Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №13 (526) → Ответы Архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

Ответы Архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

№13 (526) / 1 апреля ‘09

Архипастырь

 – Здравствуйте, наши дорогие друзья, зрители телеканала «Союз», слушатели радиостанции «Воскресение». Сегодня в эфире вновь программа «Архипастырь», и на ваши вопросы отвечает архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий.


 Владыка, благословите наших телезрителей, радиослушателей и начало нашей беседы!

 – Бог благословит всех вас, дорогие братья и сестры. Бог в помощь всем нам.
 – Начнем мы с вопросов, которые поступили к началу программы.
 Владыка, первый вопрос от Николая из Самары. Расскажите, пожалуйста, каков правильный порядок подготовки к Соборованию? Сначала Исповедь, потом Причастие, потом Соборование или наоборот: сначала Соборование, потом Исповедь и Причастие?

 – Я думаю, будет лучше, если мы все будем придерживаться установленного порядка: перед тем, как принять великое таинство Елеосвящения, мы должны исповедоваться в своих грехах, подготавливая свою душу духовной чистотой к этому великому таинству – чтобы благодать Божия содействовала нашему выздоровлению душевному и телесному. После того как мы примем таинство Елеосвящения, на следующий день уже можем принять таинство Причастия – Тела и Крови Христовых, соединиться со Христом и принять великую благодать, чтобы помощью Божией преодолеть наши немощи и слабости, противостоять всем нашим греховным наклонностям и совершать дело становления нашего на путь добра и святости.
 – Владыка, скажите, когда в Екатеринбурге в районе ЖБИ и ВИЗа построят храмы с воскресной школой?
 – В этих районах есть храмы, но планируется и новое строительство. Сейчас не так все просто, непросто было это и в другое время. Поэтому сами люди, живущие в этих районах, должны позаботиться о своей духовной жизни, постараться, чтобы там построили храмы, чтобы были свои приходские школы. Не надо ждать, что кто-то построит и требовать от других. Всегда было так: сами жители того или иного района города инициировали это дело, собирали средства, совершали молитвословия на тех местах, где уже выделена земля, а потом начиналось строительство. А сейчас люди стоят где-то в стороне и ждут, пока кто-то сделает; а потом будем искать прихожан, чтобы они пришли. Это не совсем правильно. Конечно, в каждом приходе у нас есть церковно-приходская школа и воскресная школа для взрослых. Мы желаем, чтобы при каждом приходе были духовные центры, где бы молодые люди, дети, молодые мамы и папы могли провести время, совершенствуясь в добрых делах, совершая мероприятия, которые бы углубляли их в вере Православной, в жизни по вере. И чтобы совершались какие-то добрые дела по отношению к прихожанам, которые помогают церкви, чтобы она возрождалась духовно, не только материально, и, конечно, прирастала новыми членами Церкви.
 – Владыка, храм Святой Мученицы Татианы будет еще функционировать? И если да, то когда?
 – С этим храмом есть проблемы – в помещении сейчас идет реставрация. Было обещание ректора Архитектурной академии, что после окончания всех работ храм будет дальше функционировать. Но пока идут работы, поэтому все немножко замедляется.
 – Вопрос из Новоуральска: «У нас очень маленький храм и очень далеко от дома. Куда обратиться, чтобы нам построили храм больше?»
 – В Новоуральске, конечно, давно уже пора построить еще один, а может, даже не один храм. Есть проект нового храма побольше, с комплексом духовного центра. Но, к сожалению, уже несколько лет этот проект приостановлен. Люди, которые пообещали финансировать, не имеют, видно, такой возможности сейчас. Поэтому жителям Новоуральска надо быть активнее в деле строительства храма. И власть предержащие, и депутаты должны выполнять чаяния народа. Ведь действительно есть потребность, большая потребность: храм преподобного Серафима Саровского очень маленький, деревянный. Когда-то он, может быть, вмещал всех желающих, а сейчас он стал мал – необходим больший. Жители Новоуральска должны позаботиться о своем духовном становлении.
 – Спасибо, Владыка. Вопрос от Николая из Самары: «Как относится Православная Церковь к десятине?»
 – Хорошо относится. Это древняя традиция Ветхого Завета, когда каждый христианин жертвует на нужды Церкви десятую часть своего дохода, который он своим трудом заработал. Раньше люди так распределяли свою зарплату, что десятую часть отдавали Церкви, какую-то часть – для бедных, неимущих, и остальное оставляли для своего пропитания, чтобы содержать семью. То есть получается, что большую часть человек отдает для своей души, для своего блага в Царствии Небесном – через милосердие и пожертвования Господь пошлет Свою милость, Свою благодать. Мы знаем: Господь будет судить нас по делам милосердия, которые мы совершили по отношению к бедным – накормили, напоили, приняли, посетили нуждающегося, болящего, посетили в темнице находящегося… И по этим делам милосердия Господь будет судить. Люди, воспитанные верой Православной, к добродетели милосердия относились очень благоговейно, с большим усердием, потому что знали: милостыня превозносится над судом – «суд без милости не сотворшим милость». И сознавая свою греховность, свои падения греховные, сознавая, что мы повинны пред Богом и желая получить от Бога милосердие, люди старались жить милосердно по отношению к ближним своим. Поэтому добродетель милосердия была закреплена как обязанность церковного человека: чтобы он десятую часть своих доходов отдавал на нужды Церкви, для дома Божия, чтобы его трудами, его пожертвованиями поддерживалась Церковь. Церковь и существует на добровольные пожертвования верующих. Это и есть определенная мера, которой мерялось, сколько нужно пожертвований дать для Церкви. Конечно, некоторые верующие до сих пор это делают, и делают с большим усердием, с любовью, с пониманием долга. К сожалению, это у многих потеряно. Но я думаю, что это будет потихонечку возрождаться: каждый человек, который становится настоящим прихожанином того или иного храма и является членом нашей Православной Церкви, знает, что значит пожертвование, милостыня, что это имеет большое значение для духовного возрастания, для добродетельной жизни и для того, чтобы сподобиться вечных благ в Царстве Христовом. Поэтому человек к милостыне должен относиться более благосклонно и с любовью.
 – Спасибо, Владыка. У нас первый телефонный звонок. Здравствуйте, говорите, пожалуйста, мы вас слушаем!
 – Здравствуйте! Я звоню из Калужской области. Недавно я ездила в монастырь, который находится недалеко от нашего города. Хотела заказать благодарственный молебен Господу нашему, потому что все хорошо сейчас у нас в семье – и у детей, и у меня. Но мне сказали, что сейчас не рекомендуется заказывать благодарственный молебен Господу. После этого я пошла в храм в нашем городе и спросила, кому мне заказать благодарственный молебен? Мне сказали: заказывайте Господу нашему Спасителю. Как мне поступить правильно? Можно ли сейчас заказывать благодарственный молебен Господу или нет?

 – Я думаю, можно заказывать – нужно благодарить Бога. На каждой Литургии есть служба благодарения Богу. Но если человек хочет поблагодарить, в частности, непосредственно за то или иное Божие благодеяние, которое Господь совершает по отношению к нему, к семье, я думаю, можно попросить священнослужителей храма, чтобы они после службы совершили это чинопоследование благодарственного молебна, благодарили Бога за милость, которую Он дает нам всегда. И я думаю, что священнослужители это совершат с любовью и вы будете радоваться, что смогли иметь возможность поблагодарить Бога в церкви Христовой.
 – Спасибо, Владыка. И следующий телефонный звонок из Дмитрова. Здравствуйте, говорите, пожалуйста, вы в эфире!
 – Добрый вечер.

 – Добрый вечер.
 – Владыка, благословите!
 – Бог благословит.
 – Я бы хотела задать такой вопрос: если мы молимся о наших близких, чтобы они пришли к покаянию, всегда ли Господь встречает эти молитвы? Спасибо.
 – Одно из проявлений любви к ближнему – болезновать о нем, что он далек от Бога, от Церкви, от церковной жизни, и молиться о том, чтобы Господь возвратил его в лоно Церкви, чтобы он стал истинным православным христианином и славил Бога своими делами. Но, конечно, чтобы человек пришел в такое духовное состояние, нужно и говорить с ним, и встречаться, и показывать пример своей личной жизнью православного христианина. И, конечно, молить Бога, чтобы Он посетил Своей благодатью и даровал ближнему просветление духовное, и тот бы стал верующим и добродетельным человеком. Нужно сказать, что когда мы ходим в церковь и молимся церковной молитвой, то в священнических молитвах есть такие слова (когда священник молится Господу Богу о всех верующих, которые стоят в храме), чтобы Господь посетил всех, кто находится в храме Божием, посетил тех, кто по каким-то причинам не смог прийти. Таким образом, участвуя в церковной молитве, мы молимся за всех людей, чтобы Господь всех посетил Своей благодатью. Конечно, если мы молимся внимательно, когда в церкви находимся, то эта наша внимательная молитва соединяется с молитвой священнослужителей нашей Церкви и простирается далеко за пределы храма, действует на всех людей, которые по каким-то причинам еще не смогли прийти в Церковь и далеки от церковной жизни. Поэтому нужно болезновать душой за наших братьев и сестер, которые, к сожалению, еще не вошли в лоно нашей Церкви.
 – Спасибо, Владыка. И новый телефонный звонок. Здравствуйте, говорите, пожалуйста, мы вас слушаем!
 – Владыка, Ваше Высокопреосвященство, здравствуйте!

 – Здравствуйте.
 – Простите грешную рабу Зою и благословите.
 – Бог благословит вас.
 – Я к Вам с великой просьбой от всех жителей Нижнесергинского района. Мы обращаемся к Вам за Вашей теплой молитвой ко Господу. Вам Господь помогает, по Вашим молитвам и нам в районе может помочь. Мы в курсе, что в нашем районе хотят разместить площадку для падения ракетной ступени – в районе святого источника, около парка «Оленьи ручьи»; близко от курорта. И это грозит загрязнением окружающей среды: воздуха, воды; там источники, болота. Поэтому, чтобы Господь не попустил этого, ради Бога, ради спасения нашей планеты, помолитесь с усердием. А может, и священников епархии пригласите к этой молитве, если это возможно. Простите меня еще раз, грешную, и благословите.
 – Бог благословит. Помогай вам Господь! Будем молиться, конечно, чтоб Господь нас сохранил от всех этих напастей.
 – Вопрос от Наталии из Башкирии: «Как располагать покойника в комнате? Головой или ногами к иконам?»
 – Покойника располагают обычно лицом к иконам; если в храме – лицом к иконостасу. Тогда получается, что он расположен ногами к иконам, а головой чуть подальше от икон – он как бы смотрит на иконы и молится. Так и погребают.
 – Вопрос от Валентины из Белгорода: «Необходимо ли отпевать погибших на фронте в войну?»
 – Конечно, в свое время люди, может быть, и отпевали своих родственников. Если так случилось, что в то время об этом не думали или у родственников не было возможности молиться и отпевать своих усопших воинов в годы войны, то можно совершить заочное отпевание сейчас и молиться. Мы и так каждый год молимся о вождях и воинах, на поле брани убиенных, и на каждой службе мы поминаем наших воинов, от века скончавшихся. Да, конечно, можно отпевать.
 – Спасибо, Владыка. И новый телефонный звонок. Здравствуйте, говорите, пожалуйста, мы вас слушаем!
 – Владыка, благословите!

 – Добрый вечер. Бог благословит.
 – Это раб Божий Сергий. У меня такой вопрос. Сейчас идет Крестопоклонная неделя, и я мальчика своего учу Закону Божию. Там на первых страницах показано, как делать крестное знамение. У меня есть знакомый священник из Пермской области, да и я тоже считаю, что надо благоговейно делать крестное знамение, то есть на лоб, на живот и так далее. А я вот заметил, что многие священники, в том числе архипастыри кладут руку на грудь, то есть получается перевернутый крест, как там написано, в Законе Божием. Они сами не знают, для чего этот символ? Вот у меня такой вопрос: ничего в этом греховного нет?
 – Мы должны, конечно, стараться совершать крестное знамение благоговейно. Хорошо бы меньше смотреть на других, потому что мы будем каждый за себя отвечать перед Богом. Если мы знаем, понимаем и обращаем большое внимание на то, как нужно креститься, это нужно делать самим и молиться, чтобы Господь через крестное знамение, через силу Креста Господня освятил наш ум, наши чувства, наши желания, наши силы. И мы могли бы быть ограждены благодатью и силой Креста Господня и были бы избавлены от многих бед и скорбей. Поэтому когда мы благоговейно относимся к великой силе божественной, мы имеем оружие и силу, которые нас избавляют от многих бед и напастей, исходящих от диавола или от злых людей. Поэтому мы должны воспользоваться этой силой божественной – крестным знамением. А что касается других – будем оставлять это на их совести, не будем никого осуждать. А если знаем, как надо правильно делать, то будем делать правильно – и тогда получим от Бога благословение, помощь и радость духовную.
 – Спасибо, Владыка. Вопрос: «У родителей на кладбище деревянный крест, он сгнил. Можно ли его заменить и поставить другой?».
 – Можно, конечно. И нужно даже, если от времени крест уже сгнил. Нужно поставить новый, чтобы могилка осталась с крестом, чтобы родные знали, кто там лежит, о нем всегда молились, вспоминали, и такой был бы непрерывный уход за могилкой. И чтоб на долгое время все родственники из поколения в поколение могли бы молиться у этой гробницы и ухаживать за ней, чтоб сохранилась на долгие времена.
 – Вопрос от Галины из Челябинска: «Как правильно попрощаться по-христиански со своими усопшими родственниками? Сейчас в похоронных службах сразу забирают покойников, и близкие даже не могут дома читать Псалтирь рядом с телом».
 – Мы должны говорить похоронной службе, как нужно делать: может быть, они не знают, что и как нужно делать – поэтому не они должны диктовать условия, а те, кто хоронит усопшего; они должны сказать, что необходимо усопшему быть дома, за него молиться, читать Псалтирь, потом принести его в храм: в Церкви есть такая традиция, что накануне отпевания приносят покойника вечером в храм. Так делается в нашем Иоанно-Предтеченском кафедральном соборе: приносят покойника в храм, и он пребывает там в течение всей ночи – совершается чтение Псалтири; а на следующее утро совершается божественная заупокойная служба и отпевание усопшего, потом его увозят на кладбище для погребения. Есть такая традиция, и это надо делать, чтобы было по всем правилам христианской жизни. Тем более если христианин всю жизнь был прихожанином того или иного храма, то он дома побудет один-два дня, а на третий день его привозят в храм, чтобы последний раз побыл в церкви, где он молился всю жизнь, попрощался с прихожанами, с которыми он каждый раз встречался на молитве в церкви Божией. И прихожане сами могли бы с ним попрощаться, помолиться за него, проводить его до кладбища и там совершить погребение. Вот так нужно действовать, чтобы все было правильно при погребении усопших.
 – Наша программа выходит накануне Благовещения Пресвятой Богородицы. Разрешите Вас поздравить с этим праздником и попросить, чтобы Вы поздравили всех наших телезрителей.
 – Спасибо за поздравление. Я также поздравляю всех с великим праздником Благовещения Пресвятой Богородицы. Это день спасения нашего и искупления. Это великая радость, что Господь послал Своего небесного посланника в лице Архангела Гавриила, который возвестил Деве Марии, что Она сподобится величайшего таинства – таинства Воплощения Сына Божия: Сын Божий становится Сыном Девы, Сыном Человеческим, и мы, по подвигам Спасителя, которые Он нес для нашего искупления, становимся детьми Божиими; мы усыновлены Богом в Лице Иисуса Христа, поэтому мы должны сделать все, чтобы соответствовать этому великому предназначению нашему! И мы должны, конечно, молить Божию Матерь, святых угодников Божиих, чтобы радость нашего искупления соответствовала нашему подвигу, подвигу поста и молитвы, который мы совершаем сейчас, в дни Великого поста, чтобы действительно сподобиться усыновления Божия, сподобиться вечных благ в Царстве Божием нашими посильными трудами во очищение наших душ.
 – Владыка, а как Вы можете прокомментировать такую русскую пословицу, что на Благовещенье птица гнезда не вьет, а девица косы не плетет?
 – Это очень глубокое понимание смысла праздника Благовещения Пресвятой Богородицы: тогда совершилось дело нашего возрождения, восстановление нашей падшей природы. Как святые отцы говорят, в этот день Господь создал человека – с праздником Благовещения воссоздал человеческий род после его грехопадения. Поэтому, конечно, православные люди благоговели перед этим праздником – они не работали, не трудились физически, а полностью отдавали себя Богу и осмыслению праздника. Поэтому и говорили: если даже птица не вьет своего гнезда, то тем более человек должен быть благоговейным и с трепетом, с особым духовным настроем проводить праздник Благовещения Божией Матери.
 – Владыка, а в этом году 7 апреля – вторник. Как не работать?
 – Так было принято на Руси, что в церковные праздники не работали. Несмотря ни на что не выходили на работу – не как протест, а просто работали вне этих праздников, а праздник почитали очень глубоко: вся страна была православная, все веровали, все ходили в Церковь и почитали праздники.

Беседовал Виктор Васюнин
Расшифровка аудиозаписи –
Анастасия Медведева

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
Первосвятитель

Святейший Патриарх Кирилл: «Когда нам говорят, что главное сейчас — преодолеть экономический кризис, нам говорят не всю правду»

Выступление на встрече с членами правительства Калининградской области, депутатами областной Думы и общественностью региона   23 марта 2009 года состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с членами правительства Калининградской области, депутатами областной Думы и представителями общественности. После приветствия губернатора Ка- лининградской области Г.

 
Духовное чтение

Юрий Максимов: «О видах добродетелей»

(Продолжение. Начало в № 12) Нестяжание   Эта добродетель исторгает из сердца страсть к деньгам и наживе, порождающую жадность, любовь к роскоши и жестокость.   Священное Писание заповедует: «Когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца» (Пс.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс