Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №20 (245) → «Оглядываясь на прошлое». К 25-летию служения в священном сане протоиерея Владимира Поммера, благочинного Центрального церковного округа, настоятеля храма в честь Всех Святых г. Екатеринбурга

«Оглядываясь на прошлое». К 25-летию служения в священном сане протоиерея Владимира Поммера, благочинного Центрального церковного округа, настоятеля храма в честь Всех Святых г. Екатеринбурга

№20 (245) / 22 мая ‘03

Батюшка

Отдыхать не умею…

– Вроде бы так давно при храме, а вспомнить что-то особенное трудно. Оглянешься назад и видишь: труды, труды , — размышляет отец Владимир. – Самая большая радость, когда удается что-то сделать. А вообще время быстро пролетело… Как и многие люди своего времени, он пришел к вере не сразу. Семья была благочестивой, но редко упоминалось тогда имя Бога, не звонили над городом колокола, и лишь в одном-единственном Иоанно-Предтеченском храме совершались богослужения.

Однако, Промысел Божий был таков, что встретился на пути человек, который заставил задуматься: кто мы? Зачем живем? В чем истина? Владимир тогда только что вернулся из армии и вместе с Евгением Усольцевым – так звали того удивительного человека – работал в издательстве “Уральский рабочий”. Оба налаживали, ремонтировали оборудование и одновременно искали смысл жизни, ответы на вечные вопросы.

– Мы начали ходить в храм, выражая протест против той жизни, политики, где слова сплошь расходились с делами, — продолжает свой рассказ отец Владимир. – Постепенно я почувствовал, что именно здесь, в Церкви, и кроется то неизведанное, что так тревожило наши души. Евгений был намного старше (сейчас он тоже священник), он учил жить, наставлял меня духовно. Конечно, о наших посещениях храма стало известно начальству. Издательство ведь было при обкоме партии. Вызывали, беседовали, но страхов тогда, в молодости, не испытывал. Наоборот, после двух лет знакомства с жизнью Церкви, с духовенством, после поездки в Коуровку пришло желание поступить в духовную семинарию. Но такое учебное заведение было только одно на всю страну – в Троице-Сергиевой Лавре. Поступить туда было крайне сложно. Кроме того, владыка Климент не мог дать рекомендацию. Он был возвращенцем из Шанхая и находился под наблюдением властей. Однако, в те годы рукополагали и без специального духовного образования. На вакантные места предпочитали брать приезжих из чужих краев, — так было легче выживать в условиях того времени. В Лавре посоветовали ехать в город Иваново. Там встретили по-доброму, приветливо. Расспрашивали о жизни, пообещали вызвать, когда сложатся подходящие обстоятельства. Там, в Иваново, и начался мой духовный путь… Рукополагал владыка Амвросий. В мае 1978 года – во диакона, а спустя месяц, 4 июня – во пресвитера. Двадцать пять лет прошло с тех пор. Тогда больше всего хотелось повзрослеть, — с улыбкой вспоминает отец Владимир.

Как-то не так воспринимали тогда молодого батюшку. Прихожане были, в основном, пожилые люди, закаленные в вере, которых не смогла сломать безбожная власть. Непросто жилось тогда священникам. Нельзя было появляться в облачении на улице, посещать больницы, места заключения, приюты. Для того, чтобы исповедовать на дому, требовалось собрать подписи всех жильцов подъезда, — только с их согласия священник мог зайти в дом. Проповеди в церкви тайно контролировались представителями органов. Тяжелы были и бытовые условия. Отказывали даже в получении угля…

Спустя три года после служения в Свято-Преображенском соборе Иваново молодому священнику суждено было вернуться на родную уральскую землю. Служил в Красноуфимске, Свердловске.

В памятном 1988 году открылся храм Всемилостивого Спаса в поселке Елизавет. Великое множество паломников притекало в те дни к мощам святого праведного Симеона Верхотурского, перенесенным из запасников музея. Отец Владимир Поммер, который был переведен в этот храм вторым священником, не мог, как и другие, не замечать стремительно обновлявшейся жизни, быстрого возрождения православной России.

Отдыхать было некогда.

Возрождение

Поруганные святыни ждали своего часа. Нужно было вдохнуть жизнь и в небольшой храм, что находился на Михайловском кладбище Екатеринбурга. В 1990 году владыка Мелхиседек предложил отцу Владимиру Поммеру возглавить общину во имя Всех Святых ради восстановления жизнедеятельности храма. Печальное зрелище предстало перед глазами. В алтаре находились душ, туалет. Отдел коммунального хозяйства города, которому принадлежало здание, упорно не сдавал своих позиций. Тогда было решено начать богослужения под открытым небом. С наступлением холодов приобрели деревянный домик и установили его на территории храма. В нем, наряду с молебнами, панихидами, начали совершать крещение. В то же самое время, не щадя сил, расчищали, благоустраивали территорию. “Энтузиазма тогда у людей было много”, — вспоминает отец Владимир. Но время шло и надо было принимать твердое решение. В назначенный день Уполномоченный по делам религии и руководство коммунального хозяйства были оповещены о том, что верующие готовы занять храм и не пускать больше коммунальщиков на работу. В тот день собралось много прихожан. Вся территория храма была занята народом. Увидев, что дело приобретает нешуточный оборот, начальники пообещали через двадцать дней покинуть храм и слово сдержали.

После ремонта (силами все тех же прихожан, спонсоров тогда не было), начались службы. Постепенно выстроили административное здание, создали духовный центр, воскресную школу. Позднее появились и доброхоты.

– Мы очень благодарны всем, кто помогал нам в трудные дни, — говорит отец Владимир. – От строительства мы шагнули на качественный духовный уровень. Сейчас в храме служат семь священников и два диакона. На нашем попечении СИЗО, Суворовское и пожарное училища, три воинские части, школы. Священник Виктор Первушин окормляет заключенных, отец Евгений Пестерев возглавляет православную школу “Сирин”. На попечении отца Андрея Шестакова – тринадцать школ. Поддерживаем тесные связи с приютом “Гнездышко”, с “Лювеной”. Есть православный психолог…

О том, какая серьезная и душеспасительная работа ведется при храме, знаю не понаслышке. Видела, как в холодные утра выстраиваются к киоску раздачи одежды обездоленные люди. Беседовала я и с библиотекарем, к которой люди приходят порой как на исповедь. Каются, плачут, приносят “стыдные” кассеты с просьбой стереть запись и дать посмотреть или почитать что-нибудь для души. Наконец, сами прихожане рассказывали, как чудесно проходят праздники, паломнические поездки, какие сильные преподаватели в воскресной школе и какие трудолюбивые там ученики.

Люди, семья

– Очень важно доверие тем, кто отвечает за определенный участок работы, — делится отец Владимир. — А вместе мы решаем разные вопросы, ставим перед собой новые задачи. Сейчас есть замысел открыть класс прикладного искусства…

Постепенно разговор заходит о том, что энтузиазм у людей все же не прежний, и идем мы все по пути довольно опасному: обособления, индивидуализма. Что же произошло за истекшие годы?

– Оглядываясь на прошлое, вижу, что люди были более просты, искренни, доступны, — говорит батюшка. – Объясняется это тем, что общество было нравственно чище. Трудности сплачивали, общая идея объединяла. Много внимания уделялось воспитанию молодежи, детей. Сейчас стало больше верующих, но больше и тех, кто приобщился к греховным страстям. Этому во многом способствует открытая пропаганда греха. Многие сейчас возлагают надежды на Церковь, но здесь свои трудности. Нет финансовой, юридической поддержки. Школы и институты в большинстве живут без Церкви. А ведь там – молодежь…

Занимается отец Владимир и печальными бракоразводными делами. Почему распадаются семьи, почему оказываются несостоятельными венчанные браки? Причина в том, что нет духовного корня в семье, утверждает батюшка, нет духовного содержания, общих интересов. Проходит мирская любовь – остается пустота. Венчание же зачастую оказывается для супругов красивым обрядом. Сейчас в храме перед венчанием проводятся беседы, которые помогают понять смысл Таинства, относиться к семье бережно и ответственно.

У самого батюшки – два сына. Старший – закончил институт, создал семью. Младший еще школьник. Матушка – первый помощник и друг, поддержка в доме и в храме. А совсем недавно Бог даровал внука, и мечтает отец Владимир, чтобы жил малыш в здоровом, спокойном обществе без смут, где царила бы любовь к Богу и ближнему. Ведь что самое главное? Беречь честь смолоду и искать на земле правду Божию.

Людмила Косовская

 
Образование и воспитание

В четырех школах Екатеринбурга действуют православные группы продленного дня

Екатеринбург, 23 мая, «Православная газета». В четырех школах Екатеринбурга действуют православные группы продленного дня. На этой продленке нет уроков, с которых хочется сбежать, нет неинтересных тем и сложных домашних заданий. А все потому, что занятия длятся недолго и начинаются с самого интересного — с прогулки.

 
Память

Святой архидиакон

Архидиакон Вениамин родился в 1869 году в крестьянской семье, в Верхотурском уезде Нижнетагильской волости, в миру именовался Василием Иосифовичем Зыковым. Образование Василий получил домашнее, и по собственному признанию он “…как только встал на ноги, ушёл в монастырь…”.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс