Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №29 (686) → Архиепископ Егорьевский Марк: «Преображайте мир, в котором находитесь»

Архиепископ Егорьевский Марк: «Преображайте мир, в котором находитесь»

№29 (686) / 30 июля ‘12

Беседовал Александр СергиенкоАрхипастырь

– В эфире телеканала «Союз» программа «Архипастырь», у нас в гостях архиепископ Егорьевский Марк, руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям, викарий Московской епархии.

Взаимное уважение очень важно

– Мы продолжаем разговор о Православии за пределами России. Владыка, как складываются отношения с представителями иных конфессий в странах, где Православная Церковь не является ведущей?

– Все зависит от страны; в некоторых случаях вполне добрые отношения. В католических или протестантских странах, где у нас появилось много русскоязычных верующих, обращаемся к католикам (например, в Италии), и просим храмы для богослужений. Отношение чаще всего благожелательное. Некоторые воспринимают с большой любовью, заботой, а кто-то не хочет даже встречаться. Я вспоминаю одного священника, который приехал в провинцию и сказал, что он православный, на что местные жители говорят: «православные – это христиане?» Но многие христиане понимают, что они становятся в мире меньшинством. Мы не дискутируем о вере – просто пытаемся помогать друг другу. Более холодные отношения в Швеции. Там несколько лет назад было принято решение венчать гомосексуальные пары, и поэтому Русская Церковь заявила, что прекращает официальные контакты со шведской Церковью Лютеранской.

Иногда, конечно, бывают и сложности. В частности, в мусульманских странах. Некоторое время назад был инцидент в Тунисе, когда пришли к священнику и сказали, чтобы он убирал все символы христианские и переходил в ислам. Была попытка внешнего осквернения храма: его стены вымазали фекалиями.

Многое зависит от окружения, от настроения в стране и обществе.

– Часто из Европы приходят шокирующие новости, и возникает мнение, что с нравственностью в Европе все не очень хорошо. Как на самом деле? От кого исходят принимаемые законы?

– Картина неоднозначна. Идут отчасти от самих людей. С другой стороны, мы видим целенаправленную кампанию со стороны государства. Я недавно вернулся из Лондона, где был на епархиальной конференции. Там существуют разные подходы. Сейчас распространяется запрет носить крест открыто, в учреждениях. А один дипломат российский сказал мне, что, наверное, нигде в Европе и даже в мире сексуальные меньшинства не чувствуют себя так уютно, как в Британии. Мы видим некое сползание к язычеству.

Другой пример, который меня немного шокировал: в зале средневекового искусства, где были выставлены иконы и кресты, была небольшая такая фотография – запечатлена процессия с иконой Николая II, и надпись, что «процессия с иконой», что «иконы до сих пор используются в Православной Церкви» – получается, что православные из Средневековья не вышли.

Мы говорили, что в Британии нельзя официально на работе носить крест. С другой стороны, мне рассказывал один из прихожан: еду на машине, вдруг смотрю – навстречу процессия полностью обнаженных людей; это пожалуйста, можно. Для британца нарушить закон очень страшно. Меры очень суровые, драконовские. Там люди знают: если есть нарушение, то оно получит соответствующую оценку, будет наказано. Мы же в нашей жизни часто видим отсутствие справедливости. Поэтому разные есть вещи, и хорошие, и плохие.

Главное – не забыть, кто ты

– Вопрос из социальной сети, задает его Надежда из Краснодара: «Объясните, будет ли переезд в другую страну греховным, особенно если на нем настаивают родители?».

– Греховным это не будет. Конечно, мы говорим о важности любви к Отечеству, потому что мы здесь родились, это земля наших отцов, прадедов – в каком-то смысле это является изменой. Если брать, например, начало века, то многие люди воспринимали потерю Родины как трагедию, не хотели получать зарубежные паспорта, поэтому был специальный паспорт, который давался в качестве удостоверения личности для людей без гражданства. Я был в Аргентине, и мне рассказывали очевидцы, что офицеры, приехавшие в Аргентину, не хотели ассимилироваться, не женились – такова была их любовь к России, что они не могли променять ее на другую страну. Сейчас у многих нет такого обостренного отношения. Во многих странах есть храмы и приходы, и можно жить и сохранять свою идентичность.

– Церковь пропагандирует патриотизм, воспитывает в человеке чувство Родины. Как быть, когда Православная Церковь находится в иных государствах и прихожанами становятся граждане этих стран? О каком патриотизме мы тогда говорим?

– Приходы бывают разные. В Русской Православной Церкви существует такая формулировка поминовения: «Богохранимую страну нашу Российскую и всех верных чад ея, во Отечестве и рассеянии сущих, и богохранимую страну сию». На первом месте всегда остается Россия – ее народ, власти, и только лишь на втором – местная страна. Русская Православная Церковь Заграницей в значительной степени сохранила свою русскую идентичность благодаря такому акценту. Процесс объединения стал возможен, потому что прихожане приходов нашей Церкви Православной Заграницей сохранили эту любовь к России, не ассимилировались. С другой стороны, есть приходы, где чада Русской Церкви – из местных жителей. Там на первом месте другие акценты. Например, в Британском содружестве – в Британии, в Канаде в наших православных храмах молятся за королеву, потому что она является символом власти Британии.

О почитании икон

– Есть звонок – Мурманская область на связи.

– Мой приятель, глубоко верующий человек из протестантской церкви, к Православию относится отрицательно, мотивируя тем, что мы молимся иконам, объясняя это конкретными цитатами из Библии. Прокомментируйте, пожалуйста.

– Ваш протестантский друг попросту некультурный человек: он не понимает, что существует огромная разница. Одно дело – идолопоклонство. В Православном богословии есть четкое различие между понятием «служение» и «поклонение». Отцы VII Вселенского Собора пришли к следующей формуле: мы Богу служим, иконам же поклоняемся, то есть воздаем честь тому, кто на этих иконах изображен.

– Нам приходится общаться с людьми, которые не причисляют себя к Православной вере. Как с ними взаимодействовать?

– Принцип один: любить любого человека и говорить, и понимать, в чем он неправ. Мы ни в коем случае не должны скатываться на нелюбовь, раздражительность, ненависть по отношению к людям другой веры: человек – богоподобная личность. Нужно уважать любого человека. Например, Иоанн Кронштадтский принимал просьбы со стороны мусульман, иудеев. Более того, Господь совершал чудеса по его молитве в отношении неправославных.

Душа важнее тела

– Я бы хотел задать вопрос о духовных практиках... Но прежде – Таисия из Новосибирска спрашивает, осуждает ли Церковь занятия йогой как системой, включающей в себя тренировки, медитацию, определенную работу с телом и сознанием?

– Йога несовместима с православной духовностью. Ведь йога – не просто внешняя практика, тренировка для тела ( если вы хотите укрепить свое тело, то, пожалуйста, есть специальные упражнения). Йога – это целая философия и отчасти, может, и религия. Когда человек начинает заниматься йогой, меняется его образ, его менталитет, его духовность.

– Звонок из Горно-Алтайска…

– Можно ли мусульман и иудеев называть братьями?

– Все люди в каком-то смысле братья, все мы произошли от Адама. Если говорить о мусульманах и иудеях, то мы имеем общий корень – Авраама, родоначальника так называемых авраамических религий, к которым относятся христианство, мусульманство и иудаизм, у нас общие десять заповедей. В каком-то смысле мы можем назвать их братьями, – но не братьями во Христе.

– Вновь вопрос из социальной сети, задает его Святослав из Винева: «Иногда в заграничные туры включают посещение храмов других конфессий. Как себя в них правильно вести?»

– За рубежом во многих городах соборы – настоящие произведения искусства, шедевры. Посетив Париж, невозможно не посетить собор Парижской Богоматери, или, посетив Рим, не посетить собор Святого Апостола Петра. Наверное, можно и перекреститься там, если это христианский храм. Но не нужно принимать участие в таинствах, причащаться, хотя такое тоже бывает: на Западе практикуется так называемое «литургическое гостеприимство». Мне рассказывали, что в одном храме в Лондоне приглашают к Причастию всех, независимо от конфессии. Этого делать не нужно. Это, как назвал один богослов, будет «духовным прелюбодеянием».

В некоторых храмах могут даже находиться православные святыни. В частности, мощи святой равноапостольной Елены находятся в одном из храмов Парижа. Во Франции находятся и мощи святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. В католических храмах много православных святынь, которые были вывезены из Византии и Константинополя, тем более это относится к Риму, где масса христианских святынь. Поклоняться можно. Единственное – не принимать участие в таинствах и не причащаться.

– Переславль-Залесский на связи.

– Владыка Марк, проясните такой вопрос. У меня был недавно разговор с одним знакомым, который занимается восточными духовными практиками. Мне было сказано, что Бог один, но пути к Нему разные. Я ответил, а потом у меня были сомнения, правильно я ответил или нет, – что в языческих религиях человек сам спасается, а спасение самому недоступно; только Бог может нам подать спасение. Но в иудаизме и мусульманстве тоже спасаются через помощь Бога, как они считают, и они считают, что это богооткровенные религии. Так в чем же истинность Православия?

– Никто не будет спорить, во всяком случае, из представителей авраамических религий, что Бог один. Другой вопрос, что Его все понимают по-разному. Приведу такой пример – мы видим пейзаж из окна; можно его видеть через грязное стекло, тогда изображение будет размытым, а можно через чистое стекло. Мы убеждены, что чистое стекло, через которое мы более адекватно и правильно видим Бога, это наша Православная вера. Мусульманство, иудаизм восприняли Ветхий Завет, но не восприняли полноту Откровения, которая есть в христианстве. Христианство разделилось. Каким образом? Католичество отпало от Православной Церкви, оно измыслило многие дополнительные догматы, исказило учение о Святом Духе, о Церкви и так далее. Православие, в этом убеждены даже многие представители Католической Церкви, сохранило неповрежденными все наши сокровища. Я вспоминаю, как много лет назад приехал в Рим, в храм Апостола Петра, и один католический служитель говорит: «Вы православный?» – «Да», – говорю и слышу: « Конечно, мы в организации превосходим, но в богословии, в отношении истины, православные правы больше».

Вы скажете: «Почему мы должны с вами соглашаться?». Я скажу: посмотрите на наших христианских святых. Это воплощение любви и жертвенности. Думаю, с нашими православными святыми никто не может сравниться. Здесь нет ни фанатизма, ни ненависти, одна всепоглощающая любовь, милосердие и самопожертвование. Православным быть трудно...

– Следующий звонок – из Архангельской области; слушаем вас.

– Меня зовут Елена. В нашем городе есть братство Георгия Кочеткова. Знаем, что они есть и в других городах, и даже за пределами нашей страны. Нас приглашают на огласительные встречи в это братство. Как нам быть? Вступать в это братство или воздержаться?

– Я думаю, лучше воздержаться. С одной стороны, я понимаю, что нужно проводить просветительскую работу. Но деятельность отца Георгия имеет явные перехлесты – они призывают заниматься катехизаторством уже крещеных, с пренебрежением относятся к людям, которые крещены в Православной вере; я бы сказал, такой сектантский подход. Это неправильно.

Поэтому я бы рекомендовал следующее: когда приходят представители этого братства к вам в храмы, принимайте их с любовью, но не ходите в их братство. Важно развивать просветительскую работу на вашем приходе, смотреть телеканал «Союз» и, может, другие ресурсы в интернете. Я думаю, что тогда вам никакое братство не потребуется.

– Есть вопрос из социальной сети – как раз по поводу Крещения. Евгений из Тюмени спрашивает: «Был крещен в 1987 году на Западной Украине. Сейчас узнал, что там произошел раскол Православной Церкви. Как узнать, в какой Церкви был крещен в 1987 году, и нужно ли креститься еще раз?»

– Я думаю, что Евгений был крещен в Православной Церкви. В то время практически не существовало униатской церкви. Лишь в начале 1990-х годов многие приходы перешли в католичество, заявив о том, что они униатские. Тогда же это были православные приходы. Поэтому я думаю, что Евгений крещен и принимать Крещение вновь ему не требуется.

– Если говорить про Европу и вообще заграницу, трудно ли там быть православным?

– Православным по жизни трудно быть везде и всегда. Я думаю, не просто быть православным и здесь (не просто называть себя православным, надевать платочек или снимать шляпу при входе в храм, а потом забывать об этом) – трудно жить в соответствии с заповедями Христа. Это нелегко везде.

– Отъезд за границу в поисках лучшей жизни – что это?

– Чаще всего это самообольщение. Люди не могут ужиться здесь, они считают источником проблем не себя, а место, страну, людей. Как правило, когда люди приезжают за границу, все бывает намного хуже: они чувствуют, что они в такой среде, где им трудно раскрыться.

Это происходит в самых разных странах. Не случайно, выехав порой отсюда, инженеры, врачи вынуждены работать охранниками или дворниками, разнорабочими – не все могут подтвердить свой диплом, отношение к ним порой не самое лучшее. Поэтому поиск лучшей жизни – это часто самообман. В некоторых случаях человек находит хорошую работу и внешне преуспевает, имеет благополучие. Но зато они теряют Родину, привычную среду обитания и своих друзей. Часто бывает, что человек, материально выиграв, проигрывает духовно, и многие чуть ли не воют от тоски вдали от Родины. Сейчас есть возможность общаться по телефону, интернету, смотреть российские программы по телевизору, в том числе и канал «Союз». Но недостаток общения чувствуется.

Это палка о двух концах. Не нужно жить иллюзией. Хотя я и занимаюсь зарубежными нашими приходами, хотел бы сказать – живите там, где живете. Преображайте мир, в котором находитесь.


Свои вопросы в программу вы можете задать так:

  • заранее позвонить на телеканал «Союз» по телефону (343) 278-60-11 (в рабочие дни и рабочее время) и оставить свой вопрос;
  • позвонить в прямой эфир передачи непосредственно во время программы (343) 278-60-14 (только во время прямого эфира);
  • отправить свой вопрос по электронной почте на адрес baibakov@etel.ru;
  • отправить свой вопрос обычным письмом на адрес редакции: 620014, Екатеринбург-14, а/я 184.

Смотрите программу «Архипастырь» на православном телеканале «Союз»: четверг 05.00, суббота 10.00. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

Слушайте программу «Архипастырь» в эфире православного радиоканала «Воскресение»: вторник 14.30, 20.30, среда 02.30

 
Церковный календарь

Выбор Истины

Протоиерей Евгений Попиченко

9 августа – день памяти великомученика и целителя Пантелеимона Икона этого святого находится практически во все храмах. К нему постоянно обращаются миллионы христиан. Его благодатная помощь приходит очень скоро. Житие его мы неоднократно рассказывали…

 
Беседы с батюшкой

Игумен Феофан (Лукьянов): Святая Земля должна быть у каждого в сердце

Беседовал Александр Сергиенко

В эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой».

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс