Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №8 (713) → Времен связующая нить

Времен связующая нить

№8 (713) / 18 февраля ‘13

Юлия Стихарева Русские мастера

Не так давно почитаемая икона Божией Матери «Всецарица» была одета в специально изготовленный оклад. Его создавали 30 мастеров-ювелиров города Ростова Великого.


Без суеты

– Тихо, тихо! Дело не любит шума,– слышим мы реплику в мастерской, где никому не известные замечательные мастера, а может быть, и выдающиеся, плетут свои серебряные нити. Их искусство известно ныне мало. Хотя имеет почти тысячелетнюю историю. Появилось на Руси с принятием христианства, и, как водится, пришло из так полюбившейся равноапостольному князю Владимиру Византии.

Из далекого прошлого в настоящее тянутся эти тончайшие нити из драгоценных металлов (их толщина иногда не превышает 1 мм), прокладывая путь в будущее. Работа ювелиров на века, если сами люди не захотят это уничтожить. Как иконописец с каждой иконой проходит свой путь, по своей дороге идут и ювелирных дел мастера. Идут в молчании, стараясь по мере сил поститься, не раздражаться, ведь они, как и иконописцы, трудятся по благословению, создавая священные предметы. А дело совершенно не простое, требует усидчивости, кропотливости, терпения, огромных знаний, и в то же время надо обладать чувством меры, вкуса. Как сейчас скажут, чутьем. Все должно быть выверено: ничто не должно отвлечь, раздражить… Ведь созерцать это будут тысячи людей, которые станут молиться перед образом.

Ювелирная эмаль! И сразу в голове сияющие образы ковшей, главным образом из серебра и золота. Одним словом – блеск Оружейной палаты. Но в мастерской ничего этого нет. Только сосредоточенные лица, углубленные в свою работу. Их выражения говорят, что они определенно знают, что делают и правая, и левая их рука. Атмосфера не напряженная, но тихая. Здесь создают предметы, которым будет суждена долгая жизнь: лампады, панагии, иконы, оклады… И эти вещи, возможно, на века переживут тех, кто сейчас в тишине их творит.

Невещественный Свет

В России один из первых особо богатых золотых окладов был создан для Владимирской иконы Божией Матери. Согласно летописи, оклад был выполнен по заказу святого благоверного князя Андрея Боголюбского. На него ушло около пяти килограммов золота, не считая серебра. Сверкающая риза символизирует исходящий от нее Небесный, невещественный свет: «Одеяйся светом, яко ризою»: по аналогии с ветхозаветным ковчегом Завета, который был создан из дерева и обложен золотом: «Обложи его чистым золотом, изнутри и снаружи покрой его; и сделай наверху его золотой венец». Так и материал для икон – дерево и драгоценный оклад. Такую тождественность материалов, создающих ковчег Завета и иконы, отмечал VII Вселенский Собор в своем Деянии о восстановлении иконопочитания. На Руси было принято иконы одевать в оклады. Делали это с любовью, ничего не жалея для украшения. Как правило, в иконах, даже сразу писанных под оклад, тщательно прописывалась одежда, фон и надписи – именно поэтому и сейчас, даже оставшись без окладов, они воспринимаются нами как законченный, цельный образ. Подобная тщательность – свидетельство того, что ризы, покрывающие на иконах написанные одежды святых, понимались как символическое раскрытие образа спасения души, сияющей одеждой чистоты (серебро) и Божественной благодати (золото). Украшение окладов самоцветами, жемчугом, цветными эмалями, «бисером многоценным» – символ богатства души, украшенной множеством духовных дарований. Цель окладов – создание символа невещественного Света, в котором пребывают святые.

Оклад для иконы Божией Матери «Всецарица»

Более четырех месяцев 30 мастеров ювелирной мастерской ООО «Карат плюс» в Ростове Великом работали над созданием оклада иконы Божией Матери « Всецарицы», пребывающей в Новоспасском монастыре. Для создания оклада использовались золотые украшения, которые люди приносили в дар Царице Небесной за помощь и заступничество, которые Божия Матерь по молитвам к Ней оказывает каждому. На это ушло около 12 кг серебра. Для игры цвета рубиновой эмали использовалось золото самой высокой пробы. Как отмечают мастера, делаем для Бога – ничего не жалко. «Для Божией Матери должно быть все самое лучшее»,– так за работой, от нее не отвлекаясь, поясняет нам мастер. В окладе – рубины и киониты. Техника исполнения сложна и трудоемка, включает множество операций, требующих высокого профессионального умения художников и ювелиров.

Сфальшивить нельзя

– Мы очень старались сделать оклад для этой почитаемой иконы, для Новоспасского монастыря. Трудились как могли. И получилось, на мой взгляд, очень хорошо. Во всяком случае, мы немного гордимся своей работой. Немножко! Это совместная работа, и каждый штрих в ней должен сделать профессионал. И мастера в какой-то степени должны чувствовать руку другого. Это не просто, – рассказывает нам одна из руководителей мастерской ООО «Карат плюс» Галина Рязанцева.

– А как создавался оклад?

– Сначала работают художники. Они и создают этот образ. А потом подключаются ювелиры, эмальеры. Ведь это вещь единичная и неповторимая. Это специально сделано только для иконы Божией Матери «Всецарицы». Например, сканный орнамент, украшающий цветочным нарядом периметр оклада, удивляет разнообразием цветовой эмалевой палитры. Справиться с задачей устранения «монотонности восприятия» помогает растительная орнаментика при помощи точно задуманных переплетений и полихромии расписной эмали. Ее цветовая составляющая носит условный характер. Это тончайшая филигранная работа и высочайшего художественного уровня роспись. В двух словах этого не рассказать. Это каждодневный, очень кропотливый труд – соборный, коллективный, труд ансамбля мастеров, где все подобно музыке, сфальшивить никому нельзя. И наши мастера все время совершенствуются, несмотря на колоссальный опыт, приобретенный за годы работы. Наша мастерская существует с 1999 года. Но если не будет желания совершенствоваться, мы не сможем двигаться дальше. И надо самосовершенствоваться и в мастерстве, и в своей духовной жизни. Без этого ничего не будет. Мы даже отправляем наших мастеров в исследовательские паломничества, чтобы они смотрели, учились на образцах прошлого, впитывали культуру, которая была в нашем Отечестве. Ведь в советские годы ювелирное искусство всячески пытались упростить, свести к примитивизму. Но не получилось…

Позволим себе заметить, что не раз ювелирная мастерская ООО «Карат плюс» была удостоена самых высоких наград. Это были высокие церковные и профессиональные награды, среди них особо хочется отметить две: орден Мемориального Фонда Карла Фаберже и орден Франца Петровича Бирбаума. Этих наград мастера фирмы были удостоены за выдающийся вклад в развитие российского ювелирного искусства, за возрождение ростово-суздальской школы эмальерного искусства, многолетнюю творческую деятельность, воспитание молодых эмальеров. С получением этих орденов присваивается звание ювелира высшей категории.

– Во всем ли вы придерживаетесь древних традиций?

– Стараемся. В прошлом – дух, мотивы, направления, эстетика. Это, как дерево, не может существовать без корней. Наш негласный девиз, можно сказать, «Вперед, в прошлое!», именно там мы находим потрясающие, возвышеннейшие образцы искусства, до которых нам расти и расти. Однако воссоздавая старинные приемы, например, в технике витражной эмали, мы используем современные технологии. Прошлое – это учебник, который надо подробно изучать. Ведь нить была прервана. У людей очень часто происходит сейчас подмена понятий. Красивым считается сияние золота: чем его больше, тем лучше. Но это не так. Прошлое воспитывает, учит эстетике, чувству меры, гармонии, вкусу.

Тишина. В мастерской стук молоточков. Чужих взглядов, как и праздных разговоров, мастера не любят. Через специальный аппарат тянутся серебряные нити. Тончайшие. И вспоминается ставшая крылатой фраза – «времен связующая нить»...

 
Исследуйте писания

«Бог наш есть Бог мира и порядка»

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

Об иерархии и отцовстве Всякий, кто злословит власти, публично выражает свое несогласие и протест против них, разумеется, отклоняется от Духа Христова, которым жила всегда Церковь. На это указывает апостол Иуда, приводя три примера из Ветхого Завета, так называемые примеры ветхозаветных смутьянов.

 
Молитва

Чудотворная сила иконы

Вопрос–ответ: «Говорят, что икона Божией Матери «Всецарица» помогает человеку избавиться от занятий чародейством. Правда ли это?» Елена, г. Екатеринбург Одна из известных икон православного мира – чудотворная икона Божией Матери «Всецарица» (Пантанасса) находится в Соборном храме Ватопедского монастыря, слева от Царских врат. Этот монастырь расположен на Святой Горе Афон в Греции.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс