Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №39 (600) → Протоиерей Евгений Таушканов и Священник Вячеслав Сергеев

Протоиерей Евгений Таушканов и Священник Вячеслав Сергеев

№39 (600) / 13 октября ‘10

Мысли вслух

Протоиерей Евгений Таушканов, настоятель храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы, г. Каменск-Уральский:

– Меня очень волнует проблема взаимодействия  приходов Русской Православной Церкви с министерством образования, а в частности – с общеобразовательными школами на территории наших приходов. И при всем том, что заключено соглашение о взаимодействии, тем не менее, все-таки со стороны образовательных учреждений существует такое негласное нежелание сотрудничать с нами.

Потому что, если взять ситуацию по Каменску, можно увидеть следующее. Если в прошлом году 21 процент учащихся общеобразовательных школ изучали «Основы православной культуры», то в  нынешнем году уже только 19%.  И дело здесь не в том, что дети не хотят изучать этот предмет, а в том, что сами педагоги навязывают родителям свои взгляды на видение решения этого вопроса, а через родителей – и детям.

Педагоги просто ставят родителей в определенные рамки, говоря, что «у нас есть педагоги, которые могут преподавать светскую этику, и вы для обучения  должны выбирать именно этот предмет».  С чем это связано, я не могу сказать; наверное, каждый православный человек сам догадывается, с чем это связано и по какой причине происходит.

Поэтому  хотелось бы каким-то образом преломить эту ситуацию. И здесь, наверное, все-таки мы должны быть более активными: духовенство, прихожане наши, которые являются родителями, дедушками и бабушками, должны занимать более активную позицию именно воинствующей Церкви на основе смысла земной жизни. Сегодня такая проблема, наверное, отвлекает на себя более всего внимания.

Священник Вячеслав Сергеев, настоятель прихода во имя Георгия Победоносца, п. Елань Камышловского района:

– В начале учебного года меня всегда волнует составление учебных программ в общеобразовательных школах. Волнует и как священнослужителя, и как родителя. Возьмем, к примеру, для рассмотрения и анализа такой  предмет, как валеология, который в последнее время буквально насаждается для обучения наших детей. Это далеко не такой безобидный предмет, каким нам его хотят представить педагоги.

Пожалуй, самое настораживающее в содержании валеологии – это ценности и приоритеты, которые она прививает ребенку. Школьнику внушается, что «здоровье – главная ценность человеческой жизни». Не душа, не любовь к ближнему, не Родина, не Бог, не достижения культуры и разума наконец, но именно физическое здоровье. Я ничего не имею против здорового образа жизни, да и  наша Православная Церковь в последнее время ведет  активную просветительскую работу против курения, употребления спиртных напитков, особенно в молодежной и подростковой среде. Но нельзя одно подменять другим.

Высшая ценность, вкладываемая в ребенка новыми валеологическими программами, – «осознание себя, которое лучше начать со строения собственного тела». Детей учат любоваться своим телом и любить его! Человек живет ради своего здоровья, в нем «главная ценность жизни». Учебные пособия по валеологии призывают детей «изучать свой организм», «прислушиваться к своему организму», «говорить о болезнях», непрерывно вслушиваться в ощущения в печени, в кишках, в носу. И ни слова не говорится о душе, о духовных потребностях человека...  В учебных пособиях по валеологии звучат призывы «смело освободиться от рутины авторитетов», от «устаревших догм» нравственности, освободить детей от «притязаний родителей».

Да и сами педагоги, похоже, идут по тому же пути. Иначе как объяснить, что во всех школах почти обязательным стало проведение, например, «Дня непослушания»? В разных  школах подобное мероприятие называется по-разному, но в итоге сводится к одному и  тому же. В этот день школьникам позволяют делать все, что их душе угодно, кому что нравится и хочется. В ход идут не безобидные шутки и розыгрыши одноклассников и учителей, иногда дело доходит до обид и оскорблений друг друга. Педагоги объясняют это мероприятие тем,  что детям хочется иногда побаловаться и пошалить; но шутка шутке рознь.

Или возьмем другой так называемый «праздник», Хеллоуин, который в последнее время проводится чуть ли не во всех общеобразовательных учебных заведениях. Уже несколько лет мы получаем самые негативные отзывы о последствиях этих «культурных» экспериментов над душами детей. С сожалением можно констатировать, что эта привнесенная извне мода приживается на российской почве не в силу своей конструктивности, красоты и назидательности, а лишь потому, что провоцирует и оправдывает выплеск вовне самых низменных страстей человеческой души. Готовясь к празднику по специально разработанному сценарию педагоги еще и учат детей, как изготовить страшную маску, как лучше напугать других людей. Сцен насилия, жестокости, разнообразных по своему зверству убийств молодой человек, к сожалению, может насмотреться по телевидению – зачем же еще дополнять эти ужасы школьными игрищами в вампиров, демонов, убийц и маньяков?

По-моему, никаких оснований не имеют под собой доводы  некоторых преподавателей иностранного языка, что они знакомят детишек с национальными особенностями страны. Почему-то для этого выбран один из самых одиозных праздников,  хотя никто, как кажется, на преподавателей языков не возлагал функций преподавания этнографии или религиоведения тех стран, язык которых изучается, и уж тем более не через вживание самих детей в роль различных демонических сил.

В то же время, когда мы поднимаем в общеобразовательных школах вопрос о проведении мероприятий с учетом культуры и истории Православия, введения в школьную программу изучения «Основ православной культуры», мы встречаем дружный отпор, непонимание и неприятие. Когда встал вопрос о введении «Основ православной культуры» в нашей школе, нам сказали, что 100% родителей выбрали для обучения своих детей «Основы мировых религий». А когда встает вопрос о необходимости проведения мероприятий с демоническими ритуалами, педагоги школы проводят их, даже не информируя родителей. Даже провели определенный мастер-класс, когда в нашу школу «для обучения» пришли педагоги из других школ Камышловского района.

Но вернемся еще раз к предмету валеологии, в программе которого нередко встречаются такие цитаты: «Независимость от семьи является нормой». К чему ведет «независимость от семьи» на практике, к сожалению, сейчас уже испытали в своих собственных семьях многие родители, имеющие детей-подростков. Только сейчас многие поняли, что этот «школьный» предмет очень вреден, потому что учит, как возбуждать в себе страсти с самого раннего возраста. Они и так кипят в нашем организме, в нашей душе, а если еще дать повод к этому, то они будут кипеть и возбуждаться с самого раннего возраста. Страсти – эти дикие звери, которые терзают человека с самого раннего возраста! Это очень страшно. И те «программы», о которых я рассказал, еще страшнее в несколько раз: их привносят в жизнь наших детей педагоги, люди, которым мы привыкли доверять… И это меня волнует и тревожит больше всего.

 
Мысли вслух

Протоиерей Вячеслав Зайцев, священник Андрей Рыжаков, врач-психотерапевт Вячеслав Боровских

Протоиерей Вячеслав Зайцев, настоятель прихода во имя праведного Симеона Верхотурского, г. Екатеринбург

 
Екатеринбургская епархия. События

В праздновании Собора Новомучеников и Исповедников Казахстанских принял участие Архиепископ Викентий

Наталья Зырянова

19 сентября – день празднования Собора новомучеников и исповедников

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс