Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №27 (396) → Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «союз» и радиостанции «Воскресение»

Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «союз» и радиостанции «Воскресение»

№27 (396) / 15 июля ‘06

Архипастырь

 – Наталья из города Лермонтов, что на Кавказе, спрашивает: «Сейчас по разным телевизионным каналам, в кинотеатрах показывают достаточно много фильмов на духовную тему, но не все они соответствуют Библии и Евангелию. Скажите, Владыка, как нам относиться к таким фильмам, как воспринимать?»
 – Мы должны быть как пчелы, которые собирают все самое лучшее со всех цветов.

 Даже если фильмы какие-то есть, казалось бы, духовные или церковные, но в сюжете есть несоответствие действительности нашего церковного учения и противоречие Евангелию, то мы должны это отвергать, относиться отрицательно к искажениям Святого Евангелия. Потому что Евангелие есть та Святыня, которая приводит нас к святости, является руководством в духовной жизни, ведет нас ко спасению. К Священному Писанию мы должны относиться очень внимательно, осторожно, чтобы не поддаваться искушению, которое бывает от мира сего. Для того, чтобы ввести человека в соблазн искушения, нам что-то негативное вносят то под видом добра, то под видом Святого Евангелия. Мы должны быть очень внимательны и отвергать искажения, а лучше всего не ходить на такие фильмы.
 – «Через какое время можно причащаться?» – спрашивает Татьяна из Екатеринбурга.
 – Лучше всего по этому вопросу советоваться с духовником, он знает лучше духовную жизнь каждого своего духовного чада и может дать совет, кому-то почаще, кому-то пореже. Минимум 4 раза в год нужно причаститься, когда идут многодневные посты. Хорошо бы еще исповедоваться и причаститься в двунадесятые праздники, в день своего Ангела, в день рождения, отмечать день своего рождения не только застольем, соблюдая меру, но и духовно.
 – «Можно ли совместить такие чувства, как любить Бога и убояться Его? Не означает ли это, что мы обречены на вечное раскаяние в своих делах в повседневной жизни?» – интересуется Татьяна Егоровна Селезнева из Екатеринбурга.
 – Как раз это и есть та совершенная любовь, когда мы боимся прогневать в чем-то Бога, мы боимся Его не потому, что Он нас будет наказывать, даст болезни за наши грехи, а мы боимся оскорбить Бога. Это и есть та совершенная любовь, к которой мы должны стремиться. Первоначальная любовь к Богу – это когда мы боимся, что Господь нас накажет, это тоже один из стимулов не совершать грех. Потом человек понимает, что этого не достаточно, нужно идти еще выше, – и возвышается, совершенствуется в любви к Богу и ближнему. У апостола Павла есть такие слова: «Жена да убоится мужа», которые иногда понимают в прямом смысле – что нужно дрожать перед мужем, не делать так, чтобы он разгневался и побил. Но должна быть такая любовь у супруги к своему мужу, чтобы не оскорбить, не давать повода, чтобы он в чем-то обиделся. В то же время, мы знаем, что и к мужу есть такие требования, чтобы он любил свою жену, как Христос свою Церковь. Когда есть такое понятие любви мужа к жене, как у Христа к Церкви, и любовь жены к мужу, чтобы не оскорбить его, – эта любовь будет совершенная. И будет совершенная семья, настоящая семья, в которой не будет раздоров, это будет очень благодатная и богоугодная семья.
 И по отношению к Богу мы тоже должны достичь такой любви, чтобы бояться оскорбить Его в своих мыслях, делах, поступках, чувствах – это такая благоговейная любовь.
 – «Владыка, сейчас начинается летний период, и в храм люди начинают приходить в шортах, коротких платьях, рубашках с коротким рукавом. А во время чтения Евангелия, пения Херувимской люди ведут себя не очень хорошо: начинаются хождения, разговоры. Объясните, пожалуйста, правила поведения в храме».
 – Когда человек идет в церковь, он понимает, что идет на беседу к Богу, Творцу, любящему Отцу, Промыслителю и Помощнику, Который может помочь в той или иной нужде, болезни. И когда мы хотим что-то попросить, мы должны соответствовать Богу внешне, поэтому Господь требует от нас, чтобы женщина одевалась в одежды женские, а не в мужские, как сейчас принято – женщины в брюках или в одеждах, открывающих тело. Одежду Бог нам дал для того, чтобы мы закрывали все стыдные места, а сейчас есть тенденция, чтобы раскрывать их, тем самым вводить людей в соблазн. А соблазн – это великий грех, и горе тому человеку, через которого идет соблазн, и мы слышим грозные слова Священного Писания, что лучше было бы этому человеку повесить мельничный жернов на шею и бросить его в море. Мы как христиане должны одеваться прилично, чтобы одежда соответствовала духу православного христианина, не поддаваться искушениям, которые идут от извращенного мира. Нужно одеваться поскромнее, посерьезнее, чтобы не дать повода для возбуждения страсти в нашем ближнем. Природа человеческая очень страстная, и вид обнаженного тела возбуждает различные страсти. Это мешает жизни человека, у него нет мира на душе, а есть тревога и возбуждение страстей, кипение человеческого естества, и в таком состоянии он находится в течение долгого времени, а это влияет на психику, на здоровье. Современная мода негативно влияет на нашу человеческую природу, жизнь. Надеемся, что люди в скором времени поймут, что нельзя жить в свободе беззакония и зла, причиняя много вреда друг другу, и, даст Бог, придем мы в сознание, что так поступать нельзя. Нельзя издеваться над собой – своими страстями, возбуждением своей страстной природы.
 В таком состоянии возбужденности люди приходят в церковь, чтобы покаяться, умиротвориться, но и тут находятся люди, своим вызывающим видом возбуждающие страсти в ближнем своем. Очень важно, чтобы мы пришли к пониманию того, что мы делаем. Хватит нам друг друга развращать и возбуждать страсти блудные.
 Блуд, к сожалению, стал приоритетом нашей жизни, он ведет к уничтожению нации. Поэтому очень важно жить целомудренно. Будем помогать людям жить целомудренно, чтобы страсти улеглись, чтобы человек жил более умиротворенно, радостно, свободно. Когда есть мир на душе, тогда мы радостны и приятны, и хочется творить доброе. В церковь человек должен приходить в благочестивой одежде: если это мужчина – то широкие брюки, если это женщина – то в длинной юбке, чтобы не давать повода для соблазна людям, находящимся в церкви, а для того, чтобы в совместной молитвой и возносить свои молитвы к Богу.
 – «Владыка, Вас за позицию по отношению к женщинам в брюках очень много в светском обществе критикуют, и Вы это, наверное, знаете. Вопрос ставят так: запрет ходить женщине в брюках идет из Ветхого Завета, но ведь христиане не все ветхозаветные. И, в частности, говорят, что если женщине нельзя ходить в брюках, то тогда вы, мужчины, делайте обрезание, но вы же не делаете обрезания, вы ветхозаветный принцип оставили, а почему вы нас заставляете придерживаться этого ветхозаветного принципа? Это все архаизм, посмотрите на столичные города, где женщины ходят в брюках, и в Европе, и везде – и никто им в церкви как Владыка Викентий не запрещает ходить в брюках».
 – Действительно, в Ветхом Завете есть такие слова Второзакония о том, что женщина, одевающаяся в мужские одежды – мерзкая пред Богом, и мы воспринимаем некоторые традиции Ветхого Завета, которые не устарели, так как у женщин должен быть всегда скромный внешний вид. Потому что соблазн – большой грех, который ложится на душу того человека, который совершает этот грех соблазна. Когда женщина одевается в одежды мужские, в брюки, обнажает себя – это негативно сказывается на многих людях. В современных фильмах, казалось бы, ну что тут такого, показывают те естественные действия, которые даны Богом в отношении друг с другом. Но это же возбуждает в человеке такой огонь, с которым он не может справиться и делает непредвиденные поступки, способен даже на агрессию. Человек как был страстным в Ветхом Завете, таковым он и остался в Новом Завете. Поэтому Господь и определил, как должны одеваться мужчины и женщины, чтобы не давать повода для соблазна. И здесь дело не в правилах Ветхого Завета, а в духе Евангельской жизни.
 – «Но, Владыка, когда речь идет о женских брюках, брюках женского покроя, люди говорят, что это не мужская одежда, т.к. они широкие, не врезаются в тело, не облегают его, не соблазнительны. Можно ли такие брюки носить?»
 – Это просто искушение. Откуда взялась мода ходить в брюках? Сначала в домашних условиях: «надо расслабиться, здесь меня никто не видит, я в шортиках или брюках хожу по дому»; может, в брюках на каких-то работах более удобно и т.д., – и вот этот домашний, рабочий обиход вышел на улицу. Когда-то в таком виде, находясь дома, боялись показаться даже перед гостями, а сейчас выходят на улицу в таких одеждах, в которые одевались когда-то с оправданием, что это для удобства, – это бесстыдство. Если бы человек имел стыд и совесть, он не вышел бы в таком виде на улицу, в культурные общества, в театры, в которые раньше люди шли в благородных одеждах. Конечно, человек всегда хотел показать, что он может красиво одеться, но не показывал свои какие-то части тела, которые бы возбуждали или сооблазняли кого-то из окружающих. Потому что люди ценили свой супружеский брак, не хотели, чтобы кто-то из мужчин через соблазнительную одежду соблазнился замужней женщиной, остерегались, чтобы не было искушений. Женщина одевалась красиво, но не соблазнительно.
 – Владыка, опять же возвращаясь к мусульманским странам, где все традиции сохранены: я долго не мог понять смысл паранджи. Мне всегда казалось это каким-то варварским обычаем – всю себя закрыть тряпкой. Зачем, почему? И недавно я узнал, почему женщины носят паранджу: женщина имеет мужа, и муж не хочет, чтобы другие мужчины на нее смотрели и что-то там себе фантазировали, – вот образец целомудрия.
 – А у нас все наоборот. Мужчины хотят, чтобы жена была вся раскрыта, соблазнительна для всех, и в то же время, чтобы она была верна. Она ходит в таком виде, и мужчины соблазняются, а потом начинаются проблемы в семье, муж начинает ревновать, скандалить, дело доходит до разводов. Но этот муж не подумал, что нужно устроить свою семейную жизнь, чтобы жена так не одевалась, так себя не вела, чтобы не была соблазном для других мужчин, и этим самым сохранить свою семью.
 – «Одна женщина родила ребенка и бросила его в роддоме. Когда ребенку исполнилось три месяца, его взяла другая женщина, с тем, чтобы усыновить его через полгода, когда разрешит закон, и приросла к нему всем сердцем и полюбила его больше всего. И вот через пять месяцев появляется та, которая бросила малыша, и пытается с помощью закона вернуть его. На чьей стороне Церковь в этом случае?» – спрашивает Зинаида из Екатеринбурга.
 – Это очень сложно, тяжело, но я так думаю, что слава Богу, пробудилась совесть у матери, и она расскаялась в своем сердце, что совершила великий грех – бросила своего ребенка. Благо той женщине, которая взяла этого малыша на воспитание. Я думаю, что, хотя тяжело и душа лежит к этому младенцу, благо возвратить этого ребенка матери и помочь этой матери, чтобы она его воспитывала в духе Православия. А приемная мать стала бы крестной матерью, которая должна воспитывать дитя в духе веры, нравственности, духовности в тех идеалах христианства, которым учит нас Святая Церковь. Таким образом и мать обрела бы свое дитя, и приемная мать осталась бы духовной матерью навсегда, потому что в таинстве Крещения духовные родители имеют большие обязанности перед Богом и будут давать ответ на Страшном Суде за то, как они благотворно воспитывали, влияли на духовность дитя. И в данном случае, я думаю, что ребенок получит правильное, доброе воспитание. Да, сейчас тяжело, но когда мы будем смотреть с точки зрения вечности, этот благородный поступок стоит больших благ в Царствии Божием, это особая любовь и особая жертвенность ради этого младенца.
 – «Можно ли в Родительскую субботу молиться за самоубийц, а именно, что умер от чрезмерного винопития?» – спрашивает Евгений.
 – К сожалению, бытует в народе такое мнение, что в Родительскую субботу совершается поминовение за самоубийц, – это неправда. За самоубийц нужно молиться только в домашней молитве. Делайте дела милосердия за эту душу и надейтесь на милосердие Божие, что Господь вашими трудами, вашим усердием поможет этой душе и избавит от мучений. Очень важно, чтобы родственники, ближние люди исправляли свою жизнь и стали жить церковной христианской жизнью, – это тоже может повлиять на состояние души усопшего, т.к. Господь видит, что такая смерть послужила к благотворному изменению родственников, близких людей, и за это Господь даст благо им самим, и милость усопшему, который окончил жизнь самоубийством.
 – «Владыка, как вести себя сотрудникам храма во время чтения Евангелия и пения Херувимской по отношению к прихожанам, которые ведут себя не совсем так, как требуют эти моменты богослужения?»
 – Приходящий в церковь человек должен настроиться на молитву так, чтобы в течение всей службы молиться, а не мешать другим. Мешаем мы тогда, когда ходим по храму, толкаем людей, стараемся передавать и ставить свечки.
 Передавая свечи во время службы, мы мешаем молящимся людям, отвлекая их от внимательной молитвы. Свечи нужно ставить до начала службы или на ближайший подсвечник. Есть такие моменты богослужения, когда, даже если даже храм пустой и мало людей, нельзя ходить по храму: при чтении Евангелия, когда поют Херувимскую песнь. При пении Херувимской совершается Евхаристический канон – поется «Милость мира», идет особая молитва, при которой Господь посылает Свою благодать на Святые Дары, происходит Пресуществление Святых Даров из хлеба и вина в истинные Тело и Кровь Христовы. Это самый важный момент богослужения, и люди, находящиеся в храме, не должны ходить, разговаривать, что-то передавать, не должны мешать человеку слушать и молиться. В храме нужно вести себя благоговейно, стоять на одном месте, усердно слушать все, что поется, читается, внимательно, душой и мыслями возвышаться к Богу.
 – «Владыка, что делать с суевериями, связанными с погребением, отпеванием усопших, как реагировать сотрудникам храмов на всякие обряды, которые пытаются в это время делать?»
 – Да, есть такие суеверия, даже колдовство. Некоторые пользуются веревочкой, которой привязывались руки или ноги, и эту веревочку потом применяют для каких-то колдовских дел и приносят людям вред. Для того, чтобы пресечь все это, лучше всего, чтобы был ответственный за погребение, чтобы совершить необходимое по православным канонам, не давать возможность тем, кто имеет нехорошие намерения.

 С архиепископом Викентием беседовал руководитель Информационно-издательского отдела Екатеринбургской епархии игумен Димитрий (Байбаков). Расшифровка аудиозаписи Илья ЦЫГАНЦОВ.

 Программа «Архипастырь» выходит на епархиальной радиостанции «Воскресение» – в 14.20 и 20.20 по вторникам.
 На телекомпании «Союз» (в Екатеринбурге – 21 канал) по средам – в 17.30, четвергам – в 12.00, субботам – в 16.30 и воскресеньям – в 12.00 и 19.30.
 Свои вопросы Владыке Викентию вы можете задать, позвонив на телестудию Епархии по телефону: (343)217–93–38.

 
 
Церковь и общество

По Царской дороге с хоругвями Крестным ходом мы вместе пройдем

 …Заря занималась розовой дымкой. Утренний ветерок с первыми лучами восходящего солнца пробивался в открытые двери Храма-на-Крови.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс