Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №26 (539) → Апостол Петр

Апостол Петр

№26 (539) / 8 июля ‘09

Церковный календарь

В этой теме:

Церковный календарь
Апостол Павел

Апостол Петр — один из двенадцати апостолов (учеников) Иисуса Христа. В католицизме традиционно считается первым папой Римским.

Апостол в Евангелиях

Родился в Вифсаиде в семье простого рыбака Ионы. Первоначальное имя апостола было Симон. Имя Пётр (от греч. «камень, скала») ему дал Иисус. Он был женат и работал рыбаком вместе со своим братом Андреем. Встретив Петра, Иисус сказал: «Идите за Мной, и Я вас сделаю ловцами человеков» (Мф. 4, 19).

Став апостолом Иисуса Христа, он сопутствовал ему во всех путях Его земной жизни. Пётр был одним из любимых учеников Иисуса. На вопрос Иисуса ученикам, что они о Нём думают, Пётр сказал, что Он есть «Христос, Сын Бога живого». В ответ Иисус произнёс: «Я говорю тебе: ты – Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16, 18–19).

По характеру Пётр был очень живой и вспыльчивый: именно он пожелал идти по воде, чтобы подойти к Иисусу, и именно он отрубил ухо рабу первосвященника в Гефсиманском саду. В ночь после ареста Иисуса Пётр, как и предсказывал Учитель, проявил слабость и, боясь навлечь на себя гонения, трижды отрёкся от Него. Но позже Пётр искренне покаялся и был прощён Господом.

Был одним из трех (вместе с Иаковом и Иоанном) взят Иисусом на гору, где Тот преобразился перед ними.

Пётр является автором двух Соборных посланий, вошедших в Новый Завет.

Апостол в Деяниях и церковных преданиях

По вознесении Господа апостол Пётр проповедовал слово Божие в разных странах и при этом совершал великие чудеса — воскрешал мёртвых, исцелял больных и немощных, возглавил коллегию двенадцати апостолов. По Преданию, 25 лет занимал пост епископа Рима – с 43 по 67–68 гг… Однако это Предание является довольно поздним, и поэтому большинство современных исследователей полагает, что апостол Пётр прибыл в Рим в начале 60-х гг. I в.

Арестованный в 42 году по приказу Ирода Агриппы I, царя Иудеи, был заточен в тюрьму в Иерусалиме, откуда спустя несколько дней спасся, как о том повествуют Деяния Апостолов. В 49 году принимал участие в Апостольском Соборе в Иерусалиме, на котором был согласован с другими апостолами, в том числе с апостолом Павлом из Тарса, вопрос о том, как следует поступать по отношению к язычникам, желающим вступить в христианские общины.

Антиохийская православная церковь ведёт патриархальный (епископальный) ряд от апостола Петра, который, по преданиям, вместе с апостолом Павлом, является её основателем.

По преданию, во время гонения Нерона на христиан апостол Пётр был распят на перевёрнутом кресте в 64 году (по другой версии – в 67–68 гг.), вниз головой, по его желанию, потому как считал себя недостойным умереть смертью своего Господа.

Воскрешение мертвых апостолом

Апостол Петр проповедовал с такой силой, что разом обращал ко Христу до пяти тысяч человек, исцелял безнадёжных больных, даже воскрешал умерших. Люди настолько почитали его, что выносили больных прямо на улицы, чтобы хоть тень апостола Петра осенила их. В Иоппии апостол Пётр воскресил умершую девицу Тавифу. Согласно описанию святого Симеона Метафраста, апостол Пётр, проповедуя в Анкире Галатийской, воскресил умершего. В описании древнего церковного историка Егезиппа, а также в послании Маркелла Римлянина говорится о воскрешении апостолом Петром юноши царского рода в Риме. Мать юноши пригласила на погребение сына апостола Петра и Симона Волхва, прославленных в народе тем, что они воскрешали умерших. Для доказательства бесовства Симона Волхва, которого в Риме многие почитали как бога, апостол Пётр воскресил юношу на глазах многочисленного народа.

Поиски могилы апостола

Согласно христианскому преданию, древняя римская базилика Константина располагалась над местом захоронения апостола Петра. Позднее здесь же был построен ватиканский собор Святого Петра. С 1939 по 1949 год под собором проводились археологические раскопки, которые обнаружили остатки древнего римского кладбища. В 1952 году был опубликован подробный отчёт, свидетельствующий, что одна из могил этого кладбища особо почиталась уже в I—II веках. Дальнейшие работы проводились под руководством итальянского археолога Маргариты Гуардуччи. В 1964 году вышла её книга «Реликвии святого Петра под исповедальней ватиканской базилики», в которой вероятность, что именно в этой могиле был похоронен Пётр, расценивалась как весьма высокая. Под впечатлением археологических исследований папа Павел VI в 1968 году объявил, что, исходя из исследований учёных, можно полагать, что могила апостола найдена. Однако некоторые учёные не согласились с точкой зрения папы.  При проведении раскопок не было обнаружено никаких конкретных следов могилы под эдикулой; не может быть никакой уверенности и в том, что тело святого Петра было когда-либо возвращено палачами христианской общине для его захоронения. При нормальном развитии событий тело того, кто был чужестранцем («перегринус») и в глазах закона обычным преступником, скорее всего, бросали в Тибр. […] …Более того, в то время не было такой заинтересованности в сохранении телесных останков, какая развилась позднее, когда угасла вера в надвигающийся конец света и начал зарождаться культ мучеников. Следовательно, вероятность того, что тело святого Петра не было возвращено для погребения, представляется вполне реальной.

Отрицание факта смерти и погребения Петра в Риме

Ряд критиков отмечает отсутствие каких-либо прямых упоминаний в Священном Писании о том, что Пётр посещал Рим. Согласно Гал. 2, 9, Пётр, Иаков и Иоанн рукопожатием заключили соглашение с Павлом и Варнавою, что Павел и Варнава проводят свою деятельность среди язычников, а Пётр, Иаков и Иоанн – среди иудеев. Павел, который писал послание к церкви в Риме, в конце его приветствует двадцать семь лиц поименно, но среди них Петр не упоминается. Также и во многих посланиях, которые он писал церквам и отдельным лицам, Пётр не упомянут ни разу.  При этом о пребывании апостола в Риме пишут раннехристианские авторы: Ориген (III век), Лактанций (нач. IV века), Евсевий Кесарийский («Церковная история», 325 год). Как отмечает шотландский исследователь Александр Хислоп, самое ранее упоминание о пребывании Петра в Риме датируется концом II века.

Довод о том, что Пётр не посещал Рим, строится на распределении апостолами мест своей проповеди. Сам Пётр утверждал, что писал свое первое Послание из Вавилона (1 Петр. 5, 13) и, по мнению ряда исследователей, он имел ввиду реальный город, а не иносказательное название Рима. Во дни Петра настоящий Вавилон ещё существовал. Кроме того, в Вавилоне была значительная иудейская община. Так как, по словам Павла (Гал. 2, 7–9) , Петру было вверено проповедование Благой Вести обрезанным иудеям, то исследователи предполагают, что он посетил Вавилон с этой целью.

Почитание

Апостол Пётр почитается в Православной и Католической церквах. Установлен праздник святым Петру и Павлу как двум наиболее почитаемым апостолам, называемым первоверховными святыми апостолами за особо ревностное служение Господу и распространение веры Христовой. У православных праздник отмечается 12 июля. В большинстве христианских церквей, согласно церковному Преданию, считается, что апостол Пётр был основателем Римской Церкви; Католическая Церковь почитает его как первого папу.

Материалы из Википедии –
свободной энциклопедии

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 

В других номерах:

№6 (567) / 8 февраля ‘10

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 

Церковный календарь

Юбилейные даты в 2010 году

№4 (565) / 22 января ‘10

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 
 
Церковный календарь

Апостол Павел

Апостол Павел (Савл, Саул (предп. 5/15, Тарс — 64/67, Рим) — «апостол язычников» (Рим. 11, 13), не входивший в число двенадцати апостолов и участвовавший в юности в преследовании христиан.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс