Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №40 (409) → Вопросы на исповеди

Вопросы на исповеди

№40 (409) / 22 октября ‘06

Азы православия

(Продолжение.

Начало в № 35–39)

 6. Не обращался ли когда-либо несправедливо, грубо и сурово с прислугой? Не притеснял ли ее платой за труд?
 Горе тому, кто строит дом свой неправдою и горницы свои беззаконием, кто заставляет ближнего работать даром и не отдает ему платы его (Иерем. 22, 13). Еще по закону ветхозаветному предписывается, чтобы плата наемника не оставалась у хозяина до утра (Лев. 19, 13).
 Тем более христиане должны заботиться о своих слугах — братьях о Господе. Святой апостол Павел учит, чтобы господа относились к своим слугам в страхе Божием, умеряя строгость, зная, что и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия (Еф. 6, 9).

 7. Не допускал ли ты ропота по отношению к тем, кому служишь? Не позволял ли себе небрежности при исполнении своих обязанностей?
 Никогда не забывай, сын мой, что, служа своему господину или хозяину, ты служишь Самому Иисусу Христу, Которому дашь некогда отчет во всем (Еф. 6, 5; 1 Тимоф. 6, 1–2; 1 Петр. 2, 18–19), — что ты работаешь не пред лицом человека, но Бога, — что ты лишишься своей награды от Господа за свои труды и верность, и тем большей, чем несправедливее к тебе относились господа и чем безропотнее ты служил им.
 Смотри на примере Господа нашего Иисуса Христа, Который, обнищав нас ради (2 Кор. 8, 4), Сам охотно служил другим, не стыдился умыть ноги ученикам и, наконец, добровольно отдал Себя за спасение мира на крестные страдания и ужасную смерть.

 8. Заботишься ли о воспитании твоих детей? Приучаешь ли их ко всему доброму и святому — к послушанию, любви к правде, молитве, трудолюбию? Внушаешь ли им любовь к Богу, ближним и Церкви Божией с ее спасительными обрядами и уставами? Обуздываешь ли дурной их характер разумными мерами наказания, соединенными с кротостью и справедливостью? Не подаешь ли им дурной пример своей жизнью?
 «Отцы, — сказано в слове Божием, — не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их во учении и наставлении Господнем» (Еф. 6, 4). «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится», — советует древний мудрец (Притч. 22, 6). «Юного отрока можно уподобить доске, приготовленной для изображения картины: что живописец изобразит — доброе или худое, святое или грешное, — то и останется; так и дитя: к каким правилам приучить его, с теми он и жить будет» (Летопись святителя Димитрия Ростовского).
 Строгое наказание ожидает родителей за небрежное отношение к делу воспитания своих детей. «Родители, — говорит святитель Иоанн Златоуст, приведя пример строгого наказания Божия первосвященника Илии за то, что он знал о дурном поведении своих детей и не обуздывал их, — родители, которые пренебрегают воспитанием детей своих по-христиански, беззаконнее детоубийц; ибо детоубийцы тело от души разлучают, а они и душу и тело ввергают в геенну огненную».

 9. Молишься ли ты, родитель, за детей своих Богу? Просишь ли у Господа благодатной помощи тебе воспитать их в благочестии и страхе Божием, дабы они были полезными гражданами своего отечества, добрыми детьми твоими, имеющими утешать тебя в твоей старости, помогать тебе в твоей немощи, и послушными сынами Святой Матери-Церкви?
 Не забывай, возлюбленный во Христе брат, что дело воспитания детей, которых при всем старании не всегда можешь оградить от многих дурных примеров, столь трудно, что одна только благодатная помощь Божия, испрашиваемая в усердной молитве, может помочь тебе в этом. Твоя молитва о детях, именно о том, чтобы они были добрыми и благо-честивыми (но не о том, конечно, чтобы они были богатыми и знатными), несомненно, угодна будет Богу, Который всегда найдет тысячи средств умудрить тебя в важном деле воспитания детей через просвещение ли твоего разума или через добрых и благочестивых людей. Проси Его усердно об этом — и дано будет тебе, ищи — и найдешь, стучи в двери милосердия Божия — и отверзут тебе. Помни, что дети дурные, дурно воспитанные, могут разбить всю жизнь твою и преждевременно свести тебя в могилу; кроме того, за нравственную гибель их ты же будешь отвечать Богу. Посему молись, крепко молись Богу, Источнику разумов и добра, о своих детях, и Он дарует тебе все потребное для доброго воспитания твоих детей. Даже испорченных детей, если родители молятся об обращении, Он исправляет. Вот пример: мать блаженного Августина — этого великого впоследствии учителя Церкви — долго молилась об обращении его на путь истины, когда он утопал в нечестии; молитва ее наконец была услышана; сын ее обратился к Богу, принял монашество, стал вести истинно благочестивую жизнь, был рукоположен в епископа Иппонийской Церкви в Африке, и сделался великим учителем Церкви; его превосходные творения и доселе пользуются высоким уважением.

Шестая заповедь закона Божия

 Не убий.

 1. Не подстрекал ли кого к побоям и вообще к причинению вреда для здоровья ближних? Не последовала ли от этого смерть их?
 Горе миру от соблазнов, как сказал Господь, сугубое горе тому человеку, через которого соблазн приходит. Человек в гневе, в раздражении — больной и несчастный человек, — он находится в плену диавола и может совершить в этом состоянии тяжкий грех. Не подстрекать его ко злу — не возбуждать его гнев, не подливать масла в огонь нужно, но утишать пожар, умиротворять враждующих. Ведь если горит дом, мы стараемся, чем можем, тушить пожар, а здесь во гневе погибает драгоценная в очах Божиих душа христианина, за которую пролита кровь Сына Божия. Неужели душа христианина менее заслуживает твоего внимания и любви?

 2. Не допустил ли кому умереть, хотя и мог бы спасти его от смерти (например, от голода, болезни, утопания и пр.)?
 Если мы могли бы избавить наших ближних от смерти, но не избавляем, например, если, имея средство помочь голодающим, по скупости не помогаем и таким образом доводим до смерти, то мы являемся убийцей их. А убийство — есть страшный, смертный грех. Если не покаемся, если не омоем слезами покаяния свое бессердечие, если не исправим свою жизнь, то неизбежно погибнем. Суд человеческий может нас не наказать, но суд Божий непременно осудит, если истинно не покаемся.
 Слово Божие учит, что все, чего себе пожелаем, мы должны делать и другим. Скажи же мне: желаешь ли, утопая в бушующих волнах глубокой реки или моря, или умирая с голода, чтобы тебе подали руку помощи? Если да, то делай и другим то же. Мы все — члены Тела Христова, мы члены друг друга, — все братья по Богу: как же нам не подавать руку помощи нашим братьям в их нужде и горе? Помни, что все добродетели твои ничто, если нет у тебя любви и сострадания к людям. Любовь — царица добродетелей, и без нее нет входа в царствие Божие, в царство вечной любви.

 3. Не согрешил ли ты против шестой заповеди закона Божия, запрещающей не только лишение жизни ближнего, но и всякое оскорбительное действие и слово, и ненависть против него?
 Святой апостол Павел учит: Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе (Еф. 4, 29). Мало того, за всякое слово праздное люди дадут ответ на страшном суде Божием, а о гнилом — ложном, соблазнительном, бранном или черном, которые люди произносят во гневе, и говорить нечего.
 «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей» (1 Ин. 3, 15).
 Припомни, что Бог не простит нам наших грехов, не примет нашего покаяния и не услышит нашей молитвы, если мы не простили грехов нашим ближним, если мы гневаемся на них и ненавидим их. «Кто имеет вражду к брату и думает, что любит Христа, тот лжец есть и себя прельщает», — учит св. Ефрем Сирии.
 Каким образом можно не приходить в гнев? Отвечая на этот вопрос, святитель Василий Великий говорит: 1) «Если всегда будешь в той мысли, что перед очами зрителя Бога и близ тебя сущего Господа, ибо какой подданный в глазах государя отважится на что-нибудь ему неугодное? 2) Также, если не будешь ожидать повиновения от других, но сам будешь готов к повиновению, почитая всех высшими себя, ибо если кто требует повиновения для своей пользы, то пусть знает, что слово Господне учит, чтобы каждый услуживал другим. А если взыскивает за преслушание Господней заповеди, то потребны ему не гнев, а милосердие и сострадание, что поступит подобно сказавшему: кто изнемогает, и не изнемогаю?» (Кор. 11, 29)?

 4. Не раздражителен ли ты в семье и в общежитии?
 Раздражительность сердца, как искра, заливается преданием себя в волю Божию, при сознании, что неприятности Бог попускает для испытания и нам самим показания, насколько прочно наше доброе внутреннее направление, что и обязывает нас держать себя в таких случаях благодушно, веруя, что Сам Бог смотрит на нас в эту минуту. И мысль, что делающие нам неприятность бывают орудиями врага — верна. Посему, когда кто причиняет вам неприятности, всегда полагайте, что позади их стоит враг, разжигающий их и обидные фразы и дела им внушающий. В книжке «Невидимая брань» есть добрые на этот счет наставления. Много их у Варсонофия и Иоанна и св. Лествичника. Просматривайте почаще эти книги (См. Письма преосвященного Феофана Затворника).
 Вот еще несколько мудрых духовно врачебных советов против раздражительности:
 «Положите законом 1) всякую минуту ждать неприятность, и когда придет, встречать ее как ожидаемую гостью. 2) Когда делается что-то воле противное, готовое огорчить и раздражить, скорее бегите вниманием к сердцу и, сколько можете, напрягайтесь не допускать возродиться тем чувствам, напрягайтесь и молитесь. Если не допустите породиться тем чувствам, всему конец; ибо все от чувств; ничего не говорить и не делать, пока не выгнал те чувства, если же нельзя не говорить и не делать, старайтесь говорить и делать не по тем чувствам, а по заповеди, как Бог велит, кротко и тихо, — будто ничего не было. 3) Всякое ожидание прекращения такого порядка выбросите из головы, а определите себя на неприятности до конца жизни. Не забудьте! Это очень важно. Если не будет этого, терпение установиться не может. 4) Ко всем молоткам сим прилежите: держать любовный взор, любовный тон речи, любовное обращение и, главное, всевозможно избегайте чем-либо напомнить обидевшим вас об их несправедливостях. Действуйте так, как бы от них ничего не было.
 Ваша раздражительность, иногда капризная, пройдет, как только навыкнете ходить в присутствии Божием, под всевидящим оком Божиим. Она от гордости. Смирение прогонит ее, а также сознание, что вокруг себя должно распространять благостыню» (Свт. Феофан Затворник).

 5. Не соблазнил ли ты, то есть не навел ли кого-либо на грех своим словом или действием?
 Соблазн есть великий грех: он убивает душу ближнего, научая ее неверию, безнравственной жизни и всякому нечестию, через что для нее затворяются врата царствия Божия.
 Вред от соблазна так велик, что нельзя определить пределов его. Соблазнившиеся чьим-либо худым словом или делом будут соблазнять и других; соблазн будет распространяться далее и навлекать большие и большие наказания на голову виновного. Господь Иисус Христос говорит: Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею, и потопили его в глубине морской (Мф. 18, 6).
 «Не думай, что ты не убийца, если ты наставил ближнего твоего на грех… Ты растлеваешь душу соблазненного и похищаешь у него то, что принадлежит вечности», — говорит блаженный Августин.

 6. Избегал ли соблазнов ко греху? Не ходил ли ты в те собрания, где оскорбляется нравственное чувство? Не смотрел ли ты на те картины и не читал ли ты тех книг, которые изображают и описывают нечистую любовь?
 Говорят: как бы не смотрел, так не соблазнился бы, как бы не услышал, так и сердце не болело бы, как бы не вкусил, так и не хотелось бы… Видите, сколько соблазна от наших глаз, слуха и вкуса. Как много людей страдали и страдают оттого, что, будучи нетверды сердцем в добрых расположениях, взглянули неосторожно нечистыми глазами, послушали непривычными к различению добра и зла ушами, вкусили жадным вкусом. Чувства грехолюбивой, жадной плоти, не обузданной разумом и Божиими заповедями, вовлекли их в разные страсти житейские, помрачили их ум и сердце, лишили покоя сердечного и отняли свободу воли, сделав их рабами своими. Как же осторожно нужно смотреть, слушать, вкушать, обонять и осязать, или, лучше, как нужно беречь свое сердце, чтобы через чувства внешние, как через окна, не пробрался грех и сам виновник греха — диавол, не омрачил и не уязвил своими стрелами ядовитыми и смертоносными небесного птенца — нашей души (См. об этом подробнее в книге «Моя жизнь во Христе» св. Иоанна Кронштадтского).

 7. Оказываешь ли милосердие к твоим ближним? Помогаешь ли им в нужде? Утешаешь ли их в горе и несчастье? Любишь ли их, как самого себя?
 Еще в Ветхом Завете Господь внушал людям: «Милость и истина да не оставляют тебя; обвяжи ими шею твою; напиши их на скрижали сердца твоего» (Притч. 3, 3). Иисус Христос учит: Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Господь обещает помиловать нас, если мы будем милосерды: Блажени милостивии, ибо они помилованы будут (Мф. 5, 7).
 Помни, что, благотворя бедным, ты взаим даешь Богу, — ты благотворишь Самому Христу. «Благотворяй бедному дает взаймы Господу и Он воздаст ему за благодеяния его» (Притч. 19, 17). На страшном и праведном Своем суде Господь скажет милостивым: Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира. Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне (Мф. 25, 34–36).
 «Милостыня есть царица добродетелей, весьма скоро возводящая на небо», — говорит святитель Иоанн Златоуст.

 8. Старался ли примиряться с враждующими и содействовал ли примирению находящихся во вражде?
 Крепко держи в памяти, что прямой долг христианина не только примиряться с ближними своими в случае возникшей ссоры или вражды, но и других склонять к христианскому миру. «Если возможно с вашей стороны, — говорит святой апостол Павел, — будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12, 18). Все, которые водворяют мир с людьми, названы детьми Божиими: Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими (Матф. 5, 9). Религия (то есть вера) Христова есть религия мира, и последователи ее должны быть поборниками мира.
 Как растение во время засухи, палимое лучами солнца, постепенно засыхает и, наконец, погибает, если его не освежит живительная роса и дождь, так и бедная душа христианина, подвергшись огню гнева и вражды против ближнего, умирает для жизни духовной, если ее не оживит чувство примирения и любви христианской.
 Вот лучшее врачебное средство, как примириться с врагом: а) души наши понимают друг друга: злоба, еще не высказанная на словах, а скрывающаяся лишь в сердце и отражающаяся слегка на лице и в глазах, уже передается душе того, на которого я имею злобу, и другим приметна, возмущаюсь я страстью, мое воз-мущение касается и сердца другого, делается какой-то духовный перелив нечистого потока из одного духовного вместилища в другое. Уничтожишь в себе страсть к брату, уничтожится и в нем; успокоишься сам, успокоится и он. Какая тесная связь между душами! Верно слово апостола: мы есмы друг другу удове — члены или едино тело есмы мнози. От единыя крови весь род человеческий. Потому-то божественная заповедь требует: возлюбиши искренняго твоего, якоже себе (См. книгу «Моя жизнь во Христе» св. Иоанна Кронштадтского, том 1).
 б) Молитва за врага — другое превосходное средство склонить его к миру. «Молись от всего сердца об оскорбившем и говори: «Боже! Помоги брату моему и мне, ради молитв его». Таким образом, человек молится и за брата своего, а это есть знак сострадания и любви; и смиряется, прося себе помощи, ради молитв его: а где сострадание, любовь и смирение, что может там успеть раздражительность, или злопамятность, или другая страсть? И авва Зосима сказал: «Если диавол подвигнет все хитрости злобы своей со всеми демонами своими, то все коварства его упразднятся и сокрушатся от смирения по заповеди Христовой. Молящийся за врага будет незлопамятен» (Из «Душеполезных поучений» аввы Дорофея).

(Продолжение следует)

 

В других номерах:

Архипастырь

Многолюдной торжественной службой встретили престольный праздник в храме Преображения Господня

Екатеринбург, 22 августа, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Многолюдными торжественными службами отметили праздник Преображения Господня в храмах Екатеринбургской епархии.

 
Азы православия

Святитель Николай Сербский: Мысли о добре и зле

 Медленно, да успешно  Природа производит впечатление легкости, непринужденности, как будто она ничего не делает, хотя в действительности она так непрестанно занята деланием, как будто назавтра готовится к смерти.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс