Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №4 (421) → Святейший Патриарх Алексий: «Духовное возрождение России — это задача и Церкви, и власти, и всего народа»

Святейший Патриарх Алексий: «Духовное возрождение России — это задача и Церкви, и власти, и всего народа»

№4 (421) / 22 января ‘07

Первосвятитель

Славасквозь боль
 — Ваше Святейшество,мы сейчас между двумя большими праздниками – Рождества и Крещения Господня.Скажите, как Вы отмечаете эти дни, какое празднование Рождества в Вашей жизниВам больше всего запомнилось?

 — Весь христианскиймир вновь воспевает вместе с Ангелами: «Слава в вышних Богу, и на земли мир,в человеках благоволение!» (Лк. 2:14). Мы празднуем Рождество Христово — событие,которое возвратило людям усыновление Небесному Отцу, вернуло им надежду, даровалоБожию благодать, незримо, но явственно помогающую во всяком добром деле.
 Рождествои Крещение Господне — одни из самых светлых и радостных праздников, и главнойих составляющей является богослужение. Поэтому многие люди стремятся посетитьв эти святые дни храм, прославить родившегося младенца Христа или почерпнутьИорданскую благодать.
 Вспоминаяминувшие годы, могу особо выделить 2000 год, когда проходило празднование 2000-летияРождества Христова. Никогда не забуду богослужение в Вифлееме, на том самомместе, где родился Спаситель мира, и все мы — большинство Предстоятелей ПоместныхПравославных Церквей — собрались там, чтобы вознести Ему хвалу, как некогдапастухи по зову Ангела. По возвращении в Москву нас ждала еще одна, несравнимаяни с чем радость — первое богослужение в возрожденном храме Христа Спасителя,который вновь восстал в своем былом величии в самом сердце нашего Отечества.
 — Два этих замечательныхпраздника омрачены двумя трагедиями — убийством священника Олега Ступичкинав Свердловской области и гибелью семьи священника Андрея Николаева в Тверскойобласти. Первый социальный диагноз, который прозвучал, — невероятная нравственнаядеградация виновных в гибели священников, и самого общества. Как ПредстоятельРусской Православной Церкви, что Вы можете сказать о нравственном состояниисовременного российского общества — что у Вас вызывает беспокойство, что внушаетнадежду?
 — Секулярнаяидеология современного общества, претендующая сегодня на господство и универсальность,стремится сделать мораль и этику уделом исключительно частной жизни человека,до предела сужая ее общественное измерение. Но даже теоретики этой идеологииначинают с ужасом взирать на чрезвычайно низкий уровень нравственности в обществе.Особенно нас беспокоит распад института семьи. Такие явления, как супружескаяневерность, внебрачные связи, вообще развращенность и распущенность, пропаганданасилия, наркомания и алкоголизм в общественном сознании постепенно получаютнекое одобрение или, по крайней мере, право на существование. Педагогика ограничиваетсяпередачей нашим детям определенных знаний, тогда как воспитательные функциишколы выхолащиваются. Молодое поколение вырастает неподготовленным к столкновениюс темными сторонами взрослой жизни. Вот почему большинство родителей ратуетза введение в школы «Основ православной культуры». Наша страна за века своегосуществования накопила глубокий разносторонний опыт. Достижения российской культурыи мировоззрения изучаются во всем мире, зачем же лишать этого опыта наших детей?Другая проблема, вытекающая из первой, это демографический кризис. Демографическаяпроблема состоит из разных аспектов, но помимо экономических задач, за решениякоторых сейчас взялось государство, перед нами стоит задача духовная — помочьразрушить культ наслаждения и наживы, самодостаточности и самодовольства, вернутьв сознание людей стремление к добру и любви, жертвенности и правде, сделатьтак, чтобы само общество поощряло целомудрие, честность, скромность, терпение,благонамеренность, великодушие.
 Но в то жевремя нельзя не заметить, что последние полтора-два десятилетия стали для многихнаших соотечественников временем обретения духовных ориентиров. Отрадно, что и сегодня в душах людей вновь просыпается вера, возрождаются моральные устоии стремление к вечным ценностям, к идеальной полноте бытия. И все глубже мыосознаем, что это бытие неотделимо от религии, от живой связи с Творцом.
 Жизнь приноситвсем нам новые испытания, преодолеть которые можно, лишь укрепившись нравственнойчистотой и облекшись в правду. Часто людские души, по мысли святого праведногоИоанна Кронштадтского, «разбиты, сломаны по нашей неосторожности, нерадению,легкомыслию — надо их восстановить и сделать целыми; они помрачены, надо их сделать светлыми чрез покаяние, смирение, добрые дела».

Городскаяи деревенская религия
 — Два трагическихсобытия, попавших в первые новости, касаются деревенских приходов. Но довольночасто можно услышать от священников, что современная вера в России перемещаетсяв города. Городские храмы переполнены, сюда люди чаще приходят с вопросами,открывают душу. Каково положение в глубинке, как духовно окормляется деревня?
 — Действительно,в последнее десятилетие социологи отмечают, что Православие становится все более«городской» религией, что в городские храмы ходит все больше молодежи, что средиправославных заметно увеличилось число мужчин. В городах, районных центрах помимобогослужений священнослужители имеют возможность выполнять самые разные миссионерскиезадачи: одни храмы занимаются просветительской деятельностью, другие — работойс молодежью, третьи — помогают больным, престарелым, детским приютам и так далее.
 В деревенскихусловиях священник — это и учитель, и врач, и социальный работник, и прораб,а иногда и милиционер. У сельского священника больше, чем у городских, попеченийо своей семье. Многие деревни в центральной и северной частях России сегоднякатастрофически бедны, лишены социальной структуры, культурно обделены, живущиетам люди материально не защищены. Все эти невзгоды нынешней деревни разделяюти сельские священнослужители. Для некоторых из них это поистине подвижническоеслужение.
 Но я заметил,что в тех поселках, небольших городках, районных центрах, где храмы не закрывалисьв годы богоборческой власти, там и нравственные устои сохранились, и пьянствоне в чести, и есть многодетные семьи, и людям живется лучше.
 В селах,где пастырю все надо начинать с нуля, стоит нелегкая задача восстановления духовнойжизни, обращения людей к вере, дарования им надежды в тех условиях, когда жизньпредставляется порой бесперспективной. Сельские священники являются, таким образом,теми очагами любви Христовой, которые привлекают людей своим ревностным горением,светом и теплом.
 Хотя я быне стал проводить столь резкое разделение между городским и сельским духовенством.Население наших городов, прихожане городских храмов испытывают те же трудности— житейские, духовные, что и жители деревни, может быть, только в иных формах.И поддерживать, укреплять и наставлять верующих на пути обретения ими религиозногоопыта — задача, стоящая перед каждым служителем Церкви. Задача непростая как для деревни, так и для города.

Священниккак учитель
 — Священник в русской культуре — фигура «учительная»: священника всегда слушали как учителя,авторитетного человека. Соцопросы показывают, что Русская Православная Церковь— один из институтов нашего общества, который пользуется наибольшим довериемнаселения. Как Вы считаете, достаточно ли предоставлена сегодня трибуна священникамдля того, чтобы они говорили о самых актуальных проблемах современного общества,в первую очередь, — духовных и нравственных? На телевидении, радио, в газетах,в обычной жизни воспринимают ли священника как учителя?
 — Интересно,что вы употребили слово «учительный». Именно так Церковь называет тех подвижников,которые обладали даром разъяснения тайн веры, даром проповеди. А самых выдающихсяпроповедников — святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста— церковное предание именует «вселенскими великими учителями». Да, действительно,священнослужитель издревле являлся фигурой, на которую были устремлены взглядыокружающих, в прямом и переносном смысле. И эти взгляды всегда выражали внутреннееожидание — ожидание паствы услышать от своего пастыря слова, которые возвещали бы людям не какие-то политические идеи или научные откровения, но — «глаголыжизни вечной».
 Между прочим,среди многочисленных обязанностей священнослужителя — священника и особенноепископа — долг непрестанной проповеди считается одним из главных. Вспомнитеслова Христа Спасителя, произнесенные Им при Вознесении апостолам: «Идите, научитевсе народы…» То есть Спаситель заповедал своим ученикам, прежде всего, проповедьЕвангелия, которая затем приводит человека в церковь: священнослужители крестятуверовавших «во имя Отца и Сына и Святого Духа».
 В последниегоды, когда Церковь получила возможность восстанавливать порушенные в прошломсвятыни и свободно совершать богослужения в наших храмах и монастырях, необходимостьпроповедовать истины Евангелия ощущается нами особенно остро. Десятилетия безбожнойидеологии сделали свое дело: подавляющее большинство наших сограждан, даже пришедшихв храм и сердцем принявших Православие, знают о нем очень мало.
 Это заставляетправославное духовенство всеми доступными средствами пытаться донести до своейпаствы и тех, кто еще только подходит к церковной ограде, евангельские истины.И поскольку мы живем в XXI веке и пользуемся колоссальными возможностями, которыепредоставляет нам современная техника, мы стараемся распространять нашу проповедьс привлечением и печатного слова, и Интернета, и радио, и, разумеется, телевидения.
 Церковь развиваети поддерживает свои собственные информационные ресурсы — газеты, журналы, радиокомпаниии телевизионные каналы. Однако мы прекрасно осознаем, что их удельный вес в современном информационном пространстве нашей страны невелик. И в этом смыслемы, конечно, рассчитываем на взаимодействие с федеральными телеканалами, общероссийскимигазетами, радиокомпаниями, в сюжетах, статьях и передачах которых недостаетправославно ориентированных материалов.

Церковь— против цензуры
 — А как может развиватьсяэто взаимодействие?

 — Здесь я обращусь к той части вашего вопроса, которая касалась возможности для священнослужителейдоносить до массовой аудитории духовно-нравственную оценку происходящих событий.Эта оценка, этот взгляд на мир с точки зрения вечных религиозных истин и формируютобщественный интерес к Церкви. Я считаю, что в настоящее время есть возможностьи, главное, необходимость расширить религиозную тематику, увеличить долю передач,программ и статей духовно-нравственного содержания и на телевидении, и на радио,и в печати. Ведь опыт нашего сотрудничества последних лет показал, что средисотрудников светских СМИ появилось немало прекрасных мирян-журналистов, вполнеграмотно и взвешенно освещающих религиозную тематику и жизнь Церкви, в частности.Вот этот путь, по-моему, может принести большую пользу всем — и светским, и церковным журналистам, и, разумеется, аудитории этих СМИ.
 Прошедшийгод показал, что существует огромный пласт отечественной истории, который представляетсобой неисчерпаемый материал для творческого осмысления. Я имею в виду историюРусской Православной Церкви. Отчасти интерес к этой теме проявился в том, что силами православной кино-телекомпании «Православная энциклопедия» в сотрудничествес различными федеральными телеканалами был создан целый ряд документальных фильмов,получивших высокую оценку — как зрительской аудитории, так и профессионалов.Кроме того, как стало известно, в минувшем году на историческом факультете МГУоткрылась кафедра церковной истории. Это все весьма показательные факты.
 Однако мыдалеки от прекраснодушия. Несмотря на множество положительных примеров, по-прежнемуу Церкви вызывает озабоченность характер деятельности многих светских СМИ —прежде всего из-за того, что в них пропагандируются (именно пропагандируются,другое слово здесь подобрать трудно) культ потребительства, поверхностное и бездумное отношение к жизни, безнравственность и вседозволенность.
 Это особеннобеспокоит Церковь потому, что огромное количество низкого качества изданий и программ ориентировано, прежде всего, на молодежную аудиторию. А сегодняшниемолодые люди завтра будут призваны встать у руководства государственными, политическимии общественными организациями, им предстоит определять пути развития нашегообщества.
 К сожалению,многие СМИ ставят во главу угла не общественную пользу и даже не достоверностьинформации, а извлечение прибылей и дешевую популярность своих изданий. Приэтом утверждается новое понимание постулата о свободе слова — как неприкасаемостьдаже самых нечистоплотных дельцов от журналистики, как капитуляция перед их откровенно провокационными нападками, оскорбляющими религиозные чувства верующих.Такое положение дел свидетельствует о том, что нравственные ориентиры, моральныйдолг еще не стали обязательным и неотъемлемым атрибутом отечественной журналистики.Церковь не имеет ни возможности, ни желания создавать что-либо похожее на цензурирующийорган. Однако мы призываем и будем призывать всех, кому небезразлично будущеенашей страны, к совместным действиям по созданию механизмов воздействия на теСМИ, которые своей деятельностью наносят вред нравственному здоровью наших сограждан.

«Остров»как новая глубина
 — Тема церковнойжизни актуализирована выходом на экраны и показом по ТВ фильма Павла Лунгина«Остров». Вы встречались с его создателями. Скажите, почему Вам понравился фильм?Я слышала от верующих, что замечательные актеры не в состоянии постичь и передатьдуховный феномен монашества. Почему Вы приняли фильм, что оказалось решающимдля Вас?

 — Я не согласенс тем, что актеры не могут постичь феномен монашества. Недаром к монашествуприходят самые разные люди, в том числе и актеры. Монашество как сугубое покаяниеспособен понять любой верующий человек. «Нет человека, который жив будет и не согрешит», сказано в Библии. Но Господь говорит: «Просите — и обрящете, стучите— и откроется вам». Путь покаяния как особое состояние души есть цель и смыслхристианского подвига, и в этом смысле нет большой разницы между мирянином и монахом.
 Ценностьфильма в том, что его создатели сумели показать глубокое, искреннее покаяниечеловека. Мне трудно судить, что сыграло решающую роль в том, что картина получиласьтакой достоверной и внутренне убедительной. Думаю, чистые и искренние побужденияавторов фильма и актеров были необходимым условием, которое повлияло на результат.Здесь проблемы духовной жизни и спасения выдвинуты на первый план, и зрители,которые, может быть, впервые соприкоснулись с этими проблемами, глубоко задумались.Зритель благодаря создателям фильма верит правде характеров, а потом уже в то,во что верят эти характеры.
 Древний церковныйучитель Тертуллиан сказал в свое время: «Душа человека по природе христианка».Я думаю, фильм «Остров» — еще одно подтверждение этой истины. Не случайно картинаполучила такой широкий резонанс, она заставила даже неверующих людей задуматьсяо религии и Боге, о грехе и покаянии. Это большое достижение авторов картины.Кроме того, фильм интересен еще и тем, что показал самим кинематографистам:создавать картины на церковные сюжеты возможно, если только подходить к этомус серьезностью и стараться отобразить не только внешнюю сторону церковной жизни,но и внутреннее ее содержание. Хотелось бы, чтобы фильм «Остров» привнес в отечественныйкинематограф новую глубину религиозного взгляда на мир и таких картин становилось бы все больше.

Сугубоезло
 — Сегодня обществопотрясено трагическими событиями — гибелью и убийством священников…

 — Трагическаягибель священника Андрея Николаева и его семьи в Тверской епархии болью отозваласьв сердцах многих людей. Телеграммы и письма с соболезнованиями до сих пор приходятв наш адрес, получает их и архиепископ Тверской и Кашинский Виктор. Мне ужеприходилось говорить на Московском Епархиальном собрании о случившемся — сразупосле того, как эта трагедия совершилась. Но и сейчас точка в официальном расследованииеще не поставлена. Смерть невинных людей еще раз нас толкает на размышленияо смысле жизни, о назначении человека, о вечности, о свободе выбора каждогоиз нас — по какой идти дороге в мире, где бесчинствует зло. У нас есть свидетельстватого, что отец Андрей был добрым пастырем, болеющим душой за Церковь, которойон служил, за храм, который был ему поручен Богом, и за народ, среди которогоон жил.
 Злодейскоеубийство отца Олега из Екатеринбургской епархии в рождественский вечер говорито том, что насильственная смерть священнослужителей становится страшной, предупреждающейвсех нас закономерностью. Невинная смерть любого человека — это трагедия, убийствосвященника — это сугубое злодеяние. А что можно сказать об убийстве, совершенномв радостный для всех людей праздник Рождества Христова?! Это свидетельствуето нравственной деградации общества. Само общество должно осознать, что индифферентноеотношение к проблемам нравственности, к воспитанию молодого поколения оплачиваетсядорогой ценой для нации.

Возрастаниесовести
 — Когда церковнаяжизнь перестанет пониматься большинством комментаторов, любящих подчеркивать,что Церковь отделена от государства, как духовная экзотика? Когда она действительностанет осью нашей общей жизни? Что для этого нужно и можно сделать?

 — С однойстороны, ответ на ваш вопрос прост. Поверхностный взгляд на Церковь уйдет тогда,когда религиозное мировоззрение станет органичной частью жизни каждого из нас.С другой стороны, мне сложно сказать, когда именно это произойдет.
Экзотикой церковную жизнь могут считать только те, кто судит о ней извне, ктоне имеет опыта общения с Богом, кто не интересуется историей и культурой нашейстраны. Для них действительно основным аргументом в рассуждениях о церковнойжизни является тот факт, что Церковь в нашей стране отделена от государства.Но они то ли не могут, то ли не хотят понять, что Церковь как некий целостныйорганизм, частью которого все мы, верующие люди, являемся, невозможно отделитьот народа, оградить, загнать в рамки гетто — в прямом и переносном смысле. Самоеяркое тому свидетельство — история Русской Церкви в XX столетии. Это была историястрашных гонений и преследований за веру — с одной стороны, но в то же время— история величайшего подвига исповедничества тысяч и тысяч новомучеников.
 Для тогочтобы духовные истины заняли свое место в нашей жизни, каждому из нас нужноприложить усилия к этому. А самым верным путеводителем в этом духовном возрастанииявляется совесть, которую Отцы Церкви называли голосом Божиим в душе человека.Если мы сможем согласовать все наши поступки и мысли с голосом совести, еслимы не дадим этому голосу замолчать у нас в душе, но будем прислушиваться к нему,то, я уверен, богатейшие духовные традиции нашего народа возродятся. А вместес ними духовно возродимся и мы сами, и наше Отечество.

Мывместе
 — Что бы Вы моглипожелать читателям в праздник Крещения?

 — Радостьи мир, ниспосланные Господом нашим Иисусом Христом, переполняют наши сердцав эти дни. И я от всей души поздравляю вас, дорогие мои, с радостным праздникомКрещения Господня, равно как и с прошедшим Рождеством Христовым.
 С нами Бог!Будем помнить об этом, не отчаиваться при виде трудностей, радоваться, что помощьБожия даруется каждому, кто жаждет ее. Этими рождественскими и крещенскими дарамимы должны поделиться с теми, кто испытывает лишения, страдает от одиночества,кто потерял веру, надежду и любовь.
 Еще недавно,каких-нибудь пятнадцать лет назад, подобная радость в душе православного человекабыла бы немыслима. Но сегодня мы — вместе: Церковь и общество — государственноеруководство, военачальники и деятели культуры, врачи и учителя, промышленникии предприниматели, политики и журналисты. Дай Бог, чтобы эта общность не ограничиваласьпраздниками. Ведь духовное возрождение России, служение благу людей конкретнымиделами — это задача и Церкви, и власти, и всего народа.

«Российская газета»

 
 
Архипастырь

Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

 - Владыка, Натальяиз Каменска-Уральского спрашивает: «Почему Царя Николая II, его семью возвелив святые и уже пишут иконы? Конечно, это очень плохо, что их убили, но развене помнит народ «кровавое воскресенье», когда люди шли к царю, женщины, старикис батюшкой? Безоружную демонстрацию расстреляли. Об этом забыть невозможно».

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс