Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №24 (537) → 15 лет возрождения

15 лет возрождения

№24 (537) / 22 июня ‘09

Духовное чтение

В этой теме:

Духовное чтение
Монастырь глазами современников
Духовное чтение
Через страдания – к радости

Страницы монастырской жизни

  В 2009 году исполняется 15 лет со дня возрождения Ново-Тихвинского монастыря. В июле 1994 года их было всего двенадцать – матушка-настоятельница и первые сестры.

Наощупь, как первооткрыватели, начали они возрождать монашеские традиции: монастырский распорядок дня, послушания и самое главное делание иноков – молитву. Сейчас, благодаря духовнику и первым сестрам, обитель – это 150 насельниц, несколько мастерских, более десяти храмов.
  За годы возрождения в жизни обители произошло немало событий – и неприметных для мира, и известных многим. Перелистаем страницы монастырской летописи…

Возрождение

  Ново-Тихвинский монастырь был основан в Екатеринбурге в конце XVIII века. В 1780-х годах несколько вдов и девиц поселились в домике при церкви на загородном кладбище. Они жили как монахини, по уставу Саровской пустыни, молились, занимались рукоделиями, заботились о нищих. Вокруг общины собрался свой приход: окрестные жители приходили к сестрам, чтобы послушать богослужения. В 1810 году монастырь был учрежден официально. К началу XX века в нем было более тысячи насельниц, восемнадцать мастерских, чтимые святыни. После революции обитель была закрыта.
  В 1994 году монастырь возрожден, ему передали храм Святого Александра Невского. В советские годы собор был разделен на несколько этажей, и к 1994 году в нем всё еще хранились фонды одного светского учреждения. На единственном освобожденном первом этаже начали совершаться богослужения по монастырскому уставу – продолжительные, чинные, с отчетливым чтением и трогательным пением сестер. И несмотря на бедность обстановки, храм уже вскоре полюбился многим – сотни горожан потекли в монастырь, как и двести лет назад, «для слушания славословия Божиего»…

***

  «Монастырь иметь желаем, тем более что в нашей губернии такового не имеется, который может послужить вечным прибежищем и покровом сиротствующим, а притом благолепие города тем может преумножиться».
  Из прошения екатеринбургских чиновников об учреждении в городе монастыря, 1803 год

***

  «Сии вдовы и девицы препровождают жизнь наподобие монашеской по уставу Саровской общежительной пустыни и отправляют в молитвенной комнате славословие Божие, для слушания коего стекается к ним из жителей немалое количество народа, так что иногда в означенной комнате бывает и невместительно».
  Из прошения жителей Екатеринбурга в Святейший Синод о разрешении построить при монашеской общине большой храм во имя Святого Александра Невского, в котором могли бы помещаться все сестры и прихожане общины, 1806 год

***

  «18 июля 1994 года совершилось долгожданное событие – издан указ Священного Синода о восстановлении в городе Екатеринбурге Ново-Тихвинского женского монастыря. Теперь мы – насельницы монастыря. Но из всех дореволюционных зданий монастырю возвращен только собор Александра Невского. Нам приходится пока жить в квартире, в одном из домов недалеко от храма. Наша жизнь проходит уже по настоящему монастырскому уставу… Висит на стенке распорядок (правила) Ново-Тихвинского монастыря, утверждённый матушкой Любовью. Впрочем, всем нам ещё нужно привыкать к монашескому образу жизни. Ведь одно дело прочитать про монашескую жизнь… и совсем другое – исполнить самому. Да и читать нужно очень много: 7 томов свт. Игнатия (Брянчанинова), Лествицу, Поучения аввы Дорофея, сочинения преп. Петра Дамаскина и Ефрема Сирина, толкования св. Евангелия Феофилакта Болгарского, дневники Иоанна Кронштадтского и много-много других душеполезных книг… Разумеется, обязательным является ежедневное чтение каждой сестрой Евангелия. Введено обязательное чтение святоотеческих произведений во время трапез».
  Из монастырской летописи, 1994 год

Духовная жизнь

  Главное делание в монастыре – это молитва. Каждый день монахини начинают и заканчивают молитвой; молитва сопровождает любое дело и не прекращается даже в минуты отдыха. Духовная жизнь – это и непрестанный труд над собой, очищение своего сердца. Недаром монашество называется наукой из наук. И очень важно в этой науке руководство опытного наставника. Духовник монастыря схиигумен Авраам проводит с сестрами беседы, произносит проповеди, основывая свои наставления на учении святых отцов Православной Церкви.

***

  «Богослужение совершается в монастыре ежедневно: утреннее, литургия поздняя и вечернее; звон к утрене бывает в 4 часа, к литургии в 9 часов и к вечерне в 4 часа пополудни. На каждый воскресный день и на торжественные праздники всегда совершается Всенощное богослужение, звон к которому бывает в 5 часов вечера, а в самый праздник утреня бывает в 4 часа, ранняя литургия в 6 часов и поздняя в 9 часов.
  При богослужениях в праздничные дни присутствуют все живущие в монастыре, а в простые или будничные дни бывают старшие сестры монастыря и прочие сестры, имеющие довольно свободного времени от монастырских послушаний».
  Из «Описания храмов Екатеринбургского Ново-Тихвинского монастыря на 1875 год»

***

  «Сегодня мне хотелось бы сказать о самом важном делании в монастыре. Я считаю, что самым важным для нас является умное делание, или Иисусова молитва. Преподобный Василий Поляномерульский все прочие делания сравнивает с реками, а умную молитву — с океаном, в который впадают все реки. Простое на первый взгляд занятие — повторение Иисусовой молитвы — оказывается самым важным, всеобъемлющим деланием монашествующих, потому что является не только молитвой, но и внутренней борьбой.
  Все добродетели приходят в сердце человека от Иисусовой молитвы, конечно, если он противится греховным помыслам. От молитвы, а правильнее сказать, от благодати, которая в основном приобретается внимательной молитвой Иисусовой, в душе человека сами собой являются и страх Божий, и память смертная, и смирение».
  Из беседы духовника Ново-Тихвинского монастыря схиигумена Авраама

Главная святыня – Тихвинская икона

  Ново-Тихвинский монастырь получил свое название в честь древней чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери. В обители пребывал точный список с этой иконы – его привезла в 1811 году первая настоятельница игумения Таисия (Костромина). Тогда встреча святыни была необыкновенно торжественной: во всех городских храмах звонили колокола; навстречу иконе вышли крестные ходы, в которых участвовали все священники Екатеринбурга и множество горожан. Образ почитался во всей губернии, на праздники в его честь приходили тысячи паломников. После революции чтимая икона бесследно исчезла.
  В 2008 году сестры возрожденной обители написали новый список, который затем был освящен в Тихвине возле древней чудотворной иконы. 8 июля список доставили в Екатеринбург и пронесли крестным ходом по одной из центральных улиц города. И теперь, как и до революции, это главная святыня монастыря.

***

  «…Икону Тихвинския Божия Матери проводить из здешняго города [Перми] с священною церемониею и звоном при всех церквах, далее же по пути в Екатеринбург в каждой церкви чинить встречу и провожание иконы, а при приближении ея к городу Екатеринбургу учинить встречу следующим порядком: в екатеринбургском Екатерининском соборе, также и в Ново-Тихвинской женской обители учинить благовест на собор, а потом из всех церквей с образами и хоругвиями протоиереям Феодору Карпинскому и Николаю Вологодскому со всеми градскими священноцерковнослужителями следовать на то место, где оная икона в предместии города остановится и, там отправив молебен, с самого того места нести образ в обитель. И по принесении отправить в обители соборне литургию, а по окончании сей и благодарственный Господу Богу молебен с крестным вкруг обители и всего города Екатеринбурга ходом…»
  Из указа Пермского епископа о встрече Тихвинской иконы в Екатеринбурге в 1811 году

***

  «Сегодня екатеринбургский женский Тихвинский монастырь отмечает годовой престольный праздник в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Толпы приезжих богомольцев крестьян, многие из которых прибыли за 120 и даже 200 верст, уже целую неделю наводняют собою обширный монастырский двор. Для приюта их раскинуты палатки, где они ночуют и кормятся за счет монастыря.
  К монастырскому празднику обычно приурочивается ярмарка. Вся площадь перед монастырем покрыта палатками с разными сластями, пряниками и прохладительными напитками.
  Внутри монастыря жизнь кипит ключом. Обитательницы монастыря заняты приготовлением запасов печенья, пирожков, пряников, по своему качеству которые уже приобрели к себе особенное внимание посетителей монастырского праздника. Посреди ограды устроен оригинальный источник питьевой воды – металлический крест, из которого бьют струи чистой воды. Сотни рук непрерывно тянутся к этому «чуду» для того, чтобы напиться или омыть себе лица. Вблизи «Креста», под особо устроенной сенью, на помосте помещается образ чтимой иконы, пред которой беспрерывно служатся молебствия и акафисты».
  Из публикации в газете «Зауральский край», 1913 год

***

  «10 тысяч роз, лилий, хризантем, гвоздик – цветочная дорога протянулась на 120 метров: от святых врат обители до храма. Екатеринбург такое увидел впервые. Дорога из цветов для встречи святыни – традиция южных епархий, а для холодного уральского климата это редчайшее событие.
  – Здесь, в Екатеринбурге, мы даже не могли ни у кого узнать, как нужно делать такую дорогу, – рассказывает монахиня Софрония, насельница Ново-Тихвинского монастыря. – К счастью, к нам на праздник в честь Тихвинской иконы приехали паломники с Кубани – 40 человек. Для них дорога из цветов – это знакомое дело, и они очень помогли нам.
  В день Тихвинской иконы екатеринбургские монахини установили на территории обители специальный временный храм – богослужения проходили под открытым небом из-за большого стечения паломников (на праздник пришло более 3000 человек). Каждый паломник получил от сестер угощение и подарок».
  Из статьи «10 тысяч живых цветов – для Божией Матери», «Церковный вестник», 2008 год

Мастерские

  До революции обитель славилась своими мастерскими, которых было в ней около двадцати: иконопись, вышивка золотом и шелками, роспись по фарфору, рисование по полотну и бархату, выжигание по коже, резьба по дереву… Некоторые из сувениров, выполненных сестрами, были преподнесены в дар членам Императорской фамилии. Монастырские мастерские участвовали во всероссийских и международных выставках, например, в 1900 году – во Всемирной выставке художественных изделий в Париже, а в 1904 году – в выставке, проходившей в Таврическом дворце Санкт-Петербурга.
  Сегодня в монастыре возрождено несколько мастерских. С 1996 года действует иконописная мастерская; ее основное направление – возрождение канонической иконописи. Сестры избрали образцом для подражания византийские иконы XIII–XIV веков. В 2006 и 2007 годах пять сестер из иконописной мастерской монастыря приняты в Союз художников России. В швейной мастерской монастыря создаются вышитые облачения, иконы, хоругви, а также предметы для украшения быта. Певческое послушание возрождает византийские и древнерусские традиции пения.

***

  «Среди изобилия шитых бисером и шелками облачений, строго выписанных икон, тонких кружев всеобщее внимание привлекала витрина Ново-Тихвинского женского монастыря из Екатеринбурга. Внутри размещалось множество прекрасных вещей. Возглавлял экспозицию образ святого благоверного князя Александра Невского. Икона представляла собой копию с росписи художника Васнецова во Владимирском соборе в Киеве и была вышита шелком. Далее шли образа, выполненные с использованием жемчуга, уральских поделочных камней, рисованные по фарфору, чеканные, живописные. Восхищенные возгласы посетителей вызывали воздухи, писанные по белому бархату; шелковые, золотые и полотняные кружева; полотенца и салфетки; подушки и коврики с аппликацией. На полках лежали рамочки для фотографий и альбомы, сделанные из тисненой кожи с изящными виньетками. Нарисованные на фарфоровых блюдцах цветы, казалось, благоухали. Рука невольно тянулась к ивовой корзине, полной яблок, груш, персиков: вот-вот брызнет из плодов сладкий сок! Увы, фрукты вылеплены из воска, но как искусно! Цветы — розы, пионы, ромашки — из бумаги и шелка. Целые букеты как будто только что из оранжереи. По окончании выставки монастырь получил почетный диплом и Grand prix».
  Из статьи об участии монастыря во Всероссийской выставке в Таврическом дворце в 1904 году

***

  «…Мы должны вернуться к древней иконописи, живой, проникнутой истинным духовным чувством. Современные люди в большинстве своем просто не знают, какой прекрасной может быть каноническая икона… Наиболее точный перевод слова «канон» – «правило». Каноническое письмо – это, собственно, правильное письмо. На протяжении тысячелетий Церковь выработала определенную манеру изображения. С одной стороны, икона ясно указывает на то или иное событие – например, Вход Господень в Иерусалим или Преображение, – или на какое-либо лицо, достойное почитания. С другой стороны, каноническая икона изображает его не так, как мы видим в жизни, а несколько иначе. Для чего? Для того чтобы мы, взирая, скажем, на изображение того, как Господь входил в Иерусалим, видели не только внешнюю сторону события, но его суть…»
  Из беседы об иконопочитании, произнесенной духовником обители схиигуменом Авраамом (Рейдманом), 2004 год

Отношения с Императорским домом

  Ново-Тихвинский женский монастырь многое связывает с Императорской фамилией. Обитель была образована Высочайшим Указом императора, величественный архитектурный ансамбль монастыря возводился при поддержке Императорского дома, царственные особы не раз посещали монастырь и делали щедрые пожертвования. Сестры обители до конца хранили благодарность и верность монархам. В 1896 году Императору Николаю II был преподнесен в дар его парадный портрет, выполненный насельницей монастыря монахиней Емилианой. В 1918 году сестры стали одними из последних, кто оказал помощь Императору Николаю II. Когда Государь с Августейшей супругой и детьми находились под арестом в Екатеринбурге, послушницы Ново-Тихвинского монастыря носили им продукты.
  Сестры возрожденной обители глубоко почитают Царственных страстотерпцев. Именно в Ново-Тихвинском монастыре написаны иконы для Храма-на-Крови, воздвигнутого на месте гибели Императора и его семьи. В нижнем храме находится единственный в России иконостас, на котором Царь Николай и его Семья изображены не вместе, а на отдельных иконах. Иконография разработана сестрами в каноническом стиле. При монастыре действует православная гимназия, носящая имя Царственных страстотерпцев.

***

  «В Музее политической истории Санкт-Петербурга не так давно была организована выставка «Кто убил Николая II?», на которой был представлен парадный портрет императора в мундире лейб-гвардии гусарского полка. История этого портрета такова. В 1896 году, когда в Москве проходили коронационные торжества, императору был преподнесен его собственный парадный портрет, выполненный монахиней Екатеринбургского Ново-Тихвинского женского монастыря Емилианой. Очевидно, работа монахини Емилианы вызвала определенный интерес — до революции этот парадный портрет Николая II находился в покоях Зимнего дворца. В октябре 1917 года революционные солдаты и матросы, захватившие бывшую царскую резиденцию, изрезали картину штыками.
  В таком виде портрет в течение многих десятилетий хранился в запасниках Музея политической истории Санкт-Петербурга и лишь в 1987 году был отреставрирован. Рубцы на нем решили оставить как память о прошедшем».
  Из статьи С. Фирсова «Подарок монахини», «Церковный вестник», август 2002 года

***

  «Добрые монашки присылают теперь молоко и яйца для Алексия и нас, и сливки».
  Из дневника Государыни Александры Феодоровны, 18 июня 1918 года

***

  «…Мы, как обычно, принесли продукты и увидели за забором грузовой автомобиль. Часовой и еще какой-то — смущенные. Мы позвонили, никто не идет из дома. Раньше такого никогда не было. Как мы, бывало, только принесем, сейчас же они позвонят, комендант Юровский выйдет и возьмет у нас. А тут звонили, звонили, никого нет. Мы спрашиваем: «Юровский где?» Они смущенно так говорят: «Завтракает». Мы подождали и пошли к калитке. Там за калиткой часовой стоит. Выглянул к нам и говорит как-то непонятно: «Не нужно им больше молока. Они больны. Да вы подождите». И тут он убежал. Слышно было, как он во дворе кого-то спросил: «Что же им сказать?». Потом выходит, а сам взволнованно руки пожимает и говорит: «Знаете что? Не носите больше. Уходите». Ничего от нас тогда не было взято, и мы ушли».
  Из рассказа послушницы Марии Крохалевой о последнем посещении ею Ипатьевского дома 17 июля 1918 года

***

  «Так судил Господь, что именно сестры нашего дореволюционного монастыря одними из последних выразили свою любовь к Царской семье. Насельницы обители носили в Ипатьевский дом продукты, чем поддерживали здоровье пленников, в особенности — больного Цесаревича. А сегодня сестры возрожденной обители, по благословению Высокопреосвященнейшего Викентия, работают над иконостасами для храма, возводящегося на месте убиения Царской Семьи. Сестры пишут иконы как в нижний храм, который освящен в честь Святых Царственных Страстотерпцев, так и в верхний, который будет освящен в честь Всех Святых, в земле Российской Просиявших. Главная икона для этого храма — Всех Святых — требует особой кропотливости, тщательности, так как включает в себя около 400 миниатюрных изображений святых. Сестрам, которые пишут иконы, помогает вся мастерская: работа очень ответственная и срочная, храм должен быть освящен этим летом – в Царские дни».
  Летопись монастыря, май 2003 года

Приют

  С первых лет своего существования монастырь воспитывал малолетних сирот. Первая настоятельница игумения Таисия (Костромина) заботилась о том, чтобы выучить их чтению и письму, привить навыки к молитве и добродетельной жизни. При игумении Магдалине (Неустроевой) в 1865 году при монастыре был официально открыт приют для девочек.
  В 2001 году приют возрожден и назван во имя преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны. Сегодня в приюте тридцать воспитанниц от трех до двенадцати лет; девочки учатся по программе православной гимназии, занимаются спортом, игрой на музыкальных инструментах. Сердце приюта – домовый Свято-Елисаветинский храм, куда воспитанницы каждый день приходят на молитву. Приют стал для девочек семьей, в которую входят и воспитатели, и духовник, и сестры монастыря, и благодетели.

***

  «Насколько была ласкова и нежно-обходительна с сиротами настоятельница, ясно из того, что некоторые из сирот путали ее с своей родной материю. Так случилось, что одно из именитых лиц, посетивших игумению, встретило в келиях ея одну из этих сирот и спросило ее: «Что, матушка игумения родня тебе?». «Нет, не родня, а только мама», – ответила сирота».
  Из очерка об игумении Магдалине (Неустроевой), 1893 год

***

  «Выходим из храма. Лена задержалась. Оглядываюсь, хочу позвать ее, но слова замирают на языке. Лена целует икону Богородицы на лежащей хоругви. Целует и прикладывается лобиком, целует и прикладывается. Много-много раз. Ручки отставлены назад, как крылышки. Я молчу. Лена тихо подходит к двери».
«Мы повезли наших детей на молебен в кафедральный Свято-Троицкий храм к привезенной Почаевской иконе. Служить должен был наш батюшка, а петь сестры нашего монастыря. Дети вошли перед самым молебном. Сестры стоят чинно, опустив головы, молятся. Девочки оглянулись на них раз, другой… Что такое? — такие свои, такие ласковые сестры и вдруг никакого внимания…
  Аля отрывается от группы детей и подкрадывается к сестрам, заглядывает снизу в лица, дергает легонько за подол. Удержаться нет сил. Лица сестер поплыли в улыбках. Дети довольны — все в порядке. Алю тихо отводят подальше, начинается молебен».
  «В трапезной дети не могут угомониться перед молитвой. Чтобы подать пример, как нужно вести себя во время молитвы, я встала вместе с детьми, опустила голову, прикрыла глаза.
  С одной стороны меня тут же схватила за руку новенькая Аня, с другой – Лена.
  Аня во что бы то ни стало решила объяснить мне, что мы с ней уже знакомы, и ей непонятно, почему я к ней так неласкова. Она дергает меня за руку и говорит: «Я Аня, тетя, я Аня». Но я никак не могу отвечать ей во время молитвы.
  «Я Аня», – продолжает она и снова треплет мою руку.
  «Тише, видишь: она спит», – останавливает ее Лена».
  Из записок няни православного приюта, 2003 год

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
Духовное чтение

Год со святителем Игнатием (Брянчаниновым)

Достояние души   Душа человека стяжавает качества, соответственные своей деятельности. Как в зеркале изображаются предметы, против которых оно будет поставлено, так и душа запечатлевается впечатлениями соответственно своим занятиям и делам, соответственно своей обстановке.

 
Духовное чтение

Монастырь глазами современников

  Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий   В этом году исполняется 15 лет со дня возрождения Ново-Тихвинского женского монастыря. За это время многое было сделано, и главным образом монастырь стремился возродить традиции, которые были до его закрытия – в скорбные годы лихолетья монастырь был полностью разорен, и сестрам пришлось полностью восстанавливать и саму обитель, и монастырскую жизнь. Сестры не возвратились пока на историческую территорию своего монастыря, потому что она до сих пор занята военным госпиталем, но они все равно начали свое служение. И очень важно, что начали они восстановление именно с духовной жизни, с молитвы. Примечательно, что сестры руководствуются, можно сказать, «путеводствуются» в своей жизни творениями величайшего подвижника и молитвенника Русской земли святителя Игнатия (Брянчанинова), даровавшего нам «ключ разумения» святых отцов.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс