Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №37 (694) → Митрополит Павел: «Должны быть у нас нравственные и государственные ценности, которые следует защищать»

Митрополит Павел: «Должны быть у нас нравственные и государственные ценности, которые следует защищать»

№37 (694) / 30 сентября ‘12

Беседовал Евгений Зызин Интервью

Семейная жизнь – это подвиг

– По традиции, первый вопрос от ведущего.

Владыка, министерство юстиции предложило повысить возраст вступления в брак с 18 лет до 21 года, предполагая таким образом улучшить чудовищную статистику разводов. Противники нововведения считают, что повышение брачного возраста – деструктивная инициатива, которая может привести к негативным последствиям. Какова церковная точка зрения, ведь Церковь издревле освящает семейный союз?

– Вопрос очень серьезный, и в первую очередь мне хотелось бы пожелать, чтобы не было очередной кампанейщины.

Что же касается отношения Церкви к семье и браку, то оно чрезвычайно ответственно. Об этом говорит хотя бы тот факт, что Церковь семейный союз называет малой Церковью. И молодежь, вступая в брак, должна представлять, что это такое. Церковь неслучайно придает семье и браку чрезвычайно важное значение. Дело в том, что мы относимся к человеку, к его жизни на земле как к особому явлению. Рождается душа, душа бессмертная, и человеку дано очень малое время жизни на земле – мы называем эту жизнь подготовкой к будущей загробной жизни. Молодые люди, которые вступают в брак, должны быть готовы помогать друг другу.

Семейная жизнь – это подвиг, а не развлечение, не способ удовлетворения страстей человека. Это действительно подвиг совместной жизни – это любовь, а любовь требует жертвенности: не получать личные выгоды, удовольствия, а научиться отдавать себя близкому и любимому человеку. В молодой семье будут рождаться дети. Их надо воспитывать. И воспитывать в таком же благочестивом духе, давая основы нашего православного учения. Дети должны возрастать в духе высокой нравственной чистоты, святости. Вот к чему призывает православная семья.

А сегодня происходит страшное явление. Молодые люди, только-только окончив школьную учебу, сразу же вступают в брак, не имея никакого понятия о семейной жизни. Они жили на попечении родителей, и вдруг вступают в жизнь, совершенно не подготовленные. Поэтому сегодня очень большое количество разводов: не готовы молодые люди к совместной жизни.

Поэтому так велика роль домашнего воспитания – родители должны готовить своих детей к серьезному отношению к браку, к рождению и воспитанию детей.

На мой взгляд, не принципиально, в каком возрасте человек женится или выходит замуж, в 18 или в 23 года – должно быть осознанное отношение, не легкомысленное, как сегодня это происходит.

Мы видим, как люди вступают в брак, какие церемонии существуют – нацепили замок на мосту или на решетке, и считается, что теперь союз нерушим. Поверхностное, легкомысленное отношение к чрезвычайно важному событию в жизни каждого человека!.. А ведь распад семьи – трагедия. Может быть, в первые годы замужества они не понимают этого, но на самом деле происходит распад целостности каждого человека, а если еще есть дети, то это трагедия и для детей.

К браку надо готовить. Может быть, курсы проводить краткосрочные – два или три месяца, а может быть, и полгода, чтобы весь спектр важности семейной жизни был преподнесен молодым людям.

Я вспоминаю свое пребывание в Соединенных Штатах и хочу сказать, что там законы очень серьезно формируют семью и делается все возможное, чтобы сохранить семейную жизнь. Там никаких служебных романов не допускается, – а у нас служебный роман считается нормой. Но ведь служебный роман означает распад одной семьи, другой. В Соединенных Штатах это пресекается, очень серьезно государство стоит на защите семьи, потому что семья – это малая ячейка государственности, чем прочнее семейный союз, тем прочнее государство. У людей появляются совместные ценности, не только материальные, но и духовные.

Благополучная семья – залог благополучной жизни государства. Если будет повышен возраст для вступления в брак, то это должно быть обосновано, может, даже обсуждено в обществе, чтобы, как я уже сказал, не получилось очередной кампанейщины.

Врач нужен больным

– Переходим к ответам на вопросы наших зрителей.

– Ольга, 34 года: в 90-е годы ездили к Матроне Московской, взяли с могилы песок, а в нем оказался крестик, с тех пор в семье пошли несчастья. Как быть с этим крестиком и где поклоняться Матронушке – на кладбище, где могилка, или в храме, где мощи?

– Я бы не рекомендовал связывать две вещи – нашли крестик, и пошли несчастья. Скорби, трудности, печали все равно будут встречаться у каждого человека на жизненном пути. Если так произошло, надо к этому отнестись православно. Я бы вам порекомендовал взять этот крестик, приехать в монастырь Покровский, где находятся мощи святой блаженной Матронушки, помолиться, рассказать о трудностях, что, мол, нашли этот крестик; затем положите его на гробницу, спросите благословения, – скажите: матушка Матронушка, помоги нам, пусть этот крестик, который мы освятим на твоей гробнице, будет знаком благословения нашей семьи. Почему крест вдруг становится причиной каких-то проблем? Неправда это.

Вы спросили, где поклоняться Матронушке? Мы, православные христиане, не поклоняемся мощам – мы преклоняемся перед ними, совершаем свои молитвы (чтобы нас никто не обвинил в идолопоклонстве), мы молимся перед ее мощами или перед ее иконой. Попросите, и будет все хорошо. Матронушка действительно помогает тем, кто к ней обращается за помощью.

– Мария, 83 года: когда священник благословляет крестом, нужно ли креститься и произносить при этом молитву?

– Есть хорошая традиция, когда священник после окончания богослужения совершает отпуст, конечную молитву, а потом осеняет крестом всех верующих. При этом можно просто поклониться. Во время пения многолетия, когда священник или епископ возглашает многолетие всем присутствующим и тоже осеняет крестом, следует осенить себя крестным знамением и сделать легкий поклон.

– Семен, 26 лет: «Почему говорят, что сила Божия в немощи совершается

– Это опыт жизни человека. Нам известно очень много примеров и в Ветхом Завете, и в Новом Завете. Учение Православной Церкви свидетельствует, что человек – хрупкий сосуд. В частности, святитель Иоанн Златоуст говорил, что Господь именно таким создал человека. Будь он крепкий, прочный, неувядаемый, несгибаемый, ему не нужен был бы Бог. Человек полагался бы в этом случае только на свои силы, на свое знание, на умение, а сегодня еще и на технику. А тут то в одном боку заколет, то в другом, то рука заболит, то нога, и человек начинает понимать, что он создан совсем не для жизни на земле, а для вечности, для Царства Божия, что жизнь на земле – скоропроходящее явление, придет время переходить из этой жизни в загробный мир.

Даже апостол Павел, который был посланником, проповедовал Евангелие, имел слабости человеческие; он просил Бога, чтобы Господь исцелил его, и Господь сказал: довольно для тебя благодати Моей – запомни, сила Божия в немощи совершается.

То есть когда человек начинает понимать, что он слаб, что у него не хватает физических сил, духовных, моральных, то начинает обращаться к Богу. Христос Спаситель не зря сказал, что Он пришел спасти не праведных, а погибающих. Спаситель нужен тем, кто погибает, – врач нужен больным.

Когда человек понимает, что не в состоянии справиться с трудностью, с несправедливостью, он просит Бога: Господи, помоги, заступись. И тогда на помощь человеку приходит Господь. Господь все делает для спасения этого человека. Надо сказать, что в истории Российского государства такая помощь проявлялась столько раз, что и перечислить нельзя. Вспомните хотя бы татаро-монгольское иго, вспомните нашествие польских интервентов, вспомните Смутное время, пришествие Наполеона, фашистов. Казалось бы, все – нет у нас сил, нет у нас возможностей, и люди, объединяясь, обращаются к Богу, и Господь каким-то чудесным образом прогоняет с нашей земли и татар, и польских интервентов, и Наполеона изгнал, и фашистов. Эпохальные события в истории нашего государства свидетельствуют, что вера народа, единение наших людей способны совершать великие чудеса.

Не оружием, может быть, победили люди зимой в 1941 году под Москвой. Вдруг наступила такая суровая зима, что, как говорят историки, фашисты не могли завести свои танки, машины, побежали от наших воинов, оборонявших Москву. Множество таких примеров. Действительно, в немощи нашей сила Божия совершается. Когда мы надеемся не на свои силы, а на Божественную помощь, Господь нам помогает.

В паутине легко запутаться

– Дмитрий, 43 года, просит прокомментировать итоги судебного процесса над участницами кощунственной акции в Храме Христа Спасителя – какие уроки надо извлечь из этого случая?

– Все, что произошло в Храме Христа Спасителя и после этого – и судебный процесс, и спиливание крестов, это чрезвычайно важный показатель того, что происходит и в нас самих, и в нашем обществе, и в стране и мире. Все это должно заставить нас задуматься, кто мы, кто с нами, кто против нас.

Сейчас я только говорил об эпохальных событиях на Руси. Наши воины знали, что вот татаро-монголы, Наполеон, польские интервенты, фашисты – мы обороняем нашу страну, защищаем наш народ.

С появлением интернета началась новая эра, новые испытания для нашего народа. Вроде все хорошо, вроде бы мы все вместе, а кто против нас? Событие в Храме Христа Спасителя взбудоражило все общество: кто-то восстает, кто-то опровергает, кто-то защищает, и не поймешь, где враг, а где друг.

Удивительное явление. Я думаю, что это «яблоко раздора» должно нас всех заставить задуматься, что сегодня происходит в нашем обществе. То, что мы называем словом «интернет» – понятие очень абстрактное. А если перевести на русский язык, это международная сеть, паутина. И тут смысл станет более понятен. Опасность непонятно откуда может исходить, ведь с помощью интернета можно, сидя на необитаемом острове, управлять какими-то процессами и в Соединенных Штатах, и в России, и в Африке. Очень много людей вовлечены в социальные сети, и многие верят той информации, которая там подается. Друзья, будьте внимательны – если вы не знаете, кто с вами общается, будьте осторожны.

Я совсем недавно, буквально полгода назад, стал получать жалобы на некоторых наших священнослужителей, очень страшные жалобы. Обвиняют одного священника, что он проводит Исповедь неправильно, что посягнул на чью-то семью, настроил так жену, что она не хочет с мужем жить, распадается семья – это страшные обвинения в адрес священника. Я назначил благочинному проверить, правда ли это. Благочинный докладывает, что нет, ситуация не такая, как представлена в этой жалобе. Направляю комиссию. Комиссия занимается, изучает – и, знаете, не может найти подтверждений обвинений в адрес священников. Целая череда клеветы пошла на наших священников. Я через своего секретаря обращаюсь к этому заявителю и говорю, что «не могу заявление принять через интернет, пожалуйста, придите к нам в Епархиальное управление, представьтесь и лично мне принесите свое обвинение, и тогда оно будет рассмотрено». До сих пор никто не принес и до сих пор никто не знает, кто же это был. Сейчас зарегистрироваться можно под любым псевдонимом, вы и не узнаете, откуда это пришло.

Что касается этой группы и ее поддержки, это очень страшно. Я взял с собой заметочку, которая попала мне на глаза: «Движение «Народная воля» взяло на себя ответственность за спиливание поклонных крестов в России». И здесь также сообщается, что атаки на знаки Церкви последовали в ответ на заявление о создании православных дружин, на расправу над «беззащитными девочками из «Pussy Riot», на оскорбление Д.Смирновым видного деятеля революционного русского движения В.И.Ленина (в кучу уже все сваливается, если грубо сказать). Дальше, обратите внимание, – «мы требуем немедленного освобождения участниц группы «Pussy Riot», атака на РПЦ продолжится до тех пор, пока наши требования не будут выполнены в полном объеме». Происходит шантаж судебной инстанции, шантаж нашего народа, если хотите, в какой-то степени и государства. А вот совсем недавно, 17 августа, активисты движения Femen спилили бензопилой Поклонный крест в центре столицы Украины. Дальше, обратите внимание, в заявлении «Народной воли» содержится призыв: «Ко всем здравым силам российского общества, массово выходить из РПЦ», которая, как говорится в документе, «не имеет к Православию никакого отношения, создавайте новую Православную Церковь, которая не будет связана с РПЦ».

Сегодня нас призывают встать против Д.Смирнова – я так понимаю, это протоиерей Димитрий Смирнов. Сегодня нас призывают, что «если не отпустите девушек, будет еще хуже, выходите из Русской Православной Церкви». А Русская Православная Церковь – это скрепа нашего общества и государства.

Это не финал. В следующий раз провокация будет направлена против нашего государства. И, думаю, предела здесь нет, и я не исключаю, что какой-то шантажист, а может быть, и шизофреник какой-нибудь, сидит где-нибудь в погребе, – может быть, в России, может быть, в Африке, а может, на Гавайских островах, – и распространяет эти призывы. А те, кто доверился этим шантажистам, становятся просто орудием в их руках.

Чрезвычайно опасно попасть в эти сети и довериться этим людям. Вы же не знаете, кто они, – почему вы вступаете в союз с ними? Я бы хотел призвать: друзья мои, будьте внимательны, не поддерживайте таких шантажистов. Хочу призвать к разуму и помнить, что у нас есть свое Отечество, у нас есть свой народ. И просто бунтовать, вставать в оппозицию, бессмысленно. Но это еще цветочки, на мой взгляд, неприятный такой сигнальчик для всех нас – и для политиков, и для церковнослужителей, и для всех граждан.

Будьте внимательны, нами могут управлять только потому, что мы поддаемся такой провокации. А это может произойти, если не будет у нас патриотизма, понимания, что Отечество наше надо защищать. Должны быть у нас нравственные и государственные ценности, которые следует защищать.


Смотрите на телеканале «Союз» программу «Беседы с Владыкой Павлом» (Рязань): среда 11.15, суббота 20.00, воскреcенье 04.00. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 
Церковный календарь

Великий подвиг самоотвержения

Протоиерей Евгений Попиченко

8 октября – память преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца Не будь его, трудно предположить, как сложилась бы история нашего Отечества, какой народ населял бы нашу землю и какую веру исповедовал. Личность преподобного Сергия Радонежского, стяжавшего величайшую любовь и веру в Господа, совершенно потрясающа.

 
Беседы с батюшкой

Игумен Мелхиседек (Артюхин): «Всякое дыхание да хвалит Господа...»

Беседовал Александр Сергиенко

Гость программы «Беседы с батюшкой» в прямом эфире телеканала «Союз» – настоятель храма Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла в Ясеневе игумен Мелхиседек (Артюхин) Великое чувство – Сегодня мы поговорим о благодарности. Многие согласятся, что в жизни мы часто чем-то недовольны, на что-то ворчим и редко бываем благодарны за то, что у нас есть.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс