Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №48 (465) → 31 декабря — прославление праведного Симеона Верхотурского

31 декабря — прославление праведного Симеона Верхотурского

№48 (465) / 22 декабря ‘07

Церковный календарь

  Праведный Симеон родился в европейской России. О родителях его известно только, что они были люди знатные и принадлежали к почтенному сословию дворян, но кто именно были они, какие они носили имена и какая их была фамилия, – осталось неизвестным.

Можно одно утверждать только: что родители Симеона были люди благочестивые и прилагали великие старания и заботы при воспитании своего сына, дабы сделать его добронравным и истинно верующим христианином. Это показывает вся последующая жизнь праведного Симеона.
  Год рождения праведного Симеона с точностью также не известен, но на основании некоторых данных полагают, что он родился около 1607 года, то есть в ту самую печальную годину России, когда наше отечество готово было в конец погибнуть от козней самозванцев и от внутренних нестроений, когда в России, по замечанию летописца, «все хотели быть выше своего звания: рабы – господами, чернь – дворянством, дворяне – вельможами…».
  С раннего возраста праведный Симеон почувствовал отвращение от житейских благ и треволнений. С юной поры он начал стремиться к богомыслию и душеполезным подвигам. Но окружавшая его среда была большой ему помехой в этом добром, благочестивом деле. Ища уединения для более удобного исполнения подвигов благочестия, а также избегая несродных его душе тех смут и треволнений, которыми обуревалась тогда Русская земля, праведный Симеон решился покинуть свою родину, почести, богатство и знатность и удалился в места более уединенные, дабы там беспрепятственно предаваться душеспасительным подвигам. Выбор его пал на Сибирскую страну, незадолго до того присоединенную к России и мало известную еще тогда русским людям.
  Сибирь в то время населена была почти одними полудикими инородцами, среди которых только едва начал проникать свет христианского учения.
  Придя в Сибирскую страну, святой Симеон поселился в селе Меркушинском, отстоявшем верстах в пятидесяти от города Верхотурья и расположившемся по берегу реки Туры. В Меркушинском был храм во имя святого архистратига Божия Михаила, в который часто любил ходить праведный Симеон, и где он предавался искреннейшей и усерднейшей молитве.
  Но, живя в Меркушинском, праведный Симеон не имел там постоянного, определенного местопребывания, а переходил из дома в дом, от одного сельчанина к другому. Этому особенно способствовало то занятие, которым праведник поддерживал свое существование. Занятие это было – портняжничество, которому Симеон научился уже после того, как покинул свой родительский кров, и которого он потом не оставлял до конца своей жизни. Праведный Симеон, невзирая на свое благородное происхождение и, следовательно, на развитость и требовательность своего вкуса и привычек, не пренебрегал проживанием в крестьянских хатах и с усердием занимался в них так мало соответствующим высокородному человеку портновским ремеслом. Поистине, высокий образец терпения и смирения!
  Из всех видов платья праведный Симеон шил большей частью «шубы с нашивками». С особенной любовью он занимался работой на бедных людей, с которых по большей части отказывался брать плату за свои труды. Он считал вполне достаточным для себя вознаграждением за труды кров и пищу, которыми он пользовался у хозяев во время работы. Чтобы избежать платы за труды, праведный Симеон, не докончив немного работы, нередко рано утром, без ведома хозяев уходил из дома и водворялся в новом месте. За это нередко приходилось ему переносить оскорбления и даже побои, и праведник переносил их терпеливо, как вполне заслуженные.
Другим любимым занятием праведного Симеона было ужение рыбы. Для этого он нередко уходил из Меркушина верст за десять в уединенное место, и там, на берегу Туры, под развесистой елью, садился с удочкой в руках и занимался ужением рыбы и размышлением о величии Творца, сотворившего небо и землю.
  Как сказано выше, вера христианская во времена Симеона в Сибирском крае была еще только в зачаточном состоянии. У тогдашних сибирских христиан еще не успели искорениться языческие понятия и языческие обычаи. Исповедуя Xриста, они в то же время втайне придерживались и своей прежней религии. Праведный Симеон нередко вступал с новообращенными христианами в религиозные собеседования и учил слушателей, как надо жить по Христову закону, дабы угодить Богу и спасти свою душу. Инородцы с удовольствием и большим вниманием слушали эти простые и задушевные назидания праведника и мало-помалу отставали от своих нехристианских наклонностей и обычаев.
  Страдая болезнью живота, вероятно, от чрезмерного воздержания, Симеон скончался еще в молодых летах, а именно имея около тридцати пяти лет от рождения. Годом кончины его был 1642-й. Но в какое время года скончался праведный Симеон – осталось неизвестным. Жители села Меркушина, питавшие глубокое уважение к праведнику, с честью похоронили останки его у своей приходской Михаило-Архангельской церкви.
  Вникая в житие праведного Симеона, всякий невольно придет к тому заключению, что это был действительно святой, богоугодный человек, ибо обладал всеми нужными для того качествами. Памятуя слова Спасителя: «Иже хощет по Мне итти, да отвержется и возьмет крест свой и по Мне грядет» (Мр. 7, 34), а также: «Иже любит отца и матерь паче Мене несть Мене достоин» (Мф. 10, 37), праведный Симеон покидает родителей и все удовольствия мирской жизни, удаляется в пустыню, ведет постнический образ жизни, занимается низким ремеслом, смиренно переносит обиды и оскорбления и в то же время поучает неокрепших в христианской вере инородцев истинам Христовой веры. Все это свидетельствует о высоких душевных качествах праведного, которые немногим достаются в удел.

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 

В других номерах:

№6 (567) / 8 февраля ‘10

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 

Церковный календарь

Юбилейные даты в 2010 году

№4 (565) / 22 января ‘10

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 
Церковный календарь

30 декабря — память пророка Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила

  Святой пророк Даниил и три отрока: Анания, Азария и Мисаил, память коих совершается ныне, жили во время плена вавилонского. Они были из числа тех юношей, которых царь вавилонский избрал и велел воспитывать при своем дворе, чтобы потом они могли служить в его царстве.

 
Первосвятитель

Святейший Патриарх Алексий совершил чин малого освящения Покровского собора Марфо-Мариинской обители и первую Божественную литургию в соборе

  15 декабря Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил чин малого освящения Покровского собора Марфо-Мариинской обители милосердия  и первую Божественную литургию в воссозданном храме.   Его Святейшеству сослужили митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир, архиепископ Орехово-Зуевский Алексий, епископ Женевский и Западно-европейский Михаил (Русская Православная Церковь Заграницей), епископ Дмитровский Александр.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс