Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №13 (670) → Протоиерей Виктор Горбач: Пока человек жив, он может изменить свою жизнь

Протоиерей Виктор Горбач: Пока человек жив, он может изменить свою жизнь

№13 (670) / 26 марта ‘12

Беседовал Александр Сергиенко Беседы с батюшкой

Беседа с руководителем Миссионерского отдела Южно-Сахалинской и Курильской епархии протоиереем Виктором  Горбачом в эфире телеканала «Союз»


– Сегодня мы еще раз поднимаем тему, связанную с псевдоцелителями. Батюшка, что говорится в Священном Писании об этих самых целителях?

Молитва и магия несовместимы

– Есть в Ветхом Завете очень серьезные слова, которые показывают отношение Бога к подобного рода практикам. Соответственно, это руководство к действию для каждого верующего человека: «Не должен находиться у тебя прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых, ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это» – это Книга Второзаконие, 18 глава, с 10 по 13 стих. И еще одна цитата: «и если какая душа обратилась к вызывающим мертвых и к волшебникам, чтобы блудно ходить вслед их, то Я, говорит Господь, обращу лицо Свое на ту душу и истреблю ее из народа ее» – это Книга Левит, 20 глава, 6 стих. Очень серьезные слова, которые предупреждают верующих людей быть очень осторожными в духовной жизни и ни в коем случае не иметь никакого отношения к подобным практикам.

– Это еще нам говорит, что уже более 2000 лет существуют люди, которые занимаются магией.

– Магия – следствие отпадения человека от Бога, попытка заменить реальное богообщение общением со злыми духами. Известно, что в различных культурах и цивилизациях ветхозаветных существовали такие практики. Что и привело к самоуничтожению эти народы.

– В наше время можно встретить так называемых целителей, которые в своей практике используют атрибуты Православия – и иконы, и даже саму Библию.

– Я как-то столкнулся с такой ситуацией. Мои знакомые, преподаватели вуза, рассказали, что к нам в город приехала женщина, которая называет себя матушкой Натальей, и она исцеляет, как они сказали, с помощью молитв к святым. Мне стало интересно, что за практика такая, что за человек? И я решил встретиться с этой женщиной. Когда позвонил, чтобы назначить встречу, то она сразу сказала, что у нее есть благословение на ее деятельность. Единственное, в чем была ее ошибка (видимо, она совсем незнакома с церковной иерархией), – она сказала, что это благословение епископа Санкт-Петербургского. Это меня насторожило; православные верующие знают, что в Санкт-Петербурге у нас митрополия. Когда я встретился с ней, то перед моими глазами предстала молодая обаятельная крашеная блондинка 23-24 лет. Она приехала из другого города, так скажем, на гастроли и проводила в течение недели семинары, собрала около 200 жителей Южно-Сахалинска.

Оказалось, там было намешано все – инопланетяне, упоминания о святых, которых почитает церковь, исторических персонажах, которые не прославлены Церковью, например, Распутин и Иван Грозный. И это предлагалось людям в качестве средства для исцеления.

Когда же мы стали выяснять, кто же благословил так называемую матушку Наталью на ее деятельность, то оказалось, что это были так называемые священнослужители, которые действительно проживали в Санкт-Петербурге, но к Русской Православной Церкви никакого отношения не имели и фактически занимались оккультными практиками под видом православной молитвы.

Она передала мне книжки, потом выяснилось, что это секта базируется в Саратове, называется «Аштар», или лечение святыми. Сектанты действительно очень много говорят об иконах, о молитвах.

Но следует четко понимать различие между богообщением, молитвой, и магией. Если человек в первую очередь стремится правильно произнести определенную формулу, да чтобы этих молитв или каких-то заклинаний было определенное количество, или чтобы икона была определенного размера и качества, значит, мы должны задуматься: это оккультизм.

Мы должны понимать, что мы верим в Живого Бога, Который откликается на наши прошения, а не на формулы.

– То есть первая категория – это люди, которые с целью заработка используют веру в чудеса, в магию.

– Ну да, это форма такого религиозного мошенничества. Беда в том, что психология сект приводит человека к тому, что он сам начинает верить во все это. Здесь уже подключаются как раз темные духовные силы: не бывает нейтральных духовных сил. Все наши поступки – это либо служение Богу, либо, наоборот, служение темным силам. Священное Писание однозначно указывает на то, что подобного рода практики мерзость перед Богом.

– То есть сам человек, считающий себя целителем, верит в то, что делает?

– Часто бывает и так. У меня был случай – встретил молодую женщину, которая стояла в очереди к такой целительнице, чтобы та помогла ее ребенку. И потом эта целительница мне говорила: «Я не могу не лечить (ну, «лечить» – это в кавычках). Когда я перестаю лечить, у меня начинаются дикие головные боли, плохое самочувствие, мне надо постоянно этим заниматься». Здесь человек вряд ли что-то зарабатывает, сознательно идет на мошенничество; он в это верит, а это уже показатель, что человек находится под влиянием определенных духовных сил. А мы приводим к нему своего ребенка. Но, к сожалению, чем более абсурдные идеи нам предлагают, тем мы больше склонны соглашаться.

Необходима духовная работа

– Ведь причина обращений к целителям, экстрасенсам заключается в неверии в Бога? То есть в бытие Его, может, и верят, а в то, что Он Творец, Промыслитель о нашей жизни и любящий Отец, – нет.

Известно немало случаев, когда человеку вроде бы становилось легче, а вовремя не было осуществлено медицинское вмешательство – и он умирает.

Если мы хотим исцелиться, то следует обращаться и к официальной медицине, медицина – от Бога. Мы знаем врачей-святых, самый известный – целитель Пантелеимон. Да и в Церкви есть средства исцеления – это и молитвы, и таинства, первое из которых таинство Соборования, с первых веков христианства оно было доступным средством для исцеления физических болезней. Мне кажется, люди не обращаются к врачам, не ходят в храм, когда есть недоверие к врачам: не всегда же помогают. А в Церкви человеку говорят, что нужно потрудиться утром, вечером, – это тяжело. И тут появляется человек, который предлагает сделать легче, быстрее и, может быть, эффективнее. Но почему с такой легкостью люди соглашаются на неизвестное?

– Есть несколько причин. Во-первых, духовное состояние человека. К сожалению, подобное притягивает подобное. И когда человек находится в определенном духовном состоянии, он скорее пойдет к целителю, чем в церковь, ведь нет ничего, наверное, более сложного, чем молиться. Надо читать правило утром или вечером – всегда находятся сотни причин не делать этого, а несколько часов просидеть проговорить – на это и силы, и время находятся.

Вспомним Священное Писание – юноша пришел ко Христу и спросил, что надо сделать, чтобы унаследовать жизнь вечную, и Господь ему ответил: «исполняй заповеди». Понимаете, людям свойственно искать какие-то экзотические способы спасения, исцеления.

Еще одна причина – люди просто не задумываются. Сегодня, к сожалению, есть мода на это. Если мы возьмем СМИ, газеты, например, то там полно рекламы подобного рода услуг, описываются какие-то факты, привлекающие внимание читателей. Все это приводит к серьезным отрицательным духовным последствиям, когда люди начинают в это верить.

Когда человек реально хочет что-то изменить в своей жизни, то нужно потрудиться. Наш организм действительно ценность, наше тело – это сосуд Духа Святого. Мы должны лечиться, но в первую очередь думать о спасении своей души, потому что в Священном Писании есть прямое указание: если человек прибегает к подобного рода услугам, то он согрешает против Бога.

– Кстати, по поводу информации. На сайте Патриархии есть данные обо всех священнослужителях, и можно свериться – каждая епархия имеет свой сайт. В крайнем случае, к своему духовнику или священнику ближайшего храма можно подойти проконсультироваться.

Продолжим тему. Если человек обращается к услугам целителей, то первая причина, скорее всего, болезнь тела. Но что происходит с душой? Больна ли душа, если он обращается к целителю? Может ли она заболеть, если обратится?

– Различного рода манипуляции так называемых целителей приводят к тяжелым духовным заболеваниям: эти люди входят в связь с темными духами. Таким образом, человек, который участвует в подобных действиях, тоже подвергается нападению злых духов.

В книге священника Анатолия (Берестова) есть факты, как заканчивали свою жизнь подобного рода целители. Страшные болезни поражают человека: это и слепота, и многие другие заболевания тяжелые.

Человек, прибегший к помощи такого целителя, должен идти в храм, на Исповедь, и священник, духовник назначит епитимию.

– Возможно ли отмолить этот грех?

– Часто спрашивают, какой грех не прощается Богом и вообще, есть ли такой. Пока человек жив, он может изменить свою жизнь. Но надо понимать, что есть грехи, к которым мы имеем большую склонность, и если человек долго что-то практиковал, сразу от этой зависимости избавиться очень сложно. Нужна серьезная духовная работа, надо чаще быть в храме, чаще прибегать к таинствам Покаяния, Причащения.

Церковь отличается от любой другой организации тем, что помощь нам оказывает не человек, а Господь, а как Он нам оказывает помощь? Через участие в таинстве. И когда мы с верой участвуем в таинстве Причащения, то, соединяясь со Христом, мы меняем свою жизнь, и Христос меняет нашу жизнь.

Болезнь толкает к переоценке ценностей

– Как человек должен заботиться о своем здоровье телесном и духовном, должен ли он, скажем так, переживать по поводу своих болезней?

– Болезни, страдания человека – это то, что меняет нашу жизнь и делает нас лучше, так как толкает к переоценке ценностей. Через болезни человек вспоминает, что он гость на этой земле, что у него есть бессмертная душа, что она будет предстоять перед Богом, и в эти моменты человек начинает менять свою жизнь. Мы же православные христиане, для нас главный в жизни Христос, значит, мы понимаем, что у нас есть сокровище выше нашей земной жизни – бессмертная душа.

Так что когда мы говорим о том, что помогает, что не помогает, мы должны в первую очередь руководствоваться Священным Писанием. Если в Писании сказано, что мы не должны в этом участвовать, какие могут быть вопросы? Если говорить о нашем физическом здоровье, то, конечно, у каждого из нас есть обязанности, если человек равнодушно относится к своему здоровью, тем более сознательно разрушает его, это тяжкий грех самоубийства. Если мы будем вместо того, чтобы приносить пользу себе и обществу, постоянно болеть, это тоже ненормально.

Конечно, мы должны заботиться о своем здоровье. Но спасение души более важное дело, поэтому когда мы задумываемся, можно ли обращаться к тем или иным специалистам или псевдоспециалистам, то мы должны исходить из спасения нашей души.

– Бывает, человек не обращается к целителям, гадалкам, но по традиции прошлых веков начинает сам гадать – на святки, например. Есть ли здесь какая-то опасность?

– Нам кажется, что это просто игра. Но на самом деле, когда мы произносим те или иные формулы, участвуем в тех или иных действиях, это не игра. Девушка, гадавшая на жениха, не может выйти замуж долгое время и задает вопрос, почему так несправедлива к ней жизнь? А почему же ты так легкомысленно отнеслась к своей жизни сама? В деле нашего спасения мелочей не бывает!

Человек должен отвечать за свои поступки

– Нынче во всевозможных СМИ публикуются астрологические прогнозы на все случаи жизни. Астрология – это наука или псевдонаука?

– Доходит до смешного. Одна прихожанка наша пришла и говорит: скажите, батюшка, вот сейчас же год дракона, а в 90-м псалме упоминается дракон, так можно ли читать эту молитву в этом году? Я был крайне поражен, говорю: ну что же вы, матушка, непонятно во что вообще верите.

Безусловно, астрология – это часть оккультного учения, а оно противно христианской вере. Ведь что такое астрологический прогноз? Это попытка переложить ответственность на звезды. Почему я совершил тот или иной поступок? А звезды так нашептали. А что значит переложить ответственность на звезды? Это фактически переложить ответственность на Создателя этих звезд, то есть на Бога. Получается, человек грешит не потому, что сам выбрал себе такой путь, а потому что Бог так расставил в этот момент звезды. Опасны такие суждения, опасны действия, поэтому мы должны этого избегать. И помнить, что наш Создатель – Господь, Который вкладывает в нас свободную волю. Именно исходя из своей свободной воли мы совершаем те или иные поступки и, соответственно, несем ответственность.

– Как все-таки исцелиться, но при этом не повредить душе?

– Формул, которые бы были действенны для всех, нет. Но мы знаем, что в жизни верующих происходят различные чудеса.

У меня есть знакомый, который исцелился от рака. Он испробовал все возможные средства лечения. Когда же понял, что уже ничего не поможет, уехал в Дивеевский монастырь, прочитав книгу о Серафиме Саровском.

Всю предшествую жизнь занимался шоу-бизнесом, был душой компании, все к нему обращались, деньги всем занимал. Но вот когда заболел, люди сначала ему помогали, ну а потом, как часто бывает, стали от него отходить. И он начал унывать. Случайно к нему попала книга про Серафима Саровского. Он мне рассказывал, что после ее прочтения совершенно переоценил свою жизнь, понял, что впустую тратил ее. Поехал в монастырь, пробыл там неделю, помогал по хозяйству – он хорошо готовит. И произошло чудо – человек исцелился.

Чудо совершает Господь. Мы не должны требовать, чтобы обязательно в нашей жизни сегодня произошло чудо. Но если мы будем со смирением, с верой обращаться к Богу, Он не оставит нас. Ничего случайного не бывает. Если есть какая-то болезнь, то, как наши предки говорили, «меня посетил Господь»: они рассматривали болезнь как благоприятное время для спасения души.

– Как быть, когда видишь, что твой родственник, близкий человек заблуждается, обращаясь к целителю? Как объяснить и при этом не обидеть?

– Нужно с любовью, по-доброму говорить, не оставаться равнодушным: объяснять, приводить примеры. Думаю, это сократит количество обращений к подобного рода деятелям.

Потом, сегодня есть замечательная возможность прийти в православный храм, к священнослужителю, и посоветоваться. Священник часто просто не знает, что в его районе есть такие волки в овечьей шкуре, которые губят людей, и если он узнает, то сможет встретиться, поговорить.

Так, после нашей встречи дама, о которой я рассказывал, уехала из нашего города. Поэтому мой совет – не оставаться равнодушными.

– Доколе будет существовать псевдоцелительство?

– Пока существует жизнь, пока существует греховная природа человека. К сожалению, природа наша такова, что мы склонны ко греху, к самоуничтожению, к саморазрушению. Естественно, пока есть спрос, он рождает предложение. Но когда человек начинает жить церковной жизнью, многие вопросы отпадают.

– То есть часто человек сам себя подталкивает к обрыву?

– Да, очень часто, и причиной этому нежелание вести духовную работу. Человек знает, что там что-то плохое, но все равно идет – любопытство играет с нами часто злую шутку.

Самое главное – чтобы мы помнили, что мы православные, и старались хранить веру.


Смотрите программу «Беседы с батюшкой» на православном телеканале «Союз»: воскресенье, понедельник, вторник, среда – 22.00 (прямой эфир), вторник, среда, четверг, пятница – 10.00 (повтор вечерней программы). Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому). Телефон прямого эфира: (495) 781-49-54


Все материалы официального интернет-портала Екатеринбургской епархии (тексты, фотографии, аудио, видео) могут свободно распространяться любыми способами без каких-либо ограничений по объёму и срокам при условии ссылки на источник («Православная газета», «Радио «Воскресение», «Телеканал «Союз»). Никакого дополнительного согласования на перепечатку или иное воспроизведение не требуется.

 
Архипастырь

Епископ Воскресенский Савва: «О чем нужно думать Великим постом? О Боге и ближних»

Беседовал Александр Сергиенко

Наш  гость – викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, управляющий Юго-Восточным викариатством г. Москвы епископ Воскресенский Савва

 
Люди церкви

Протоиерей Борис Левшенко: Все делается по Промыслу Божию

Беседовал Олег Петров

Необыкновенная увлеченность математикой, изучение марксистко-ленинской теории, преподавание догматического богословия и исцеление у престола. Все это было в жизни протоиерея Бориса Левшенко. Сегодня он – гость  программы «Люди Церкви»

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс