Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №43 (220) → 26 ноября — память святителя Иоанна Златоуста

26 ноября — память святителя Иоанна Златоуста

№43 (220) / 15 ноября ‘02

Цветник духовный

Святитель Иоанн родился в Антиохии в христианской семье богатых и знатных родителей. Иоанн был еще малолетним ребенком, когда умер его отец, и поэтому все заботы о воспитании будущего святителя легли на плечи его благочестивой матери.

Утвердив сына в христианской вере, она отдала его в обучение лучшим учителям того времени для изучения красноречия и философии. После этого он поехал в Афины для усовершенствования знаний. Здесь он вскоре превзошел мудростью своих учителей. Стал мудрым философом и красноречивым оратором.

Вернувшись в Антиохию, святой Иоанн поселился в монастыре. Стал трудиться в деле спасения язычников, погибающих в идолопоклонстве и пороках. Побуждал к тому ленивых и нерадивых, чтобы и они стремились к жизни богоугодной и чистой. Учил личным примером. Учил словом и делом. Учил бескорыстию. Учил вере. Призывал к подражанию святым пророкам древности. Призывал к подражанию нашему общему Учителю Иисусу Христу и Его апостолам.

Слава святого Иоанна росла и множилась. Люди шли и ехали к святому из самых отдаленных мест, чтобы услышать из его “златых уст” поучения о спасении. Свои проповеди святой Иоанн часто произносил экспромтом, чему все очень дивились. Ибо до этого времени никто не проповедовал слово Божие без книги или тетради. Святой Иоанн был первым таким проповедником.

Его поучения были исполнены такой силы, что слушающие не могли вполне насладиться ими. Вот почему многие скорописцы записывали их и передавали другим. Его поучения читались за трапезами и на площадях. Слушатели поучались его наставлениям, как Псалтири. Все считали за великую потерю, когда не удавалось им слышать сладких речей Иоанна, за что и назвали его Златоустом.

В своих поучениях он говорил и призывал: “Любите врагов ваших. Молитесь за творящих вам напасти, да будете подобны Отцу вашему” (Лк. 6, 27). Не приступай к Богу с молитвой о погибели врагов, за которых Он молился, претерпевая великие муки, говоря: “Прости им Отче, ибо сами не ведают, что творят” (Лк. 23, 34).

Если иметь врагов есть уже преступление, то представь, какое преступление молиться о их погибели? Ты должен просить прощения в том, что имеешь врагов, а ты хочешь еще и обвинять их? Как ты можешь получить прощение, когда сам имеешь нужду в милости Божией? Не припоминай чужих грехов, чтобы не припомнили твоих.

Если ты, молясь Богу, говоришь: “Порази моего врага”, — то этим самым заграждаешь свои уста, ибо просишь не того, что просить должно. Если ты просишь об отпущении своих грехов, то почему просишь о наказании брата? Осуждением их присваиваешь себе место судии, что делает тебя недостойным никакого помилования.

Злые люди ненавидят добрых без всяких причин. Так ненавидели Христа и апостолов. Не о том должно заботиться, чтобы не иметь врагов, но чтобы не иметь их по своей воле. Чтобы нам, хотя бы мы и были ненавидимы всеми, самим не отвратиться от других. Ибо в этом и состоит вражда: в ненависти и отвращении. Если обиженный малодушен и мстит обидчику проклятиями и ругательствами, ты сам не делай этого, но молись о нем. Ничем так не услаждается Бог, как тем, когда не воздаем злом за зло. Ибо и Христос воздал Иуде благодеяниями. Умыл его ноги. Удостоил трапезы и целования. И хотя Иуда не стал от этого лучше, Он не переставал делать свое.

Оскорбил тебя кто, перенеси мужественно. Не тебя оскорбил он, а себя. Ударил тебя кто, не отвечай тем же. Он ударил прежде всего самого себя, поразив тебя рукой, а себя гневом. Ибо у кого надорвано сердце, тот потерпел гораздо больший ущерб, нежели ты. Не подражай злобе врага, но жалей его. Кто не обуздывает в себе этого зверя, тот вредит и губит самого себя. Такова злоба. Она вредит лишь тому, кто питает ее. Если же ты увлечешься примером врага, то потопишь не его, а самого себя.

Человек ты, — не будь же зверем. Уста даны тебе не для того, чтобы уязвлять и оскорблять, но чтобы исцелять раны других. Господь говорит: “Я учил оставлять и прощать прегрешения братий, а ты умоляешь о том, чтобы Я был твоим сообщником в нарушении Моих же заповедей. Что может быть преступнее того, что ты делаешь? А потому будем возносить наши молитвы о прощении врагов, чтобы и мы, получив прощение наших грехов, могли с достоинством предстать на суд во втором пришествии Господа Бога нашего.

Святитель Иоанн без малейшего колебания и страха обличал несправедливости. Защищал обиженных, а царя и царицу убеждал никого не обижать, но поступать по справедливости. Вельможам и людям высокого звания, расхищающим чужое имущество и огорчающим бедных, он напоминал о суде Божием. Осуждаемые своей совестью, но не желая отвратиться от своих пороков, они гневались на Иоанна. Сердца их окаменели от своих страстей. Им тяжело было слушать слова обличений святого, и они затаили на него злобу.

Ненавистники старались всячески очернить патриарха, говоря, что он в своих проповедях не поучает, но обвиняет и оскорбляет самого царя и царицу. Все речи Иоанна о сребролюбцах и расхищающих чужие имения, которые он обращал ко всем вообще, царица относила к себе и принимала на свой счет, думая, что Иоанн одну ее обличает и оскорбляет, ибо она была весьма сребролюбива и одержима ненасытной жадностью к золоту. Невыразимо гневаясь на святого угодника, царица помышляла о том, каким образом низложить его.

С наступлением Пятидесятницы, святителю Иоанну пришло царское повеление отправиться в изгнание в пустынное место, называемое Пифиунт, находящееся на берегу Понтийского моря в соседстве с грубыми варварами. Когда святителя Иоанна везли в заточение, по дороге он претерпевал от грубых воинов множество мучений. Воинам было приказано всячески оскорблять и притеснять святого, чтобы изнурить его и скорее довести до смерти. Поэтому они сажали его на неоседланного осла и быстро гнали животное, проходя в один день путь, который следовало проходить в три дня.

Незадолго до кончины, когда он по своему правилу стоял на молитве, к нему вновь пришли святые апостолы Иоанн и Петр. Святые угодники сказали ему: “Радуйся, добрый пастырь овец Христовых и великий страстотерпец. Мы посланы к тебе Спасителем нашим, чтобы утешить и укрепить тебя. Крепись и мужайся, ибо тебе уготована на небе великая награда.

Достигнув селения Каманы, святитель Иоанн упросил воинов войти в церковь святого Василиска. Там он испросил себе светлые церковные ризы и переменил на себе всю одежду. Совершив Божественную Литургию, он причастился Животворящих Таин Тела и Крови Христовых. Затем, благословив всех присутствующих, возлег со словами: “Слава Богу за все!” И вслед за тем тихо предал дух свой в руки Божии. Так угас церковный светильник. Так умолкли “златые уста”. Так совершил свой подвиг и скончал течение жизни добрый подвижник и страдалец за веру Христову.

Грозный суд Божий вскоре постиг всех недоброжелателей святого Иоанна. У одного из числа судей, осудивших блаженного на изгнание, настолько распух и увеличился язык, изрыгавший хулу и клевету на святителя Иоанна, что он не мог говорить и принимать пищу, будучи осужденным на голодную смерть. Другой упал с лошади, переломив правую руку, которой подписывал клеветнические обвинения против невинного Иоанна, и внезапно умер.

Грозный суд и кара постигли и злохитрую царицу Евдоксию. Она заболела сильнейшим кровотечением. Плоть ее кишела неисчислимыми червями, которые непрестанно точили и снедали ее плоть. Некогда прекрасное лицо царицы настолько распухло и покрылось незаживающими гнойно-кровоточащими язвами, что на нее невозможно было смотреть без омерзения и отвращения.

Святой же Иоанн, после смерти, удостоился служить и предстоять престолу Божию, который окружают херувимы и серафимы. Которому и от нас будет честь, слава и поклонение ныне и присно и во веки веков, аминь.

Георгий Звонарь

 
Цветник духовный

Как избавиться от пристрастия к табаку?

Преподобный Амвросий Оптинский говорил: «Табак расслабляет душу, умножает и усиливает страсти, омрачает разум и разрушает здоровье медленной смертью. Раздражительность и тоска — это следствие болезненности души от табакокурения». Что же такое курение с духовной точки зрения? Это грех, который коренится в наклонности к самонаслаждению.

 
Цветник духовный

Проповедь батюшки Иоанна: Слово о благодарности

«Не десять ли очистишася, да девять где? Како не обрятошася возращшеся дати славу Богу, токмо иноплеменник сей». (Лук.17, 17–18)  Так вопросил Господь Иисус Христос, когда из десяти исцеленных Им прокаженных мужей один только самарянин, объятый чувством благодарности к своему Божественному Исцелителю, возвратился, чтобы “воздать славу Богу”.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс