Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №5 (566) → «Храм должен составить здоровую альтернативу бездуховности»

«Храм должен составить здоровую альтернативу бездуховности»

№5 (566) / 1 февраля ‘10

Патриархия.Ру XVIII Международные Образовательные Рождественские Чтения

Из доклада епископа Зарайского Меркурия, председателя Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.

Стремительно меняется современная жизнь, и соответственно изменяются и многократно усложняются задачи, стоящие перед Церковью. По мнению Святейшего Патриарха, сегодня, когда в мире размываются грани между добром и злом, а зачастую зло даже ставится во главу угла на место добра, все люди должны услышать слово Евангелия, чтобы сориентировать на него свою жизнь. «Задача Церкви, — говорит Святейший Владыка, — состоит в том, чтобы современное человечество поняло: существование цивилизации во многом зависит от того, насколько люди примут в ум и сердце Божию правду». Именно эта главная задача, поставленная перед Церковью самой жизнью, повлекла за собой необходимость в новых условиях поднять на более высокий уровень деятельность Синодальных учреждений, дабы развить и усовершенствовать общецерковную работу по просвещению нашего народа светом Христовым.

Святейший Патриарх Кирилл неоднократно отмечал, что главной задачей Русской Православной Церкви является просвещение светом Христовой веры нашего народа. Сегодня катехизаторская деятельность Церкви, т. е. осуществление духовно-просветительской работы с целью приобщения к нормам христианской жизни обращающихся к Церкви и вошедших в нее людей, является в XXI веке, наряду с миссионерской, социальной, благотворительной деятельностью, важнейшей, неотъемлемой областью церковного служения, от осуществления и развития которой в немалой степени зависит духовное состояние членов Церкви, приходов, общин и всего нашего общества.

Мы понимаем катехизацию прежде всего как избавление от религиозной безграмотности. Впервые «Катехизация и таинства в Церкви» выведены в Рождественских чтениях как отдельное направление. В нем особое внимание будет уделено современным формам и методам ее организации.

В отличие от практики Древней Церкви, катехизация сегодня включает не только оглашение готовящихся ко Крещению, но и подготовку к церковным таинствам уже крещеных. Необходимо воцерковить приходящих в храм людей, сделать их жизнь осознанно христианской. Потому катехизация рассматривается нами, прежде всего, как полноценное участие людей в жизни Церкви, ее таинствах, приобщение к практическому опыту молитвы, церковному общественному служению, а не только как ознакомление со сводом теоретических знаний о вере.

Нам предстоит создание целостной общецерковной системы катехизации, включающей соответствующие структуры и мероприятия по ее развитию на епархиальном уровне, в благочиниях и на приходах. Она должна охватывать все возрастные категории потенциальных прихожан, чьи сердца взыскали живой веры в Бога: детей и их родителей, молодежь и взрослых. Важно также выработать единые принципы и наиболее эффективные ее формы для разновозрастных категорий людей. Однако при этом нужно помнить, что лучший учитель — это тот, кто учит своим примером, и потому весьма важно, чтобы слово катехизатора не входило в противоречие с его жизнью.

Проблемы катехизации невозможно решить и в отрыве от уклада жизни прихода — это дело всей церковной общины. Привычными на приходе должны стать семейные, молодежные, исторические, краеведческие, патриотические клубы, которые могут проводить культурно-просветительские, спортивные и другие мероприятия.

На каждом приходе обычным явлением должен стать работающий с приходящими в храм людьми педагог-катехизатор. Одной из основных трудностей при введении программы длительной катехизации на приходах является отсутствие в епархиях подготовленных кадров. Эта задача должна решаться не только и не столько на приходе, но прежде всего на епархиальном уровне.

Система православного образования, которая в основных своих чертах была создана ранее, должна претерпеть изменения и выйти на новый качественный уровень. Во-первых, мы надеемся преодолеть ее изоляцию и обособленность в российском образовательном пространстве. Во-вторых, заинтересованы в том, чтобы во многом исключительный опыт, накопленный системой православного образования в области духовно-нравственного воспитания, могла бы усвоить государственная и муниципальная система образования. Педагоги лучших православных учебных заведений готовы поделиться своими достижениями с другими учителями.

Как обстоят дела на сегодня с православной системой образования? Коснемся ее первого звена — дошкольников. К сожалению, число православных детских садов у нас крайне мало — по сведениям отдела, всего 9 садиков на всю огромную страну! Есть еще, конечно, и православные группы и кружки в государственных и муниципальных детсадах, но на всю Россию их совсем немного. Можно с сожалением сказать, что здесь мы даже не приблизились к выполнению определений Архиерейского Собора 1994 года, предписавшего каждой епархии иметь свой образцовый детский сад.

Нельзя сказать, что мы в полной мере удовлетворены и развитием среднего звена православной системы образования. По имеющимся в Отделе религиозного образования и катехизации сведениям, на всю страну у нас только 113 православных средних общеобразовательных учреждений. Ограниченность материальных ресурсов тормозит открытие новых гимназий, лицеев, школ. Во многих епархиях из-за тяжелого финансового положения, связанного с высокой арендной платой за помещения, непомерными коммунальными платежами, православные общеобразовательные учреждения испытывают трудности и не могут полноценно развивать образовательный процесс.

В систему православного образования входят также воскресные церковно-приходские школы. Их в настоящее время немногим больше 11 тысяч — примерно одна школа на три прихода. Конечно, не все они равноценны, как разнятся между собой и приходы нашей Церкви. Предстоит увеличить их количество, повысить образовательный уровень, изыскать дополнительные источники финансирования, улучшить материальные условия учебных занятий.

К сожалению, и сегодня многие священнослужители никак не хотят понять важность прежде всего образовательной, просветительской деятельности, немало способствующей тому, чтобы храм стал для живущих в приходе людей духовно-культурным центром, могущим составить здоровую альтернативу бездуховности.

 
Церковный календарь

Дни памяти Святых

8 февраля Седмица сырная (масленица) — сплошная. Прпп. Ксенофонта, супруги его Марии и сыновей их Аркадия и Иоанна (V-VI). Мч. Иоанна (1938).

 
Великий пост

Попостимся постом приятным во здравие нашего тела и спасение нашей души!

Великий пост установлен в память 40-дневного поста Господа Иисуса Христа в пустыне. Это самый длительный и строгий из четырех постов в году. 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс