Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №27 (396) → По Царской дороге с хоругвями Крестным ходом мы вместе пройдем

По Царской дороге с хоругвями Крестным ходом мы вместе пройдем

№27 (396) / 15 июля ‘06

Церковь и общество

 …Заря занималась розовой дымкой. Утренний ветерок с первыми лучами восходящего солнца пробивался в открытые двери Храма-на-Крови.

Молитвенники засуетились: стояние на соборной молитве святым Царственным Страстотерпцам подходило к концу. Получив за молитвенный труд благодать Божью и благословение Владыки на Крестный ход, все потянулись к выходу. Звонки сотовых телефонов будто поджидали этого момента: «Закончилась Литургия, уже выходим»… «Минут через 10 будем на площади, выходите»… «Сна как не бывало, сейчас разомнусь»… «Як тут гарно зроблено, зайдите побачить, а мы пийшлы»… «А слабо нам с ними проветриться, пива возьми»… «Безондерс…, я-я, натюрлих».
 Людская лавина из православных разных возрастов и национальностей вылилась по ступеням храма на улицы спящего города. Не спали только посетители ночных клубов, один из которых расположился почти напротив музея «Невьянская икона». Такое соседство – как два разных мира – многим бросилось в глаза. Посетители этого заведения высыпали на улицу, чтобы посмотреть на «странную толпу» из неуклюже шагающих старушек, заспанных детишек в колясках, молодых юношей и девушек. Последние вызвали у них насмешки. Ну, как же, они, такие современные – затянуты в джинсы и топики, усеяны татуировками, пирсингом и стразами на немыслимых местах – сильно отличались от кротких девочек в длинных юбках и платочках.
 Крестный ход уже выдвинулся на главную улицу города. Спешным шагом под зорким наблюдением дорожно-патрульной службы Крестный ход проследовал мимо часовни в честь святой Екатерины, миновал Плотинку, обогнул со спины памятник Ленину. С этого ракурса видеть его раньше не приходилось, поэтому показалось, что идол этот нам не путь к светлому будущему указывал все эти годы, а милостыню просил. Крестный ход миновал Верх-Исетский бульвар и уже добрался до улицы Бебеля. Зрелище было захватывающим, когда поднялись на высотную магистраль. Хоругви в начале колонны было отчетливо видно, хотя находились они не менее чем за километр. Оглянулись – и там «хвост» у колонны не меньшей протяженности. Идти стали медленнее, и можно было приглядеться к людям. Вот юноша ведет под руку свою девушку… на шпильках. Мама раздает из рюкзачка бананы своим сыновьям и мужу. Целая группа молодых девушек с иконами Царственных Страстотерпцев на груди держат ровный шаг в такт молитве. Маленькие девчушки, пока еще подпрыгивая, бегут за бабушкой. И вдруг я осознаю, что вижу это не по телевизору, как раньше, а шагаю вместе с этими людьми. И со мной моя семья!
 Настроение было приподнятым. Солнышко уже не только освещало нам дорогу, но и стало пригревать. Люди на трамвайных остановках говорили друг другу: «А че это народу-то столько? – Дак кто их знает, может какой протест или забастовка». Маршрут пролегал мимо вещевого рынка, к которому уже стекались продавцы. Поеживаясь от прохладного утра, они шли группами и даже колоннами из соседних домов к месту их заработка. Казалось, что они спросонья щурятся, но поравнявшись с ними, мы узнавали в них китайцев. Их было много. Легким шепотком это все отметили в колонне. Когда Крестный ход шел по бесконечной Технической улице, то там мы не встретили вообще ни одного русского человека. Как-то грустно сделалось и от многочисленных «растяжек» и рекламных щитов: «Продам здание, 970 кв.м. на Уралмаше», «Требуются девушки», «Дипломы любых вузов, загранпаспорта, прописка – быстро», «Свободу Лимонову», «России – русский порядок», «Пакля»…
 Подумалось, что пакли этой еще много и в наших головах. Между тем колонна прибыла в частный сектор микрорайона «Семь ключей». По улице Леваневского чинно прогуливались чистенькие пятнистые буренки, пощипывая травку для свежей порции молока. «Ну почему молоко потом белое бывает, если они зеленую траву едят?» – допытывалась малышка у бабушки. Та, тяжело дыша, ничего ей не ответила, а только пожала плечами. У дома престарелых нас поджидала кучка местных постояльцев. Кто на инвалидной коляске, кто опершись на палочку, осеняли себя крестом и желали нам доброй дороги.
 Детская городская больница №9 заставила вспомнить не самое приятное… Здесь нас потревожил черный «Мерседес». И почему автомобили всегда куда-то опаздывают? Народ потеснился к обочине, понимая всю важность подобной встречи. Лесная прохлада быстро сняла раздражение. Изумрудный травостой манил земляникой, и многие спускались собрать ягоду в пригоршню. Смешанный лесок из березок белоствольных и смолистых сосен радовал глаз.
 – Какие же у вас места красивые!
 – А вы не местные?
 – 7 тысяч километров добирались, чтобы увидеть все это. Нас целый автобус из Одессы.
 Даже сердце захолонуло от гордости. И от боли. Именно наша земля уральская приняла кровь Царской Семьи. Да, «Уральские горы запомнят навеки, что наш государь здесь страдал, как Христос», как написал А.Семин, ректор сельскохозяйственной академии в песне «Купола золотые», вспоминая ужасную трагедию. Вокруг все тоже были грустными. На подходе к железной дороге шаг у паломников стал коротким. Скорбным путем шел Крестный ход. Той дорогой, где везли тела страстотерпцев 87 лет назад в урочище Ганина яма.
 – Бабушка, сколько же Вам лет?
 – 78 уже.
 – Как вы решились идти-то, даже нам тяжело.
 – С Божьей помощью дойду. Может, мне Господь за труды еще 2 годочка прибавит.
Белоснежная седина выбивалась из-под платочка этой старой, но сильной женщины. Она всю дорогу шла самостоятельно и лишь под конец подобрала палочку. А мальчик, который чуть было волчьей ягоды не отведал, нашел для своей мамы настоящий посох. Солнце стало припекать, все пытались хоть в чем-то найти облегчение. Ноги не слушались. Один мальчик просто стоял и плакал, мама была рядом. Взрослая женщина порвала босоножки и, закрыв лицо руками, горько плакала. Ей на помощь пришли сразу несколько человек.
Группа прихожан всю дорогу напевала Трисвятое и шагала уверенно. Сначала мужчина запевал, потом женщины: «Господи, Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй нас». Кто-то менял обувь на ходу или вовсе шел босиком. У одной женщины правая рука висела плетью и, чтобы перекрестить себя, она поднимала ее левой рукой. Слезы наворачивались на глаза, когда среди паломников встречались инвалиды или дети.
 – Там такая малявка идет, лет 5–6 от силы, и платочек у нее с Николаем Угодником, – удивилась моя дочь.
 – Не-ет, я, пожалуй, не смогу на будущий год составить вам компанию, – тяжело простонал сынулька. А муж понимающе добавил:
 – Меня удивило три вещи: как много людей идет, как там Викентий с батюшками в своих одеждах с иконами идут, как мы сами-то добрались вообще!
 Крестный ход миновал надвратный храм и растворился на территории мужского монастыря в честь Святых Царственных Страстотерпцев. После молебна в их честь у Поклонного креста выстроилась длиннющая очередь. Все прикладывались ко кресту, ставили свечи, уходили к яме. Заботливые монашеские руки засадили ее гребешками и лилиями. От этого зрелища перехватило дыхание, слезы полились рекой. Люди стояли на коленях у этого места, молились, плакали.
 – У нас ощущение, что мы на Святой земле, – признались питерцы.
 – Так и есть! Мы здесь каждый год бываем. Нынче приехали на 6-ти автобусах из Тюмени, каждый – по 50 человек, да еще на личном транспорте сколько.
 Мы долго гуляли среди сказочных храмов, порадовались новостройкам, знакомым лицам: ректор института бизнеса Миняйло, депутат Кабанов, фотограф Владыкин… На выходе из монастыря заметили колонну автобусов с названиями разных городов нашей области, импровизированную эстраду с лавочками из свежих сосновых плах, мороженое и другие угощения для гостей, памятные сувениры и литературу. Хотелось отдохнуть и услышать, как среди леса будут звучать виолончель и скрипка. Мы присели с ГОСТовским пломбиром. Арт-секстет «Лира» из С.-Петербурга удивил своей мастерской игрой, но вот ведущий пару раз обидел некорректными фразами: «Мы еле добрались сюда – по дороге нам встретилась такая ужасная пробка (участники Крестного хода это, естественно, приняли на свой счет)… К тому, что у вас тут происходит, я отношения не имею. Я – артист».
 Но каким душевным и высокопрофессиональным было выступление екатеринбургского ансамбля «Екатерина»! Им аплодировали и просили новых песен.
 Усталость сделала свое дело, и участники Крестного хода направились к автобусам и маршруткам, проезд в которых за 30 рублей многих отпугивал. Когда мы оказались у станции метро, нас вдруг осенило: Петрова поет у Храма-на-Крови! Детей отправили домой, а сами – в метро.
 Уже у ККЦ «Космос» мы поняли, что нам повезло – концерт Заслуженной артистки РСФСР Татьяны Петровой не завершился, а был в самом разгаре. Ей помогал Уральский народный хор. Многие плакали, слушая ее голос, эти трогательные и патриотичные песни. Были еще люди с Крестного хода у этой сцены. Коли дал Бог силы на такое испытание, то и эту радость позволит. Батюшка Гермоген завершил выступление нашей землячки милым стишком: «Нет, не умрет народная культура, пока жива и здорова Татьяна Петрова!»
Еще одна радость ожидала нас в этот день. Владыка Викентий тоже пришел послушать выступление замечательной артистки. Здоровый и улыбающийся, он утешил всех своих благословением и синеоким взглядом мудрого отца.

Наталья Рукавичникова

 
Архипастырь

Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «союз» и радиостанции «Воскресение»

 – Наталья из города Лермонтов, что на Кавказе, спрашивает: «Сейчас по разным телевизионным каналам, в кинотеатрах показывают достаточно много фильмов на духовную тему, но не все они соответствуют Библии и Евангелию. Скажите, Владыка, как нам относиться к таким фильмам, как воспринимать?»  – Мы должны быть как пчелы, которые собирают все самое лучшее со всех цветов.

 
Церковь и общество

Традиции христианской нравственности

 «Правила хорошего тона» – нужны ли они православному человеку? Мы растратили так много исторических традиций, вековых обычаев, установлений, веками сложившихся на основании норм христианской нравственности, что теперь нередко можно встретить мнение, что православному свод правил поведения вроде и ни к чему – были бы, дескать, вера, благочестие, смирение, поскольку Бог смотрит не на манеры, а на сердце…  Против последнего трудно возразить. Но: нельзя не учитывать, что без внешнего внутреннее не созидается. Из-за своей греховности мы не можем жить благочестиво одним усилием воли, не нуждаясь в правилах поведения в церкви, в миру… Можно ли говорить, скажем, о благочестии прихожанки, ревностно посещающей службы в храме, соблюдающей посты, но с неприязнью, а то и неприкрытой агрессивностью встречающей всякого «нецерковного» человека, не знающего пока, как ступить в храме? И такая ли уж редкость – христианин, соблюдающий приличия в церковном кругу, но допускающий «дурной тон» в отношениях с людьми вне церковной ограды?

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс