Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №12 (429) → Врач Вячеслав Боровских: «У американцев есть много хорошего, но не стоит переоценивать их, когда речь идет о профилактике и реабилитации нарокзависимости»

Врач Вячеслав Боровских: «У американцев есть много хорошего, но не стоит переоценивать их, когда речь идет о профилактике и реабилитации нарокзависимости»

№12 (429) / 22 марта ‘07

Социальное служение

 Три года назад в городе Полевском начал работу Духовно-просветительский центр «Петропавловский». По благословению архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия, учредителями Центра являются приход во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла и частные лица.

 При духовно-просветительском Центре имеется реабилитационный центр для наркозависимых «Подвижник», который в недавно отметил шестилетний юбилей. Накопленный за это время опыт деятельности православной духовной обители в настоящее время уже стал предметом глубокого изучения, все, кто познакомился с ее работой, дают высокую оценку организации и новым видам нравственно-ориентированной психотерапии и реабилитации наркозависящих.
 Руководит «Подвижником» тоже подвижник, врач психотерапевт-нарколог Вячеслав Владимирович Боровских. Но, помимо реабилитации и возвращения к нормальной человеческой жизни людей, уже «подсевших на иглу», Вячеслав Владимирович ведет большую просветительскую работу среди населения города по профилактике алкогольной и наркотической зависимости. Он проводит регулярный цикл занятий в духовно-просветительском Центре, а также лекции и беседы на предприятиях города.
 На этих занятиях ставится цель: дать понятия о причине и развитии алкогольной и наркотической зависимости, о профилактике или лечении, а также дается понятие о поведенческих особенностях в семьях, где есть алкоголики и наркоманы.
 В последнее время Вячеслав Владимирович ведет большую просветительскую работу в молодежной среде, среди учащихся городских школ. Об этом и будет наш сегодняшний разговор с руководителем духовно-просветительского Центра «Петропавловский», врачом психотерапевтом-наркологом, лектором-педагогом и просто родителем, отцом, имеющим детей, в одном лице.

 - Как уже было сказано, наш Центр находится в городе Полевском, но наша деятельность распространяется и на Екатеринбург, и на другие города области.
 - Представьте, хотя бы кратко, направления, по которым работает Центр.
 - Несколько слов о деятельности Центра. Мы стараемся объединить под омофором святой Матери-Церкви людей разных возрастов, разных интересов, разных жизненных позиций. Для этого проводятся Библейские курсы, коллективный просмотр православных фильмов, выставки духовного и культурного содержания, организовываются встречи с деятелями Церкви, культуры, науки и искусства, работает молодежный дискуссионный клуб.
 Да, действительно, ситуация в современном обществе сейчас очень не простая. Мне приходится участвовать во многих конференциях, общественных слушаниях, собраниях, и вот какие выводы я могу сделать. Казалось бы, собираются в одной аудитории люди, которые, с одной стороны, любят свою Родину и свой народ, а с другой стороны, представления, как, на основе чего нужно вставать на защиту интересов нашего народа, у всех разное.
 В общем-то, в этом нет ничего удивительного, и я считаю, что все это вполне преодолимо. Всегда в России в смутные времена наблюдалась именно разобщенность народных масс. И 400 лет назад наблюдалось точно такое же разобщение в народе. Преодолено это разобщение было Земским Собором.
 - Сейчас, наверное, мало кто вспомнит, что представлял из себя этот Земский Собор. Может быть, Вы расскажете о нем более подробно.
 - Земский Собор – это традиционная для России форма демократической власти. Очень эффективная форма, не случайно она сотни лет действовала в России. До 1612 года Земский Собор долго не заседал, и многие даже забыли, как это делается. И когда, наконец, люди собрались, наблюдалась такая разница в их мнениях, такое разноголосье было… Но, в конце концов, смута была преодолена именно Земским Собором.
 - Действительно, многие политологи и историки называют сегодняшнее состояние российского общества «смутным временем», временем, когда в стране не существует единства, когда нет четкой национальной идеи дальнейшего развития государства. Вы согласны с этим, или имеете на этот счет собственное мнение?
 - Мы должны сегодня четко понимать, что нам с вами противостоит объединенная слаженная система, нам с вами противостоит государство, в лице государственных чиновников. Они объединены, как выразился генеральный прокурор Юрий Чайка, системной коррупцией. Это означает, что если человек туда попадает, он иначе, чем все, вести себя не может.
 Такому слаженному организму в лице наших чиновников противостоять нам будет очень сложно. Но не невозможно. Предлагаю следующее. Недавно у нас в области начала работу Сессия общественных организаций, ведется уже определенная работа, есть первые результаты. Но достигнутые позиции надо укреплять и расширять. Как лично я вижу это? Мне кажется, что при Сессии общественных организаций необходимо создать собственную общественно-политическую структуру, которую и можно назвать Земским Собором. Под ее эгидой объединились бы люди верующие, неверующие, с разными представлениями о том, как нужно жить, но искренне любящие свою Родину и свой народ.
 Именно в таком формате мы сможем в ближайшем будущем выработать единые, принимаемые всем сообществом представления: что такое вообще человек, нравственность, духовность, и в какую сторону нам нужно двигаться, чтобы коренным образом изменить существующие десятилетиями подходы к обучению и воспитанию подрастающего поколения.
 - Не на это ли нацелена работа по введению в учебные школьные программы курса «Основы православной культуры?».
  Убежден, что одних «Основ православной культуры» мало для того, чтобы наладить систему духовно-нравственного воспитания. Покажу на нашем примере. Все это получилось у нас спонтанно сначала в Екатеринбурге, а затем в городе Полевском. Мы начали проводить в школах занятия с учениками по профилактике наркотической зависимости, основанные на православной психологии и православной антропологии.
 - Вячеслав Владимирович, официальное название «Профилактика наркотической зависимости на основе православной антропологии», наверное, непонятно многим. Давайте остановимся на основной концепции Вашей деятельности более подробно.
 - На самом деле это система духовно-нравственного воспитания наших учеников. В городе Полевском нас очень серьезно поддержало Управление образования. Сейчас профилактика наркотической зависимости будет проводиться по утвержденной нами совместно системе, и в нынешнем году мы на этой системной основе будем заниматься этой работой практически во всех учебных заведениях Полевского.
 - А «Основы православной культуры» в школах Полевского еще не преподаются?
 - На сегодняшний день еще нет, но наши занятия как-то заполняют существующую нишу. Я прекрасно вижу, что ребятам очень нравится узнавать, как устроен человек с точки зрения православия. Во время таких занятий как-то все правильно укладывается в головах и душах наших учащихся.
 На мой взгляд, главное – не введение православного предмета в образовательный процесс, а духовно-нравственное воспитание учеников. Нельзя допустить, чтобы ребят заставляли «насильно» постигать православную веру и христианскую добродетель, да еще и ставили «двойки» за невыученный урок. Все наши благие намерения тогда сойдут на «нет».
 Поэтому здесь мне хочется поговорить именно о воспитании детей.
 Я расскажу об одной встрече с организаторами российско-американского проекта, осуществляемого в некоторых регионах России в рамках программы «Открытый мир», в которой я сам принимал участие.
 Этот проект преследует несколько целей: изучение опыта различных российских негосударственных организаций по профилактике наркомании и оказанию помощи наркозависящим, а также знакомство с американским опытом в этой сфере. Таким образом, по мнению организаторов проекта, взяв самое лучшее и соединив в одно, можно создать некую универсальную технологию, чтобы потом рекомендовать ее органам государственной власти для применения на территории России как наиболее эффективную модель профилактики и реабилитации. Сам проект осуществляется уже несколько лет, его организаторы побывали в реабилитационных центрах Екатеринбургской епархии, в том числе и в нашем.
 - В чем суть этого проекта?
 - Организаторы проекта утверждают, что, несмотря на то, что в Америке наркоманию победить не удалось, их сорокалетний опыт борьбы с этим злом был бы очень полезен для России, у которой своего опыта еще очень мало. Конечно, чужой опыт нужно изучать. Но интересно, чем могла обогатить наш маленький опыт американская секта «Новая жизнь», которая активно продвигает упомянутый выше российско-американский проект, если в самой Америке наркомания как процветала, так и процветает, несмотря на сорок лет борьбы с ней.
 Наркомания, как и любая зависимость, – это результат образа жизни, который вел человек до болезни. Как известно, у нас наркомания стала проблемой 12–15 лет назад, когда как раз мы начали воспринимать американский образ жизни. До этого в нашей стране, по признанию Всемирной Организации Здравоохранения, была лучшая в мире система профилактики наркомании, благодаря которой сама наркомания считалась американской экзотикой. В это время в Америке безуспешная борьба с наркоманией шла полным ходом и закончилась победой наркомании.
 - А сейчас нам пытаются «преподнести на блюдечке» еще и американский опыт борьбы со СПИДом, и многие безоговорочно принимают его. Что Вы скажете по этому поводу?
 - Если посмотреть американские опросы общественного мнения, то картина получится еще интересней: 85% американцев в возрасте до 21 года считают нормой высокую самооценку, а смысл жизни видят в обладании материальными благами, сексе и развлечениях; от 38 до 45% людей после 30 лет не видят в жизни никакого смысла; 1, 5% населения США кончают жизнь самоубийством; рейтинг популярности Бога среди американцев в последнее время значительно вырос и превышает рейтинг популярности сатаны на 26%, при этом 20% населения считают себя святыми!
 Если добавить сюда катастрофическую распространенность наркомании и СПИДа (точных цифр никто не знает), которая, по мнению самих американцев, угрожает существованию нации, то создается ощущение реального присутствия в сумасшедшем доме.
 Наверняка у американцев есть много хорошего, чему нам стоило бы поучиться, но, может быть, не стоит переоценивать их образ жизни, когда речь идет о профилактике и реабилитации наркозависимости. У нас есть не сорокалетний, а тысячелетний опыт работы в этом направлении. То, что мы сейчас называем профилактикой наркомании, во все времена называлось воспитанием. Именно правильное и вовремя начатое воспитание делает человека по-настоящему невосприимчивым к наркотикам. На протяжении всей нашей многовековой истории правильному воспитанию придавалось первостепенное значение, и воспитывались наши предки в лоне Православной Церкви. Реабилитация – по сути, перевоспитание человека, которым тоже всегда занималась Церковь.
 - Наверное, Православная Церковь утратила свои позиции в годы гонения на Церковь…
 - Я бы так не утверждал. Даже в эти годы бесчинства и мракобесия сохранялась огромная инерция христианской духовности и нравственности, накопленная за предыдущие столетия. Попытка американцев перевоспитать нас обернулась многими общественными потрясениями, в том числе и наркоманией. На мой взгляд, дальнейшее развитие событий зависит то того, кого мы изберем нашим воспитателем.
 Когда мы попытались высказать свою точку зрения организаторам этого проекта (вместе со мною на встрече были двое выпускников нашего реабилитационного Центра), они в достаточно жесткой форме отвергли ее как неприемлемую. Между прочим, этот проект имеет поддержку у крупных государственных чиновников. Так что я хочу, чтобы каждый, читающий эту статью, задумался над тем, кто будет воспитывать наших детей: мы сами или «забугорные» дяди и тети.

 
Великий пост

Размышление о молитве Преподобного Ефрема Сирина по творениям Святителя Игнатия (Брянчанинова), епископа Кавказского

К 140-летию со дня преставления святителя Игнатия «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия,

 
Социальное служение

Руководитель организации «Трезвый Екатеринбург» Алексей Шестаков: «Свободу от страстей и зависимостей человеку может дать только вера в Бога»

 - Начну с того, что в самом начале работы мы получили благословение архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия на это благое дело. Первое время занимались непосредственно пресечением сбыта суррогата алкоголя.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс