Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №40 (697) → Новая Гефсимания

Новая Гефсимания

№40 (697) / 22 октября ‘12

Наталия Шустова, Екатеринбург Паломничество

В августе этого года группе паломников из Екатеринбурга посчастливилось посетить святые места Центральной России. Сейчас наш рассказ – о Гефсиманско-Черниговском ските, расположенном в Сергиевом Посаде, в трех километрах от обители Преподобного Сергия.


Скит был основан в 1844 году наместником Сергиевой Лавры архимандритом Антонием (Медведевым). Любя уединение, он стремился для себя и для желающей братии Лавры построить в лесу, в отдалении от суеты, обитель безмолвия. Участок местности был выбран очень живописный, словно бы предназначенный для особых целей, – окруженное лесом урочище, рядом пруд, называемый Корбушинским (исстари называлось это место Корбух). Первая, Успенская, церковь скита была освящена в день памяти преподобных Кирилла и Марии Радонежских. Интересно, что во время освящения митрополит Филарет в память о преподобном облачился в ризы самого Сергия Радонежского, а при богослужении использовались деревянные потир и дискос преподобного Сергия.

Монашеский скит, место для особых молитвенных подвигов, уподоблялся сокровенному Гефсиманскому молению Спасителя о Чаше, во время которого у Господа выступил кровавый пот. Отсюда и название скита Новая Гефсимания – по имени одной из церквей скита, освященной в честь Страстей Господних, то есть моления Господня в Гефсиманском саду. Скит, как и задумывалось, стал самым благоприятным местом для сокрушенного грешника и каждого стремившегося к сердечной молитве инока.

К концу XIX века здесь выросли основные постройки: в центре – Успенская церковь, рядом – колокольня, на которой находились часы с надписью: «Кто тя может убежати, смертный час?». В восточной части – братское кладбище с церковью Воскресения Словущего. С трех сторон скит окружала деревянная ограда с кирпичными столбами, северная сторона выходила на пруд. Деревянный мостик соединял берега пруда и позволял перейти из скита в его пещерное отделение. Именно своим пещерным отделением более всего знаменита Новая Гефсимания.

В сопровождении экскурсовода мы спускаемся в святая святых скита – подземные келии. По словам нашего гида, начало подземному храму положили кельи монахов, которые хотели еще более строгого уединения и сугубой молитвы.

Первым таким подвижником стал московский юродивый Филиппушка (Филипп Хореев). Спросив разрешение на «копание погребка», Филиппушка в 1847 году построил себе подземную келью, наподобие пещер Киево-Печерской Лавры. Разрешение от митрополита на то было со словами: «Бог да благословит ищущих Его в темноте пещерной». Жизнь в пещерах проходила иначе, чем в скиту: «Небесные глаголы» от Святого Духа произносились рабом Божиим Филиппушкой, который в реальности не имел никакой начальнической власти, лишь славу Божия человека. Так, однажды два инока, Митрофан и Андрей, во время вечернего богослужения увидели, как ангел пронес над их головами венцы. Они сказали о том Филиппу; тот молча выслушал и ответил одно слово: «Молитесь». А на следующий день этих иноков задавило обвалом. Наместник Лавры стал опасаться, что теперь пещерное отделение скита разойдется по своим домам, но вышло напротив: иноки стали стекаться в пещерную обитель, ибо уверились в духовной прочности того, что основано на больших трудах, да еще на крови.

Рядом с кельей Филиппушки еще несколько лет сооружались другие пещеры, пока не включили пещерный храм в честь Архистратига Михаила и Небесных Сил Бесплотных, который был освящен в сентябре 1851 года. Там в иконостасе находился чудотворный список Черниговской иконы Божией Матери, от которого известно более 100 случаев чудес и исцелений. Пещерное отделение иногда именовалось Черниговским скитом или монастырем, по имени пребывающей там иконы, позднее закрепилось двойное название: Гефсиманско-Черниговский, которое используется поныне.

Вслед за нашим проводником мы прошли по узким подземным коридорам, посетив пещерные кельи. Они были устроены очень просто – ничем не украшенные подземные помещения, укрепленные кирпичной кладкой. Пространство келий – метр на полтора, с каменным местом для сна, на котором взрослому человеку было невозможно вытянуться во весь рост. Никакого отопления там не было, кельи согревались лишь дыханием монахов и горением лампад. В таких условиях творилась сугубая молитва, таково было неугасимое желание подвижников – быть наедине с Господом.

Множество старцев подвизались в этой святой обители, самый известный подвижник – преподобный Варнава (Меркулов). Около полувека длилось его служение. «Старец-утешитель» стало его именем, известным на всю Россию. Старец принимал в день не менее 500 человек и каждому подавал душеспасительный совет и прозорливо указывал путь ко спасению.

В январе 1905 года его посетил Государь Николай II. О содержании беседы Императора со старцем Варнавой точных сведений нет. Достоверно известно лишь, что именно в этот год Государь получил благословение на принятие мученического конца. Служение старца увенчалось блаженной кончиной в святом алтаре перед святым престолом. Старец Варнава многим предсказывал будущие гонения за веру, предсказывал и грядущее возрождение Русской Православной Церкви.

Скит и пещерное отделение были любимейшим местом отдыха Московских митрополитов Филарета (Дроздова), Иоанникия (Руднева), Сергия (Ляпидевского). В скитской гостинице останавливались известные люди: художник М.В. Нестеров, драматург В.И. Немирович-Данченко, режиссер К.С. Станиславский, писатель М.М. Пришвин и другие. На кладбище близ Черниговского собора погребены философы и публицисты К.Н. Леонтьев, В.В. Розанов.

Печальна судьба скита в безбожное время. В 1919 была закрыта Троице-Сергиева Лавра, а братия переведена в Новую Гефсиманию с преобразованием ее в трудовую артель. Окончательно скит был закрыт в 1928 году. В советское время от скита осталась только кирпичная ограда с башенками по углам. Здесь позднее размещалась тюрьма, затем интернаты для инвалидов, склады, военная часть. В 1990 году он был возрожден, как приписанный к Троице-Сергиевой Лавре мужской монастырь.

Посещение скита и подземных келий произвели на нас особое впечатление. Мы сподобились сокровенного – осязать воочию обстановку уединения иноков; чувство преклонения перед их монашеским подвигом не покидает и сейчас. Поразительно – Гефсиманский скит жил по своему полному уставу до закрытия последней его церкви. Так же торжественно, как и в первые годы, праздновался день Вознесения Божией Матери в третий день по Успении Ее. И, как то разрешал устав обители, в этот единственный день в году в скит допускались на молитву женщины. Экскурсовод поведал нам удивительную историю: однажды, после Всенощного бдения под праздник Вознесения Божией Матери, привратник пошел проверять – все ли ушли из скита, кто приходил на службу. Он уже собирался запирать, как вдруг ему навстречу высокая женщина в черном. Он сказал Ей: «Матушка, пора запирать калитку, почему Ты здесь?» – Она отвечала: «Я всегда здесь». И исчезла. Значит, правда, что жизнь в скиту была столь высока и духовна, что Пресвятая Матерь Божия удостаивала иноков Своим посещением и всегда пребывала в этом земном молитвенном доме Своем.

 
Беседы с батюшкой

Протоиерей Димитрий Смирнов: Любовь к Богу – это когда человек готов всю свою жизнь предать Христу

Беседовал протоиерей Александр Березовский

На телеканале «Союз» – гость: протоиерей Димитрий Смирнов, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями Духовное и душевное – Давайте сразу перейдем к вопросам.

 
Наследие

Подвиг Царской Семьи заставляет задуматься не только об истории, но и о самих себе

Мария Заостровных

Центральная православная библиотека возобновила цикл духовных вечеров. Один из них посвящен Царской Семье. Первым приглашенным лектором стала матушка Татиана Костарева из храма Свв. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы г. Сысерти.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс