Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №22 (138) → «И свет во тьме светит…»

«И свет во тьме светит…»

№22 (138) / 1 ноября ‘00

Проповедь

В этой теме:

Проповедь
О вере и спасении
Проповедь
Не умирай пока живешь!

Мы входим в храм — и видим сияние множества звезд в полумраке его пространства. Это церковные светильники. В чем их предназначение, их сокровенный смысл? Не осознав всей важности этой обязательной принадлежности “дома Божьего”, нельзя до конца проникнуть в таинства церковных священнодействий. Святые Отцы Церкви в своих трудах уделяют внимание светильникам, упоминания о них нередко встречаются в богословской литературе. Дионисий Ареопагит называет вещественные светильники “образом невещественного озарения”. “Настольная книга священнослужителя” говорит: “Горение в церковных светильниках воска и елея призвано обозначать Божественный свет, отличный от того света, которым пользуются для освещения в миру, ибо Церковь — Царство не от мира сего”. Таким образом, светильники в храме олицетворяют источники света, исходящего из Царства Божьего.

История церковных светильников восходит к самым ранним эпохам христианства, к пещерным храмам, освещенным лампадами. В древности лампы или подсвечники устраивали в виде виноградной кисти. Сохранились сведения о древнейших способах освещения церкви, бытовавших еще у греков. Профессор Б. Голубинский в “Истории русской Церкви” пишет: “соединение многих кандил устроялось или посредством подвешивания их к кругам, или навешиванием на протянутые через церковь цепи, или верви, как гирлянды. Цепи висели не постоянно, а по большим праздникам. Для отдельных светильников цепи иногда крепили в свод, а не между стенами”. Такие светильники и сейчас можно встретить в храме Гроба Господня в Иерусалиме.

Образ и форма светильников в значительной степени определяются его предназначением и местоположением. Одиночный огонь лампады может означать одного из святых Церкви. Напольные светильники первообразом своим имеют Божество, являющееся людям, согласно Ветхому Завету, в виде огненных сущностей: столпа, водившего народ Израиля по Египту, неопалимой купины, представшей Моисею. “Любой светильник со свечами, на каждой лампаде разнообразно постановленными, может служить образом неопалимой купины”. Особый статус имеет церковное паникадило — самый большой из всех храмовых светильников.

Паникадило. “Настольная книга священнослужителя” трактует паникадило как символ “собрания, созвездия людей, освященных благодатью Духа Святого, просвещенных oгнем веры, горящих огнем любви к Богу…”. Симеон Солунский “свечи в хоросе уподобляет звездам, а самый круг, где поставлены свечи, называет твердию”.

По другой версии, “те свечи, кои располагаются на лампаде правильными кругами, обозначают колесницу, восхитившую Илию, а самые круги изображают как бы колеса этой колесницы…”. (Колеса колесницы уместно сравнить здесь с Престолами, которые изображаются на иконах в виде крылатых колес, исполненных очей). Кроме того, паникадило на тринадцать свечей может обозначать двенадцать апостолов и Иисуса — в таком случае одна свеча располагается в центре и выше остальных.

Церковные паникадила могут быть одно- и многоярусными. Ярусные паникадила — яркое олицетворение иерархичности горнего мира, указание на “стройный и постоянный порядок на небесах”. Если круг паникадила сопоставить с небесной твердью, то несколько вертикальных рядов кругов будут обозначать несколько уровней небес или несколько чинов существ, их населяющих. Если же сопоставить его с собранием воцерковленных людей, то ярусы будут символизировать ступени человеческого совершенствования. Число ярусов может быть разным: три, пять, семь, девять, двенадцать. Нет установленного количества ярусов для всех паникадил — так же, как “нет и точного количества чинов небесных существ, а сколько их — в точности знает это один Бог, виновник их иерархии”.

Самые древние паникадила называют “хоросами”. Они выглядят как металлическое или деревянное “колесо”, подвешенное на цепях к куполу храма. По окружности “колеса” ставятся лампады или свечи. Однако нам более знаком другой тип паникадила, появившийся в России не так давно, в 17 веке, и с тех пор прочно закрепившийся в церковном обиходе. Их и называют собственно “паникадилами”. Иногда различают названия “паникадило” и “поликандило”. Поликандила имеют от 7 до 12 светильников и обычно устраиваются в боковых приделах (или небольших церквях), паникадила имеют более 12 светильников и располагаются в центральном подкупольном пространстве. Этот светильник с расходящимися от центрального стержня кронштейнами в виде растительных побегов, на которых крепятся свечи, завершается массивным металлическим “яблоком”. Формой своей паникадило немного напоминает дерево. “Древовидная” структура есть образ древа жизни и неопалимой купины. Металлическое “яблоко” символизирует щедрые плоды небесной мудрости и благодати. В архитектуре храмов тоже встречается сходный похожий элемент, который называется “гирька”. Он применяется в оформлении арок и наличников многих церквей как знак благословения и обетования духовных плодов, получаемых в доме Божием. “Золотое яблоко”, растущее под пышными ветвями паникадила, можно трактовать и иначе — как небесную сферу, прорастающую побегами божественного света, энергии, высшего знания. Таким образом, церковное паникадило несет в себе характеристики трех высших ангельских чинов: Серафимов, как существ “пламенеющих, или горящих”; Херувимов, как имеющих свойство “обилия познания, или излияния мудрости”; и Престолов, способных “постоянно возвышаться над всем дольним, премирно стремиться в горние…”.

Напольные светильники. Напольные подсвечники видом своим вызывают в воображении пылающий неугасимым пламенем куст — “неопалимую купину”, или огненный столп, водивший народ Израиля по пустыне. Самые древние напольные светильники имели, по описанию автора “Истории русской церкви” Е. Голубинского, такой вид: “Подстава внизу в виде вскинутого блюдца, блюда для свеч были значительно менее нынешних и стволы их, состоящие из перемежающихся соединительных трубок и яблок, были одной толщины по всей своей длине”. Современные светильники более сложные по форме: их основание похоже на витую колонну или ствол дерева, иногда перевитый гроздьями винограда, блюдо для свеч тоже богато декорируется. Формы таких подсвечников также символизируют ангельские силы (“дыньки” и другие “плоды добрые”, виноград, спиральные фигуры, ажурное “оперение”, уступчатые карнизы и основания — все это образные указания на ангельское воинство и его иерархию). Существует еще один вид напольных церковных светильников, очень древний — так называемая “тощая свеча”, или “вощаница”, напоминающая поставленный на торец цилиндр, украшенный богатой росписью, фантастическими травами, изображениями святых. Тощие свечи делаются из жести или из дерева, хотя первоначально изготавливались из воска (отсюда и произошло их название). Встречаются они нечасто, но в середине 19 — начале 20 веков разрабатывались для интерьеров многих известных церквей, таких, например, как Храм Христа Спасителя в Москве.

Особое место в ряду светильников занимает семисвечник. Он занимает важнейшее место в храме — за престолом в алтаре. Не совсем известно, как и когда этот предмет вошел в церковный обиход. Древнейший его прототип описан в Ветхом Завете, при устройстве Скинии Моисея. Семь звезд в Апокалипсисе означают семь Ангелов семи церквей, а семь светильников — семь церквей, семь духов Божиих (Откр. 1:20, 4:5). Семь светильников горят перед престолом Вседержителя. Так объясняется число светильников в семисвечнике. Для семисвечника также характерна форма стилизованного дерева. Помещаемый за престолом в алтаре, то есть в самом центре церкви, в сердце ее микрокосмоса, этот светильник символизирует мировое древо жизни, которое росло в центре ветхозаветного Рая.

Особый тип церковных светильников — лампады, которые, подобно звездам в небе, во множестве сияют в церковной полутьме. Неслучайно перед иконами ставятся сразу два источника света: подсвечник с восковыми свечами и лампада с горящим елеем (оливковым маслом). Воск “как выработанный пчелами после собрания нектара с множества цветов и деревьев символически означает приношение Богу как бы от лица всего творения…”, а елей “является знамением милости Божией людям, …знамением духовных истин”. Так перед иконой происходит символическая встреча, диалог Небесного Отца и его паствы.

Придя в храм, еще раз взгляните вокруг себя: в сиянии светильников оживают лики икон, мягко мерцает позолота, воздух от горящего воска становится сладким и пряным. Перед вами раскрываются образы красоты Горнего мира…

И. ИЛЬМУРАТОВА,
сотрудник кафедры истории искусств и реставрации УГАХА

 

В других номерах:

Проповедь

Не умирай пока живешь!

Статистика последних лет показывает, что наркомания и СПИД рука об руку заполонили все страны мира, не делая исключения ни для богатых и бедных, ни для развитых и отстающих. Россия, к сожалению, не составила исключения. В чем же особенность этого нового поветрия, этой новой чумы, уносящей жизни миллионов людей?

 
Проповедь

Притчи

Скупой даст чуть-чуть и переживает, что дал много. Щедрый много даст и переживает, что дал мало. * * * Нравы подобны одеждам, а не во всяком одеянии пускают в Царскую Обитель. * * * И малый крест тяжел будет, коль не исполнишься смирения.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс