Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №48 (465) → Чаша милости

Чаша милости

№48 (465) / 22 декабря ‘07

Духовные поучения

9 декабря в Екатеринбургскую епархию прибыла икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Крестным ходом она была перенесена в Свято-Троицкий кафедральный собор города Екатеринбурга

  Чудотворный образ Богородицы «Неупиваемая Чаша» прославился многочисленными исцелениями людей, страдающих от пристрастия к вину, табаку и наркотикам.

Со всего мира едут в серпуховский Введенский Владычний женский монастырь за помощью те, кого коснулась эта беда. Замечено, что икона не только исцеляет, но и помогает изменить образ жизни заблудшего человека, приводит его к осознанию грехов, к покаянию и благочестивой жизни.
  «Святая икона «Неупиваемая Чаша» прекрасного старинного письма, – писал священномученик Иаков Бриллиантов в 1912 году. – Лик Матери Божией совершенно как живой. Что изображает эта икона? По-видимому, это точное изображение «Знамения Божией Матери». Только Богомладенец написан стоящим в чаше. Чаша с благословляющим Богомладенцем – это Чаша Святого Причащения. Чаша эта воистину есть неупиваемая или неиспиваемая, потому что агнец ее есть «всегда ядомый и никогда неиждиваемый». А Матерь Божия с воздетыми вверх пречистыми руками, как могучий первосвященник, очевидно, ходатайствует, чтобы жертва сия – Святая Чаша – была принята в Принебесный Жертвенник за грешный род человеческий. И также нет другого наиболее верного средства приобрести нам любовь и благоволение Матери Божией, как тоже через Причащение Святых Христовый Таин».

  Явление иконы
  В летописи монастыря, где обычно хранится икона, есть сказание о ее явлении. Записано оно со слов монахини Елисаветы, которая служила при том храме, где обрели чудотворный образ. Вот ее рассказ…
  «Случившееся произошло в первый год игуменства матушки Марии (1878 г.). Один крестьянин Тульской губернии Евфремовского уезда, отставной николаевский солдат, с пенсией, имел слабость к вину. Он пропивал свою пенсию, а также все в доме, и дошел до нищенского состояния. В довершение бедственности у него отнялись ноги. Но и при этом он не переставал пить.
  Находясь в таком разладе душевном, телесном и материальном, он видит однажды сон: приходит к нему старичок благообразного вида и говорит: «Иди в Серпухов, во Владычний монастырь. Там в Георгиевском храме есть икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», отслужи перед ней молебен. Тогда будешь здоров и душою, и телом».
  Но крестьянин, несмотря на то, что сон, видимо, был необыкновенный, не пошел в Серпухов. Он не знал, как добраться туда без ног и без гроша. Старец явился ему во второй и в третий раз, грозно требуя исполнить его приказание. Только тогда несчастный решился отправиться в путь.
  Двигался наш солдат на четвереньках. По лежащим на пути селениям останавливался для отдыха и подкрепления пищей. На одной из таких остановок старушка приняла его на ночлег, накормила-напоила, растерла ноги и уложила на печь спать.
  Проснувшись ночью, крестьянин почувствовал приятное ощущение в больных конечностях. С большой осторожностью спуская ноги, он попробовал встать. Каково было его удивление, когда он смог устоять на них, хоть и очень слабо! На следующее утро постоялец спешил отправиться дальше, но добрая женщина удержала его еще на сутки и снова растерла ноги.
  В дорогу путник отправился уже на своих ногах сначала с двумя палками, а потом – с одной. Несмотря на июль, обут он был в теплые валяные сапоги. Так и дошел до Серпухова.
  Во Владычнем монастыре мужичок поведал о своих дивных сновидениях послушнице Захарии (впоследствии ставшей монахиней Елисаветой), церковнице при храме великомученика Георгия, и попросил отслужить молебен Матери Божией перед ее иконой «Неупиваемая Чаша». Последним он ввел всех в большое затруднение, потому что в монастыре никто не знал иконы Божией Матери с таким наименованием. Тогда возникла догадка: уж не та ли это икона, что висит в проходе из Георгиевского храма на колокольню или в ризницу? На ней действительно есть изображение чаши. И каково же было удивление всех, когда на обратной стороне этой иконы была обнаружена надпись: «Неупиваемая Чаша». Знаменательно было и то, что когда нашего крестьянина подвели к раке преподобного строителя Варлаама, то в его святом лике он сразу же признал того благолепного старца, который явился ему во сне и повелел идти в Серпухов за исцелением».

  День празднования
  Жаль, что тот день, когда была явлена икона, остался неизвестен. В XIX веке празднование иконы «Неупиваемая Чаша» совершалось 27 ноября (ст.ст.) / 10 декабря (н.ст.) – в один день с иконой Божией Матери «Знамение», так как эти иконы схожи по иконографии. В конце XX века, когда было восстановлено почитание образа, празднование было приурочено ко дню преставления преподобного Варлаама Серпуховского – 18 мая (н.ст.), так как икона была явлена через предстательство этого святого. В 1997 году, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, было установлено совершать общецерковное празднование иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша» 18 мая (н.ст.). Сейчас во Владычнем монастыре, по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, наряду с общецерковным почитанием возрождается традиция празднования иконы «Неупиваемая Чаша» 10 декабря (н.ст.), как это было в XIX веке.

  Судьба образа в ХХ веке
  Икона «Неупиваемая Чаша» находилась во Владычнем монастыре до 1919 года, а после его закрытия – в соборе Николы Белого на улице Калужской. Что с ней случилось дальше, не знает никто. Серпуховские старожилы утверждают, что многие иконы из собора Николы Белого были сожжены на берегу реки Нары. Сестры обители надеются, что Матерь Божия уберегла свою чудотворную икону и она будет когда-нибудь найдена.
  В 1995 году, в первый год возрождения Владычнего монастыря, со старой фотографии был написан точный список иконы «Неупиваемая Чаша». При письме были сохранены все пропорции иконы и академический стиль, характерный для подлинника.
  Первое чудо исцеления от пьянства произошло еще в то время, пока иконописец работал над воссоздаваемым образом. Из монастырской летописи (1996 год, 19 апреля, стр. 5): «Монахиня Рахиль: В начале Светлой Седмицы во время Богослужения кто-то оставил на крыльце храма киот, завернутый в портьеру. Все люди из храма вышли, а киот все стоит. Когда сестры развернули ткань, то увидели, что киот старинный, с резьбой и совершенно целый. Все недоумевали, кто бы мог принести его, и дивились неожиданной находке. А когда в пятницу привезли новую икону «Неупиваемая Чаша», то все удивились еще больше: оказалось, что киот точно подошел к ней по размеру. Так эта икона до сих пор и находится в этом киоте. Приблизительно через год пришла в храм женщина, смотрит на икону «Неупиваемая Чаша» и говорит: «Так ведь это мой киот!» Женщина рассказала, что когда она принесла в монастырь киот, ее сын бросил пить. Вот ведь как случилось – никто не знал, какая икона будет находиться в этом киоте, а Богородица уже исцелила человека».
  С 19 августа 2000 года икона периодически мироточит. Некоторые люди и целые паломнические группы свидетельствуют, что иногда глаза Богоматери становятся как живые: щурятся или открываются шире. Такое необычное явление дважды было зафиксировано и на фотографиях. 

  Чудеса
  Богородица не отказывает в милости никому, с верою и любовью Её призывающим. Приводим здесь несколько чудес, происшедших по молитвам к иконе «Неупиваемая Чаша».
  «Я, М.Н. И., 1952 года рождения, проживающая в городе Москва, имею сына Андрея, 1973 года рождения, который с 1995 года страдал пристрастием к вину. О благодатной помощи иконы Матери Божией «Неупиваемая Чаша» я узнала из передачи по телевидению, после чего обратилась к ней с молитвами и прошениями об исцелении сына. В октябре 1996 года впервые приезжала во Владычный монастырь помолиться у чудотворной иконы. Молясь за сына своими словами, я всякий раз начинала путаться и вспоминать свои(!) грехи, а тем временем сын пил ещё сильней. Тогда я пошла к батюшке в храм у Речного вокзала. Он мне велел приготовиться к серьезной исповеди и молиться «Неупиваемой Чаше». После чего я начала каяться со слезами в своих грехах и просить помиловать мое чадо. В этом году (18 мая) я опять была в обители и молилась об избавлении сына от страсти пьянства. С того времени сын не пьёт. Сегодня я приехала в монастырь заказать сорокоуст иконе Матери Божией «Неупиваемая Чаша», возблагодарить Царицу Небесную за ходатайство и милость ко мне, грешной, и засвидетельствовать об этом настоятельнице обители монахине Алексии. 19 октября 1997 года».
  «6 лет назад меня посетило большое горе – запил муж. После того, как я с ним посетила монастырь (это было 4 года назад), муж исцелился, перестал пить. Лукьяненко. Москва. 23.03.2002».
  «С 1994 года я начал употреблять наркотики. Это продолжалось семь лет. Врачи сказали, что я безнадежен. Казалось, что шанс исцелиться для меня навсегда утрачен. Но после посещения в 2001 году Серпуховского женского монастыря и акафиста у иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» мне, с Божией помощью, удалось оторваться от этого пагубного пристрастия. Уже более двух лет я вспоминаю прошлое как какой-то нелепый сон. Теперь мне снова удалось побывать в этом монастыре и поблагодарить Матушку Богородицу. Надеюсь также, что она поможет избавиться мне от греха курения. Родион. г. Волжский. 2003 г.».

Елена Серебрякова
Использованы данные официального сайта Введенского Владычнего женского монастыря города Серпухова Инокини.Ру

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 

В других номерах:

№4 (565) / 22 января ‘10

Духовные поучения

Дружба, влюбленность, любовь

№48 (561) / 22 декабря ‘09

Духовные поучения

Должники

 

Духовные поучения

На заре жизни

 
Духовные поучения

Новый год и Рождественский пост

  Слава Богу, что приближение Нового года среди тех, кто исповедует себя православным верующим хоть всегда и вызывает массу вопросов, но обходится без вопрошения: «Во что одеваться в год рыжей мыши?» или «С кем знакомиться в ближайший год петуха?» Тут позиция у православных ясная и четкая: нельзя унижать образ Божий, то есть человека, до уровня несознательной твари, пусть красивой, нужной и любимой, но все же созданной в услужение человеку.   Вопрос, который начнут (вернее, уже начали) задавать священникам на приходах, которым запестрят интернет-форумы, газетные статьи радио и телебеседы будет иного плана: «Как встречать Новый год в Рождественский пост?» Причем в разрешении этого камня преткновения зимнего периода очень часто требуют чуть ли ни соборного решения Церкви, дабы не разрушить мир в семье и не слышать претензии, что «неверный в малом и в великом неверен будет» (Мф.

 
Духовные поучения

Христианские притчи для чтения и размышления

* * * Однажды мудреца спросили об одном человеке, богат ли он.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс