Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №41 (698) → Протоиерей Димитрий Смирнов: Покаяние – первый шаг к Богу

Протоиерей Димитрий Смирнов: Покаяние – первый шаг к Богу

№41 (698) / 29 октября ‘12

Беседовал Сергей Юргин Беседы с батюшкой

На телеканале «Союз» – гость: протоиерей Димитрий Смирнов, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями


Понять и принять

– Раба Божия Ирина, г. Калининград: «Меня интересует вопрос о таинстве Крещения. Недавно крестили мою внучку, но ни с родителями, ни с крестными родителями никаких бесед не проводилось. Дети договорились со знакомым священником, который их когда-то венчал. Но дети мои так и не поняли, зачем они это сделали; в Церковь они не ходят; на Крещение мы попали, когда уже совершился чин отречения от сатаны, – Крещение началось раньше указанного времени, батюшка разрешил присоединиться к другим крещаемым. У меня такой вопрос: правомерно ли такое Крещение, или над моей внучкой надо дочитать пропущенные молитвы?».

– Правомерно, не нужно по этому поводу беспокоиться. Некоторые вот беспокоятся от количества воды, которое участвовало в таинстве, – это тоже на самом таинстве никак не отражается. Есть определенный порядок вещей, который по разным причинам некоторым образом нарушается, – но благодать Божию нельзя нарезать кусками.

Я понимаю, этот процесс будет очень долгий, если каждый священник, прежде чем крестить, будет проводить необходимую беседу. Надеюсь, когда-нибудь это станет нормой, но будет очень большое сопротивление таких людей, как ваши дети. С одной стороны, сами не знают, зачем пришли, не знают, зачем крестят свое дитя, и ничему учиться не хотят, а всякие лекции для них полное занудство. Даю голову на отсечение, ни один из них не повторит, о чем была речь, даже если была беседа. Так что в некотором смысле это ваша проблема, своих детей надо было к этому тоже готовить.

Да, у нас сейчас трудная эпоха: Церковь, с одной стороны, получила свободу – с другой, она начала вновь испытывать гонения. Определенный возник навык у духовенства, но каждый священник, как правило, испытывает все-таки очень большую нагрузку. Сейчас готовятся церковные документы об обязательном катехизическом собеседовании с каждым крещаемым, это будет обязательно для всех – и крестных, и родителей. Но большинство подходит формально к таинству.

– Да, чтобы форма была соблюдена.

– Да, именно форма. Содержание маму не беспокоит. Вырастет ли в этой семье христианин, никак ее не волнует.

Если вы почитаете Евангелие, весь конфликт между Христом и фарисеями – это конфликт между формой, уже омертвевшей, и молодым вином, которое нельзя наливать в старые мехи.

– Батюшка, люди хотя бы будут знать об ответственности, которую на себя берут, – многие крестные, их спроси, и об этом не знают.

– Это как многие, получая автомобильные права, вовсе не думают соблюдать правила дорожного движения. Никакие слова о необходимости их соблюдения, об ответственности, о недопустимости вождения в пьяном виде ни на что не влияют. Один раз видел женщину, которая левым плечом держала трубку у своего уха, в правой руке держала помаду, красила губы и глядела в зеркало заднего вида, а рулила ногами, это было года три назад. А на днях я видел, как женщина разговаривает по телефону, а на руках у нее компьютер, и она на клавиатуре работает и едет. Мы ехали с ней параллельно, я не стал ей ничего говорить, потому что отвлечешь, а она багажник рассадит кому-то, скорость была небольшая, никакой опасности для жизни, только для автомобиля. Про ответственность ей что-то говорить? Она посмеется, она про ответственность все знает. Разговоры про ответственность для нее занудство.

Я тоже отдаю себе отчет, что от одной беседы ничего не изменится. Другой скажет, как надо? Надо перестать крестить совсем, по всей стране, и только тогда допускать, когда человек сдаст экзамен за первый класс церковно-приходской школы. Но я понимаю, что тут же найдутся священники, которые потихоньку, в обход всех церковных документов, будут это делать, потому что им надо на что-то жить. Задача очень деликатная. Сломать систему церковного образования (как сломали ее большевики, просто катком проехали, а перед этим еще Февральская революция была, которая Церковь от школы отделила) просто. А вот все восстановить, чтобы народ не сопротивлялся, а захотел следовать правилам, сложно.

Просто Помогать, не осуждая

– Екатерина из Екатеринбурга: «Близкая подруга часто просит у меня советов, дело касается ее взаимоотношений с супругом, они часто ссорятся. Как быть в такой ситуации, как помочь, не осуждая?».

– А что, обязательно осуждать? Вот к врачу приходит совершенно больной человек, его болезнь развилась, потому что он сам виноват. Ну, например, стал близорук, потому что лежа читал с плохим светом. Врач же не осуждает его, он говорит, что надо перестать так читать, а свет должен падать слева, надо сидя, чтоб ровно по листу распределялся свет, такие и такие средства помогут зрение вернуть. Он доброжелателен и участлив. Почему надо помогать, осуждая? Ведь врач лечит наши болезни, часто неприглядные, а некоторые болезни даже очень дурно пахнут. Так же и здесь нужно относиться – помогать с любовью, желанием помочь. А осуждение ничего не дает.

– Батюшка, осуждение – это всегда поиск виноватого. Если перестать искать виноватого, можно победить осуждение?

– Нет. Это будет только некоторый шаг. Но вот ты вошел в лес, тебя окружают комары, они тебе досаждают; если ты пропустишь комара, будет некоторое на коже вздутие, если прихлопнешь, то все будет нормально. Но отдаться полностью любованию природой невозможно – комары все время держат нас в тонусе. Ты же не осуждаешь каждого конкретного комара? А просто... спокойно ведешь с ним работу, чтобы он тебя не заел. Есть люди, которые являются не только твоими врагами, а врагами рода человеческого, просто носители злых духов, – и их тоже не надо осуждать, потому что они сами несчастны, не ведают, что творят.

Против них надо бороться? А как же, целые структуры существуют, чтобы иметь возможность противостоять. Это нормально. И можно без осуждения, с большой любовью, так дать, чтобы мало не показалось, чтобы не пришлось второй раз давать, чтобы он прекратил свою деструктивную деятельность. Что в этом плохого? Преподобный Сергий не посылал бы на плохое дело Пересвета и Ослябю, самого Димитрия Ивановича с его десятками тысяч войска. Вот и все, без всякого осуждения – ничего личного.

– Александр из Москвы: сейчас очень моден термин – толерантность, люди любят рассуждать, что Бог един, в частности, многие считают, что мусульмане и христиане верят в одного Бога. Возразить – значит дать повод обвинить в разжигании религиозной вражды, это в лучшем случае. В худшем – ненависть, а, может быть, и месть со стороны агрессивно настроенных людей. Как быть, лучше молчать?

– Смотря какая задача. Нужно идти царским путем. Если говорить по этому поводу все, что знаешь и думаешь, и если это будет правда, то тебя убьют, как отца Даниила Сысоева. Потому что тот, кто его убил, вряд ли был богословом. Молчать? Если только у тебя задача сохранить свою жизнь подольше. Но святые отцы в древности говорили: надо выбирать царский путь, средний.

Начать сначала можно и в сто лет

– Алексей из Омска: «Не первый год слушаю Ваши передачи и каждый раз чувствую стыд за свою жизнь. Что реально я могу начать делать сейчас, чтобы выйти навстречу Христу?».

– Да все. Каждый человек может в любой момент своей жизни начать все по-новому. Это называется покаяние. Потому что когда человек кается, на Небесах бывает радость, и Господь его принимает – последнего как первого, вот такая нам дана благодать. Любой человек, будь ему хоть сто лет, может начать жизнь заново, уже на христианских началах.

– И наделать опять кучу ошибок и грехов?..

– Ну почему? Если он себя уже осознал как христианин, он так делать уже не будет.

Из любой ситуации есть выход

– Часто люди говорят: обстоятельства таковы, что я просто не вижу выхода. Вот если дать человеку какой-то период прожить заново, он говорит, что не знает, как по-другому.

– Вот, допустим, если раньше кто-то, входя в метро, видел спящего выпившего человека, то он обычно очищал его карманы, снимал шапку и кашне и уходил на станции из вагона, это все продавал, а кошелек брал себе, то, став христианином, он это делать перестал. Значит, можно измениться. Почему нет выхода? Я этого не понимаю. Если человек так говорит, то здесь какая-то есть хитрость.

– Батюшка, вот очень распространенный пример, коротенький, – человек предпенсионного возраста: «На работе заставляют делать то, что совестно. Не буду делать – уволят, но никуда не возьмут, а жить на что-то надо, плюс семья».

– Пенсия есть?

– Пока нет – предпенсионного возраста.

– А другой работы никакой нет?

– Не возьмут, потому что он предпенсионного возраста, ему через три–четыре года на пенсию.

– Хорошо, но вот у нас сторожами пенсионеры работают. А если у него образование, то всегда можно работу найти. И потом, всегда можно картофель посадить.

– Страшновато.

– Это другое дело. Допустим, человека выгнали с работы, он приходит и говорит: что мне теперь делать? Сегодня такие люди приходили. Я говорю, что я ж не общество занятости, не могу даже уборщицей в храм принять, потому что я тогда должен вот эту уволить. А с какой стати? Она хорошо убирает, почему я должен ее увольнять? Есть города дорогие, как Москва. Нет проблем, берешь свою квартиру московскую, сдаешь за тридцать тысяч, едешь в Липецк, снимаешь квартиру за десять тысяч, а на двадцать тысяч живешь. Вот и все. Ну какие проблемы, выхода нет? Да сколько угодно выходов.

Господь сам знает, кому какое лекарство давать

– Извините меня, мне стыдно, но послушайте, пожалуйста, мой вопрос. Мне сейчас пятьдесят лет, я в инвалидной коляске, но долгие годы моей жизни я провела в разврате, такая грешница – мне кажется, что дьявол не такой грешник, как я! И в сорок пять лет что-то во мне замкнуло, я начала каяться, ходила в церковь, все делала, что положено по канонам, и делаю до сих пор. И четыре года назад взяла и сказала: «Господи, ну накажи меня!». И допросилась – сейчас я в инвалидном кресле. Это правильно, это не Господь меня наказал, это я сама себя наказала, мои грехи меня наказали. Что мне теперь сделать, чтобы Господь меня простил?

– Нужно, чтобы это все принесло пользу душе. Поэтому молиться нужно так: «Господи, дай мне силы этот крест перенести благодушно и остаток жизни потерпеть, что от Тебя придет мне за мои грехи. А во-вторых, сделай так, чтобы в моем сознании все поменялось так, чтобы этот крест был мне на пользу. Чтобы я не зря страдала и мучилась, а чтобы это меня очистило».

Тогда Господь и примет вашу душу и очистит от всего прошлого. Надо действовать так.

– Пришел человек ко Христу и говорит: «Господи, ты меня исцели». И Господь прописал ему некое лекарство, а оно оказалось горькое. И тут либо от него отказываться, либо принимать.

– Нет, она говорит, что просила Его ее наказать. У меня был такой случай: ко мне пришла молодая женщина, замужняя, очень раскаивалась и попросила: «Вы не могли бы попросить у Бога (потому что я согрешаю и даже не замечаю этого), чтоб как только я чем согрешу, у меня, допустим, начиналась головная боль. Тогда бы я понимала сразу, что грешу, и тут же переставала бы». И с той же секунды (я даже могу мелом начертить то место, где мы стояли: запомнил это на всю жизнь) у нее началась головная боль. И все сильнее и сильнее, потом нам пришлось молиться, чтобы Господь ее от этого освободил. Она говорила: думала, что у нее треснет голова. Представляешь ужас? Я помню ее глаза, никогда эту сцену вообще не забуду. Потому что человек по самонадеянности говорит сам не знает что. А Бог-то всегда рядом.

– Так вот выпросишь себе...

– Да, на все Промысел Божий. Господь Сам знает, кому какое лекарство давать. Нужно со смирением стараться его воспринять и просить, чтобы от этого была польза.

– Нижегородская область, раба Божия Мария: «У меня иконостас дома, и замироточила Нерукотворная, такой потек возле виска и возле губы, это к хорошему или как?».

– А смотря что называть хорошим... Когда была война 1812 года, которую позже назвали Отечественной, сгорела Москва – это хорошее или плохое? С одной стороны, плохое, люди потеряли свое имущество, а с другой стороны, хорошее – после этого Наполеон ушел домой.

– А само мироточение, батюшка, о чем-то предупреждает нас, или это естественное?

– Это естественное состояние жизни икон. Мироточит? Слава Тебе, Господи. Собери пальчиком и помажь себе лоб со словами: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». И очень хорошо.

– Отец Димитрий, я ходила на Исповедь, у меня очень тяжелые смертные грехи, и батюшка мне давал разрешительную молитву, допускал к Причастию. Но недавно я смотрела передачу, и один священник сказал, что если в таком случае не была назначена епитимья, то мои грехи не считаются прощеными.

– Это батюшка ошибся.

В жизни приходится все взвешивать

– Елена из Владимирской области: «Приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители». Я работаю у частного предпринимателя, делаю скидки посетителям и работникам, ведь многие просят скидки, а других жалко, перед третьими не сдержали условия договора – не обман ли это и правильно ли я поступаю?

– Обман какой имеется в виду?

– Наверное, работодателя – у частного предпринимателя работает.

– А можно спросить у него благословения. Я бы, например, такого работника оставил. Потому что каждый предприниматель – прагматичный человек, если не псих. А прагматичного человека интересует прибыль. А ясно, раз человек такой жалостливый, то, значит, он и честный. Поэтому своей честностью сэкономит ему гораздо больше, чем он будет милостыню творить. Это все компенсируется. Если человек умеет пожалеть другого, значит, он честный, совестливый.

– Валентина из Томска спрашивает: «Ко мне часто приезжает одна моя незамужняя подруга, муж категорически против ее приезда, но отказать – потерять подругу. Как мне правильно поступить?».

– Надо угодить мужу. Чтобы он сказал – «ой, любимая, да полцарства». А она сразу: «Ой, а можно Валька приедет?». Он говорит: «Ну ладно, я поеду на рыбалку, пускай приедет».

В жизни приходится взвешивать: работа или дети, муж или подруга, деньги или здоровье. Жизнь можно сравнивать с рекой, а можно с пожаром. Что будешь выносить? То, что для тебя дорого, то и будешь выносить вперед.

– Денис из Новосибирска: «В детстве родители крестили в Православной Церкви, восемнадцать лет назад, и с тех пор ни я, ни родители ни разу не исповедовались, не причащались. Могу ли я после такого долгого перерыва причащаться или же мне нужно пройти какой-то чин присоединения к Церкви?».

– Таинство Покаяния.

– Есть же такой канон, что без уважительной причины не посещавший воскресные службы отлучен от Церкви.

– Да, но мы практикуем Миропомазание только когда человек отпадает куда-то – в ересь, в секту. А людей, которые этим не согрешили… Например, человек был астрологом все это время, конечно, такого надо миропомазать, он дьяволопоклонник.

– То есть получается, что человек дважды принимает это таинство? Первый раз, когда его крестили в детстве, и второй раз, когда возвращается?

– Да, да. А когда человек ни в чем таком богохульном не участвовал, то тогда через таинство Покаяния, через Исповедь.

– Роман из Калуги: «Почти все мы когда-нибудь теряем своих домашних питомцев, и расставание с ними очень тяжело. Скажите, а что Церковь говорит об участи животных, есть ли у них души? Наблюдая за их поведением и любовью к хозяину, очень хочется надеяться, что есть. Куда они попадают после земной жизни?».

– Душа, конечно, есть, но не бессмертная. А куда попадают, нам Господь не открыл, это для нашего спасения не имеет значения. Для нас имеет значение наше отношение к животным. Если человек мучает животных, то он садист, это отражается на его загробной участи; если человек любит животное, то, значит, у него доброе сердце; а если он любит животных больше, чем людей, то он согрешает.


Смотрите программу «Беседы с батюшкой» на православном телеканале «Союз»: воскресенье, понедельник, вторник, среда – 13.00 (в записи), 22.00 (прямой эфир). Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому). Телефон прямого эфира: (495) 781-49-54

 
Архипастырь

Переход через пустыню, или Как пережить период духовной сухости

Беседу митрополита Афанасия Лимассольского «Переход через пустыню, или Как пережить период духовной сухости» перевели с греческого языка сестры Ново-Тихвинской обители, несущие послушание в греко-славянском кабинете.

 
Социальная помощь

Добровольцы

«Есть люди, которые тебя ждут…» Некий сановник-язычник встретил однажды христианина, который нес вязанку дров своим бедным соседям. – Послушай, – сказал ему сановник. – Когда тебя ни встречу, ты все время носишь в эти хижины то дрова, то воду, то еще что-нибудь. Зачем ты этим занимаешься?

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс