Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №31 (400) → Святитель Николай Сербский: Мысли о добре и зле

Святитель Николай Сербский: Мысли о добре и зле

№31 (400) / 15 августа ‘06

Азы православия

 Обретения
 Любое обретение — будь то в знаниях, будь то в имуществе, — достигнутое рвением и трудом, без Бога, усиливает жажду обретения. Хотя и трудом достигнутое, но без Бога, такое обретение — грех. А любой грех усиливает желание нового греха.

 Лишь то, что достигнуто с помощью Бога, делает человека удовлетворенным; оно утоляет жажду.

 Открыватель тайн
 Умные люди открыли многие тайны не своим умом; они лишь своим устремлением и своим усердием стучались в двери тайны, и Бог открыл им.
 Люди желали познать вещи и законы, и Бог им открыл это, по их устремлению и усердию. Если бы умные люди с таким же устремлением и усердием искали познания Бога, Бог бы открыл им Себя так же, как открыл радий и гравитацию.
 Большие открыватели больших тайн сотворенной природы стеснялись похвалы людей, ибо ощущали, что вся их заслуга состояла в том, чтобы стучаться в двери тайны, а двери открыл Тот, Кто и держит ключи всех тайн неба и земли (Лк. 11, 5–8).
 Потому, когда случится успех, говори: «Господи, мне принадлежит лишь труд, а Тебе успех».
 Если же поступишь иначе, увлеченный похвалой, знай, что небо поступит с тобой так, как на земле поступают с вором.

 Простые души
 У нас на Балканах в горных деревнях еще встречаются простые души с таким богатством доброты и невинности, что, если бы их забросить на проспекты какой-нибудь из нынешних столиц, вы бы и мимо воли своей вспомнили предания о сокровищах, зарытых в землю.
 — А что было бы с этими простыми душами, полными доброты и невинности, если бы они прошли курс семидесяти и семи городских философий и теологии?
 Было бы, несомненно, то же, что и со здоровым человеком, который проглотит семьдесят и семь пилюль, предназначенных для человека больного.
 Он бы заболел.
 Философии и теологии множатся там, где множится духовное отупение.
 Где болезни, там и медицина.
 Отношение веры к системам философии и теологии подобно отношению гигиены к медицине.

 Недостойные разговоры
 Какие это две недостойные вещи, о которых люди охотнее всего ведут разговоры?
 Чужие грехи и свои победы.

 Борьба за жизнь
 Не поддавайся распространенной иллюзии, которую называют «борьбой за жизнь». Ибо это выражение имеет смысл лишь в том случае, когда означает «борьбу за Бога»; во всех остальных случаях оно бессмысленно. Для того, кто нашел свою жизнь в Боге, нет никакой борьбы за жизнь.
 Бог не ведет никакой борьбы ни с кем. Само присутствие Бога является победой.
 Борьба за жизнь, попросту говоря, означает борьбу за как можно более продолжительное существование тела здесь, на земле. И это, следовательно, борьба не за жизнь, а за тело.
 Иллюзорность такого лозунга очевидна уже потому, что люди, не знавшие о нем, жили на земле телесно не меньше и не горестнее принявших его. Как раз наоборот.
 Жизнь не завоевывается, жизнь по доброй воле дается Дарителем жизни.
 Кто жизнь завоевывает, у того жизнь отнимается.
 Представь себе, что горшки, наполненные маслом, начнут воевать между собой за то, кому сохраниться, а кому пропасть. Что сделает горшечник? Сначала выльет из горшков масло, потому что масло дороже горшка, затем некоторое время понаблюдает за смешной борьбой пустых горшков и наконец побьет их все и сделает новые.
 У тех, кто ведет борьбу за жизнь, не думая о Боге как Источнике жизни, Бог отнимает Свою жизнь и оставляет их, как пустые горшки.

 Во имя Божие
 Все, что ты потерял во имя Божие, ты сохранил; все, что ты сохранил ради себя, ты потерял.
 Все, что ты отдал во имя Божие, ты получишь с лихвой; все, что ты отдал ради собственной славы и гордости, ты бросил в воду.
 Все, что ты принял от людей, как от Бога, принесло тебе радость; все, что ты принял от людей как от людей, принесло тебе заботы.


 Отношение к Богу
 Тогда, когда люди ставят себя в ложное отношение к Богу — не как единственной реальности и ценности, — все их отношения автоматически становятся ложными. Реальность и ценность тогда с Бога переносятся на мечты и вымыслы, и жизнь становится подобной борьбе теней, когда солнце скрывается за тучей.
 Ложные теории о Боге неизбежно влекут за собой и ложные теории научные, политические, социальные, брачные, семейные. Одна ложь рождается от другой; одна ссылается на другую, одна одну зовут на помощь.
 Изощренность тогда ставится выше принципиальности, а количество выше качества.
 И все люди тогда чувствуют, что задыхаются во лжи, и кричат: все – ложь! Но никто не возвращается к истине. Так же, как пловцы, когда удаляются от берега и оказываются перед опасностью утонуть, начинают хвататься друг за друга. Все они видят, что они в одинаковой опасности, а тем не менее зовут один одного на помощь. Потому что в смятении и страхе забывают, в какой стороне остался берег.
 В такие времена равновесие мира поддерживают –и Суд отодвигают – какой-нибудь десяток Божиих людей, из-за отсутствия которых в пропасти оказались Содом и Гоморра.

 Значимость и ценность
 Значимость и ценность — одно и то же.
 Лишь то, что значимо, имеет ценность. Все остальное — это выдумки о значимости и ценности.
 Но значимым не может быть названо то, что таковым является лишь время от времени; может только то, что таковым является постоянно.
 В сокровищнице сего мира нет ничего, что таковым является постоянно. Но эта сокровищница бумажных денег напоминает о существовании богатой сокровищницы истинных и неизменных ценностей.
 Эта богатая сокровищница — Бог. Он — вся значимость и вся ценность одновременно. Однако многие духовные существа и души, в нескольких мирах, имеют заимствованную у Бога реальность и заимствованную ценность. Бог дал взаймы человеку от Своей значимости и ценности, а человек дал взаймы природе от своей позаимствованной значимости и ценности.
 Горе человеку, который всю свою значимость и ценность перепишет на природу и передаст природе. Ибо природу он этим не обогатит, а себя самого обречет на погибель. И останется он как ничья мечта, из которой нечему возникать и некому о ней поведать.

 Внутренняя красота творения
 О, если бы ты мог видеть внутреннюю красоту творения!
 О, если бы ты мог видеть внутренний свет творения — океан света, в который погружено все сотворенное!
 Мертвые и живые наравне купаются в этом океане, и различия между ними не существует. Растение, то, что сегодня цветет, и то, что вчера завяло, одинаково красивы и пахучи в том океане света.
 О, если бы ты только мог это видеть!
 Воистину, слезы бы заменили тебе все слова, а божественная любовь – все остальное.

 Природа — друг
 Природа – друг, а не враг. Она сотворена, чтобы человеку была другом и помощником, а не рабом и врагом.
 Люди, которые берут природу в рабство, делают ее врагом и злодеем.
 У нас, на Балканах, еще осталось кое-что от древнего почитания природы и от милости к природе. Еще, доживая, сохранился обычай — прежде общий на Балканах, — когда человек, намеревающийся рубить дерево, косить траву или резать домашнее животное, крестится и говорит: «Прости, Боже!»
 Народы, которые природе объявили войну — победа или смерть, — которые придумали и нещадно используют грубый принцип «эксплуатации природы», навлекли и навлекают на себя неизмеримое зло. Ибо кто разрывает свои дружеские отношения с природой, неминуемо разрывает их с Богом также.

 Неравные заслуги
 Два человека никогда не могут иметь равных заслуг в одном и том же деле.
 Два человека никогда не могут нести равной ответственности за один и тот же грех.
 Если ученик Закона Божиего и учитель Закона Божиего совершат одинаково доброе дело, то первый заслуживает большего, нежели второй.
 А если ученик Закона Божиего и учитель Закона Божиего сотворят одинаковый грех, то второй несет ответственность большую, нежели первый.

 

В других номерах:

Азы православия

Протоиерей Андрей Устюжанин: «Традиции христианской нравственности»

(Продолжение.

 
Церковный календарь

23 августа — память мучеников архидиакона Лаврентия, Сикста папы, Феликиссима и Агапита диаконов, Романа, Римских

 Воспоминаемый в нынешний день мученик архидиакон Лаврентий отличался особенной привязанностью к своему архипастырю, святителю римскому, папе Сиксту. Когда по приказанию римского императора Валериана вели Сикста в темницу за исповедание святой веры, архидиакон Лаврентий встретил его на пути и с горьким плачем взывал к своему любимому святителю-узнику: «Отче! Куда ты идешь без сына? Архиерею святый, куда ты спешишь без своего архидиакона? Учитель мой! Возьми с собой твоего верного ученика!».

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс