Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №48 (225) → Памятка по уходу за иконами

Памятка по уходу за иконами

№48 (225) / 22 декабря ‘02

Искусство

В этой теме:

Искусство
Евангелие в красках Палеха

Иконы лучше всего хранятся в киотах – специальных, обычно деревянных, защищенных стеклом или иным прозрачным материалом, ящиках, но их следует время от времени проветривать.

Всегда следить, чтобы лампады и свечи находились на безопасном расстоянии от поверхности иконы. Нельзя иконы вешать вплотную к стенам внутри помещения (кроме бревенчатых), тыльная сторона икон может отсыревать , плесневеть и поддаваться другим процессам разрушения.

Нельзя размещать иконы вблизи окон, форточек, батарей, нагревательных и вентилирующих приборов и труб водяного отопления и холодной воды, а также в излишне влажных или сухих помещениях, ибо левкас (и дерево) набухает и деструктурируется или пересыхает и растрескивается, а красочный слой шелушится и осыпается.

В неотапливаемых помещениях, а равно в сараях, чуланах, погребах, на чердаках, в подвалах иконы от резкого перепада температур и влажности быстро разрушаются и становятся питательной средой для разного вида насекомых-вредителей (древоточцев и др.)

Нельзя иконы ставить на подоконниках, под прямые лучи солнца, что губительно действует на них. Если свет падает на лицевую либо тыльную стороны иконы, живопись быстро обесцвечивается, а основа растрескивается.

Ни в коем случае нельзя смазывать иконы маслом, вазелином и другими препаратами на жировой основе, мыть иконы (особенно лицевую сторону) с мылом, стиральным порошком, другими щелочными препаратами, спиртом, химическими растворителями, а также просто водой, протирать сырой тряпкой – все эти “заботы” об иконе неминуемо ведут к ее частичной или полной гибели (утрате живописи и разрушению левкаса и основы-дерева).

Можно лишь смахивать пыль с поверхности икон мягкой кистью (раньше это делали пучками мягких перьев), и то, если красочный слой не поврежден царапинами, трещинами (кракеморами), не вспучился и не шелушится.

Если красочный слой иконы шелушится и осыпается, левкас усеян сетью кракемор и вспучился, отслаиваясь от паволоки и основы, то не следует самому пытаться отреставрировать ее, иначе загубите живопись окончательно.

Нельзя покрывать лицевую сторону иконы масляными и спиртовыми лаками, чтобы закрепить разрушающийся красочный слой и левкас. Целесообразнее в подобных случаях обратиться к реставратору, но в таких случаях следует опасаться подвоха, потому что многие самодеятельные и даже профессиональные художники выдают себя за реставраторов, в самом деле не имея об этом должного представления, “поновляя” икону по своему разумению и умению. Сколько тысяч икон погублено или испорчено, изуродовано подобными самодеятельными “реставраторами”!

Часто за реставраторов выдают себя люди, получившие художественное образование в соответствующих учебных заведениях, самонадеянно считая, что живопись и реставрация – одно и то же: подмазал там-сям и – готово, все равно верующие мало в этом вопросе разбираются, ведь только они, избранные, посвященные в тайны творчества, умеют и имеют права дерзать во всем, даже в реставрации. Хотя это совсем другая область ремесла, в некоторых случаях доведенная до степени искусства. Другая. И нужно обладать множеством других знаний, без чего не справиться с задачами реставрации. Так что, живопись (в данном случае – темперная) и ее реставрация – далеко не одно и то же: спасение икон требует специальных знаний и навыков, которые приобретаются по крупицам годами и десятилетиями, а работа над гибнущими иконами (в сложных случаях) длится не день и не два.

Поэтому разумно обратиться к профессиональному реставратору икон, написанных темперными (или масляными) красками.

Надежнее всего обратиться к епархиальному реставратору (если такой имеется) или в художественный музей (галерею), если при нем имеется специализированная мастерская или к частнопрактикующему опытному реставратору.

Рязанов Ю.М., реставратор
г. Екатеринбург

 
Искусство

Евангелие в красках Палеха

Богоспасаемый Екатеринбург пригласил мастеров знаменитого града Палеха явить уральцам свои чудеса. Они в творчестве этих людей, освоивших искусство росписи лаковых изделий из папье-маше. Сегодня этот вид народной русской миниатюрной живописи темперой живет и процветает благодаря пятистам художникам, проживающим в знаменитом городке с населением в четыре с половиной тысячи человек.

 
Против темного наступления

«Когда потеряны все нравственные ориентиры». Жители г. Троицка протестуют против «творчества» «ТАТУ»

Жители подмосковного г. Троицка направили протест руководству звукозаписывающей фирмы Universal. В протесте говорится: «Нас сильно беспокоит тот факт, что Ваша звукостудия записывает и поддерживает группу «Тату»

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс