Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №10 (151) → Белогорский мужской монастырь

Белогорский мужской монастырь

№10 (151) / 8 апреля ‘01

Монастыри России

На протяжении многих столетий нашу Родину называли Святая Русь. Это имя дано любящим сердцем, дано не напрасно — земля наша обильно украшена святыми церквами и монастырями, освящена святыми иконами и источниками, охраняется святыми угодниками Божиими, которые и при жизни были светильниками для всех, и по смерти их святые мощи свидетельствуют о непрестанном заступничестве за православный народ. В годы лихолетья многие старались уничтожить и Святую Русь, и само имя стереть из памяти людской. Преследовалось все, что делало нашу Родину святой. И все же истинны слова «Бог поругаем не бывает»… Сквозь годы надругательства и забытья прошла наша Церковь, прошла Святая Русь. И не погибло православие, но с новой силой оживает оно в наших сердцах. И снова приходит понимание святости земли нашей, обагренной кровью многих мучеников за веру. Уральская земля помнит многих мучеников и исповедников, многих подвижников. Воздвигнуто много храмов и монастырей, и сейчас их становится все больше. Строятся новые обители, воздвигаются из руин храмы и монастыри, построенные нашими благочестивыми предками.

Одна из таких восстанавливаемых обителей — Белогорский Свято-Николаевский православно-миссионерский мужской общежительный монастырь, что находится в Пермской Епархии. Просуществовал монастырь совсем недолго, но за эти краткие годы приобрел почетное наименование Уральского Афона. Расположен он на Белой горе, месте прекрасном и величественном. Эта местность задолго до основания обители прославилась чудесными явлениями — здесь видели облачный столп днем и огненный ночью.

Идея создания монастыря в этих местах принадлежит отцу Стефану Луканину. Впервые он посетил Белую гору в 1890 г. и был поражен ее возвышенной красотой, так что пришел «в какое-то особенное вдохновение», как он сам вспоминал об этом. Такое особенное молитвенное состояние стало причиной стремления отца Стефана вновь и вновь возвращаться на Белую гору. В первое же посещение был установлен деревянный крест, а через год воздвигли новый, особый крест. В 1891 году в Японии было совершено нападение на Наследника Российского престола Цесаревича Николая. Господь уберег будущего Государя — клинок самурая лишь скользнул по лбу Цесаревича. Это событие потрясло Россию. И в память о чудесном спасении по благословению преосвященного Владимира, епископа Пермского и Соликамского, на Белой горе был освящен величественный крест высотой более 10 метров. Этот крест сразу был прозван «царским». И вся краткая история монастыря будет связана с Царской семьей.

Ежегодно к Белой горе отправлялись крестным ходом и служили молебен. Уже тогда, еще до появления миссионерского монастыря, когда не было ни храма, ни постоянно служащего священника, и лишь «Царский крест» возвышался на вершине, уже тогда здесь происходило чудесное вразумление староверов — по молитвам православных Господь посылал дождь, так необходимый во время сильной засухи.

Белогорский Свято-Николаевский монастырь был основан в 1893 г. Его первым настоятелем стал отец Варлаам, в миру Василий Ефимович Коноплев, человек незаурядный. Родился он в семье староверов, долгое время не только принадлежал к австрийской секте (одно из направлений раскольничества), но и возглавлял ее. Однако он никогда не оставлял искания истины, и Господь не оставил его, ибо сказано: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф. 5, 6). Благодаря чудесному дарованию дождя во время молебнов на Белой горе и беседам православных пастырей принял православие и стал ревностным тружеником на ниве Господней. Созданный монастырь быстро рос во многом благодаря трудам и молитвам его настоятеля. Обитель, несмотря на молодость, сияла святостью, и потому на Белую Гору стекалось множество паломников со всех концов нашей Родины. В год здесь бывало до 70 тысяч паломников. С первых же дней здесь соблюдался строгий устав. Монастырь получил призвание — быть просветителем среди раскольников, это и обусловило столь точное исполнение устава.

На освящение первого храма в честь святого Николая чудотворца собралось множество богомольцев, и вновь было явлено чудесное знамение. Летописец отмечал, что дни в это время были очень холодные, а в день освящения храма, 22 февраля 1894 г., в ответ на молитвы верующих потеплело» и показалось солнце. К 10 часам было уже так тепло, что падающий снег казался летним дождем. Во время освящения храма, литургии и освящении хлебов был тихо и ясно. И лишь когда владыка стал спускаться с Белой горы, солнце вновь скрылось за белой вьюгой. Так было явлено еще одно Божественное знамение, которыми так богата история Белой горы.

Вскоре состоялось освящение Иверского храма, который знаменит своим уникальным архитектурным решением. Проектировал этот храм отец Стефан Луканин. Вокруг храма была устроена специальная терраса с навесом от дождя, которая позволяла старообрядцам смотреть на православное богослужение. Следуя своему миссионерскому призванию, монахи вели неустанные беседы с раскольниками о правоте православной веры и сумели обратить многих.

Обитель быстро росла — за первое десятилетие количество насельников возросло с 12 до 400 человек. При монастыре были организованы пекарня, иконописная мастерская, различные ремесленные мастерские, занимались и хлебопашеством, держали скот, в девяти прудах разводили рыбу. Одним словом, полностью обеспечивали не только себя, но и многочисленных паломников.

Несмотря на строгость жизни в монастыре многие пожелали еще более строгой и уединенной жизни. Так появился Свято-Серафимовский скит, который вскоре получил наименование Серафимо-Алексеевского. Это произошло в честь рождения долгожданного наследника Российского престола — цесаревича Алексия. Возглавлял Свято-Серафимовский скит отец Серафим (Кузнецов). Строгая подвижническая жизнь не могла не принести духовные плоды. И юная Белогорская обитель прославилась старчеством. За духовным окормлением сюда спешили тысячи паломников…

В июле 1914 года на Белой горе царило радостное оживление — обитель посетила Великая Княгиня Елизавета Федоровна. На пермской пристани Августейшую паломницу встречал отец Серафим, а в самой обители ее ожидал крестный ход во главе с настоятелем монастыря архимандритом Варлаамом. Во время этого паломничества Великая Княгиня посетила пещерную келию игумена Серафима и беседовала с ним. Отец Серафим духовно был очень близок Великой Княгине, вероятно, именно поэтому их судьбы так переплелись. Встречались они не только на Урале, но и в Москве. Последняя встреча игумена Серафима и Елизаветы Федоровны произошла весной 1917 года. Игумен Серафим предлагал Великой Княгине поехать с ним в Алапаевск, укрыться от врагов. Но Елизавета Федоровна отказалась и добавила: «Если меня убьют, то, прошу вас, похороните меня по-христиански». Этот завет отец Серафим исполнил в точности. Именно его Господь избрал для сопровождения тел святых мучеников из Алапаевска на Святую Землю.

Одной из вершин духовного расцвета обители стало строительство Крестовоздвиженского собора в память о упомянутом выше чудесном спасении царствующего императора Николая II. Строительство продолжалось 15 лет и воистину было всенародным. Освящение собора состоялось в июне 1917 года, незадолго до грозных событий. Освящение продолжалось 3 дня ради огромного количества паломников — даже огромный собор не мог вместить всех желающих принять участие в богослужении.

Неумолимо приближалось страшное время. Освящение собора в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня словно пророчествовало о предстоящей «русской голгофе», о страданиях Царской семьи. Приняла мученическую кончину и Великая Княгиня Елизавета Федоровна. На Белогорскую обитель также обрушились гонения новой власти. Думается, что эта особенная ненависть не случайна — ведь здесь особенно почиталась Царская семья. Настоятель монастыря отец Варлаам принял мученическую кончину. Так же и монастырская братия претерпела мучения за веру. И украсилась Белая гора святой кровью мучеников… Кто-то называет это время черным, временем торжества бесов, а мне порой хочется назвать его святым ради такого небывалого количества святых мучеников за веру православную, ради этого духовного взлета немногих верных, евангельского малого стада…

Но как ни назови эти страницы, ими не закончилась ни история монастыря, ни история России. Прошли годы, и вновь возрождается святая обитель, вновь потянулись паломники к Белой горе. У жителей Екатеринбургской епархии есть особая причина побывать в Белогорском монастыре и поклониться Царскому Кресту — ведь именно у нас, в Екатеринбурге, закончили свой подвиг ныне прославленные Царственные мученики. В этом благом деле нашим паломникам помогает паломнический отдел, организованный при Екатеринбургской Епархии. Сотрудники этого отдела приглашают всех желающих совершить паломничество в Белогорскую обитель и вписать своими молитвами и пожертвованиями еще одну строчку в славную историю Свято-Николаевского мужского монастыря.

Поездки состоятся 21–22 апреля. Справки по телефону 25–98–58.

Е. Голубева

 

В других номерах:

№45 (750) / 2 декабря ‘13

Монастыри России

Нерукотворный образ русской Палестины

№46 (751) / 9 декабря ‘13

Монастыри России

Нерукотворный образ русской Палестины

№44 (749) / 18 ноября ‘13

Монастыри России

Нерукотворный образ русской Палестины

 
Монастыри России

К 55-летию возрождения Лавры Преподобного Сергия

(Окончание. Начало в № 9) ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ 5/18 АПРЕЛЯ Под присмотром Валентины Дмитриевны продолжалась уборка. Принесли сшитые на престол облачения, завесу к царским вратам. Отец Гурий, отслужив литургию у Ильи Пророка, в 12 часов был в соборе и вспомнил о разговоре с А.А. Трушиным — возможности звона к Светлой заутрени.

 
Монастыри России

Канун Пасхи в монастыре во имя Святых Царственных Страстотерпцев

Екатеринбург, 11 апреля, «Православная газета». Четвертый храм, во имя Иверской иконы Пресвятой Богородицы, заложил в монастыре во имя Святых Царственных Страстотерпцев архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий. Этот самый молодой монастырь Екатеринбургской Епархии благословил созидать на месте уничтожения тел Святых Царственных Страстотерпцев в урочище Ганина яма Святейший Патриарх Алексий II

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс