Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
НАВСТРЕЧУ ХРИСТУ
Христос рождается — славите! — Христос с небес — срящите!” Опять уже скоро Рождество. Великий, чудный Праздник. Праздник детски-чистого сердца. Праздник горячей веры и непостыдной надежды. Опять будем петь гимны родившемуся Младенцу Христу, опять будем славить Его с ангелами и вифлеемскими пастухами, опять будем, как мудрецы востока, поклоняться Ему”. Так начинается проповедь епископа Пенсильванского Никона “Накануне великого праздника”.
О, если бы все это действительно переживалось нами, — продолжает святитель, — а не скользило по поверхности нашей души, если бы наконец-то проснулась наша мысль, трепетно забилось сердце, загорелось вдохновение в груди от одного этого пения: “Христос рождается — славите, Христос с небес — срящите”, и мы, действительно, сделали бы над собой усилие подняться навстречу Христу и с безграничной любовью, с восторгом и благоговейным страхом, приникнув к яслям Христовым, отошли бы потом от них, как пастухи Вифлеема, “славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели”.
Печальное, можно сказать, ужасное явление наших дней то, что мы в большинстве случаев забываем о том, что “слышали и видели” в те редкие моменты нашей жизни, когда и над нашей головой раскрывалось небо, и даже такие великие дни, как праздники Рождества Христова и Пасхи, не напоминают нам этого настолько, чтобы заставить нас переменить образ жизни и навсегда отдаться Возлюбившему нас и Призвавшему нас из тьмы в чудный свет.
Обыкновенно мы рождаемся, а не делаемся христи- анами; те благодатные дары Святого Духа, которые жгучими, горькими слезами, такими мучительными подвигами приобретались христианами первых веков, нам даются легко, мы привыкаем к мысли, что они даны нам, забываем даже об этом; и потому, что забываем, в нашей жизни нет одухотворенности, как мы говорим “страшные, ответственные и апокалиптические” дни — бессмысленная, скучная и серая, как осенний тяжелый туман, тянется жизнь и давит нас, и наполняет душу безотчетной щемящей тоской.
Если бы порвать с такою жизнью, уйти куда-нибудь, если бы получить силы жить другой, разумной, достойной человека жизнью!
И уйти есть куда, и жить можно иначе! Неужели и в этом году Великий Праздник Рождества Христова не заставит нас задуматься над вопросом: зачем приходил на землю Господь, что принес Он нам, куда зовет нас, чего хочет от нас?
Неужели и в этом году день пройдет для нас так же, как проходил, быть может, десятки лет: в ярко освещенных храмах, за торжественным богослужением воздадим мы славу родившемуся Младенцу Христу, но… не почувствуем, что воистину “нас ради человек и нашего ради спасения” родился Он; что мы и Он связаны неразрывными узами, и вся наша жизнь, во всех мелочах, должна быть торжественным свидетельством о Нем, непрерывным, так сказать, богослужением.
Надо и пора встать на чью-нибудь сторону — Христа или “мира” врагов Христовых; быть безразличным в данном случае невозможно. “Кто не собирает со Мною, тот расточает”, — сказал Господь.
Какое тяжелое впечатление производят обыкновенно такие “полухристиане”. Когда вы встречаете человека, открыто насмехающегося над нашей верой, открыто заявляющего, что нет Бога, а есть только один безличный разум, открыто считающий Христа простым человеком — вам бывает тяжело и больно; но обычно в сердце в тот же миг загорается какое-то бодрящее чувство, зажигается вера в конечную победу Христа: люди отрицают Его или по неведению истины, или по гордости ума и испорченности сердца; в первом случае — верим мы, что наступит день, когда откроются глаза слепцов, и неверующие во Христа придут к Нему и поклонятся; во втором, когда вражда ко Христу вытекает из гордого ума и злого сердца и причиняет верующим страдания, истязание, гонения и даже смерть, — нас утешают, подкрепляют и вдохновляют на борьбу за Веру и Правду Божию слова Спасителя: “В мире скорби будете, но мужайтесь: Я победил мир”.
Но вот пред вами человек, называющий себя христианином, иногда даже священник или монах пред вами, во всяком случае, умерший во Христе для мира и ставший новым человеком, храмом Духа Святого, и этот человек, вы видите, отрицает Христа на каждом шагу своей жизни, отрицает равнодушным, иногда пренебрежительным отношением к религии или библейскому тексту, или делает это просто потому, что “привык” к близости к нему того, во что “проникнуть” не могут ангелы; святейшее и сладчайшее имя Иисуса, пред которым преклоняется всякое колено небесных, земных и преисподних, не внушает ему благоговейного изумления, трепета и святого восторга. Этот человек, наконец, не делает ни малейшей попытки направить свою жизнь по заповедям Христовым: Бог Богом, но он живет сам по себе, при этом искренне веруя в свое спасение. Тогда становится жутко, и смертельная тоска охватывает душу: ведь если соль потеряет свою силу, чем сделаешь ее соленой?
И ведь таких христиан много, и можно сказать, что равнодушие к своему званию, полученному при купели, “привычка” ко всему святому — это в большей или меньшей степени грех каждого из нас.
Надо собрать все свои силы, чтобы стряхнуть с себя это равнодушие, надо захотеть действительно жить новой прекрасной жизнью, которая вся есть благоговейная работа и несказанная радость пред лицом Божиим, непрестанный подвиг, ведущий к Вечности, и родившийся для нас Христос даст нам эту жизнь.
На сретение Христу зовет уже нас Церковь. Пусть же раздумье над тем, для чего мы созданы, для чего мы крестились во Христа и облеклись в белые одежды, будет нашим приготовлением к встрече Великого Праздника.
Скоро опять небо раскроется над землею, скоро опять раздадутся ангельские голоса…
НОЧЬ, ДАРОВАННАЯ МИРУ, ЕСТЬ НОЧЬ ПРИМИРЕНИЯ
Вот как повествуется о том, что предшествовало Рождеству Христову, и о самом Рождестве в Священной истории:
По обручении Девы Марии с Иосифом, прежде, чем они начали жить вместе, оказалось, что она имеет во чреве от Духа Святого. Иосиф, обрученный муж Марии, будучи праведен, не желал оглашать этого; он хотел тайно отпустить Марию. Но лишь только он задумал это, ему явился во сне ангел Господень и сказал: “Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, так как зачавшееся в ней есть от Духа Святого. Она родит сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей своих от грехов их. Все это произошло, да сбудется сказанное Господом через пророка: “се, Дева, во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему Еммануил, что значит — с нами Бог”.
Перед Рождеством Иисуса Христа было всеобщее ожидание Спасителя. Иудеи ожидали Его пришествия на основании пророчества; язычники, бедствуя от безверия и всевозможных зол, также с нетерпением ожидали избавителя. Все пророчества относительно времени воплощения Сына Божия исполнились. Патриарх Иаков предсказал, что Спаситель придет тогда, когда скипетр отойдет от Иуды; пророк Даниил пророчествовал, что Царство Христово наступит после того, как настанет царство крепкое, как железо, которое будет все раздроблять и разбивать, и что Спаситель мира явится в семидесятую седмину лет после выхода повеления о восстановлении Иерусалима.
И вот действительно настало это время, когда скипетр был отнят от потомства Иуды и перешел к Ироду Идумеянину; явилось железное царство Рима, все разбивающее, и седмины Данииловы приходили уже к концу. В мире водворился всеобщий мир, предсказанный пророками перед пришествием Иисуса Христа, имевшего примирить небо и землю. Немногие избранники ожидали в обетованном Мессии Спасителя от греха и смерти; большинство же иудеев ждали от Мессии великого царя-завоевателя, который освободит их от власти чужеземцев и даст им господство над другими народами.
Рим простирал железный скипетр почти на все известные тогда народы и соединял их в одну империю; Палестина сделалась римской областью. Делами веры заведовал великий синедрион, в котором заседали первосвященники и старейшины. Ожидания рода человеческого исполнились, когда римской империей правил Август, а Иудеей — Ирод.
В это время вышло от кесаря Августа повеление сделать народную перепись по всей земле и в том числе во всей Иудее. В силу этого указа каждый израильтянин спешил в свой родной город, чтобы записаться в государственные списки. Чудны дела Божественного Промысла для исполнения Его таинственного обетования! Гордый своим земным величием и могуществом кесарь является перед нами слепым орудием воли Божией и служит средством к осуществлению предопределений Божиих. Воля царя земного призывала Иосифа и Пресвятую Марию в Вифлеем, чтобы исполнить волю Царя Небесного! Иосиф и Мария должны были идти в Вифлеем, родину царя Давида, где хранились родословные списки их царственного племени, и имя Иисуса, перед Которым преклоняется всякое колено небесных, земных и преисподних, было вписано в число подданных языческого властелина! Слава, Господи, смирению Твоему! Да исчезнет всякая гордыня из сердец наших!
В суровое время года и без всяких средств должны были странствовать Иосиф и Мария при неблагоприятных обстоятельствах и по трудному пути. Для совершения этого пути требовалось и при больших удобствах более трех суток странствования. Вифлеем, небольшой город, в древности называвшийся Ефрада, лежит к югу от Иерусалима на пути к Хеврону и отстоит от Назарета на три дня пути. В Вифлееме родился царь Давид и там же помазан на царство; в Вифлееме был весь род Давида, и потому он по справедливости называется фамильным городом царя Давида.
Наконец достигли они Вифлеема, но здесь не нашлось для них мес- та, небольшой город был переполнен пришельцами. Напрасно святые странники ищут приюта — никто не принимает их, потому что “не бе им места во обители” — не было свободного уголка во всем городе. Без ропота отошли они от жилищ человеческих и искали пристанища в окрестностях города.
Неподалеку от ворот, к южной стороне Вифлеема, в 200 шагах от источника царя Давида, среди каменистых скал находится пещера, в которой во время бури и непогод пастухи со своими стадами находили себе убежище. Внутри пещеры в скалистой стене иссеченное углубление служило вместо яслей для животных. В этой убогой пещере поместились святые странники и были одни среди полной тишины далеко от суеты и треволнения человеческой толпы; одни в невидимом присутствии Творца своего: завеса таинственности прикрыла колыбель Сына Божия.
В этой твердыне скал в полночь Дева Мария родила прежде век от Отца рожденнаго Сына. Чудесно, выше человеческого естества зачатие Его, также чудесно, также выше естественного явление Его пред очами юной Матери: так лучезарное светило мгновенно разрывает облака, чтобы оживотворить мир силой света и теплоты.
Чистая настоящая ночь, в которую явился Чистый, пришедший очистить нас! Пусть же и слух наш будет чист, и взор очей наших целомудрен, и сердечное чувство свято и слово уст искренно. Этими словами начинает славить Рождество Христово преподобный Ефрем Сирин (IV век). “Настоящая ночь есть ночь примирения: поэтому никто не гневайся на брата и не оскорбляй его. Сия ночь даровала мир целому миру: итак никто не угрожай; это — ночь Кротчайшего — никто не будь жесток; это ночь смиренного — никто не гордись. Ныне день радости — не будем мстить за обиды; ныне день благоволения — не будем жестокими. В сей день тишины не станем обуреваться гневом. Сегодня Бог пришел к грешникам — не превозносись же, праведник, пред грешным! Сегодня Пребогатый обнищал ради нас; пригласи же, богатый, бедняка на свою трапезу. Сегодня мы получили дар, коего не просили; будем же подавать милостыню тем, которые взывают к нам и просят. Нынешний день отверз небесную дверь молитвам нашим: отворим и мы дверь сию просящим у нас прощения. Ныне Божество положило на себя печать человечества, чтобы человечество украсилось печатию Божества.
Благословен Младенец, возвеселивший ныне Вифлеем! Благословенно Отроча, даровавшее ныне человечеству юность! Благословен Богатый, внезапно обогативший нашу нищету! Благодарение Источнику, который понес на себе наше жестокосердие! Хвала Тому, Кто не имеет нужды в наших похвалах, но жаждет их, потому что нас любит, — требует, чтобы мы Его славили, чтобы потом наградить нас; о, Благий, не требующий от нас сверх наших сил! Ты — море славы, не имеющее нужды в нашем прославлении! Прими же по благодати Твоей и сию каплю славословия, потому что Ты Своею благодатию побудил язык мой восхвалить Тебя!
Все члены мои, все чувства, воздайте благодарение Тому, Кто пришел и оживотворил все тело! Вышний стал младенцем, но в Нем сокрылось сокровище премудрости, достаточное для всех. Вышний питался млеком Марииным, а по Его благости питаются все твари! Немотствовал Он, как младенец, но всей твари изрекал заповеди Свои! Его сила обнимала и державшую Его в Своих объятиях; а если бы он отнял силу Свою, то рушилось бы все! Мария давала Ему млеко, которое Он Сам образовал, давала пищу, которую Он Сам сотворил. Как Бог подавал Он Марии млеко, и как человек питался Ея млеком. Ея руки носили Его потому, что Он сокрыл могущество Свое; Ея лоно держало Его потому, что Он умалил Себя…
Покойся в тишине на лоне Матери Твоей, о, Сын Пре- вознесенного! Кому подобен Ты, радостный, достолюбезный? Матерь Твоя — Дева целомудренная. Отец Твой незрим даже и для Серафимов. Кому подобен Ты? Поведай нам сие, о, Сын Милосердого!
Приходит ли кто, обремененный заботами? Увидит он Тебя, — и бегут все тревоги от него! Подавлен ли кто горестию? При Тебе забывает он горесть свою. При Тебе голодный забывает о пище и путник о пути. Отец Твой Давид воспел прежде пришествия Твоего песнь, что будет Тебе принесено аравийское злато, и вот это исполняется еще во дни младенчества Твоего.
“Носил Меня Младенец, Которого носила Я”, — говорила Мария, — “преклонил Он Свои крыла и меня подъял на крылах Своих… У кого есть сын? Пусть приходит он и будет братом Моему Возлюбленному. У кого есть дочь? Пусть приходит она и будет невестою Моему безценному. Желайте, непорочныя души, чтобы Возлюбленный Мой обитал в вас; желайте и вы, осквернившиеся, чтобы Он освятил вас. Приходите, слепые, и приимите свет очей. Приходите, хромые, приимите крепость ног. Приходите, косноязычные и немые, приимите дар слова. Приходите, не владеющие руками, приимите силу в руках. У Создателева Сына сокровишница полна всяких врачеваний.
Стекайтесь, прокаженные, принимайте очищение без труда: Он очищает не как Елисей, повелевший семь раз омыться в реке. Он не утомляет омовениями, как ветхозаветные иереи. И вы, странники и чуждые, спешите к великому Врачу. Никого не чуждается Сын Царев — Господь всяческих!”
“... И сказал им Ангел: не бойтесь, ибо я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь...” (Лк., 2, 10-11)
Празднику Рождества Христова, как и Крещению, предшествует навечерие, свидетельствующее об особой важности наступающего торжества. Издревле в Церкви Православной в навечерие совершаются часы, называемые царскими. Царские часы начинаются и совершаются при открытых царских вратах, среди храма, перед Евангелием, положенным на аналое, как бы в ознаменование того, что ныне Спаситель уже не таится, как некогда, во мраке вертепа, но сияет всем языкам (народам).
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.