Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №31 (400) → Протоиерей Андрей Устюжанин: «Традиции христианской нравственности»

Протоиерей Андрей Устюжанин: «Традиции христианской нравственности»

№31 (400) / 15 августа ‘06

Азы православия

(Продолжение.

Начало в №№ 26–30)

 Как выразить сочувствие в горе

 Похороны. Очень болезненный момент бывает для семьи, когда умирает близкий человек. Как проводить его в последний путь, какими должны быть действия и слова сочувствия?
 Что нужно сделать с телом человека, душа которого ушла в вечность? Сначала надо расстелить на полу что-то вроде клеенки, положить усопшего на пол и человеку соответствующего пола обмыть тело водой, либо протереть влажной тряпочкой и одеть в погребальные одежды, в которых он будет лежать в гробу. Какой должна быть одежда? Как правило, новой. Обычно, мужчину одевают в светлую рубашку, темный костюм. Прежде были белые погребальные одежды. Женщину можно одеть в венчальное платье, если оно у нее сохранилось. Так же венчальный костюм можно надеть и на мужчину. Если же они не сохранились, то просто надеть чистую одежду.
 Прежде, чем положить тело усопшего в гроб, когда уже готова подушечка из опилок, на дне рассыпаны опилки и все это покрыто простыней — окропляют святой водой сам гроб, крышку его, крест, который вкопают в могилу. Когда тело еще не положено в гроб, по усопшему совершается лития. После положения тела во гроб над ним совершается панихида. Очень хорошо, чтоб верующие люди читали по усопшему псалтирь в течение всех сорока дней. Поэтому родные должны побеспокоиться, кому читать псалтирь об усопшем. Раньше существовал обычай, когда тело усопшего приносили в храм накануне дня погребения — и гроб с телом эту ночь стоял в храме. Сейчас далеко не всегда бывает такая возможность. Но хотя бы отпевание совершать надо все же в храме. Бывают такие ситуации, что тело человека уже предано тлению, идет неприятный запах. В таком случае тело усопшего в храм не вносится, ставится перед храмом в церковной ограде, где и совершается отпевание.
 Существует неправославный, языческий обычай, когда под гроб усопшего кладут топор, начинают бросать монеты в гроб или в могилу, или же, когда выносят покойника, в доме переворачивают столы, стулья. Ничего этого делать не надо — все это связано с языческими обычаями. Плакальщицы о покойном — это тоже нецерковная традиция.
 Пока с покойным не простились все его родные, не надо покрывать лицо усопшего церковным покрывалом. Это делается только после отпевания и прощания — после этого закрывается крышка гроба, и его опускают в могилу.
 Что кладется в гроб с усопшим? Непременно надо оставить на усопшем нательный крест — ведь с крестом христианин должен был пребывать всю прошедшую жизнь. Надевать же крест на неверующего, никогда его не носившего, пользы будет мало… Кроме того, в руки усопшего дается погребальный крест, обычно черного цвета. Затем священник, совершив чин отпевания, дает ему разрешительную молитву в руки, рядом с усопшим ставится икона Божией Матери или Спасителя — эту икону можно оставить в храме по желанию родных или же ее оставляют в гробе вместе с усопшим.
 Затем, когда приносят покойника на кладбище, если здесь есть священник, то хорошо бы совершить краткую литию об усопшем человеке. Затем саму могилу окропляют святой водой — если нет священника, кто-нибудь из родных, близких, верующих может сам это сделать. Если усопший человек был верующим, ходил в храм, соборовался, то после того, как предали его земле, возливают на него, на пелену соборное масло — так же крестообразно. Пепел — перегоревший уголь и перегоревший ладан — высыпаются из кадила на могильный холмик, в специальное углубление, сделанное в могилке, чтобы ветер не разнес святую пыль, затем ямочка сравнивается.

 Милостыня. Не надо забывать, что наши родные живы — душа бессмертна, она даже не стареет. Все равно мы в душе остаемся такими же молодыми, как были когда-то в свои 18 лет. И когда душа разлучается с телом, она не исчезает в небытие, не превращается в ничто и не переходит в цветок или животное — она идет туда, куда Бог определил ее. И здесь нужно помнить, что наши родные, близкие люди всегда нуждаются в нашей молитве, в нашей милостыне о них. Кстати, это одна из очень хороших традиций — истинно православных традиций, когда об усопшем человеке раздают милостыню — оделяют детей или неимущих конфетами, выпечкой, раздают духовные книжечки, жертвуют что-то из вещей или одежды покойного — хорошо бы, чтоб те, кому эта одежда или иная милостыня предназначается, помолились за человека, вздохнули о нем.
 В некоторых местах есть очень странный обычай — до сорокового дня ничего не раздавать из одежды отошедшего в мир иной (якобы почему-то нельзя этого делать). Считаю, не только можно, но и нужно раздавать — потому что душа-то в сорокадневный период проходит мытарства, ей нужна сугубая помощь — молитвенная, чтение псалтири, приношения в храм Божий, поминовения на проскомидии, ей нужна милостыня. Все это умилостивляет Творца, облегчает прохождение мытарств.
 Обычай занавешивать зеркала, останавливать часы связан с тем, чтоб почтить память усопшего, ни на что не отвлекаться. С религиозной же точки зрения эти действия ничего не значат. Если же в это привносится представление о том, что так якобы препятствуют возвращению души в дом, то таких языческих, мистических действий лучше избегать.
 Бессмыслен и даже вреден обычай ставить к портрету умершего стакан воды, покрытой хлебом, а иногда даже и водку. Это самое грубое язычество! Это грешно делать: к иконам, к святыням ставить водку или даже воду. Душа ведь сюда не придет пить — а придут пить бесы, которых ожидают и которых встречают таким образом. Или, скажем, оставляют место за трапезой для усопшего. Но ведь ему это не нужно — милостыня ему нужна, молитва нужна.
 Иногда путь покойника от дома к катафалку устилают еловыми ветвями — есть в некоторых местах такой обычай. При этом бабушки строго наблюдают, чтоб ветки были уложены иголками вниз. Думается, это не имеет никакого значения — и стоит ли придавать значение таким мелочам и забывать при этом главное: молитву?

 Поминовение. Первые сорок дней после кончины посвящаются сугубым молитвам за усопшего, все эти дни его именуют в молитвах новопреставленным. Особое поминовение совершают в третий день — в воспоминание о том, что Господь наш Иисус Христос воскрес из мертвых «в третий день по Писанием». В девятый день мы молимся о том, чтобы заступлением и молитвами девяти Ангельских чинов душа умершего была помилована. А в сороковой день — в память о том, что Господь наш Иисус Христос вознесся на Небеса в сороковой день по Своем Воскресении. Главными днями памяти усопшего становятся годовщины кончины, а также дни тезоименитства. Обязательно также поминовение во Вселенские родительские Субботы.
 В годы безбожия во многих людях оскудело благочестие, и немало из тех, что считают себя православными, в памятные дни усопшего родственника отправляются лишь на кладбище, забывая о храме, об обеднях о упокоении души, о панихидах. Тогда как усопшему нужна в первую очередь молитва — как на богослужении в храме, так и в домашнем правиле.
 В третий, девятый, сороковой дни и годовщины (а где принято, также в двадцатый день и полгода) память усопшего следует почтить чтением панихиды. Все сорок дней после кончины — время особого поминовения, когда решается судьба души почившего, — ежедневно должен читаться Канон об усопшем. Все эти последования можно читать как дома, так и на кладбище. Если краткая лития совершается без священника, то надо не произносить слов диакона и не возглашать ектеньи. Можно зажечь при этом на могилке и церковные свечи, но огарки их лучше забирать с собой для того, чтоб свеча не была в поругании у людей неверующих, пришедших на могилку после вашего ухода.
 Поминовение усопших сопровождается обычно поминальной трапезой, которая начинается со вкушения кутии. По обычаю, в Средней России принято подавать на поминках блины и кисель. Еще раз повторю, что недопустимо ставить на стол и даже под иконы яства и напитки как бы для умерших. Это языческий обычай. Апостольские правила запрещают употребление вина и других спиртных напитков на поминальных обедах.
 К сожалению, иногда даже церковные люди не могут устоять перед давлением родственников и соглашаются на присутствие спиртного на поминках (якобы по «народному» обычаю, чтобы «не обидеть» родных и соседей). Мы же должны думать не об ублажении соседей, а прежде всего о спасении души наших ближних и помнить о том, что элементы языческой тризны, нетрезвого пиршества на поминках могут принести страдание дорогим нам людям. По рассказам некоторых старцев, были явления из того мира, которые говорили нам о том, что если человека поминать вином, то страдания усопшего усугубляются… Понятно, что употребление спиртного и пиршества на самих могилах тем более недопустимы. Хотя можно по обычаю покрошить хлеба, насыпать зерна на могилу для птичек небесных, которые тоже молятся, просят Бога о помиловании усопшего.
 Если день девятый, сороковой выпадают на среду или пятницу, можно перенести поминальную трапезу на более ранний день — совершить ее накануне, допустим, до истечения 40 дней. Если поминки приходятся на Великий пост — поминать скромно, постной пищей, и тогда лучше в воскресенье — по той причине, что в эти дни благословляется трапеза с растительным маслом. А по уставу в дни первой седмицы Великого поста в храме даже не отпевают покойника — можно сделать это только дома или на кладбище. Панихиды и отпевания в храме переносятся на предстоящее воскресенье или проводятся на неделю раньше. Так же и на страстной седмице.
 Что же должно быть на поминальной трапезе, чтоб это было и милостыней за усопшего, и не оскорбило бы духовных чувств? Во-первых, кутия — рис с медом, с изюмом. Зерно — это символ жизни, ибо в нем заложена жизнь. Посеешь зерно в землю — умрет и произведет плод. Так и человек: ушел в вечность — он принес там плоды — такие, какие посеял в этой жизни — хорошие или плохие. Почему все стоим с зажженными свечами, когда поминаем покойного в храме на панихиде? В знак того, что свет Христовой веры не погас для наших усопших, отошедших в жизнь вечную, и по вашей молитве, молитве всей Церкви, молитве каждого человека, Господь может изменить загробную участь усопшего.
 Хорошо проводить панихиды в третий день, в девятый, в сороковой, в годовщину смерти. Очень хорошо об усопших близких подавать заказные записки на Литургию — с выниманием частиц, ибо это самая высокая, самая сильная молитва, когда за усопшего человека Церковь возносит свою молитву, вынимается частица, опускается священником во Святую Чашу со словами: «Отмый, Господи, грехи поминавшегося здесь кровию Твоей честною, молитвами святых Твоих». Ничего не может быть выше и сильнее страданий Христа — в этом самая большая важность церковной молитвы. Но надо молиться и дома. «Прошу вас, братия, непрестанно молитесъ — чтоб по грехам не быть ввергнуту в огонь вечный, но по вашим молитвам удостоить их райских обителей», — это слова из чина отпевания. То есть Церковь от лица усопших призывает нас каждый день вспоминать в своих молитвах отшедших в вечность людей.
 На поминальной трапезе можно после принятия первого блюда сделать маленький перерыв, который заключается в следующем: всем подняться из-за стола, кто-нибудь из присутствующих скажет: «Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшему рабу Твоему (имя) и сотвори ему вечную память», — и тогда все потихонечку начинают петь «Вечная память». Перед принятием пищи, как обычно, читается «Отче наш». В конце трапезы можно пропеть «Вечную память» — чтоб не получилось: собрались, поели, побеседовали и ушли. Не забывайте того, ради чего пришли. Допустимо говорить и похвальные слова усопшему.
 Утешение, соболезнование родным лучше всего выражать деликатно, чтоб не усугублять излишне трагичным, безысходным выражением лица человеческого горя… Надо, чтобы родные почувствовали, поняли, что жизнь тела прекращается, а душа бессмертна, душа вечна. Она не умирает, она живет. И надо говорить: «Здесь вы молитесь о родственнике — и ваш родственник тоже здесь, с вами. Если будет Богу угодно, мы там встретимся с ним — и ваша молитва облегчает участь человека». Чтобы утешить в горе, можно и молча обнять, и поплакать вместе, и утешить сердечным участием, взглядом, пожатием руки…
 Траур. Во время траура принято отказываться от всех празднеств, от посещения театров, гостей, других развлечений.
Глубокий траур носят по отцу, матери, деду, бабушке, мужу или жене, брату, сестре. Как долго длится траур? В России существовали обычаи, по которым траур по мужу продолжался два года, по жене — один год, по отцу, матери или же детям — один год.

 Как вести себя в трудных ситуациях

 Отмечать ли с сослуживцами 8 Марта?
 Часто этот праздник «борьбы за равноправие женщин» приходится на Великий пост. Как быть православной женщине, если мужчины-коллеги по работе приготовили подарки и намечается большое застолье?
 Христианка должна понимать, что празднество с многочисленными комплиментами «очаровательности» и «соблазнительности» присутствующих женщин далеко от духа целомудрия и отдает дань навязываемому нашей культуре культу «искусства соблазнения». У православных же есть свой женский праздник — день жен-мироносиц.
 Поэтому уместнее женщине уклониться от участия в таком застолье на работе, тем более, если оно приходится на пост. Не надо, конечно, становиться в гордую позу оскорбленной праздником. Всегда можно найти слова любви — тепло поблагодарить за поздравления, пожелать коллегам всего самого доброго и, извинившись, уйти, не стесняясь сослаться на то, что сейчас идет пост. Прямота, искренность, простота и сердечность, подкрепленные молитвой за коллег, смягчат напряженность ситуации и помогут вам не испортить отношений с сослуживцами.
 Как относиться к встрече Нового года, который приходится на дни Рождественского поста? Конечно, общего скоромного застолья на работе с обильными возлияниями также следует избегать. Если на вашей службе, кроме вас, есть еще хотя бы несколько православных, можно попробовать предложить коллегам «перевести стрелку» — собраться через недельку в честь праздника Рождества Христова. Даже если это предложение не примется, коллеги поймут, почему для вас невозможен новогодний праздник в такой форме. Впрочем, всегда можно найти и компромиссные формы, чтобы не смущать коллег. Придти, скажем, к началу празднества, выпить лимонада, съесть что-то из постного (вы сами можете приготовить себе, да и всем какой-то салат) и, доброжелательно пожелав всем доброго праздника, незаметно уйти.
 Можно ли праздновать Новый год дома и как? Если в семье есть неверующие или малоцерковные родственники — можно. В самой идее отметить новолетие нет ничего дурного. Другое дело — как это сделать. И в такой ситуации, помолившись, можно взять инициативу в свои руки: устроить Новый год вполне по-православному — накрыть вкусный постный стол, естественно, без спиртного, собраться с друзьями попеть духовные песни, добрые лирические мирские песни. Но, конечно, за таким столом не может быть места разгульным телевизионным «бдениям» новогодней ночи, вводящим людей в соблазн и грех. Потому многие православные люди праздник Нового года не отмечают. А идут 1 января в храм, где после Литургии в первый день Нового года служится особый молебен на новолетие. Побывавшие на нем говорят, что испытывают особую духовную радость и удовлетворение.
 Если же ваши домашние настаивают на «традиционном» скоромном застолье с весельем? Лучше, не нагнетая обстановки, не демонстрируя своей «праведности», мирно и доброжелательно удалиться от участия в таком празднике, пожелав родным всего хорошего. Если вы проведете эту ночь и последующий день у православных друзей и в храме — без обиды на родных, но с молитвой за них, Господь даст вам разумение, как потом рассказать близким, какую духовную радость вы получили. Любовь рано или поздно победит неверие и малодушие ваших родных, которые пока не в силах отказаться от языческих пиршеств.
 Праздники в пост. Как поступить, если вас приглашают на семейное торжество или иной праздник в среду или пятницу, в пост в дом, где посты не соблюдаются? Если это ваши родные или хорошие знакомые, можно попросить их заранее приготовить какое-то постное блюдо. Если же вы неожиданно оказались за скоромным столом в постные дни — всегда можно выбрать для себя что-то постное и, чтобы не смущать хозяев, отвлечь внимание от вашего воздержания участием в доброй беседе.
 Незванные гости. Нередки ситуации, особенно среди женщин, когда знакомые начинают навязчиво приходить в ваш дом, чтобы поговорить во всех подробностях о своих невзгодах, проблемах, пожаловаться на жизнь, на детей. Конечно, по долгу любви таких людей надо утешить, посоветовать им побывать в храме, обратиться к священнику. Но бывает, что такие визиты становятся постоянными, навязчивыми, отвлекая хозяйку дома от дел, от детей, а то и парализуя всю домашнюю жизнь. Причем, такие люди обычно очень эгоистичны, считая, что все обязаны выслушивать подробности их невзгод.
 Бывает, мать семейства мучается этим празднословием, но не решается выпроводить незваную гостью, думая, что тем самым она поступит немилосердно. Но надо помнить, что христианин обязан ограждать свой дом, свою семью от негативных воздействий извне. В данном или подобном случае такая «подруга» действует как вор — она похищает драгоценное время у вашей семьи, душевные силы, наверняка своим празднословием вводит вас в грех осуждения и раздражительности. Посему здесь христианину надо проявить твердость, не поддаваясь ложной жалости — жалости как раз достойна ваша семья, страдающая от болтливой соседки. Можно сказать такой посетительнице учтиво, но решительно примерно следующее: прости, дорогая, все, что могла, я тебе уже сказала, не мне тебя учить, обращайся к Церкви, к более знающим людям, а сейчас прости — меня ждут домашние дела. Иногда такие расхитители чужого времени пускают в ход слезы, чтобы разжалобить, поселить чувство вины за «немилосердие». В таком случае надо предложить вместе помолиться, например, прочитать Акафист или Канон. Если ваша назойливая посетительница ищет не помощи, а возможности попразднословить — молитва ее не устроит, скорее всего она вскоре удалится и перестанет вас беспокоить.
 Надо ли давать советы. Разумеется, православному не следует поучать неверующих друзей, коллег по работе, навязывать им свои взгляды, когда об этом его не просят. Сама ваша жизнь и отношение к другим людям должны быть лучшей проповедью христианства.
 Но бывают такие ситуации, когда молчание христианина равнозначно предательству Христа. Как быть, например, если сослуживцы устраивают при вас коллективные читки и обсуждения колдовских книг, обмениваются «заряженными» фотографиями, или того хуже — устраивают спиритический сеанс по вызыванию «духов»? Сделать вид, что вы ничего не замечаете и вас это не касается, было бы немилосердным по отношению к вашим братьям и сестрам во Христе, из-за духовной слепоты попавшим в ловушки лжедуховности.
 Но и обличение и вразумление должно быть с умом. Почему большинство попыток православных просветить коллег на эту тему кончаются полной неудачей? Иногда после такой «душеспасительной» беседы заблудшие еще более укореняются в своем заблуждении, считая православного коллегу ненормальным, фанатиком, безнадежно отставшим от жизни.
 Все дело в тоне и мотивах обличения. Что движет вами? Действительная любовь к заплутавшим, обольщенным людям и желание им спасения? Тогда вы обязательно найдете слова любви и сумеете необидно сказать о сути происходящего, упомянув, что вы понимаете их интерес, что вы сами или ваши знакомые пережили нечто подобное, но были на грани погибели и лишь в Церкви нашли защиту и ответ на мучающие вопросы. Вы сможете привести примеры из жизни современных подвижников благочестия и т.д… Но если в ваши слова прокралась хотя бы тень фарисейского превосходства над коллегами, осуждения их за пагубный интерес — ваша миссия наверняка провалится… Миссионерство среди крещеных, но нецерковных людей в наши дни — особо тяжелый крест, требующий смирения, любви и дерзновения. И лучше, если такая ситуация возникает у вас на работе или в учебном заведении, — надо взять благословение у священника на такие беседы, да и батюшка сможет вам подсказать, что именно и как говорить.

(Продолжение следует)

 

В других номерах:

Церковь и общество

Православный священник принял участие в походе на подводном ракетном крейсере

 По благословению архиепископа Петрозаводского и Карельского Мануила священник Леонид Леонтюк был временно включен в списки личного состава подводного крейсера «Карелия» и побывал вместе с его боевым экипажем в плавании на подводном крейсере стратегического назначения «Новомосковск», духовно окормляя подводников.  Отец Леонид, являясь клириком Александро-Невского кафедрального собора Петрозаводска, несет послушание руководителя отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями Петрозаводской и Карельской епархии.

 
Азы православия

Святитель Николай Сербский: Мысли о добре и зле

 Обретения  Любое обретение — будь то в знаниях, будь то в имуществе, — достигнутое рвением и трудом, без Бога, усиливает жажду обретения. Хотя и трудом достигнутое, но без Бога, такое обретение — грех. А любой грех усиливает желание нового греха.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс