечислять их; ибо воспитательным средством в религиозном отношении может быть решительно всякое явление в человеческой жизни, так или иначе возбуждающее религиозные чувствования в детях и побуждающее волю их к деятельности по указаниям учения Христова. Поэтому для разумного воспитателя не может быть никаких затруднений в подыскании средств к религиозному воспитанию детей, стоит лишь только помнить, что эти средства должны иметь свое основание в правильном понимании религии и назначения человека здесь, на земле. Религия же есть теснейший союз человека с Богом, а назначение человека на земле состоит в том, чтобы он всю свою жизнь направлял к прославлению своего Творца. Отсюда все, что приближает человека к Богу и что ведет к прославлению Его всесвятого имени, и служит самым действенным средством на пути целям религиозного воспитания. Таким образом, в видах религиозного воспитания детей воспитателям следует заботиться о том, чтобы как можно чаще ставить детей в такое положение, в котором бы они чувствовали себя, если можно так сказать, ближе к Богу, и доставлять им возможно больше поводов к прославлению Его имени; это образует уже в школьном возрасте детей почти ничем впоследствии ненарушимую склонность к благочестивой, богобоязненной жизни, что и составляет конечную цель религиозного воспитания.

К числу таких практических средств к религиозному воспитанию прежде всего, несомненно, следует отнести пример благочестивой религиозной жизни окружающих детей лиц. Нужно, чтобы дети имели возможность чаще видеть и наблюдать благочестивых людей и поучаться у них благочестивой жизни, ибо уже одно присутствие таких людей невольно побуждает и окружающих их быть сосредоточеннее и возбуждает в этих последних те или другие религиозные вопросы. «С преподобным преподобен будеши», — говорит слово Божие; а потому чем чаще будут видеть дети примеры благочестивой, глубокорелигиозной жизни, тем собственная их религиозная жизнь будет обеспеченнее. Но, говоря это, мы неизбежно подходим к следующему вопросу, требующему ответа в прямой и положительной форме: где же можно найти эти желанные примеры благочестивой, глубокорелигиозной жизни, когда обыденная жизнь наша, с ее разнообразными нуждами и многочисленными условиями, нередко и благочестивого, т.е. вообще религиозно настроенного человека отвлекает, так сказать, в сторону, вытесняет иногда — и на значительное притом время — религиозную настроенность, заменяя ее совершенно другого рода настроенностью? Вся почти жизнь людей большею частью проходит в суетливых житейских хлопотах, житейская же суета, в свою очередь, отодвигает религиозную жизнь на задний план или, по крайней мере, значительно затемняет ее, вследствие чего даже сами проявления религиозной настроенности, случающиеся, как говорится, урывками, весьма мало заметны для детей, а потому, по-видимому, мало на них действуют.

Итак, где же искать примеров благочестивой жизни, которые могли бы неотразимо и глубоко действовать на детей в смысле религиозного воспитания? Главная забота о религиозном воспитании детей, естественно, всею своею тяжестью лежит на приходском священнике; поэтому он и должен служить для них живым примером истинно религиозной жизни. В этом отношении взоры всех обращены на него, от него всякий прихожанин ждет прямого руководства в своей религиозной жизни. Это постоянно должен помнить всякий священник. Поэтому как законоучитель местной школы священник и во время уроков, и во всякое другое время должен держать себя так, чтобы всякий мог видеть образец религиозной жизни. Правда, что священник тоже человек и в обыкновенной своей жизни, при тех или иных обстоятельствах, особенно же при детях, он должен быть очень осторожен в словах и действиях, ни на минуту не забывая, что он должен быть образцом религиозной жизни. В школах, на уроках Закона Божия, и в церкви, во время богослужения, священник, разумеется, оставляет всякую мысль о житейских хлопотах, и потому в этих случаях он, конечно, представляет собой самый влиятельный в смысле религиозного воспитания пример как для взрослых, так и для детей. Кроме того в каждом приходе найдется хоть несколько людей, отличающихся более или менее постоянной религиозной настроенностью, людей серьезных, у которых религиозная настроенность, несмотря на всевозможные хозяйственные хлопоты, никогда совершенно не затемняется житейской суетою. Такие люди пользуются обыкновенно всеобщим уважением, к ним нередко обращаются за разрешением разного рода недоумений, особенно религиозного характера, ибо такой человек, по общему понятию, живет по-Божески; на таких людей все смотрят тоже как на образец жизни по-Божески, то есть религиозной — и малые дети непременно уже знают таких людей и все, что у них замечают относительно религиозной жизни, считают за непогрешимо верное и бессознательно подражают им в проявлениях своей собственной религиозной жизни.

Живые примеры истинно религиозной жизни с успехом могут быть заменены примерами благочестия, заимствованными из сказаний о жизни и подвигах во славу Божию святых мужей и жен. Каждый законоучитель, без всякого сомнения, рекомендует своим школьникам читать жития святых, да и сам, конечно, найдет возможность или прочитать, или рассказать «житие» нескольких святых, жизнь которых особенно поучительна и может во многих отношениях вызывать к подражанию. Простота и живость рассказа о жизни того или другого святого производят такое впечатление на всех вообще, что нечего уже и говорить о том, какое влияние могут производить подобные рассказы на неиспорченное сердце детей. С этой стороны рассказы о жизни святых могут вполне заменить для детей живые примеры благочестия. По крайней мере, каждый законоучитель должен позаботиться о том, чтобы наполнить душу детей такими живодействующими примерами религиозной жизни из житий святых, ибо преподавание Закона Божия имеет главнейшей своей целью религиозное воспитание детей, а потому законоучитель непременно должен найти время на своих уроках сообщить детям эти образцы религиозной жизни для подражания. Кроме того законоучитель должен требовать от учеников, чтобы каждый из них непременно внимательно прочел житие соименного ему святого и по возможности старался подражать ему в своей жизни. Такие примеры религиозной жизни — живые ли то, или заимствованные из житий святых — будут служить для детей силой, против которой окажется бессильной всякая житейская суета, столь неизбежная в жизни, особенно крестьянской, в страдную пору. Итак, законоучители в видах религиозного воспитания детей должны непременно как сами служить для них примером истинной религиозной жизни, так и обогащать ум детей примерами благочестивой жизни, заимствованными из житий святых.

Х. БЕЛЯКОВ
(«Прибавления к Церковным ведомостям», 1910 г.)

(Продолжение следует)

 
Российская голгофа

Новое чудо святых Царственных Мучеников

Пишу вам по благословению духовного отца, чтобы сообщить о чуде, происшедшем со мною по молитвам Царственных мучеников. В августе 1998 года у меня заболела спина, с подозрением на грыжу позвоночника я пролечилась в больнице, стало легче, но ненадолго.

 
Православная педагогика

Брак и современное общество

(Продолжение. Начало в №9, 10) Несмотря на официальное запрещение проституции, она процветала и в СССР, и в дружественных ему странах; впрочем, при отсутствии в кодексах соответствующей статьи бороться с нею было невозможно, а статьи не было

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс