Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №2 (707) → Протоиерей Алексий Ладыгин: Быть простым, как голубь, и мудрым, как змея

Протоиерей Алексий Ладыгин: Быть простым, как голубь, и мудрым, как змея

№2 (707) / 8 января ‘13

Ведущий Александр Сергиенко Беседы с батюшкой

У нас в гостях настоятель храма Преподобной Евфросинии Московской в Котловке протоиерей Алексий Ладыгин.


Опыт Церкви должен быть востребован школой

– Как известно, по инициативе Патриарха в школах вводится предмет «Основы православной культуры», который призван облегчить детям путь к Православию. Как Вы считаете, это верный путь?

– Хорошо, если дети уже на школьной скамье услышат слово Божие, узнают, что им принесет счастье и благо, а что лишит внутреннего мира и покоя. Мне говорили, что во многих регионах (например, в Тамбове и Тамбовской области) 90 % родителей за то, чтобы преподавали основы православной культуры в школах факультативно.

Другая обстановка в Москве. Нам сегодня говорят, что только 23 % выбрали для своих детей этот курс. Но я сам родитель, у меня четверо детей, и я знаю, что никто даже не обсуждал с родителями, какой предмет детям преподавать. Провели негласный опрос – оказалось, что 68 % родителей хотят, чтобы преподавали основы православной культуры.

Еще одна проблема: зачастую преподают этот предмет люди, не имеющие никакого отношения к Православию. И на наши приходы приходят жалобы: батюшка, помогите, чтобы этот преподаватель не преподавал нашим детям, он больше отвращает от Православия, нежели открывает какие-то духовные истины, необходимые ребенку в этом возрасте.

У нас немного священников на юго-западе Москвы, человек 70, но за каждым священником стоит многодетная семья – от четырех детей; за каждым священником стоит его паства, а это уже десятки, сотни тысяч людей, для которых значим авторитет своих священников, они делятся с нами своими проблемами, так что мы очень хорошо знаем ситуацию.

– Вы сказали, что некоторые учителя не способны вести этот курс-факультатив, значит, это священники его вести должны?

– Нет, зачем. Есть немало людей, которые просто не считают верующих полноценными гражданами. Мол, у нас свобода совести, не навязывайте свое мнение… Получается, те, кто выступает против преподавания основ православной культуры, граждане нашего общества, и Конституция дает им права, а мы, хоть нас и большинство (повторю, в столице 68 % желающих, чтобы преподавались основы православной культуры), оказывается, вроде как не граждане нашей страны и не можем настаивать на своем.

Мы предложили создать общественную комиссию (назвали ее «Согласие»), куда бы вошли священники, лица, заинтересованные в духовно-нравственном просвещении, в укреплении традиций и ценностей, присущих нашему народу и нашей культуре. Туда могли бы войти депутаты, директора школ и просто неравнодушные люди.

Школа пока не имеет ни специалистов, ни опыта преподавания, ни методики подачи этого предмета. Этот опыт есть в Церкви, ведь воскресные школы существуют практически во всех приходах начиная с 90-х годов, у нас есть опыт преподавания и в высшей школе (я и сам преподаю).

Среди священников, которые служат на юго-западе Москвы, есть кандидаты педагогических, философских, исторических наук, кандидаты богословия. Эти священники в тех школах, где удавалось договориться до официального указа Президента о преподавании этого предмета, работали и со старшеклассниками, и с младшими классами, преподавали основы православной культуры в детском саду; есть православные детские сады, есть православные гимназии – в Церкви этот опыт есть.

Мы предложили провести совместный семинар с преподавателями ОПК в школах юго-запада. Но остались не услышанными лишь только потому, что, оказывается, в интернете распространили известие о нашей инициативе. 27 ноября в «Московских новостях» напечатали кощунственную статью под заголовком «Попов к доске», в которой повторили измышления, что, мол, опять посягают священники преподавать этот предмет в школах. Конечно, это ложь – мы не можем преподавать хотя бы по той причине, что у нас не хватит сил, мы сегодня уже падаем от той огромнейшей нагрузки, которая ложится на плечи современного пастыря, особенно в таком мегаполисе, как Москва, ведь священники не только служат, они и в больницах утешают, и в детских домах, в хосписах, и в различных социальных учреждениях, работают с наркоманами, с алкоголиками, на телевидении, на радио.

– Я выделил бы такую проблему: мы слышим отовсюду, какой процент людей выбирает ОПК, какой не выбирает, но объективно оценить ситуацию невозможно – в средствах массовой информации об этом не говорят.

– Невозможно узнать, как преподается факультатив, – мы ни одной передачи не видели ни на местном, ни на региональном, ни на общероссийском телевидении. Никто не рассказал, как дети меняются в процессе изучения основ православной культуры, никто не изучает общественное мнение по этому вопросу. Я думаю, министерство образования должно изучить, как это влияет на детей, на родителей.

Должна быть инициатива и родителей, и руководителей школ. Можно пригласить священника, пусть он объяснит, что такое вера, на родительском собрании встретится со всеми родителями. Но есть директива, что священника нельзя пускать даже на порог школы. Это очень плохо. Было бы соработничество – был бы реальный результат.

Стоит священнику проявить активность, тут же пресса, которую возглавляют люди с нерусскими фамилиями, начинает выступать против этой инициативы. Это очень плачевно: мы не можем отстаивать свою позицию, а та малая часть, которое против всего традиционного, против всего российского, почему-то всегда берет верх, тут же начинают такой визг…

Есть замечательная восточная пословица «собака лает – караван идет», но чтобы караван шел, мы должны быть сами настойчивей в направлении духовно-нравственного воспитания – забыв об этом, мы потеряем своих детей. Да не только детей – мы Россию потеряем, и уже начинаем терять ее. Посмотрите на отношения между детьми и родителями, сколько осуществляется абортов, как распадаются семьи. Численность населения Российской Федерации падает. Огромная территория, кто будет ею владеть, кто будет смотреть за всем этим хозяйством? Конечно, свято место пусто не бывает, и если мы не будем решать эти вопросы, найдутся те, кто их решит в свою пользу.

– Мне кажется, в обществе есть некий стереотип – «от меня лично ничего не зависит, где-то там решат». Батюшка, скажите, что мы можем, чтобы сдвинуть дело с мертвой точки?

– Все от нас зависит. Конечно, мы привыкли – в советское время за нас все решали советское государство, партия и правительство, тогда человеческий голос был не нужен. Но, к сожалению, такое отношение и сегодня – у нас нет гражданского общества. Но из чего оно слагается? Из нашего мнения, из нашего требования, из нашего участия в решении той или иной проблемы. Обязательно должен появиться инициатор в той или иной школе, затем складывается инициативная группа (пяти человек достаточно), чтобы прийти к директору и сказать: «Мы хотим, чтобы с нашими детьми в 9–10 классе, в 11 классе встретился, хотя бы раз в полгода, священник». Ни один священнослужитель не откажется встретиться с ребятами, сказать хорошие и важные вещи, которые обязательно у них останутся в сознании, вовремя остановят от необдуманных поступков.

– Хотелось бы обратить внимание на мысль, которую Вы высказывали: противники всего предлагаемого Церковью имеют возможность выступать в любом СМИ, будь то официальное или неофициальное, распространять информацию в интернете, а точку зрения сторонников православных инициатив упорно замалчивают.

– Идет активное нападение на Церковь; если кто-то из православных поднимет голос, то его, особенно в интернете, тут же заклюют и обзовут нецензурно. Православный это увидит: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых» – что я буду в этом отхожем месте ковыряться? Они не хотят терять свой мир, но все-таки есть и православные блогеры, которые должны участвовать и формировать мнения на этих блогах, в этих рассуждениях участвовать. Когда оскорбляют священнослужителей, мы должны адекватно отвечать. Но, к сожалению, не хватает нам единства.

Нельзя быть захожанами

– Батюшка, давайте ответим на вопросы телезрителей. Вопрос из Белгородской области.

– Богородица для православной женщины духовный образец. Трудно представить Богородицу с непокрытой головой. В нашем же мире православная женщина покрывает голову только в храме. Но молиться женщина должна не только в храме. Возникла у меня духовная потребность покрывать голову, и когда я обратилась к работодателям, мне сказали, что не нужно этого делать, ведь мы живем в миру. Мы часто не делаем то, что должно, отговариваясь тем, что живем в миру.

– Мы действительно живем в противоречивом мире, и если ты будешь показывать себя в этом мире очень строгим человеком, соблюдающим все правила, то этот мир начнет отторгать тебя. Господь сказал: «Не любите мира, ни того, что в мире», но Господь призывает, чтобы мы были просты, как голуби, и мудры, как змеи.

Наши поступки не должны быть прямолинейными не потому, что мы должны соблюдать какую-то дипломатию, а потому, что мы должны показать любовь, потому что Бог наш есть Бог любви. И когда человек отстаивает свою истину, он не должен другого человека как-то обидеть.

Я рос в религиозной семье, мама никогда не ходила без платка, она говорила: «Как бы Господь не забрал мою душу, а то ангелы придут и увидят меня с непокрытой головой. Что, я тогда предстану перед Богом в таком виде?». Но это глубочайшая вера, конечно. Сейчас мы может отстаивать свою веру теми христианскими добродетелями, которые будут исходить из нашего сердца, из нашей христианской жизни.

– Есть звонок – Кузбасс на связи.

– Вопрос такой: как привести детей в Церковь? Я человек верующий, раза четыре в год внуков своих в храм привожу, но они не хотят там быть, им скучно. Все батюшки говорят, и Вы сейчас, что дети должны учиться в Церкви чему-то новому; как они могут научиться, если служба идет быстро-быстро, я, взрослый человек, стою и мало что понимаю?

– Чтобы понимать, что надо делать? Стать не «захожанами», а прихожанами, то есть жить по заповедям Божиим. Одна из них – шесть дней работай, седьмой – Господу Богу твоему.

Вот вы если бы ходили каждый воскресный день на богослужения, вы бы никогда не сказали, что ничего не понимаете. Меня с детства водила мама в храм, я все понимаю, она воспитывала правильно… В нашей крестьянской семье было восемь детей, я – восьмой. Она всех водила в храм ( и это в советское время!), ничего не стеснялась, не смущалась. Мы вставали в ряд вместе с ней. У нас было такое живое общение – родители где-то и на ушко тебе шепнут: «Внимание! Сейчас особое, сейчас великий вход, сейчас малый вход, а сейчас Евхаристический канон» – все мамочка объясняла.

Конечно же, в храм ходить – это не с компьютером сидеть. Нужно применять все свое родительское влияние. И когда детей приводят в храм не четыре раза в год, а каждый воскресный день, они сами идут в храм, просят родителей пойти.

Я не принуждаю своих детей, но они хотят быть там, где папа и мама; старшему, ему 17 лет, не говорю: «Сынок, сегодня надо пойти в Церковь», он мне говорит: «Пап, я завтра иду на раннюю, а после ранней сразу в школу», – или: «Папа, мы пойдем на позднюю, потому что мы хотим быть с тобой на службе» (там и свечки выносить надо, и они уже читать умеют).

Сегодня у нас более 30 алтарников. Они ходят уже посменно, потому что все в алтаре даже не поместятся. Они участвуют в службе, читают, выходят со свечками, убирают в алтаре, общаются между собой, наглаживают свои стихари. Жизнь очень интересная, но надо быть для этого церковным человеком.

Конечно, батюшка не заведет в алтарь ребенка, который четыре раза в год приходит: он боится батюшку, и батюшка боится этого ребенка – тот и к престолу может прикоснуться, на престоле может что-то натворить, не понимая, что престол – святая святых, к нему может прикасаться только священник или человек, облеченный священным саном, не знает, что нельзя ходить между Царскими вратами и престолом. Об этом знают только дети, которые прошли воскресную школу либо начали ходить, благоговейно внимать своему духовному наставнику – им очень интересно в храме.

Нужно жить духовной жизнью. Нужно на храм смотреть не как на какую-то абстракцию – хочу пойду, хочу не пойду; храм надо воспринимать как дом родной, священника – как близкого человека, тогда происходит правильное воспитание.

Никогда не оставляйте правило

– Вопрос в социальной сети задает Нина из Тюмени: если введение младенца в храм осуществляется невоцерковленными родителями эпизодически, к примеру, для Причастия, при котором ребенок очень плачет, может ли это стать поводом для беседы священнослужителя с родителями? Говорят, младенцы плачут из-за нераскаянных грехов родителей.

– Младенцы плачут по разным причинам. Если ребенка приносят очень редко, тогда он надрывается буквально. И здесь, конечно, священник может побеседовать с родителями, объяснить, как себя нужно вести в храме, как самим исповедоваться, причащаться, жить церковной жизнью. Если ребенка постоянно с детства приносят, то он к двум годам, когда научится ходить, сам к Чаше подходит. Для этого надо опять-таки трудиться.

– Звонок из Владимирской области, спрашивает ребенок.

– А можно, чтобы мама в церковь ходила?

– Мама должна ходить в церковь. Если мама не ходит в церковь, это большая трагедия в семье, ведь мамы всегда передавали своим детям все самое лучшее, мамы учили своих детей верить в Бога, молиться, уповать на Господа.

Есть такой духовный кант «Слово о маме», там как раз очень хорошо поется, что счастлив ты, если на земле есть кому переживать и помолиться о тебе; счастливы мы, когда мамы молятся за своих детей – если дети несчастны, значит плохая молитва матери. Молитва матери имеет огромнейшую силу по образу тех переживаний, которые прошли через душу и сердце Царицы Небесной.

– Вопрос из социальной сети, его задает Сергей из Москвы: во время поста необходимость молитвы и ее пользы явна, но проходит пост и наступает суетное время, во время которого очень сильно обуревает леность. Как воспитать в себе потребность молитвы регулярной?

– Никогда не оставлять правило. Для каждого христианина есть благочестивое правило (утренняя и вечерняя молитвы) и чтение Священного Писания. Если этот минимум человек будет исполнять, то им леность никогда не завладеет. Когда человек постоянно молится, он уже будет в этом чувствовать потребность и радость, сладость будет чувствовать в молитве – ведь от радостного мы никогда не отказываемся.


Смотрите программу «Беседы с батюшкой» на православном телеканале «Союз»: воскресенье, понедельник, вторник, среда – 13.00 (в записи), 22.00 (прямой эфир). Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому). Телефон прямого эфира: (495) 781-49-54

 
С Рождеством Христовым!

Из Рождественских посланий епархиальных Преосвященных

Митрополит Кемеровский и Прокопьевский Аристарх: – Возлюбленные о Господе досточтимые пастыри, честные инокини, боголюбивые миряне, братья и сестры, сего ради Бог на землю сниде, да нас на Небеса возведет. В этих словах церковной песни указана цель, для которой пришел на землю во Плоти Бог Слово

 
Церковный календарь

Душа человека – поле битвы Добра и Зла

Протоиерей Евгений Попиченко

14 января – праздник Обрезания Господа Иисуса Христа На восьмой день по Рождестве Христовом Божественный Младенец был принесен в храм и обрезан согласно Закону, существовавшему в Израиле еще с эпохи Авраама. При этом Ему нарекли имя Иисус, как и благовестил Архангел Гавриил

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс