Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №12 (104) → Диакон Андрей Кураев. Как православному человеку относиться к компьютерам

Диакон Андрей Кураев. Как православному человеку относиться к компьютерам

№12 (104) / 8 июня ‘99

Православная психология

Понятно отстранение православных христиан от компьютерных игр. Незнакомое всегда требует осторожности. Мы росли без этих игр так, может, лучше и наших детей уберечь от этого нового, непонятного влияния. Ну, а если попробовать не пугаться неведомого, а присмотреться к нему и попробовать найти ему доброе применение? Самая опасная сцепка из компьютерного мира: компьютер — компьютерные игры — дети. Не крадут ли компьютеры детей из наших домов? Дети говорят на непонятном для нас языке (чаты — сайты — чипы). Возвращать их в реальный мир приходится чуть ли не силком. Может, защитить их от странного и, скорее всего, вредного влияния? Но подождите. А разве впервые дети уходят в свои миры, непохожие на наш? Разве те, кто зачитывался Жюль Верном, Дюма и Конан Дойлем, не уходили в их миры? И что же, неужто в итоге они вырастали неспособными к слышанию евангельских слов? Не торопитесь осуждать: авантюрные романы и детективы только что перечисленных авторов читал Государь Николай Александрович в заточении своим детям. А те дети, что, не читая книг, превращали соседнюю рощу в свое тайное и сказочное место, разве они не жили в своей «виртуальной реальности»? Разве любая детская игра не есть уже тем самым «придумка»? И легко ли отвлечь ребенка от любой игры?

Но если мальчишки все равно играют в войну, так, может, будет лучше, если малец будет целиться из палки или из игрушечного автомата не в живого своего сверстника, а в «виртуальную» мишень?

Сколько говорилось о необходимости избавить детей от влияния улицы. Компьютер это и делает. Мне это немного даже жаль. Мне жаль, что уже несколько лет весной я не вижу мальчишек, пускающих кораблики по ручьям. А зимой не видно снежных крепостей и их штурмов. И даже снежные бабы стали редкостью в наших дворах. Компьютеры и игровые видеоприставки увели наших детей со дворов и улиц. Они вернули детей в наши дома. И разве вина детей или компьютеров, что в наших домах детям становится скучно без электроники? Если мы скучны самим себе, если мы не можем быть детям интереснее цветных пятен на экране — это наша вина, а не вина техники или «западной цивилизации».

Да, компьютер отвлекает и увлекает. Интернетовские знакомства, игры, поиск информации — интересной, но далеко не всегда нужной — но разве это повод для того, чтобы анафематствовать компьютеры и удерживать своего ребенка подальше от их мира? Увлечься сверх меры можно чем угодно. Но тут важно определить: а какова, собственно, сама мера?

Порицатели компьютера и компьютерных игр, кажется, исходят из убеждения, что человек призван к непрерывному пребыванию в молитве, а потому любое действие, которое занимает человека чем-либо иным, отвлекает его от молитвы и потому является антихристианским. Верно — схимник, который отложил бы четки и начал искать новости в Интернете, был бы странен. Но разве все христиане схимники? И разве схимнический подвиг есть единственный образ служения Богу и людям? И разве помимо молитвы нас ничто не отвлекает от молитвенной сосредоточенности? А если наша жизнь и жизнь наших детей не вся наполнена молитвой, надо ли лишь призывать к тому, чтобы этот остаток сократился, исчез и был покрыт приумноженным молитвенным правилом?

Мне представляется, что книжные призывы к непрестанной молитве сегодня гораздо опаснее, чем любые компьютерные игры. Дело в том, что если человек всерьез воспримет такой призыв, вычитанный к благочестивой книге или произнесенный приходским проповедником, и встанет на путь непрерывной молитвы, то он весьма и весьма рискует. Прежде, чем он очистит себя от страстей и увидит нетварный свет, он, скорее всего, приобретет букет болезней психических и духовных, впадет в глубочайшую прелесть. Ибо при отсутствии опытного духовника, который сам не один год практикует «умную молитву», без постоянного советования и направления человек, решившийся освоить высший образ молитвы по книгам, окажется почти беззащитным перед лицом прелестных наваждений. А много ли у нас сегодня духовников, могущих вести людей по этому, высшему и прямому пути? — Нет.

Поэтому вполне трезво общецерковное требование благочестия; читай ежедневные утренние и вечерние молитвы по Молитвослову. Каждое дело начинай с обращения к Богу за благословением и помощью. Почаще бывай в храме. Если есть силы, время и усердие — читай также по евангельской главке в день, по кафизме и по канону. Но все, что сверх обычного правила — лишь по особому благословению духовника.

Значит, в жизни человека есть место и иным занятиям, прямо не совмещенным с молитвой. Есть место и для толики игры, и для общения, и для переписки, и для потребления новой информации (в том числе и нецерковной). Если человек занят чем-то, что не связано прямо с молитвой, нельзя сразу расценивать это как грех. Человек может спать, гулять, беседовать с друзьями на светские темы и это не будет грехом. Игра — это необходимая и неизбежная часть жизни практически любого человека, отнюдь не только ребенка.

Игра — это умение быть иным, чем на работе. Это растождествление человека с той социальной ролью, к которой он прикипел и в которой привыкли его видеть окружающие его люди. Видели ли бы вы, как играют монахи и даже архиереи! Нет, они не играют в куклы или в войну. Но вот встречаются близкие люди, например, одноклассники по семинарии. Сейчас у них разные саны, разное положение в обществе, и живут они вдалеке друг от друга. Все сами по себе люди серьезные и уважаемые. Но так хочется, чтобы кто-то общался с тобой просто по-человечески. Без «высоко-преподобий» и «преосвященств». Сказал бы «ты» и по-школьному, по-старому, по-простому сказал тебе то, чего не скажут люди из твоего нынешнего окружения. Подслушает этот разговор кто-то со стороны и скажет: «Ну и дурачатся! И как это мой владыка (или мой батюшка) позволяет так с собою обращаться!»

А разве не вид игры — традиционные (в том числе и в духовном сословии) душевные русские посиделки с коммуникационным посредником в виде бутылки? Нет — не алкоголизм, не пьяное свинство. Есть действительно та степень прикосновения к алкоголю, когда вино веселит сердце человека и помогает ему повернуться к своим собеседникам иной стороной, неожиданной и, бывает, очень человечной. Одно из именно светлых и совсем не покаянных воспоминаний моей жизни — это такие вечеринки в семинарии. Тогда я убедился в правоте апостольских слов: «Чистому все чисто». Ведь что у трезвого на уме, то у пьяного на языке. А если все-таки на уме чистота? И если в светских компаниях вино сразу переходит в блуд (хотя бы в виде анекдотов), то расслабившиеся семинаристы переступали совсем иные табу. Например — табу на рассказы о своем духовном пути. Ведь в православной Цекрви не принято рассказывать о чудесах, которые были в твоей жизни, не принято говорить о своем опыте церковности и о своем пути к вере. Ко вино снимало этот запрет. И человек, который казался сухарем и рационалистом, вдруг раскрывался такой живой гранью своей жизни.

Так что бывают игры, в которых человек оказывается более человечен, чем в своем официальном мундире. Человек понимает свою несводимость к своему привычному общественному положению. В этом смысле игра — это слабая светская тень покаяния. Ибо покаяние — это жажда быть другим.

С точки зрения философов-антропологов и психологов, игра — это действие человека, которое не направлено к извлечению выгоды. В игре не ставятся цели, выходящие за рамки происходящего. Она замкнута в себе. И в этом смысле бескорыстна! Так что всякий раз настораживаться при слышании слова «игра» не стоит. Просто всему должно быть свое место: делу время: потехе — час. Или, строже, словами св. Феофана Затворника: «Дело одно, остальное -приделок»

И, конечно, тут самое место вспомнить слова блаж. Августина, полагавшего, что все беды человечества происходят из-за нарушения подлинной иерархии — когда «мы пользуемся тем, что надлежит наслаждаться, а наслаждаемся тем, чем надлежит лишь пользоваться».

Но если и мир взрослых не лишен игровых моментов, то тем более к ребенку не надо подходить с требованиями, предъявляемыми к жизни схимника. Если же мы будет говорить детям, что компьютер их враг, то в итоге они будут прятаться в мир компьютера (школьного или соседского) от нас. Так, может, просто надо контролировать содержимое этого ящика, качество тех игр, что хранятся в нем?

Я знаю православные семьи, которые покупают видемагнитофоны и телевизоры, но не подключают их к общим телеантеннам. Такой телевизор не показывает то, что вещают из Останкино, но на нем можно показывать детям те видеофильмы, что покупаются родителями. Православная видеотека в таких домах состоит не только из церковных фильмов. В ней есть советские мультяшки, и опять же советская киноклассика — «наше старое доброе кино». Ребенок не может жить без сказки, без «мульти-пульти». Нынешние американские мультфильмы чудовищны. Многие из этих сериалов насквозь пронизаны оккультно-языческими идеями и «чудесами» («Прииди ко мне, Дух Огня!» «Сила моя, не оставь меня!»). Но видеомагнитофон дает семье определенную меру независимости от государственного телевидения. Как магнитофон давал возможность слушать не только ту музыку и не только те песни, которыми советские радиостанции вдохновляли советский народ на строительство коммунизма, но и очеловечивающие песни Окуджавы, Высоцкого, Галича, Никитина, Городницкого , так и видеомагнитофон может стать пособием к созданию в доме климата, отличного от того, который царит в целом в стране.

Без игры ребенок расти не может. Он познает себя и мир в игре. Надо просто подбирать игры. Если они учат безжалостности и насилию, то этих игр не нужно. Но если они развивают смекалку, реакцию, учат предвидеть далекие последствия своих шагов, то пусть такие . игры придут к детям. И не надо ссылаться на то, что на компьютерном рынке преобладают игры с насилием. Какое нам дело до того, что там преобладает. На книжном рынке тоже большая часть изданий бездумна и бесчеловечна. Но это же не повод для того, чтобы закрыть все библиотеки и сжечь наши, церковные книги. Также и на компьютерном рынке. Он разнообразен. И пусть и в меньшем числе, но умные и добрые игры подобрать на нем можно.

Если мы запретим православным детям компьютерные игры, мы потеряем Россию. Да, именно такова цена нашего брюзжания по поводу компьютерной цивилизации.

Если ребенок с детства не приучен к работе с компьютером, он так и будет держаться от компьютерного мира на почтительном расстоянии, и никогда вполне не овладеет всеми возможностями компьютерной цивилизации. А ведь цивилизация будет именно такой в наступающем веке. Дети из православных семей, которым не покупали компьютеры и прочую бытовую электронику, вырастут компьютерно безграмотными. Они будут значительно уступать своим сверстникам в возможности адаптироваться к университетским системам. Затем они будут значительно проигрывать своим светским ровесникам при поиске работы. Без знания компьютера наши дети будут обречены на роль чернорабочих. Мы что — действительно хотим, чтобы наши дети были просто шабес-гоями, прислугой? Ведь без знания компьютера путь в элиты XXI века будет закрыт. Из элит мы уйдем, и поделом, потому что луддитам там не место. Убегая от одного искушения, причем скорее предполагаемого, гипотетического, мы можем ввергнуть себя в пропасть совершенно реальную.

Действительно ли православные ревнители желают, чтобы Россия в следующем столетии управлялась без всякого участия православных людей? Они всерьез желают, чтобы наука, бизнес, журналистика, культура, политика обошлись без православных? Но если именно их мнение возобладает в Церкви — то, какое же тогда право будет иметь горстка необразованных и озлобленных маргиналов твердить, будто «Россия была, есть и будет православной»? Напротив, ради просто своего выживания Россия должна будет отшвырнуть их куда подальше.

Уже несколько столетий мы живем в мире соревнующихся технологий. Если, мы сами выведем своих детей из мира современных технологий, то останется только пожелать, чтобы Россия не поддалась влиянию таких ультраправославных. Позиция хулителей компьютеров ставит нас перед выбором: если они победят, и навяжут свои мнения и страхи всей стране — то Россия, окончательно лишенная научной, технологической, экономической и военной мощи, будет поделена между турками, китайцами, японца-ми и поляками. Или (если победа компьютерофобов ограничится лишь рамками Церкви) православные навсегда потеряют право мечтать о какой бы то ни было «симфонии» с общественной и государственной жизнью.

Так уже было на исходе XVII века. Тогда реформы патриарха Никона при всей их малсобоснованности, непродуманности, спешке и жестокости промыслительно спасли Россию и Православие.

«Православный Симбирск»,
апрель 1999 г.

(Окончание в следующем номере)

 

В других номерах:

№11 (152) / 15 апреля ‘01

Православная психология

Человек остался одиноким

 

Православная психология

Через дымку горьких слез…

 

Православная психология

Да не развеет нас ветер цивилизации…

 
Православная психология

О манипуляциях сознанием людей. Профессор, доктор наук, зав.кафедрой мед.психологии УрМедА священник Сергий Вогулкин

C. Вогулкин, священник Свято-Троицкого Архиерейского Подворья,доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой психологии и педагогикиУральской медицинской академии

 
Братиям нашим, в узах заточенным

Братиям нашим, в узах заточенным

Дай, Господи, терпение "Господь да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Xристово (2 Фес. 3, 5). Мы все, конечно, готовы обратиться к Господу с такою молитвою, потому что все нуждаемся в терпении. В Иисусе Xристе терпение, как и все прочие Его свойства, достигло совершенства. "...Пришел к своим, и свои Его не приняли" (Ин. 1, 11).

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс