Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №1 (706) → Протоиерей Димитрий Смирнов: Нужно стать человеком в глазах Божиих

Протоиерей Димитрий Смирнов: Нужно стать человеком в глазах Божиих

№1 (706) / 1 января ‘13

Беседовал протоиерей Александр Березовский Беседы с батюшкой

Гость программы «Беседы с батюшкой» – протоиерей Димитрий Смирнов, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами.


Разница в календаре

– Батюшка, давайте поздравим наших слушателей, зрителей с праздником.

– С Рождеством Христовым, неделей по Рождестве, с памятью первомученика Стефана и с праздником Собора Пресвятой Богородицы – видите, сколько у нас праздников!

– Батюшка, из Евангелия мы знаем, как царь Ирод, узнав от волхвов, что осмеян, посылает воинов в Вифлеем убить всех младенцев. Отчего такая жестокость к собственному народу?

– Несколько причин. Первая – гордость. Ему по гордости показалось, что он осмеян, хотя волхвам было не до смеха.

Вторая причина. Ирод – как для России Сталин, который не был русским человеком, и ему на русский народ было глубоко-глубоко... не буду говорить, что. Ирод был иноплеменником, и в истории Израиля это первый случай, когда иноплеменник стал царем, поэтому и не больно-то он жалел народ.

И третья причина (конечно, мне трудно это представить) – люди, одержимые страстью к власти, готовы на любые преступления. И жестокость большевистских вождей Ленина и Сталина происходила от нелегитимности. Ленин методично уничтожал всех противников своей идеологии, а у Сталина, как всех параноиков (он официально признан сумашедшим), была мания преследования, поэтому – малейшее подозрение, и в лагерную пыль обращались десятки и сотни тысяч людей. Сталин всех подряд уничтожал. То есть у него подход был, как у Ирода, за две тысячи лет ничего не изменилось. Итак, повторю, причины жестокости Ирода – властолюбие, гордыня и отсутствие любви к народу, потому что он не свой. И, опять же, нелегитимность власти, потому что Ирод незаконно занял престол.

– Послушаем первый звонок.

– Скажите, пожалуйста, почему Католическая Церковь отмечает Рождество Христово 25 декабря, а православная 7 января, если Христос родился в апреле, во время прохождения Солнца под знаком Зодиака Овен, а зачатие Христа произошло в августе, при прохождении Солнца под знаком Льва, а 25 декабря и 7 января Солнце проходит под знаком Козерога...

– Козлы те, кто верит в астрологию, – это люди, которые просто не имеют разума. И потом, вы же не видели метрики Христа Спасителя. То, что вы говорите (вот не хочется в праздник так говорить), это полная чушь. Про такие бредни апостол Павел сказал: «нелепых и бабьих басен отвращайся».

Предание не сообщает, когда Христос Родился. Стали праздновать Рождение Христа Спасителя в тот момент, когда формировалось наше православное богослужение. Православные как праздновали Рождество по юлианскому календарю 25 декабря, так и празднуют. 7 января – это по григорианскому календарю; западные христиане празднуют по григорианскому календарю.

Зависть не может жить рядом с благодатью

– Батюшка, есть звонок.

– Здравствуйте, батюшки, поздравляю вас с праздником. Вопрос по Священному Писанию. Когда царь Саул преследовал будущего царя Давида, то Господь напускал злой дух на Саула, так появился впервые злой дух? Правильно я понимаю?

– Злой дух стал злым из духа доброго. Один из высших ангелов (а ангелы были существа свободные, имели свободную волю) позавидовал Богу, а зависть не могла существовать одновременно с благодатью Божией, и поэтому он был низвергнут с Небес.

В Библии мы можем встретить такие слова: «ожесточил Господь сердце фараона», или «дал дух такой Саулу», это есть термин. На самом деле это не означает, что Господь вложил в Саула злой дух, Господь попустил это в силу того, что Саул боялся упустить свою власть. В нем действовали и гордость, и зависть, и властолюбие.

– В каждом человеке бродят злые духи, или все зависит от того, попустит ли Бог этому духу?

– Это видно, например, по детям. Вдруг ребенок лет 15–16 восстает на мать, на отца, не хочет слушаться, и родители не знают, что с ним делать. А ничего уже не сделаешь, он хочет выбрать дорогу, которая приведет его в тюрьму, там он посидит и поймет, что нет ничего слаще на земле, чем имя – мама. На некоторых доводы не действуют, потому что их обуревают страсти. Это Господь попускает для чего? Для спасения, чтобы человек одумался, понял, что та дорога, которой он пошел, пагубна.

– То есть Господь в состоянии воспрепятствовать человеку пойти этим путем, но попускает?

– Разумеется. Вот человек идет, и вдруг перед ним пропасть непреодолимая. Землетрясения же бывают, Господь же может, чтобы земля расселась километра на четыре, а там горящая магма, ну и понятно, что некуда деваться. Но по поводу каждого самовольного юноши пятнадцатилетнего устраивать землетрясение на земле – это как-то не по-Отечески. Поэтому Господь попускает микроземлетрясение его жизни, иногда с кораблекрушением, но оставляет его в живых, чтобы задумался.

– Еще вопрос есть.

– Раб Божий Андрей. Как вы относитесь к реформе Никона?

– Как к свершившемуся факту. Это не была затея именно Никона. Известно, в те времена церковные книги писались от руки, переводились с греческого людьми, порой недостаточно компетентными. За столетия накопилось изрядное количество недочетов, и группа образованных людей, в нее даже входил протопоп Аввакум, занялась исправлением. Но это привело в дальнейшем к расколу, в котором виноват, конечно, не сам Патриарх. А виноваты две вещи: первое – суеверное отношение народа к святому обряду Церкви, второе – неправильная политика царя Алексея Михайловича; в дальнейшем в этом направлении самое большое зло принес Петр I – вот тогда количество людей, которые именовали себя старообрядцами, стало исчисляться миллионами: реформы Петра воспринимались как пришествие антихриста, ведь он поднял руку на народные обычаи, вел себя неправильно по отношению к Церкви, и люди, которые до тех пор еще сомневались, колебались, твердо уверовали, что вера действительно стала неправильной. Наши братья-старообрядцы, именуя нас никонианами, погрешают против истины, потому что первым пострадал от действий царя Алексея Михайловича сам Патриарх Никон: он удалился от Патриаршества, и с ним поступили очень жестоко – заточили его, лишили сана и так далее. Надо вообще историю читать. Патриарх Никон – один из образованнейших и прекрасных иерархов той эпохи. Это последний иерарх, который пытался отстоять свободу Церкви перед государством.

Петр I ликвидировал Патриаршество, начался так называемый Синодальный период жизни Церкви. Такое униженное положение Церкви, зависимость ее от государства во многом привели к Октябрьскому перевороту.

Человек всегда – образ Божий

– Батюшка, часто просят в Церкви поминать людей нецерковных, и мы поминаем их как рабов Божиих. Но ведь этот человек не является рабом Божиим, получается, это просто формальность?

– Это форма такая. Когда создавались наши чины, то практически все население России принадлежало Церкви, и именно Церковь была не просто чем-то важным, а главным в жизни. Конечно, в почитании Бога много было намешано и языческого, и магического, человек весь пропитан суевериями. Но как бы низко человек ни пал, в нем все равно сохраняется образ Божий, хоть и замутнен его грехами. Молиться – это всегда хорошо, молиться не грех. Молитва делается грехом только когда мы в молитве желаем чего-то богопротивного.

– Следующий вопрос слушаем.

– Батюшки, дорогие, поздравляю вас от всего сердца с праздниками. Вопрос у меня такой: на иконе Рождества Господа нашего изображен праведный Иосиф, и рядом с ним, как я слышала, дьявол. Меня смущает, почему такое изображение на иконах нечистого и вообще, должно ли смущать?

– Изображение дьявола существует даже в храмах на фресках, обычно на западной стене, где изображается Страшный Суд. Но это изображение не есть изображение дьявола, поэтому вы можете успокоиться.

– А что оно олицетворяет?

– Есть две версии. Первая – это посланник к Иосифу, который говорит о том, что грядет такое событие, а есть версия, что это посланник Божий, который говорит, что ему надо бежать в Египет. Это древняя иконография, надо просто спросить у тех, кто занимается этим; иконописцы вам обязательно скажут.

Не мечите бисер перед свиньями

– Кемерово на связи.

– Что отвечать людям, которые утверждают безапелляционно, что никакого Иисуса Христа нет и не было, это не историческая личность, это миф и легенда, и нет никакой загробной жизни – все это выдумки. До того больно и обидно это слушать…

– Ничего не надо отвечать. Вообще, вступать в полемику с человеком, таким образом настроенным, – это нарушать заповедь Божию, которая гласит: «Не мечите бисер перед свиньями». Писание говорит: «рече безумен в сердце своем: несть Бог», то есть только безумный человек может отрицать существование Божие. А насчет того, что Иисус Христос есть историческая Личность, это абсолютный факт.

– Интересно, люди отрицают со злобой и много раз к этому возвращаются, но зачем говорить о том, чего нет?

– Вот именно; что ты нервничаешь?

– Мы же не говорим о тех вещах, которые где-то там в космосе, есть они или нет...

– Это же беснование, разве можно с бесноватым что-то такого рода обсуждать? Поэтому и есть прямое указание Бога: когда мы вступаем в какие-то переговоры с такого рода людьми – мы согрешаем.

– А если к нам обращаются непосредственно с вопросом? Вот ты, человек, ходящий в Церковь и верующий, ты можешь доказать обратное?

– Вопросы веры не доказываются. Если человек хочет, пусть почитает Филона Александрийского, который не был христианином и писал о Христе, существует огромное количество памятников, четыре Евангелия пусть почитает.

Все беды от безбожия

– Слушаем еще вопрос.

– Можно ли творить домашнюю молитву о самоубийце?

– Молиться можно, если имеете такое дерзновение. Сейчас в Церкви даже разрабатывается специальный чин по этому поводу. Был у нас замечательный угодник Божий митрополит Вениамин (Федченков), он оставил после себя «Канон о самовольно живот свой скончавших». Мне этот канон дал отец Иоанн (Крестьянкин), я копировал и всем, кто приходил со скорбью, что у них близкий человек покончил с собой, этот канон давал для чтения.

В Церкви есть такая норма, что человека, который покончил с собой, мы не отпеваем и не хороним по-христиански в силу того, что он сам отказался от своего христианства, ведь христианство призывает нас к долготерпению и учит, что за гробом нет покаяния. Очень многие люди, которые покончили с собой, это сделали в состоянии психической невменяемости, – в этом случае можно даже и отпевать.

– Сейчас практически любой человек делает это в подобном состоянии.

– Да, жизнь стала тяжелая, и человеческая психика не выдерживает.

– Не знаю, как в нашей стране, но вот в Америке благополучной, например, каждый день 10-12 человек кончают жизнь самоубийством, это официальная цифра.

– Ну, у нас больше. Мы сейчас по всем грехам идем страшно впереди планеты всей.

– С чем связан именно в нашей стране такой разгул греха?

– От безбожия.

– Не скажешь ведь, что в других странах как-то вера крепче.

– Если взять среднего американца и среднего русского, то средний американец будет знать Евангелие, а средний русский не знает и знать не хочет. Количество приходящих в церковь каждое воскресенье в Америке... не знаю во сколько раз, но намного больше, чем у нас. Другое дело, что они посещают не только православные церкви и католические, а часто сектантские, но у них хоть какое-то понятие, пусть искаженное, есть. А у нас самые любимые передачи про экстрасенсов, астрологию. Взрослые люди, с техническим образованием, а «по дереву надо постучать», ну вот это как? Или через порог не здороваться. Что, порог влияет на нашу жизнь?

– Батюшка, а вот любовь к Новому году как к празднику, может быть, и есть свидетельство такого безбожия в людях?

– Нет, вот здесь наоборот. Дело в том, что в нашу черную советскую эпоху это единственный был праздник, не связанный с этой гнусной верой – марксизмом-ленинизмом.

Новый год – это как бы ничто, но он впитал в себя много из Рождества – вместо святителя Николая стал Дед Мороз, подарки, елка. Мне мама говорила, что ее отец елку приносил под шубой домой, а когда они ее ставили, то занавешивали окна, потому что жили в полуподвале, народ мимо ходил, могли увидеть елку в окно. На все Рождественские праздники занавешивалось окно. А в 1936 году елку разрешил этот усатый крокодил рябой. Вернули, и этот праздник стал самым любимым, народным.

Для современного народа по инерции это отдушина. Вот если все эти разговоры перенести на наше Рождество, то через некоторое время все забудут Новый год и будут Рождество праздновать. Но не дай Бог все эти Аллы Пугачевы, Димы Биланы, все эти гы-гы, га-га, неприличные шутки – все это на Рождество?! Да пусть будет отдельно эта помойка.

Это очень здорово, что у нас пост, Рождество, тихонько, хорошо, благопристойно, по телевизору службу показывают, а вся эта помоечная часть жизни пусть будет отдельно. Святки у нас от этого освобождены, Святки – святые дни, можно на Святки и в монастырь съездить помолиться.

Конечно, у Нового года как праздника содержания нет, потому что праздник – это всегда событие какое-то.

Сначала поймите Евангелие

– Батюшка, давайте ответим на звонок.

– У меня дома старая икона, еще 1906 года, очень сильно мироточит. Меня напугали, сказали, что это от лукавого может быть.

– Не беспокойтесь. То, что икона мироточит, это нормальное явление, очень распространенное. Вы можете собирать миро на ватку, смазать себе лобик с молитвой: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь» и приложиться к иконе. Я уже говорил слова апостола Павла и повторю еще раз: «негодных и бабьих басен отвращайся».

– Батюшка, не каждая икона мироточит; если вдруг такое случается, это всегда некий знак?

– Бывает знак, а бывает и нет.

– А как понять, для чего?

– А почему надо понять? Вот возьму очки и отпускаю, они падают. Как понять, почему падают? Ни один человек на Земле не знает природу гравитации, почему наша большая Земля притягивает предметы. Нам, людям, удобно, мы не летаем, как в космосе, в невесомости, а ходим по Земле. Мы же не могли бы даже ездить на автомобилях, если бы не было всемирного тяготения. Мы таких простых вещей не понимаем, а хотим понять какие-то чудесные случаи. Надо принимать, как есть, и радоваться.

– Но в событиях нашей жизни участвует Господь. Желание понять причину – это правильно или все-таки лишнее?

– Это лишнее, нам нужно понять Евангелие. Все остальное только отвлекает от главного.

– А что значит – понять Евангелие?

– Понять, что оно значит для меня лично, что от меня хочет Господь, что есть в воле Божией...

– Воля Божия – так часто произносим словосочетание и так мало понимаем.

– Вот видишь! Придешь куда-то – садись последним. Вот такая простая вещь. Ударили тебя в правую щеку – подставь другую.

– Просят – дай.

– Просят – дай. Если кто у тебя попал в тюрьму – приезжай к нему, посети, посылку пошли. Ты это делаешь? Если делаешь, значит, ты уже встал на христианский путь, а если не делаешь – далеко тебе до Царствия Небесного. Все очень просто. Идешь лесом, видишь – человек, возьми, посади в свою машину и отвези его в больницу, дай денег доктору, чтобы его вылечил, пообещай, что если вылечит, то приеду и еще дам. Вот это и есть Евангелие, вот это надо понять. А если человек этого не понимает, ну тогда…

– Чтобы понять, надо этим начать жить. Просто делать.

– Для начала нужно понять, что человеку это нужно. Не тому нужно, которого ты спасаешь, а тебе нужно, нужно твоей душе, чтобы ты стал человеком в глазах Божиих. Вот если ты понял, то с этого начинается христианство.


Смотрите программу «Беседы с батюшкой» на православном телеканале «Союз»: воскресенье, понедельник, вторник, среда – 13.00 (в записи), 22.00 (прямой эфир). Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому). Телефон прямого эфира: (495) 781-49-54

 
Интервью

Микеле Плачидо: «Не стоит иметь целей, жизнь все сделает сама»

Мария Заостровных, Екатеринбург

Дорогой пиджак, вязаный шарф, теплые штаны и кроссовки – вот в таком виде предстал перед уральской публикой «комиссар Каттани». В рамках Фестиваля семейных фильмов «В кругу семьи» Урал посетил Микеле Плачидо – итальянский актер и режиссер, знакомый русским зрителям по роли комиссара Каттани в сериале «Спрут».

 
Наследие

Боже, Царя храни!

К 180-летию создания государственного гимна Российской Империи Гимн был исполнен 25 декабря (ст. ст.)1833 г., в день Рождества Христова и годовщины изгнания войск Наполеона из России, во всех залах Зимнего дворца в Санкт-Петербурге при освящении знамен и в присутствии высоких воинских чинов.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс