Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №11 (103) → Психологический анализ собрания секты «Новая жизнь». Психолог М.Ицкович

Психологический анализ собрания секты «Новая жизнь». Психолог М.Ицкович

№11 (103) / 1 июня ‘99

Мир сект

(Окончание. Начало в №10)

Ведущая расширяет смысл фразы во времени восклицаниями типа:

«Иисус всегда тот же, — всегда, сегодня, завтра и вовеки».

То есть идет перенесение достигнутого эффекта на время после собрания и на максимально долгий срок, хор начинает петь эту фразу и в течение песни делает закрепляющий знак руками домиком над головой. Ведущая присоединяется к хору в центре сцены. Об этом знаке руками нужно пояснить отдельно. Этот знак универсален у всех людей и означает крышу над головой, защиту от неприятностей, дом и тех, кто в нем живет, особенно родителей. Более полно можно посмотреть расшифровку этого символа в аналитической психологии К. Г. Юнга.

Таким образом трансонаведение связывается и закрепляется устойчивыми ассоциациями с самыми базовыми положительными воспоминаниями детства. Это очень устойчивая привязка. Одновременно с этим достигается эффект «возрастной регрессии», когда взрослый человек, обращаясь в детские воспоминания, становится полностью доступен внушению от авторитетных для него людей (родители или те, кто их заменяет).

Так ведущая связала свой образ с матерью присутствующих в зале людей. Теперь нужно вывести на сцену положительный образ отца.

Действительно на сцене появляется мужчина. Теперь, когда образы отца и матери на сцене, необходимо сгармонизировать их действия и тем самым получить психотерапевтирующий эффект у аудитории. Поскольку большое количество людей имеет конфликты в своей семье, то естественно дать разрядку накопившимся конфликтам. В случае, если оба супруга в зале, то эффект достигнут. Если же в зале один супруг, то по возвращении домой произойдет попытка примирения. В случае отказа супруга от примирения он тут же попадает в позицию упорного еретика, желающего познать «истину», что еще более подчеркнет значимость секты. Можно взглянуть и глубже. У каждого человека есть мужские и женские черты характера. Гармонизация их приведет к большему личностному комфорту. Этот вариант рассчитан на одиноких участников в зале.

Итак, музыка становится плавной и медленной, давая отдых от эмоционального накала и погружая в еще более глубокий транс, и мужчина с ведущей начинают песенную перекличку, восхваляя Иисуса (читай — секту) и сливаются под конец в едином призыве.

Следует заметить, что на данный момент значимо (детство, родители, дом, семья). Достигнута очень существенная психологическая разрядка.

Однако оборотная сторона действа заключается в том, что зрители пассивны, их сознание и воля не участвуют в происходящем и поэтому результаты психологической разрядки будут недействительны без постоянного подкрепления в секте. Если человек попробует отойти от секты, то его постигнет тем более горькое разочарование в жизни, чем более полно он был эмоционально захвачен. Отсюда можно понять, чем так навязчиво притягательна секта. Следует отметить также, что такая предпосылка коренным образом отличается от верующих, к примеру, православного вероисповедания, где опыт духовного возрастания достигается сознательно-волевым усилием.

К настоящему моменту у зала критичность мышления снята полностью, «возрастная регрессия» в детство завершена, и есть легкая возможность заложить в психику людей любую программу.

На сцене появляется женщина — «мать». Это иностранка с переводчицей, тоже значимый момент. В менталитете русского народа иностранец ассоциируется с посланцем неведомого («не наша земля») и поэтому он представитель чего то более высокого и организованного. Поскольку иностранка говорит на английском языке, то здесь подсознательная ссылка на довольство и организованность США. Сознательно же, иностранка представитель Бога (или сам Бог) и поэтому обладает высшим авторитетом. Начинает говориться в типичной для трансонаведения эмоционально-аффектированной манере следующий текст (напоминаю, что под именами Божиими подсознательно подразумевается секта):

«Иисус, спасибо, что ты сильный, всемогущий, радостный. … Ты коснешься наших сердец и сделаешь нас подобными себе… Наши сердца станут твоими, мы любим тебя, все больше любим тебя… Нам нужно видеть тебя во всем… Спасибо, Дух Святой, за то, что ты коснешься каждого человека и будешь менять их… Это то, что сделал сегодня, делал вчера, сделаешь вечером и будешь делать завтра… Мы ничто без него … Мы любим тебя за доброту и милость к нам… Я призвал вас, чтобы дать вам что-то, дал почувствовать что-то, увидеть что-то и поднять вас к себе… и вы победители, поскольку я внутри тебя, чтобы вести тебя, чтобы направлять тебя, чтобы ты никогда не был одинок… Я твое прибежище, я твоя крепость, я буду вести тебя в неизвестные земли (смотри пояснение выше.- Примечание автора)…

Длительное молчание (для более полного закрепления). Рыдания… Иисус… И в трудностях дома, и в трудностях в браке ты не не одинок… Я буду говорить за тебя… Только Я могу совершить чудо в твоем доме… Молчание… Это так? (зал: Иисус). Это так ?!! (зал: Иисус). Это так!!!! (зал: Иисус)… Бурные возгласы, скандирование.

Программа задана. Комментарии, как говорится, излишни. Далее по логике наведения транса необходимо сделать аудиторию активным участником и реализатором заданной программы.

Начинается постепенное включение участников. Сначала со сцены на середину вызываются члены хора. Ведущая от имени Бога взвинчивает стоящих быстрой, директивной речью, а потом резко толкает человека головой назад. Человек лежит и поднимается через минуту. Такое действие трактуется как посвящение Богу. Следом вызываются желающие из зала и с ними проводится та же операция. После этого всему залу взмахами руки раздаются благословения касания Бога. В течение долгого времени на сцене лежит без помощи человек, совершая характерные для эпилептического приступа нескоординированные движения руками и ногами.

Такая методология в точности повторяет методику массового внушения директивной суггестии, используемой, в частности, небезызвестным Кандыбой. Сначала вызываются наиболее внушаемые и уже загипнотизированные (участники хора), потом наиболее внушаемая часть зала, потом охватываются те, кто не вышел. Используется эффект группового соучастия в действе.

После задания программы и перевода ее, для закрепления, в активную фазу, необходимо отсоединиться от всех возможных факторов, которые могут помешать участию в секте (супруги, родители, обязанности и т.д.). И, действительно, далее ведущая ведет долгий монолог о том, как она отказалась от брака и обязанностей и Бог (читай — секта), заменила ей все. В этом монологе используется техника эриксониановского гипноза «погружение в истории». Смысл ее в том, чтобы, запутав внимание многими цепляющимися друг за друга рассказами, как выводы подавать нужные директивные указания. В данном случае это указания отказа от социальных обязанностей и полного подчинения секте.

После этого, по логике трансонаведения необходимо опять положительно аффектировать аудиторию и закрепить эффект чем-либо потрясающим сознание. Это достигается дружным восхвалением собравшимися Бога и последующим исцелением «бесноватой». Ее расстилают на полу, молодые мужчины держат ее за руки, а ведущая, превозмогая крики лежащей, проговаривает за нее исповедование грехов и через какое-то время «бесноватая» встает. Бурный ажиотаж зала. Ведущая взмахами руки раздает исцеления всем в зале.

Надо сказать, что нет никакой возможности реально оценить состояние «исцеленной». Неизвестна ее история болезни, нет психиатрического освидетельствования до и после «исцеления», вообще не видно лица «болящей». Поэтому с научной точки зрения эксперимент поставлен нечисто и, следовательно, недостоверен.

Резюмируя все вышеприведенное, можно с уверенностью сказать, что структура данного собрания четко выстроена в классической трансонаводящей манере эриксониановского гипноза. Таким образом ущемлены права на психологическую безопасность личности присутствующих на собрании, поскольку аудитория не была предупреждена о воздействии, с одной стороны, а, с другой, пропаганда отказа от социальных обязанностей напрямую нарушает права членов семей участников собрания.

С точки зрения причинения ущерба психическому здоровью граждан данным собранием что-либо определенное в этом случае сказать невозможно, поскольку не было проведено медико-психологического обследования состояния граждан. Однако можно привести статистические исследования отечественных психологов, занимающихся вопросами сект, о большой степени деструктивности сект, использующих в своей практике гипнотические технологии. Эти данные могут быть с легкостью найдены в библиотеке им. Белинского в работах психолога Волкова С.И…

Оценивая же продуцируемые в ходе проведения собрания директивы, можно сказать, что они направлены на инфлятивное, сверхобъемное расширение эго-сознания за счет дискредитации социальных ценностей и оправдывания своих поступков неоправданной санкцией на высший авторитет.

Таким образом, работа В.Ф. Езерского «Медико-псиxологическая экспертиза собрания секты «Новая жизнь» лишь недостаточно аргументирована для заявленного статуса экспертной оценки. Однако она вполне адекватна по своей сути.

 
Православная педагогика

Сторонники «полового воспитания» вновь наступают

20 мая 1999 г. состоялся круглый стол «Насущные проблемы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения», организованный Екатеринбургской Городской думой и Управлением образования

 
Мир сект

Неопятидесятники убивают: от Бразилии до Якутии

В первых числах марта название затерянного в тайге на юге Якутии городка Алдан стало известным всему миру. Трагические события в небольшом якутском райцентре развивались следующим образом.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс