Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №40 (409) → Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

№40 (409) / 22 октября ‘06

Архипастырь

 – Владыка, обращается Сергий: «Задача православного христианина – это борьба со злом, т.е.

с грехом. Каким образом можно точнее, правильнее и надёжнее противостоять агрессии зла? А зло многолико: бывает хитрым и подкрадывается, а бывает, что явно атакует. Я понимаю, что молитвой и постом, но бывает, что невозможно избежать жизненной ситуации, когда видишь, что человек агрессивно к тебе настроен или наоборот, хитро подбирается с какими-то вопросами, даже на библейские темы, и можно попасть в сети. И ещё одно пожелание – не хотелось бы видеть в храмах женщин в брюках».
 – Главная задача православного христианина – это борьба со злом, как вы правильно сказали. Зло бывает и явным, и тайным. Очень важна добродетель в борьбе с тайным злом, это внимание, которому святые отцы придают серьёзное значение. Если мы будем всегда внимательны к себе, своим мыслям, чувствам, желаниям, то будем сохранять в себе духовно-молитвенный настрой и Господь откроет нам лукавство, и мы сможем предупредить движение зла против нас, против ближнего нашего. Но если мы столкнулись со злом, есть другая добродетель – это смирение и терпение. Этими добродетелями тоже можно противостоять злу.
Что касается второго вопроса, мы давно говорим, что давно пора православным женщинам оставить эту моду и одеваться в женские одежды, которые очень красивы и богоугодны, и полезны для здоровья. Современная медицина говорит, что хождение женщин в брюках негативно сказывается на их здоровье. С точки зрения здоровья, нравственности, духовности нужно победить в себе гордыню, самолюбие и одеваться в ту одежду, в которую женщина одевалась всегда – в платье. Что не способствует возбуждению страстям, соблазнам. А соблазн есть великий грех, который не прощается. Он приносит зло человеку, который является предметом соблазна, и который соблазняется. Желательно, чтобы мы все поняли и стремились к тому, чтобы нравственность и духовность были на первом плане.
 – Вопрос от Анатолия из Липецка: «Существуют ли нормы поведения прихожан во время богослужения? Что важнее и нужнее – благоговейно участвовать в общей молитве или в любое время службы передавать по цепочке свечи? Будет ли отказ от передачи свечей являться отсутствием любви к ближнему?»
 – В храме мы должны благоговейно, со страхом Божиим внимать тому, что поётся и читается, участвовать в богослужении – молиться теми словами и песнопениями, которые поются и читаются в храме. Необходимо стоять благоговейно, не озираясь по сторонам, а когда бывают моменты, что не слышно или слова непонятны, нужно молитву продолжить в своём уме: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного».
 Бывает, что люди приходят на службу немного позднее, и они хотят передать свечи. Я думаю, что в этом мы не должны отказывать, а должны с любовью принимать эту про-сьбу, проявляя тем самым любовь и уважение к ближнему, участвуя в добром деле – жертве, которую он хочет совершить, ставя свечку за здравие или упокоение. Если мы с любовью, соучастием и пониманием подойдём к этому доброму делу и не будем раздражаться, то и свой молитвенный настрой мы не потеряем. А если будем гневаться, осуждать («зачем, почему они мешают»), то сами себе сделаем плохо и отвлечёмся от молитвы этими мыслями – осуждающими, недовольством против ближнего своего, и совершим грех.
 Поэтому, нужно как послушание, безропотно, без рассуждений взять и передать свечу. Это займёт несколько секунд, и если сделали мы это от души, это будет хорошо.
 Бывает и такое, что человека просят передать, а он даже не обращает внимания и продолжает как будто молиться. Будет ли такая молитва настоящей, сосредоточенной, внимательной? Ведь в душе у человека в это время кипит недовольство…
Лучше всего приходить в храм вовремя, совершить всё, что положено христианину – поставить свечи и приложиться к иконам, затем встать на удобное место для богослужения. Но мы не должны осуждать человека, опоздавшего на службу, а нужно относиться к нему с любовью и уважением.
 – Звонок из Чувашии: «Я нахожусь в несчастливом браке с мужем 36 лет. Могу ли я его оставить и принять монашество?»
 – Вы находитесь в браке, поэтому должны нести свой крест до конца жизни, переносить все трудности. Ваш брак должен сохраниться. В браке нужно рожать детей, воспитывать их – в этом и есть радость и счастье брачного союза.
 – Звонок из Подмосковья: «Я учитель английского языка, а настоятель монастыря не позволяет иеромонаху заниматься языком. Я, конечно, женщина, но обучаю его, у него родственники в Америке. Как быть в этом случае?»
 – Надо слушаться наместника, ему лучше знать, нужно ли иеромонаху изучать английский язык. Если в этом есть необходимость, наместник вас сам благословит с ним заниматься.
 – Вопрос из Кировграда от Галины Яковлевны: «Как вести себя, когда смотришь чтение утренних и вечерних молитв по телевизору?»
 – Мы должны стоять у нашего святого уголка перед иконами, слушать слова молитв и молиться внимательно, не отвлекаться на суетные дела по дому. Очень важно, чтобы слова молитвы прошли через сердце.
 – Вопрос из Нижнего Тагила от рабы Божией Фотинии: «Я знаю человека, который больше года навязчиво распространяет клевету на иеромонаха из Вашей епархии в письменной и устной форме, в том числе на открытых судебных заседаниях. Никакой реакции от Русской Православной Церкви на это не следует. Смиренность по отношению к клеветникам непонятна людям светским и невоцерковлённым, они воспринимают молчание как согласие. Считаете ли Вы возможным и необходимым отстаивать доброе имя своих чад, прихожан епархии, священнослужителей и давать отпор клеветникам?»
 – Много писем я не раз получал, клевещущих на отца Сергия Романова. Были некоторые проблемы, но мы их с Божией помощью решили, так что всё нормально, больше особых проблем не было.
Каждый христианин, тем более монах, терпит разные искушения, испытания, принимает клевету и молится, чтобы Господь вразумил клеветника. Отец Сергий это всё воспринимает спокойно, как настоящий христианин, и не обращает внимания на клевету. Конечно, он переживает, встречается со мной, мы обсуждаем эти вопросы и он, слава Богу, успокаивается и готов переносить дальнейшие трудности в этой жизни.
 – «Владыка, а как простой человек, не монах, мирянин, должен относиться к клевете?»
 – Мирянин тоже должен являться исполнителем воли Божией, Евангельского учения, где Господь учит, что нужно молиться за обидящих, оскорбляющих, и не проклинать их, а благословлять этих людей. Находясь на Литургии, мы слышим, как поётся на третьем антифоне заповедей блаженств: «Блажени изгнанные правды ради, яко тех есть Царство Небесное, блажени есте, егда поносят вам и изженут, и рекут всяк зол глагол на вы, лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех». Мы должны радоваться, когда гонят нас не за какие-то злые проступки, и тогда мы укоризны принимаем по достоинству. А когда мы терпим за безвинность нашу, тогда мы должны радоваться, что получаем награду на Небе, если мы житейские трудности будем соизмерять с точки зрения вечности. Для чего мы и живём на земле – чтобы сонаследовать Царство Божие. «Блажени изгнанные правды ради», ради правды они гонимы, укоряемы, унижены, и мы должны радоваться, что ради терпения этой правды они будут блаженны на Небесах.
 Когда мы так думаем и настраиваем себя, то меньше всего терпим трудностей, потому что они возникают не только оттого, что человека унижают, а оттого, как он принимает эти унижения. Если мы тяжело принимаем оскорбления и унижения, то ещё больше нагнетаем в своей душе атмосферу недовольства и мучаемся вдвойне. Когда же мы получаем оскорбление даже не по достоинству, но принимаем как возможность через терпение этой укоризны и неправды получить через это Божие благословение в Царство Небесное, то это нас радует. Мы готовы понести скорби и унижения ещё большие и укрепляемся в этом терпении, а благодать Божия нас так укрепляет, что мы можем терпеть спокойно это и даже не иметь никакого раздражения, недовольства или осуждения, потому что мы знаем, для чего – ради правды Божией и Царства Его, ради вечной блаженной жизни.
 – «Владыка, когда я приступаю к чтению Ветхого Завета, начинаются неприятности. Евангелие прочитала 4 раза, а Ветхий Завет не могу дочитать. По радио слышала, что прежде чем его читать, нужно прочитать Евангелие 7 раз. Объясните, почему происходят искушения от чтения Ветхого Завета? Когда можно приступать к его чтению?»
 – В нашей духовной жизни руководителем является Евангелие, в котором мы можем черпать для себя то направление в жизни, которое нам необходимо, чтобы совершенствоваться в духовной жизни от силы в силу. Если вы не можете читать Ветхого Завета, то и не нужно укорять себя в этом. Придёт время, и вы более подготовленной сможете читать Ветхий Завет без искушений. В нём есть повествования о жизненных ситуациях, которые могут быть соблазном для некоторых читающих. Если хорошо подготовиться жизнью своей по заповедям Евангельским, то и Ветхий Завет легче будет читаться, он будет для нас поучительным примерами жизни святых пророков и людей, живших в те времена.
 – Раб Божий Александр из Нижнего Тагила спрашивает: «Часто приходится слышать, что Бог благословил нам вино. В Евангелии от Иоанна Богослова сказано о первом чуде, о претворении воды в вино, но о благословении там ничего не говорится. В Псалтири написано, что «вино веселит сердце человека», но речь идёт о вине для Таинства. Многие батюшки благословляют пить вино, но может быть в наше время пить вино это уже грех?»
 – Да, мы знаем о чуде в Канне Галилейской, где Господь по просьбе Своей Матери воду претворил в вино для того, чтобы провести брачное торжество. Господь благословляет нам всё, что дано в этой жизни, в меру. А если нет меры в употреблении спиртных напитков, то мы должны отказаться от этого навсегда. Есть люди, предрасположенные к чрезмерному винопитию. Они думают: «Немножко выпью», но это «немножко» превращается в упиение и переходит в запой. Для таких людей вино – это яд, вред для жизни. В уставе Церкви прописано, в какие дни и какая пища должна употребляться на трапезе – или молочная, или рыбная. И там же говорится, что можно небольшую меру вина употребить во время трапезы. Я подчёркиваю, что это благословляется для тех людей, которые могут удержаться от винопития, у которых нет пристрастия к спиртным напиткам.
Люди, знающие свою немощь и слабость, берут благословение у священника (а если в монастыре, то у настоятеля) и не употребляют вина. В нашей Епархии есть общество «Трезвение», которое активно действует, и люди, подверженные страсти винопития, вступают в общество, радуются жизни без спиртных напитков, исправляются, живут хорошо и не сокрушаются, что они не употребляют спиртного.
Надо знать и видеть себя, знать свою немощь, и правильно решать вопрос по употреблению спиртных напитков.
 – «Моя дочь потеряла крест, который надела при Крещении. Является ли это плохой приметой? И что делать в таких случаях?»
 – Мы не должны думать о разных приметах. Нехорошо, что так случилось, нужно на Исповеди покаяться в этом, приобрести в храме другой освящённый нательный крестик и быть внимательнее к себе, чтобы больше так не случилось. За детьми надо присматривать, чтобы крест был всегда на груди.
Господь милостив и простит за утерянный крестик, сохранит под сенью Животворящего Креста от всякого зла.
 – Галина из Южно-Уральска интересуется: «Мы хотели бы узнать от Вас об антихристе, о его страшной печати, и как нам, христианам, от неё сберечься?»
 – В книге «Апокалипсис» об этом говорится, что будет такое время, когда придёт антихрист на землю, и некоторое время будет властвовать над миром. Как апостол говорит, мы живём сейчас во времена, когда беззаконие в действии. Ещё апостолы говорили, что они находятся в преддверии пришествия антихриста. Мы не знаем, когда это будет, но знаем одно, если будем сохранять в себе крепкую веру в Бога, сохраним себя в чистоте, то нам не страшны будут никакие вражьи нападения, никакой антихрист. Если мы будем с Богом, Он нас сохранит и убережёт от всякого зла, а если мы будем служить и Богу, и дьяволу, то, конечно, нам грозит опасность. Надо жить по воле Божией, быть полностью преданными воле Божией, а не своей воле, т.к. наша воля греховная и уводит нас в грех. Нужно постоянно проверять себя – живём ли мы по воле Божией. Жизнь по Его воле – это борьба, это подвиг. Нужно постараться отвергнуть себя от своих пристрастий, увлечений, стараться всеми силами отречься от своей воли и жить по воле Божией. Иисус Христос говорил: «Если ты хочешь следовать за Мной, то отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мною». Если мы будем выполнять эту заповедь постоянно, то нам антихрист будет не страшен. Отречься от себя – значит бороться со своей гордыней, самостью, мирскими пристрастиями, стараться жить по заповедям, которые Господь оставил нам в Евангелии.
 – «Можно ли читать труды старца Паисия, и как относиться к штрих-кодам, ИНН?» – интересуется Светлана.
 – Богословская комиссия Московского Патриархата заявила, что штрих-коды не являются ещё печатью антихриста, и нам не их нужно бояться, а греха. Мы, к сожалению, обращаем внимание на внешнюю сторону, а грех считаем нормальным явлением и не испытываем к нему неприязни. На нас навалился тяжёлый страх, что если примем коды, то совершим что-то страшное, а своих согрешений боимся меньше. Надо обратить внимание на свою душу, на свои слабости, немощи, на свою греховную испорченность и исправлять её с помощью благодати Христовой. И если все мы, православные христиане, живущие в нашей стране, возьмёмся за духовное исправление нашей жизни, то, я думаю, Господь так устроит, что не нужны нам будут никакие коды, ИНН. Он, видя наше полное исправление, отвратит от нас страшное время. Это время придёт тогда, когда умножится беззаконие, а за умножение беззакония иссякнет любовь в нашем обществе.
Чем больше людей будут жить по заповедям, детей рожать и правильно их воспитывать, тем дальше Господь удалит от нас страшные времена. Он хочет, чтобы все спаслись и в разум истины пришли. Всё зависит от нас.
 – «Брак был не венчан, мы разошлись, но продолжаем жить как муж и жена. Будем ли мы нести наказание за такую жизнь, и дети, рождённые до развода?»
 – Вы сейчас находитесь в незаконном брачном союзе, его нужно узаконить. Нужно зарегистрировать брак и повенчаться, получить благословение Божие на совместную жизнь через таинство Венчания. И тогда всё будет в порядке.
Прежде нужно прийти в храм и исповедаться, раскаяться в этом грехе – блуде, потому что вы живёте не по Божиему закону.
Нужно быстрее это совершить. Сейчас как раз большой период между постами, и до начала Рождественского поста вы смогли бы повенчаться, и таким образом узаконить свой брачный союз. И дети, которые будут рождаться – будут законнорожденные. А дети, рожденные в браке, в котором вы сейчас находитесь, являются незаконнорожденными. Чтобы узаконить и брак, и детей, нужно узаконить брачный союз в ЗАГСе и повенчаться в Церкви.
 – Елена из Екатеринбурга спрашивает: «Моя родная сестра регулярно пользуется услугами «целителей» Марины и Бориса. Она доверяет им, так как они говорят, что у них есть благословение от Владыки. При этом они показывают документ с печатью и подписью Владыки Викентия. Хотелось бы узнать, так ли это?»
 – Никаких подписей я никому не давал! Я не знаю этих «целителей» и никаким «целителям» я не даю благословения на их деятельность! Я всегда говорю о том, что если у нас есть какие-то недуги, болезни, в основном, конечно, духовные – это даётся нам за наши грехи, Господь через эти болезни призывает нас, чтобы мы раскаялись, исправились и жили по законам Божиим.
 Мы имеем тесные контакты с врачами и больницами, имеем при больницах храмы, в которых совершаются богослужения, куда приходят больные за благословением перед началом лечебного курса или операции. И молитва, и врачебное искусство помогают человеку в исцелении недугов душевных и телесных. А «целителей» мы не приветствуем, они предвосхищают благословение или берут его на что-то другое и считают, что это благословение именно на «целительство». Ко мне приходит много людей, и говорят: «Владыка, благословите», а я отвечаю: «Бог тебя благословит». Но они в уме своём думают, что я благословил их на «целительство», и везде говорят, что они благословлены на это дело.
 Если человек может помогать людям природными средствами, травами, то мы им говорим, чтобы, во-первых, они обращали внимание на душу человека, направляли его в храм на Исповедь, чтобы начать своё исправление от грехов, а потом уже помогали ему исцеляться от телесных болезней. Бывает и так: человек начинает лечить свою душу через таинства церковные – и ему уже не надо лекарств природных, так как корень зла извлечен из души, и человек освободился от своей болезни. А если болезнь не прошла, то через это Господь призывает человека к более глубокой религиозной жизни, и болезнь его не оставляет, пока он полностью не воцерковится, не укоренится в вере. Тогда уже Господь даст исцеление от недугов.

 
Епархия

Руководитель Информационно-издательского центра Екатеринбургской епархии игумен Димитрий (Байбаков): «Задача православных СМИ – помочь человеку правильно расслышать обращенный к нему призыв Божий»

Информационно-издательский отдел Екатеринбургской епархии был создан по Указу Преосвященного Никона (Миронова) 1 апреля 1994 года. Этим же Указом возглавлявший тогда Екатеринбургскую кафедру Владыка Никон (ныне настоятель московского храма Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках) назначил руководителем новосозданного отдела священника Димитрия Байбакова.

 
Епархия

Митрополит Ловечский Гавриил побывал у святынь Уральской земли и рассказал сестрам Ново-Тихвинской обители о жизни подвижницы благочестия схиигумении Марии (Дохторовой)

Екатеринбург, 9 октября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». В течение нескольких дней находился в Екатеринбургской епархии иерарх Болгарской Православной Церкви митрополит Ловечский Гавриил.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс