Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №27 (396) → Святитель Николай Сербский: Мысли о добре и зле

Святитель Николай Сербский: Мысли о добре и зле

№27 (396) / 15 июля ‘06

Церковь и общество

 Природа – зеркало человека
 Теории насчет эгоизма не могут быть оправданы природой. Люди слишком легко обвиняют других за собственное зло.

 Природа равняется на людей. И она свой характер приноравливает к характеру человека. Пока Адам был послушен Богу, и природа была послушна Адаму. Когда же он восстал против Бога, природа восстала против человека.
 Подобно тому, как определенная мысль или определенное желание действуют на все тело человека и его нервы вплоть до самых окончаний их, так и характер, настроение, вера, нравственность человека действуют на всю природу от края до края.
 Злоба человеческая может наполнить всю природу злобой, и милость человеческая может преобразить всю природу милостью.
 У нас, на Балканах, народ до сих пор верит, что дожди, засухи, градобои, урожайные и неурожайные годы, эпидемические болезни зависят от нравственной чистоты народа. Это самое древнее и самое твердое верование у всех народов на земле.
 По отношению к благочестивым природа милостива, по отношению к нечестивым – мстительна.
 Природа, соответственно, является зеркалом человека. Какой есть человек, таким его природа в себе и показывает.
 Никакого закона эгоизма у природы нет. Но люди эгоистичны, и во времена прилива эгоизма, видя свои обезображенные лица, оправдывают свое безобразие свойствами зеркала.
 Когда это зеркало несло ответственность за безобразие лица, которое ему следует верно отражать?

 Святой
 Святой – это самый большой победитель: у его ног лежит поверженный мир.
 Когда гусеница превращается в бабочку, бабочка победоносно стоит на пустом коконе.
 Из всех магазинов для ребенка милее всего магазин игрушек. Из всех магазинов города для взрослого человека самым неинтересным является магазин детских игрушек.
 Что представляет мир кукол и картинок для ребенка, то физический мир для святого во время, когда его душа поднимется в мир нравственный и духовный.
 Открытый самообман для человека духовного обозначает точку, где заканчивается один мир и начинается другой.

 То же несколько по-иному
 Для святого природа представляет прошлое.
 Святой изучил азбуку природы, прочитал ее знаки, выслушал ее голоса, понял ее слова и составил книгу. Только в святом природа полностью достигла своей цели. Ибо пробудила в нем человека, указала ему на Бога и – убралась с его глаз.
 Опираясь на основание, которое дала ему природа, святой должен сам подниматься по небесной лествице – мыслью, молитвой, добротой, – подталкиваемый природой и влекомый Богом.
 Святой бесконечно благодарен природе и бесконечно милостив по отношению к ней. Потому и природа относится к святому как к единственному на земле бескорыстному другу своему.
 Воистину, нет на земле более трогательной картины, чем взаимная дружба святого и диких зверей.
 Но и при всем этом святой воспринимает природу так, как зрелый человек воспринимает магазин детских игрушек. Один взгляд, улыбка сожаления, приятное воспоминание и – путник должен опять, по ненастью, вперед и вверх. Он должен забыть все, должен оставить все, чтобы познать все и обрести все.
 Для гурмана природа представляет будущее, для художника – настоящее, для святого – прошлое.

 Природа – жертва
 Природа – жертва человеку.
 Сколько людей отдано в жертву природе? А природа, как правило, вся отдается в жертву человеку.
 Природа создана, чтобы научить человека, чтобы пробудить его, чтобы показать его во всех особенностях, чтобы опамятовать его и чтобы исчезнуть.
 Природа вся в человеке, вся, без исключения. Она находится в человеке как целостное стихотворение, а вне человека – как отрывки, слова, звуки, буквы этого стихотворения. Она в человеке как полнота жизни, а вне человека – как зовы и символы жизни.

 Факты, законы и истина
 Дети постигают факты, обычные люди постигают законы, единственно духовные люди постигают Истину.
Факт поддается измерению, закон поддается описанию, Истину же невозможно ни измерить, ни описать.
 Тот, кто держится Истины, может Истину почувствовать, но не может словами передать ее другим, находящимся вне Истины, в сфере фактов и законов.
 Факты и законы скрывают и ограничивают Истину и не позволяют говорить об Истине иначе, как только с их помощью. Поэтому духовные люди, говоря об Истине, снисходят к уровню детей и обычных людей.

 Полезный человек
 Для народа полезнее других не всегда тот человек, который более всех на виду и к которому народ прислушивается, а тот, кто, незаметный, как совесть, молится Богу за народ и к которому Бог прислушивается.

 Молчаливая служба Богу
 Сколь велико число людей, которые выполняют дела свои при свете солнца от восхода и до заката, но и не посмотрят на солнце, не почувствуют его, ни разу не задумаются о нем!
 Сколь велико число людей, которые проживают свой век при свете, мощи и помощи Бога, но и не обратят взор свой к Богу, ни разу не задумаются о Нем!
 И солнце молчит, не гневается и продолжает светить безотказно. И Бог молчит, не гневается и продолжает помогать безотказно.
 Но когда наступит тьма, когда падет мгла, когда ударит мороз, тогда люди вспоминают солнце, ищут его взглядами, восхваляют его, вздыхают за ним.
 Так же и когда приходят страдания, нищета, муки без избавления и тупики без выхода, люди вспоминают Бога, ищут Его взглядами, восхваляют Его, вздыхают за Ним.

 Бог и грех
 Бог и грех находятся на двух разных полюсах.
 Никто не может повернуться лицом к Богу, не повернувшись сначала спиной к греху. Никто не может возлюбить Бога, не возненавидев сначала грех.
 Спина не видит, так что и тот, кто повернут лицом к греху, не может видеть Бога.
 И наш дух, как и глобус, имеет два полюса: восток и запад, свет и тень, долг сыновний и долг слуги, благодать и закон.
 Но любовь, при духовности, уничтожает полюса и все делает светом, сыновством и благодатью.

 Провидение
 Провидение себя являет и в правилах, и в исключениях. Но для людей оно выглядит более очевидным в исключениях.
 Во время одного пиршества у царя Валтасара, когда гости пили вино и славили богов золотых и серебряных, межных, железных, деревянных и каменных, появились персты руки человеческой и написали на стене три судьбоносных слова: Мене, Текел, Упарсин. В ту же ночь был убит Валтасар, царь Халдейский (Дан. 5).
 Пророк Даниил был брошен в ров львиный и провел ночь с хищниками. Наутро его вывели оттуда живым и невредимым.
 В особо счастливых и в особо несчастных случаях люди чувствуют определяющее действие Провидения: когда – действие справедливости, когда – милости.
 Воздух всегда вокруг нас и всегда в действии. Но мы определенно чувствуем воздух лишь тогда, когда ветер подует, и тогда более всего говорим о воздухе.
 Как человек с больными легкими постоянно думает о воздухе, так и человек, осознающий свою греховность, постоянно думает о Боге. Потому что ведь и один, и другой вынуждены думать постоянно о лекарстве и о враче.

 Человек – образ для человека
 Пусть все люди, которых ты встречаешь, будут для тебя живыми образами того добра и зла, которое в тебе есть.
Задерживайся мыслями и любовью на хороших образах, чтобы и ты стал образом добра для братьев своих.

 
Церковь и общество

Традиции христианской нравственности

 «Правила хорошего тона» – нужны ли они православному человеку? Мы растратили так много исторических традиций, вековых обычаев, установлений, веками сложившихся на основании норм христианской нравственности, что теперь нередко можно встретить мнение, что православному свод правил поведения вроде и ни к чему – были бы, дескать, вера, благочестие, смирение, поскольку Бог смотрит не на манеры, а на сердце…  Против последнего трудно возразить. Но: нельзя не учитывать, что без внешнего внутреннее не созидается. Из-за своей греховности мы не можем жить благочестиво одним усилием воли, не нуждаясь в правилах поведения в церкви, в миру… Можно ли говорить, скажем, о благочестии прихожанки, ревностно посещающей службы в храме, соблюдающей посты, но с неприязнью, а то и неприкрытой агрессивностью встречающей всякого «нецерковного» человека, не знающего пока, как ступить в храме? И такая ли уж редкость – христианин, соблюдающий приличия в церковном кругу, но допускающий «дурной тон» в отношениях с людьми вне церковной ограды?

 
Ильинские чтения

Культурно-просветительский проект «Царский крест» предваряет V фестиваль православной культуры «Царские дни»

 На протяжении ряда лет в г. Екатеринбурге проходит Фестиваль Православной культуры «Царские дни».

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс