Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №45 (414) → Вопросы на исповеди

Вопросы на исповеди

№45 (414) / 1 декабря ‘06

Азы православия

(Продолжение.

Начало в № 35–44)

 2. Сознаешь ли, что без искупления нас от греха, проклятия и вечной смерти кровью Сына Божия мы никогда не могли бы оправдаться пред Богом и ни в каком случае не могли бы освободиться от власти греха и достигнуть царствия небесного?
 Глубоко запечатлей эту великую и спасительную истину и всем сердцем возлюби Господа твоего.
 1) «Добрый друг, – пишется в Четьях-Минеях в слове на Рождество Христово, – видя своего любимого друга, уязвленного от врага смертоносным мечом, прилежно заботится о его исцелении; врачи говорят ему, что язва та неисцельная и что верная смерть грозит его другу, что он может выздороветь тогда, когда кто искупил бы его своей жизнью, то есть приложивши уста свои к язве, высосал бы яд из раны и потом умер: тогда он решается пожертвовать своей жизнью для своего друга, высасывает яд из раны и умирает, а его искупляет своей смертью. Так и Господь Бог наш поступил с нами, уязвленными смертоносным ядом греха. Он, носимый на херувимах, совершенный врач душ и телес, приложил уста Свои – Сына Своего Бога – к язве естества нашего, и Бог Слово, соединившись с уязвленным естеством нашим, извлек из него на Себя греховный яд; Вземлющий грех мира понес грехи наши и, положивши жизнь Свою за нас, исцелил нас» (См. «Уроки и примеры христианской веры» священника Григория Дьяченко).
 2) «Представь, что дети какого-либо великого отца, за свои вины, подверглись гневу и проклятию его и вследствие того испытывают и позор, и бедность, и все беды и скорби. Но вот один старший брат их, не согрешивший пред отцом и им один любимый, для блага других братий, предпринял чрезвычайные труды и подвиги, чтобы заслужить им милость отца, и потом оказал величайшие заслуги перед ним и, заслужив все сокровища его, все это, по возвращении к братьям, разделяет с ними. Что должны почувствовать к такому благодетелю братья? Не примут ли они его, и с радостью и любовью, самой нежной? Не признают ли его вторым отцом своим? Не посвятят ли ему всей жизни своей? Такой-то любовью, – нет, любовью несравненно высшей и сильнейшей мы обязаны Божественному Спасителю, единородному Сыну Божию, и, по человечеству, брату нашему, ибо те блага, какие заслужил и принес Он нам, несравненно превосходнее всех земных сокровищ, какие может земной отец передавать своим детям» (Ефес. 3, 17–19) (См. кн. «Катехиз. поуч.»).
 3) «Представь, что царь найдет какого-нибудь нищего, у которого на всех членах – проказа, и не постыдится его, но приложит врачевства к язвам его и излечит его струпы, и наконец введет его в царскую трапезу и возложит на него порфиру, и сделает его царем. Так и Бог поступил с человеческим родом: омыл у людей язвы, исцелил их, ввел в небесный брачный чертог. Поэтому велико достоинство христиан: оно ни с чем не сравнимо» (Св. Макарий Египетский, бес. 15, гл. 45).
 Возлюби, сын мой, твоего Спасителя всеми силами твоей души, бойся греха, для уничтожения которого потребована такая жертва Сына Божия, и стремись к жизни праведной, святой.

Пятая заповедь блаженства

 Блажени милостивии: яко тии помилованы будут.
 1. Подаешь ли милостыню нищим? Оказываешь ли помощь бедным? Сочувствуешь ли несчастным? Утешаешь ли печального? Научаешь ли неведущего истине и добру? Молишься ли за всех людей Богу? Вообще, имеешь ли христианскую любовь к твоим ближним, требующим твоей помощи?
 Помни, что за милость к братии сам получишь милость от Бога; за милость временную – милость вечную, за милость малую – милость бесконечно великую: ибо удостоишься не только помилования от Вечного за грехи осуждения на суде Божием, но и получишь вечное блаженство.
 О милосердии к людям упоминает Сам Господь при изображении последнего страшного суда Своего. Вот Его слова: Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей; и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – полевую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира. Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне (Мф. 25, 31–36).
 Из этих слов Господа вы видите и то, как для нас необходимо и как важно – бесконечно важно – христианское милосердие. Необходимо потому, что без дел милости невозможно наследовать уготованное от сложения мира царство для благословенных Отца Небесного, и суд без милости будет не оказавшему милости (Иак. 2, 13); бесконечно важно потому, что милость, оказываемая ближнему, оказывается лично Самому Иисусу Христу, по свидетельству Его Самого: Понеже сотвористе единому сих братии Моих меньших, Мне сотвористе (Мф. 25, 40); ибо все люди, особенно – христиане, суть братия Его меньшие, а христиане – и члены Его.
 «Милостыня есть царица добродетелей, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – весьма скоро возводящая на небо» (Беседа о пророке Илии). «Велика и превосходна сила милостыни; великое дерзновение перед Богом имеет эта добродетель: как какая-нибудь царица нашей жизни, она с великой смелостью обыкновенно проходит небесные своды, и силы, которым вверены врата небесные, видя входящую милостыню, с великой честью отверзают те врата ради нее и другим добродетелям; а если видят их идущими без милостыни, то запирают врата перед ними. Это видно из притчи о пяти девах, которые не были допущены в священный чертог за то, что не имели в светильниках постоянного елея, и заметь различие: милосердие без девства водворило имеющих его на небо, а девство без милосердия не могло сделать этого» («Слово святителя Иоанна Златоустаго о любви к бедным»).
 «Из-за руки нуждающегося всегда узревайте протянутую к вам руку Самого Господа… Сам Он сказал: «Что сделаете им – бедным, мне сделаете»… Тем, которые достаток имеют, не следует думать, что они – хозяева, – а что приказчики Божии. А приказчикам, какой закон? Отмеривай всякому нужное… Надпись над собой зрите: тебе оставлен есть нищий – сиру ты буди помощник. Кто бы ни приходил к вам со слезами, не отпускайте его, не осушивши сей слезы. – Блажени милостивии, яко тии помилованы будут» (Преосвященный Феофан Затворник. См. «Душеполезное чтение», 1894 г., т. I).

 2. С радостью ли подаешь милостыню?
 «Те, которые подают алчущим хлеб или деньги с жалением, с лукавым оком и несытым сердцем, – все равно, что кладут яд в свой хлеб или в свою милостыню, хотя этот яд – духовный и невидимый. Нужно подавать с любовью, с уважением к лицу ближнего, доброхотно, с радостью, ибо любви свойственно радоваться при оказании помощи любимому» («Моя жизнь во Христе» св. Иоанна Кронштадтского, т. I).

 3. Не питаешь ли подозрительности к ближним, считая их недостойными твоей любви и предполагая в них способность вредить тебе?
 В братолюбии изнемогаешь ты оттого, что принимаешь помыслы подозрения на ближнего и веришь своему сердцу; это случается с тобой и потому, что ты не хочешь ничего потерпеть против твоей воли. Итак, прежде всего, должен ты, с помощью Божией, отнюдь не веровать своим мнениям. Исцели, Господи, душу мою от всякого недуга, да будет способна к служению Твоему и здесь, и там! (Авва Дорофей).

Шестая заповедь блаженства

 Блажени чистии сердцем: яко тии Бога узрят.

 Не держал ли в сердце своем когда-либо ненависти к кому? Не завидовал ли когда-либо богатству, красоте, успехам? Не услаждался ли в сердце своем какими-либо нечистыми пожеланиями? Не останавливался ли мыслью на каких-либо срамных предметах? Вообще – заботился ли о чистоте твоего сердца? Помни, что худые желания и помышления делают душу нечистой пред Богом, Который, как всеведущий, знает все. Мерзость пред Господом помышления злых. (Прит. 15, 26). Господь Иисус Христос сказал: Царствие Божие внутрь вас (Лк. 17, 21). И для спасения нашего недостаточно исправления одного внешнего поведения, а потребно очищение сердца. Только чистые сердцем Бога узрят (Мф. 5, 8), и в небесный Иерусалим не войдет ничего нечистого (Апокалипсис, 21, 27). Итак, – говорит апостол, – имея такие обетования, очистим себя от всякия скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием (2 Кор. 7, 1).
 Худые помышления и желания запрещаются потому, что от них, как от семени, родятся дела греховные. Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления (Мф. 15, 19). Поэтому бойся греха похотей, и если возникают, то тотчас в самом начале подавляй их.
 Вот главнейшие средства к приобретению чистоты сердца:
 Первое и главнейшее средство к очищению сердца от всех греховных помыслов и желаний есть частое и усердное призывание святейшего и сладчайшего имени Господа нашего Иисуса Христа. Он есть источник всякой святости и чистоты; имени Его трепещут бесы (Мк. 16, 17); как солнце своим появлением разгоняет всякий мрак и освещает все пропасти земные: так и духовное Солнце Бог и Господь наш Иисус Христос удаляет из нашего сердца всякий грех и всякую нравственную нечистоту. Вот почему Святая Церковь в акафистном пении сладчайшему Иисусу учит взывать к Нему: «Иисусе, отврати сердце мое от похотей лукавых» (икос II).
 Второе средство есть христианское смирение. Удали из сердца своего гордость, которая есть мерзость пред Богом, сознай Свою духовную нищету, обратись с сердечным воплем к Богу о помощи против обуревающих твое сердце нечистых помыслов – и всесильный Господь подаст тебе руку благодатной Своей помощи, и освободит тебя от духовных скверн, навеваемых врагом нашего спасения – диаволом, очистит твое сердце и соделает его храмом Себе.
 Смирение есть великое орудие к привлечению благодатной помощи и силы; смирением умножается в нас спасительная ее сила и сохраняется это небесное сокровище; вселившаяся в смиренного подвижника благодать утверждает его в добродетелях и хранит, не давая упасть, как матерь младенца. Сила бо Моя, – рек святому апостолу Павлу Господь, – в немощи совершается (2 Кор. гл. 12, ст. 9). И сам апостол Павел говорит: Сладце похвалюся паче в немощех моих, да вселится в мя сила Христова. «Смирение велико есть, и мощно есть, еже благодать Божию в душу привлещи; прочее же та благодать Божия пришедши покрывает душу» (Авва Дорофей). Буди убо смирен, да благодать от Господа восприимеши. «Аще же не смириши мудрование свое, оставляет тя благодать и совершенно падаеши в вещех, в нихже помыслы точию искушаешися. Еже бо стояти в добродетелех не твое есть, но благодати. Та есть носящая тя на дланях руку свою соблюдающи от всех сопротивных» (Исаак Сирин).
 Третье средство к очищению сердца нашего от греховных помыслов и желаний есть благочестивая жизнь. Жизнь, плотская, греховная, делает человека неспособным к восприятию благодати Божией и к посещению души его Христом, Солнцем правды.
 Святитель Тихон Задонский так об этом говорит:
 «Солнце ясно видится в чистой и тихой воде, и подобие его изображается в ней: так Бог, вечное Солнце, показывается в тихой, непорочной и чистой душе, и изображает в ней образ Свой. Очистим убо себе, возлюбленнии, от всякия скверны плоти и духа, творяще святыню в страсе Божии, – увещевает нас апостол (2 Кор. 7, 1), – да и в нас вселится Бог – вечное Солнце, и изобразится в душе нашей святый образ Его!» (Из «Сокровища духовного» святителя Тихона Задонского. См. подробнее об этом в нашей книге «Уроки и примеры христианской любви», изд. 3-е, стр. 725).
 К сказанному прибавим следующие слова св. Иоанна Кронштадтского:
 «Для очищения сердца нужны великие труды и скорби, частые слезы, непрестанная молитва внутренняя, воздержание, чтение слова Божия, писаний и житий святых угодников Божиих, но, главное, частое покаяние и причащение пречистых Таин» (См. «Полное собрание сочинений» св. Иоанна Кронштадтского, т. I. стр. 203–206).

Седьмая заповедь блаженства

 Блажени миротворцы: яко тии сынове Божии нарекутся.

 1. Не враждовал ли с кем-либо? Не старался ли о том, чтобы вместо примирения враждующих еще более поссорить их?
 Господь от нас требует, чтобы мы не только не враждовали с другими и тотчас мирились в случае возникших ссор, но и других склоняли к миру. Мир имейте между собою,– говорит Иисус Христос (Мк. 9, 50). Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в едином духе (1 Кор. 1, 10). Будьте в мире между собою (Кол. 5, 13). Держись мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца (2 Тим. 2, 22). Будьте единомысленны, мирны, и Бог любви и мира будет с вами (2 Кор. 3, 11). Блажени миротворцы: ибо они будут наречены сынами Божиими (Мф. 5, 9). «Кто примиряет враждующих, тот оказывает величайшее благодеяние, и справедливо может называться блаженным, тот творит дело силы Божией, уничтожая в природе человеческой злое, и вместо того вводя общение благ», – учит святитель Григорий Нисский. «Господь потому и называет миротворца сыном Божиим, что доставляющий такое спокойствие человеческому обществу делается подражателем истинному Богу. Податель и Господь благ совершенно истребляет и уничтожает все противоестественное и чуждое добру. Подобную же деятельность Он заповедует и тебе; и ты должен погашать ненависть, прекращать вражду и мщение, уничтожать ссоры, изгонять лицемерие, угашать тлеющее в сердце памятозлобие и вместо его вводить все противоположное… любовь, радость, мир, благость, великодушие, словом – все собрание благ. И так не блажен ли тот, кто раздает божественные дары, кто подражает Богу в своих дарованиях, чьи благодеяния уподобляются великим дарам Божиим!» (Григорий Нисский. «Слово о блаженствах» в «Христианском чтении» за 1842 г., май, стр. 164–165, 169–170, 177–178).

 2. Не любишь ли спорить и тем нарушать свой душевный мир?
 Если кто раз или два быв обличен, не послушает, не спорь с ним, но предай все Богу, да будет воля Его: силен Бог и злое превратить на доброе. Учись в терпении переносить чужие недостатки и слабости, какие бы ни были, ибо и у тебя есть много такого, что другие переносить должны. Если себя не можешь сделать таким, каким желаешь, как можешь сделать, чтобы другой был таков, как тебе угодно? Мы желаем, чтобы другие были совершенны, а своих недостатков не исправляем. Желаем, чтобы другие были строго обличены, а сами не хотим, чтоб нас обличали. Не нравится нам широкая вольность в других, а сами не хотим, чтоб отказывали нам в том, чего хочется.

Восьмая заповедь блаженства

 Блажени изгнаны правды ради: яко тех есть царствие небесное.

 Любишь ли ты правду, то есть – благочестие, в чем бы оно ни выражалось – в исполнении заповедей по отношению к Богу, по отношению к ближним или к своей собственной душе, до такой степени, что готов даже за свое благочестие пострадать? Не боялся ли ты насмешек твоих товарищей или знакомых тебе, безумно и легкомысленно осмеивавших твою любовь и частые посещения храмов Божиих, благоговение пред святыми местами, например – церквами, образами, пред коими должно обнажить голову и осенить себя крестным знамением, – твое уважение к уставам Святой Церкви относите-льно постов, церковных обрядов, твою любовь и сострадание к бедным и несчастным, твою заботу о спасении души твоей? Не малодушно ли ты соглашался с теми, кто кощун-ственно осмеивал святое учение, таинства и обряды Святой Церкви?
 Помни, что Господь сказал: Иже(бо)аще постыдится Мене и Моих словес в роде сем прелюбодейнем и грешнем, и Сын Человеческий постыдится его (Мк. 8, 38, см. Лк. 9, 26).
 Люби правду и ненавидь неправду или грех всякого рода; высказывай прямо и смело святую правду, и обличай с кротостью и терпением неправду, чтобы правда царствовала, как подобает ей, а неправда была посрамляема и искореняема и не поднимала высоко с наглостью свою голову. Будут оскорбляться люди твоей правдивой речью, не будут любить и жаловать? Что ж из того? Людям ты будешь неприятен (как бельмо на глазу): но за то будешь устами Божиими, зеницею ока Божия. Впрочем, и здесь будут тебя уважать все честные и правдивые люди, а на небе ублажат тебя Ангелы и все святые, и с радостью примут душу твою в небесные селения, когда она разлучится от этого смертного тела, ибо небожители не без участия смотрят на здешние наши подвиги, добродетели и на нашу борьбу с грехом и неправдой, а с великим участием и сочувствием, как члены единого тела Христова, как и Господь засвидетельствовал, говоря, что радость бывает на небеси о едином грешнике кающемся (Лк. 15, 7), или, как апостол говорит, аще ли же славится един уд, с ним радуются еси уди (1 Кор. 12, 26). И как спокойна совесть, как доволен бывает человек, когда выскажет святую правду, и как мучит совесть, когда постыдится или побоится высказать ее, когда нужно!
 Впрочем, благоразумие требует – не всегда и не всякому высказывать правду: 1) не нужно заявлять свою правду, когда дело до нас не касается, когда есть для этого люди, призванные своею должностью говорить правду; 2) когда предвидим, что слово правды ввергнет нас в явную опасность, а пользы от нашего слова не выйдет ровно никакой. Тогда лучше тайно молиться Богу, чтобы Он Сам вразумил неправедных и наставил их на путь правды, или послал могущих и способных людей обличить неправду! И добродетель требует умеренности и благоразумия, так что без благоразумия добродетель бывает уже не добродетель, или теряет много своей цены (См. «Полное собрание сочинений» св. Иоанна Кронштадтского, т. I, стр. 218–224).

(Продолжение следует)

 

В других номерах:

Архипастырь

Архиепископ Викентий провел духовную беседу для личного состава пожарной части города Верхотурье

 Екатеринбург, 29 сентября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». В дни торжеств по случаю перенесения мощей праведного Симеона, после окончания богослужений в храмах и монастырях Верхотурского уезда, архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий побывал в пожарной части города Верхотурье, где встретился с личным составом и командованием подразделения.

 
Азы православия

Святитель Николай Сербский: Мысли о добре и зле

 Зачарованные природой  Зачарованные природой никак не могут постичь смысл слова «спасение». Даже когда вкусят самых горьких плодов своей зачарованности, они обычно легче понимают слово «самоубийство», нежели слово «спасение».

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс