Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №14 (527) → Ответы Архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

Ответы Архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

№14 (527) / 8 апреля ‘09

Архипастырь

 – «Здравствуйте, Владыка. Мы Крещение принимаем в основном в детстве, а вот сейчас даже по Вашему телеканалу говорят, что мы должны принимать Крещение осознанно.

Тогда как нам быть? Два раза креститься? Этот вопрос мне непонятен».
 – У нас есть древняя традиция – крестить в детском возрасте: по вере родителей, крестных. Крестные имеют обязанность воспитывать детей, которые приняли таинство Крещения, дать им веру Христову, чтобы, повзрослев, они стали истинными верующими христианами, прихожанами православных церквей – так должно быть. Но многие люди в детстве не были крещены, и сейчас они в сознательном возрасте приходят и крестятся. Но чтобы креститься взрослым, есть необходимость оглашения: перед Крещением человек должен получить знания о вере Христовой, о церковной жизни, о догматическом учении хотя бы кратко, в виде исторических справок – чтобы человек действительно подошел к этому таинству серьезно, сознательно, с пониманием. Чтобы после Крещения уже не отлучался от Церкви, не разлучался с ней, а был постоянным прихожанином храма, деятельным христианином.
 К сожалению, часто человек взрослый, хотя он и сознательно приходит к таинству, после Крещения продолжает жить той же жизнью, что и до Крещения: как он не ходил в церковь, так и не ходит, как не совершал дела милосердия, так и не совершает. Этого не должно быть. Таинство Крещения – это великое таинство, в котором человек получает большую благодать Божию, с помощью которой должен возделать в дальнейшем свою душу и совершенствовать ее в делах благих, добрых, в добродетельной жизни. И применять эту силу для своего духовного возрастания, а не закапывать благодать в глубину своего сердца. Поэтому необходимо, чтобы взрослый человек, который хочет креститься, обязательно прошел курс оглашения в течение некоторого времени; желательно, чтобы это было дольше, а не один день или час перед Крещением. Надо несколько месяцев приходить в установленное время в церковь к человеку, который проводит курс оглашения – учения Православной вере. Во время огласительных бесед человек должен ходить в церковь по воскресным и праздничным дням – на Всенощные и Литургии. Пребывать, как это положено, на Литургии до ектеньи оглашенных, после этого выйти из церкви и не участвовать в таинстве Евхаристии. Оглашаемый должен привыкать к церковной жизни: ходить в церковь, молиться, знать цену молитвы, ее важность. И после Крещения уже никогда не оставлять Церковь и церковную жизнь, духовно совершенствоваться по силам.
 Сейчас многие храмы нашей епархии проводят оглашение, некоторые по три месяца оглашают, некоторые – по месяцу, некоторые даже по полгода или по году. Конечно, очень приятно, когда человек идет с рвением, с любовью к Богу, к Церкви, желает воцерковиться, знать больше о Боге, о церковной жизни, о ее правилах, о традициях Церкви, стремится влиться в число членов нашей Церкви добродетельной и христианской жизнью. Я желаю всем, кто желает креститься, иметь именно такой подход к великому таинству Крещения – не закапывать талант, который дается в таинстве, а преумножать его и возделывать свою душу, чтобы она приносила много добрых плодов.
 – Спасибо, Владыка. Следующий вопрос: «Можно ли отпевать человека, если мы не знаем, был ли он отпет? Он был на войне, был в плену. И мы точно не знаем всех подробностей его смерти. Как нам быть?»
 – Конечно, если он был на войне и не вернулся, то ясно: был убит, пал во время боя, во время военных действий; это должно быть как-то документально подтверждено… Нужно отпевать его и молиться о его упокоении как об усопшем воине.
 – Спасибо, Владыка. В студии новый телефонный звонок из Волгограда: «Я сурдопереводчик, работаю с глухими людьми. Сейчас идет пост. Плохо себя чувствую, много работаю, нагрузка. Хочется людям помочь и в направлении Православия. Сама, грешная, очиститься хочу в пост; и сын больной у меня, тоже глухой; и у самой постоянно операции. Душа болит, на душе не спокойно, сейчас лечусь у невропатолога. И очень много тревоги у меня на душе. Владыка Викентий, я так Вас прошу – помолитесь за меня, за рабу Божию Любовь. Я буду стараться и исправляться».
 – Помоги вам Господь в вашей духовной жизни. Чтобы Господь помог приобрести мир и радость духовную вашими добрыми делами.
 – Спасибо большое.
 – Владыка, вопрос от Надежды из Вологодской области: «Я очень эмоциональный человек. Иногда краснею от сказанных слов. Всегда прошу у Бога мира в душе. И стала замечать, что ко мне пришло спокойствие. Но тут же возникла мысль: вдруг это равнодушие или безразличие? Правильно ли я прошу Бога о спокойствии в душе?»

 – Да, мы должны стяжать дух мирен добрыми делами, молитвой к Богу. И Господь дает нам этот мирный дух. Конечно, мы знаем слова преподобного Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Если этот «дух мирен» имеет любовь и уважение к ближним, он не безразличен к немощам, трудностям, болезням, скорбям, которые испытывает человек – это не равнодушие, а участие в жизни нашего ближнего. Мы должны проявить любовь к ближнему – соучастие в его жизни, когда мы желаем помочь, совершать дела милосердия, сострадать в его страданиях и помогать во всем. Это желание в духе мира и любви к ближнему совершать добрые дела, чтобы исполнить заповедь Божию о любви к ближним, которая говорит: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Здесь не должно быть смущения: мир духовный – не безразличие к ближним. Нет, если есть движение к деланию им добра, это правильный дух мира, который привлекает к себе множество людей и оказывает этим людям должную, нужную помощь.
 – Спасибо, Владыка. К нам поступил звонок из Владимира: «Владыка, в свои 25 лет я только-только начинаю приходить к вере. Назовите, пожалуйста, какую-то литературу, которой я могу воспользоваться, чтобы уверовать еще больше, которая мне разъяснит некоторые моменты. Спасибо большое».
 – Сейчас, слава Богу, очень много литературы, которая полезна для нашего духовного становления. Я бы посоветовал почитать святоотеческую литературу, жития святых. Это очень полезно, чтобы укрепляться в вере. Есть очень хорошие примеры из обыденной жизни святых угодников Божиих, которые жили в таких же условиях земной жизни и укреплялись в вере, избегали зла и всяких грехов, искушений, соблазнов, направляли душу на путь святости – путь исполнения воли Божией. Чтобы научиться добродетелям, которые должны лежать в основе нашей жизни духовной – смирению, послушанию, терпению – я думаю, очень полезно почитать очень легкого для чтения авву Дорофея. Жития святых для начала и авву Дорофея. Потом можно взять и другую литературу, но нужно, конечно, советоваться со своим духовником, со священником, к которому сейчас вы приходите на Исповедь, чтобы он мог дать советы, как дальше вести свою духовную жизнь.
 – Спасибо, Владыка. Вопрос от Дмитрия из Екатеринбурга: «Дорогой Владыка, Ваше отношение или мнение о женщине за рулем?»
 – К сожалению, я думаю, мужчина не выполняет свою миссию, которую Господь определил ему – быть главой семьи и руководить ею, в поте лица своего трудиться, чтобы добыть насущный хлеб для содержания семьи. Поэтому сейчас женщина, видя, что не справляется мужской пол со своими обязанностями, берет верх над жизненными трудностями и старается активно включаться в жизнь: проходит курсы обучения вождению, возит своих детей в детский сад, в школу, ездит, может быть, по магазинам и так далее. То есть старается как-то восполнить то, что не успевает вторая половина. Другого выхода из положения нет пока.
 – Владыка, православное учение говорит, что мать всецело должна посвятить себя воспитанию детей. Как Православная Церковь и Вы лично относитесь к тому, чтобы отдавать детей в детский сад? И с какого возраста? Или для них лучше домашнее воспитание?
 – Конечно, очень нужно, чтобы ребенок воспитывался прежде всего в своей семье, знал мать, отца, получал от своих родителей высокое воспитание, которое путеводило бы его по всей жизни на пути спасения, на пути в Царство Божие. Ведь родители имеют обязанность – они ответственны пред Богом за воспитание своих детей, и они будут давать отчет пред Богом на Страшном Суде, как они воспитали. Одно дело, родить детей, а другое дело – воспитать их для Царства Божия, для вечной блаженной жизни. И если с этой точки зрения смотреть на дальнейшее воспитание своих детей, то нужно задуматься, куда отдавать, чтобы ребенку не повредить. Частенько родители отдают своих детей в садик, чтобы избавиться от них побыстрей. Они им как-то мешают, им это не совсем сподручно, что ли. Конечно, это плохо, потому что дети – не какой-то товар, от которого нужно избавиться побыстрее. Но если человек отдает ребенка в дошкольное учреждение, чтобы еще больше хорошего дать ему в воспитании, с целью помощи, более квалифицированного обучения, то, конечно, это хорошо. Поэтому надо с рассуждением подходить к тому, как дальше устраивать свое дитя для его развития, воспитания, нравственного становления. Если родители будут подходить с такой позиции, то, конечно, они найдут такое место. И будут давать все самое лучшее для своего ребенка, чтобы он был хорошо воспитан, образован, получил такое направление в жизни, которое помогало бы иметь опыт борьбы со злом, укрепиться в добродетельной жизни.
 – «Грех ли, что я не знаю, в какой последовательности подходить к иконам в церкви? Я еще только начинаю воцерковляться».
 – Нет, конечно, тут нет никакого греха. Человек, который приходит первый раз в церковь, конечно, не знает многого. Ему кажется, что он все неправильно делает и на него смотрят и осуждают. На самом деле это не так; даже если кто-нибудь делает замечание, то делают не с целью отклонить, отдалить от Церкви, а чтобы помочь ему. Может быть, не всегда это замечание делается с кротостью и любовью, но нужно к этому относиться более снисходительно и со смирением принимать наставления. А если человек чаще будет ходить в церковь, то он сам будет видеть, что и как ему делать. Тем более, что можно спросить на Исповеди или просто беседовать с батюшками: сейчас в церкви есть дежурные священники, которые могут объяснить, как и к каким иконам нужно подходить, приложиться. Конечно, нужно приложиться к иконам Спасителя, Божией Матери, угодников Божиих, которые есть в храме. Может быть, к иконе своего небесного покровителя. Если он редкий святой, то можно подойти к иконе Всех Святых – есть такая икона в храмах Божиих – и приложиться к ней. Вот такой порядок. Но главное – не смущаться. Смущение не должно человека удерживать, чтобы не прийти в церковь. Нужно прийти все равно. Знать, что человек идет в церковь не чтобы показаться кому-то правильно или неправильно, а чтобы общаться с Богом, молиться Ему, беседовать с Богом и получить от Господа благословение на дальнейшие наши труды.
 – Спасибо, Владыка. К нам поступил новый телефонный звонок: «Батюшка, у меня такой вопрос. На могилке усопших у нас стоял крест. А сейчас мы поставили памятник. В этой оградке у нас много схоронено усопших. И когда писали имена на памятнике, включили самоубийцу. Сейчас мы сами знаем, когда батюшку приглашаем служить панихиду, мы батюшке говорим: вы, пожалуйста, не поминайте этого. А вот случись, что нас не будет, как потом быть? Ведь его тоже будут поминать, а это великий грех!»
 – Да, действительно, если человек самоубийством закончил свою жизнь, его нельзя поминать, если только не было благословения на его отпевание. Мы знаем, что в свое время таких людей даже не хоронили вместе со всеми на православном кладбище. Тем более не хоронили рядом с усопшими, которые жили благочестиво и находились в лоне Церкви. Здесь, чтобы не было искушения, можно, наверное, стереть как-то это имя, чтобы люди не смущались каждый раз. Может быть, отдельно надписать, что есть такое захоронение. Думаю, как-то надо это решить на местном уровне. Нужно, конечно, посмотреть ситуацию; сложно так сразу говорить конкретно. Посоветуйтесь с местным священнослужителем – я думаю, он примет правильное решение.
 – Спасибо, Владыка. Скажите, пожалуйста, как рассказать ребенку, который учится в школе, предысторию праздника святого Валентина с православной точки зрения? Я знаю, что праздник неправославный, но в школе ведь все равно его отмечают…
 – К сожалению, наша действительность такова, что со школьной скамьи прививаются детям праздники, далекие от нашей русской традиции, в том числе и так называемый день Валентина. Это, конечно, не православный праздник; даже и не католический. Просто выдумали мнимого святого и раздули ажиотаж вокруг идеи плотской, нецеломудренной любви, которая проповедуется в этот день. Православная Церковь учит о целомудренной любви, о любви, которая не раздражается, не мыслит зла, не бесчинствует. Но мы знаем, какие бесчинства совершаются в такие праздники, к сожалению, даже в школах. Мы имеем свой православный праздник – в честь святых угодников Петра и Февронии, которые проповедуют чистую и святую любовь между супругами. Такая любовь объединяет людей, приводит к полноте жизни церковной и божественной, к совершенству, а не к разладу и расстройству, которые распространяются в дни празднования Валентину. Я думаю, если мы будем более близки к своим традициям, корням, вере, то нам этот праздник будет не нужен. Поскольку люди не знали своих праздников, традиционных и русских, то очень быстро привился праздник Валентина, так называемый «праздник любви». Это праздник плохой любви, плотской, блудной, развратной любви – это не любовь, а просто самолюбие, самоудовлетворение, искажение любви. В этом нет той истинной любви, которая должна быть действительно среди людей. И другой еще есть праздник такой – «хеллоуин», вроде бы, бесовский праздник, на котором бесчинствуют люди, выдавая себя за страшилищ. Я думаю, нам надо быть ближе к своей истории, к своим традициям, корням, религиозным воззрениям – у нас очень много хороших праздников церковных, народных, которые обогащают человека, делают его истинно радостным и благодатным. На это нужно время опять-таки…
 – Владыка, вопрос от Елены из Серова: «Какому святому нужно молиться, чтобы искоренить грех сквернословия, осуждения и другие грехи по отношению к ближним? И что еще нужно делать?»
 – Сейчас идет пост Великий пост, и мы постом и молитвой можем искоренять наши страсти, в том числе и сквернословие. Молитва Ефрема Сирина тоже помогает нам искоренить свои страсти. Можно даже своими словами молиться, чтобы нам Господь помог, укрепил, мы были более внимательны к своим мыслям, чувствам, словам, и воздерживались от произнесения скверных слов. Если у человека будет такое внимание к себе и будет просьба, молитва к Богу и святым угодникам Божиим о помощи в этом, то рано или поздно человек получит такую помощь и перестанет сквернословить, будет произносить только добрые, хорошие, чистые, святые слова.
 – Добрый вечер. Это раба Божия Ольга из Оренбурга. Владыка, благословите.
 – Бог благословит вас.
 – В некоторых молитвословах есть пяточисленные молитвы. Можно ли читать их мирянам? И что это такое? Объясните, пожалуйста.
 – Да, пяточисленные молитвы есть в некоторых молитвословах. Но мы должны знать обычное христианское православное молитвенное правило, которое должен обязательно человек совершать. Это утренние и вечерние молитвы, Евангелие, Псалтирь, может быть, какой-нибудь акафист. С благословения своего духовника сверх этого правила можно совершать правило пятисотницы. Там указывается, каким образом нужно совершать это правило. Конечно, не всегда, не каждый человек это может делать. Иногда есть такие порывы сердца, что человек берется за это правило, но потом не успевает делать и начинает ослабевать в своих молитвах, не может ничего делать. Поэтому лучше утвердиться в малой части, но совершать эти молитвы со вниманием, со слезами покаяния, с умилением. И уже тогда двигаться дальше по пути совершенствования своей молитвы. А начинать нужно, конечно, с малой молитвы, но чтобы она была действительно произнесена, как положено. Если этого нет, тогда лучше оставаться на этом пути, чтобы не количеством взять, а качеством молитвы. Это очень важно.
 – Спасибо, Владыка. Вопрос из города Кушвы: «Как понимать слово «окаянный»?
 – Можно посмотреть в словаре более подробное толкование этого слова. Но если кратко, то окаянство – это когда человек сам сознает себя недостойным: «окаянный» – мы говорим. Человек сознает себя виновным, сознает свое недостоинство, чувство вины за совершенные когда-то грехи в своей жизни или сейчас совершаемые. Человек в таком сознании называет себя окаянным.
 – Спасибо, Владыка. Поступил звонок из Воронежа: «Владыка, как выйти из прелести? Можно ли из нее выйти? И что нужно сделать для этого?»
 – Лучше не попадать в прелесть, чем выходить из нее. Конечно, из прелести выходить очень сложно. Это тяжелая духовная болезнь. И мы знаем, что попавшие в состояние прелести некоторые подвижники в монастырях подвизались молитвой и воздержанием, строгим постом. Они попадали в прелесть, и чтобы вывести их из этого состояния, нужен был очень большой молитвенный труд целого монастыря, всех насельников, чтобы Господь помог выйти из прелести. Поэтому святые отцы предостерегают нас, чтобы мы были внимательны к себе, дабы не попасть в эту тяжелую болезнь духовную.
 Что такое прелесть? Это лесть, обман высшей степени – когда мы обмануты своим сознанием или бесовскими наваждениями, будто находимся на правильном пути, что ведем правильный образ жизни и правильную духовную жизнь. Поэтому нам нужно всегда быть самокритичными, всегда сознавать и видеть свои ошибки. Есть слова некоторых святых отцов, что мы должны видеть, замечать свои грехи, как песок на морском берегу. Вот когда мы сознаем себя грешниками и видим свои грехи, замечаем постоянно – это признак, что мы на правильном пути, не в прелести. А когда мы этого не замечаем, а только хвалим себя, что мы великие подвижники, правильно поступаем и делаем все правильно, – это гордость. А гордость есть причина всех наших духовных болезней; и самая страшная болезнь – лести, превосходной лести, которая приносит нам гибель духовную. Поэтому надо быть очень осторожными в своей духовной жизни, чтобы не попасть в сети вражьи.
 – Спасибо, Владыка. Поступил звонок из Нижневартовска: «Владыка Викентий, я хотела бы поблагодарить всех, кто ведет канал и эту передачу. Спасибо огромное, низкий вам поклон. Я так люблю, когда выступают Алексей Ильич Осипов, отец Евгений Попиченко. Столько в это вкладывается! Спасибо огромное! Вот как-то недавно мужчина один говорил, нельзя ли упростить отправление пожертвования на телеканал? Для меня тоже сложно в Сбербанке стоять. Может быть, какие-то есть другие каналы, чтобы как-то отправить? Я бы с удовольствием каждый месяц отправляла. Вот этот вопрос важный. А теперь я хотела бы о главном спросить: мы должны молиться, обращаться к святым, но, читая Библию, я понимаю, что раньше не было святых, люди молились просто живому Богу. А почему мы должны к святым обращаться? Может быть, просто нужно молиться Господу Богу? Или обращаться к Иисусу Христу? Читая Библию, я так лично понимаю. Раньше же не было святых…»
 – В ветхозаветной Церкви в основном люди молились Единому Истинному Богу. И в еврейском народе сохранилась эта вера в Единого и Истинного Бога. И это ценилось, люди хранили эту веру от язычества, от всяких уклонений от истины. Но пришел на землю Христос Спаситель, наш Искупитель; у него были ученики Христовы – святые апостолы, которые много потрудились в проповеди Учения Христова, потому что были очевидцами. И за их великие апостольские подвиги Господь их принял в Свое Царство Небесное. Вы знаете, что до пришествия в мир Христа Спасителя все люди, праведные и не праведные, не имели возможности поселиться в Царстве Христовом, в райских обителях. Царство Божие было закрыто после грехопадения наших прародителей. И только после искупительного подвига Христа Спасителя Господь открыл нам двери райские, и теперь там все праведники, жившие до Рождения Христа, до Его сошествия во ад: Он вывел этих праведных в Царство Божие. И они поселились в обителях Божиих и имеют дерзновение пред Богом – и ветхозаветные праведники, и святые, и новозаветные святые, которые угодили Богу и сподобились вечных благ в Царстве Христовом. И мы молимся им о заступничестве. Конечно, мы можем молиться Спасителю. Но мы молимся и Его угодникам, которые прожили жизнь на этой земле, знают, как это нелегко – преодолевать свои страсти, немощи, искушения, испытания, соблазны этого мира. И поскольку они, быв искушаемы, могут и нам, искушаемым, помочь, поддержать нас, и имеют дерзновение к Богу за их труды в этой земной жизни ходатайствовать за нас о помощи нам, то, конечно, мы пользуемся и этим средством. Чтобы Господь по их молитвам – более праведным, святым молитвам – мог бы нам помочь в нашей жизни, чтобы мы могли удаляться от греха и совершать добрые дела. Без Бога, без помощи Божией мы ничего не можем сделать. Поэтому мы молимся святым угодникам Божиим, чтобы Господь по их молитвам помогал нам в нашем делании добра, усовершенствовании своей души. Поэтому у нас есть необходимость в молитве к Божией Матери, к угодникам Божиим, о которых мы знаем, что на протяжении всей истории христианской Церкви они проявляли милость к нам и помогали во многих наших нуждах, печалях, болезнях, трудностях, испытаниях, помогали в нашем исправлении. Поэтому мы и молимся сейчас очень активно.

Беседовал Виктор Васюнин
Расшифровка аудиозаписи –
Анастасия Медведева

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
Первосвятитель

«Быть верующим человеком и жить по законам веры — это значит быть счастливым человеком, с духовной, богатой внутренней жизнью»

Патриаршее слово за утреней в субботу 5-й седмицы Великого поста   Вечером 3 апреля 2009 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил утреню с чтением акафиста Пресвятой Богородице в храме Святого Апостола Иоанна Богослова Санкт-Петербургских Духовных школ. По окончании богослужения Святейший Патриарх обратился к присутствующим в храме с Первосвятительским словом.

 
Архипастырь

Архиепископ Викентий: «Мы должны светить миру светом милосердного сердца»

  На пленарном заседании конференции Правящий Архиерей Екатеринбургской епархии выступил с обращением к молодежи. Владыка Викентий отметил важность и актуальность данного форума:   – Приятно, что мы обратили внимание на такие важные добродетели человеческого естества, к которым призывает нас Господь Бог, – к милосердию, состраданию, любви.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс