Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №19 (724) → Иерей Андрей Васильев. Молитвенная память

Иерей Андрей Васильев. Молитвенная память

№19 (724) / 20 мая ‘13

Беседы с батюшкой

В этой теме:

Беседы с батюшкой
Игумен Мелхиседек: Жизнь – это не наслаждение, но служение
Беседовал Александр Сергиенко Беседы с батюшкой
Священник Вадим Коржевский: Память о смерти ограждает от греха
Беседовал Александр Сергиенко

Тема беседы – что означает, когда во сне являются близкие, которых уже нет в живых?

Иерей Андрей Васильев, клирик нарвского Воскресенского кафедрального собора:

– Ответ на этот вопрос начну с рассуждения о таком явлении, как сновидения. В медицине существует целое направление, которое занимается сном человека. Из святоотеческой литературы мы знаем, что сон очень напоминает смерть, ведь человек на какое-то время погружается в небытие. В молитвах, которые Церковь рекомендует читать христианину каждый вечер, содержится прошение к Богу, чтобы Он послал Своего ангела-хранителя, который бы сохранял нас ночью. Во сне мы с вами находимся в состоянии некоей беспечности и неспособности сопротивляться нападению злых духов. Из святоотеческих произведений, житийной литературы известно, что именно в это время злая сила особенно активизируется. Если в состоянии бодрости мы способны возносить молитву, совершать крестные знамения, блюсти свое сердце в чистоте и бороться с нападениями врага, то во сне мы этого лишаемся. Только люди, преуспевшие в молитве, сделавшие ее как бы своим дыханием, могут и в этом случае находиться в состоянии молитвенного бодрствования, произнося ее уже как бы сердцем.

Из дневника святого Иоанна Кронштадтского мы узнаем: он часто сетовал, что враг рода человеческого иногда донимает даже ночью, подсылая какие-либо сновидения или нечистые образы. Поэтому в святоотеческой литературе рекомендуется снам не верить. Не доверял снам, например, святитель Игнатий (Брянчанинов). Он дает даже такую рекомендацию: если это действительно какое-либо знамение от Бога, то оно повторится – Господь не оставит человека в неведении.

Но в основном рекомендуется игнорировать сны и даже их не помнить. Когда во сне являются умершие родственники, это может быть следствием того, что мы о них в течение дня вспоминаем. Не надо забывать, что нас связывают духовные узы. Ведь человек умерший не растворяется в небытии, а просто переходит в иное состояние, для него открыта вечность. Любовь, которая связывала нас, продолжает существовать. Если вы молитвенно поминаете этого человека, то связь еще более крепнет.

Обычно, когда являются умершие родственники, рекомендуется вознести особенную молитву об их упокоении. Из слова Божия мы с вами познаем, что можно пойти двумя путями в загробной жизни: это путь наследования Царства Небесного и вечное общение с Господом в славе – и путь изгнания, ад, где вечные мучения и постоянное раскаяние без возможности покаяния и исправления.

Мы верим, что молитва Церкви, которая является общей Матерью не только для живущих сейчас, но и для тех, которые переселились в вечность, способна облегчить или изменить загробную участь христианина, ибо Церковь охватывает Небо и землю.

Из Евангелия мы знаем о том высоком требовании, которое Господь предъявляет к каждому из нас, о том высоком нравственном законе, который каждый христианин по факту Крещения обязуется исполнять. Все мы не без греха, и когда переселяемся в мир иной, то сохраняем надежду, что на этой земле найдутся люди, которые будут молиться о нас, помнить и тем самым не только сохранять с нами молитвенную связь и являть любовь, но и помогут изменить нашу посмертную участь.

Рассказывают, что порой являются умершие родственники и говорят, что им плохо, что они страдают, и просят молитв. Бывало так, что по усиленной молитве приходят новые сновидения, где человек благодарит или свидетельствует об изменившейся своей загробной участи. Господь милосерд и ищет спасения каждого из нас, поэтому особенно Ему приятна молитва, которую мы возносим о человеке.

Рекомендую, если во сне к вам пришли умершие родственники, пойти в храм, заказать панихиду или подать сорокоуст, подать на проскомидию и помянуть вашего усопшего, если он, конечно, христианин, таким образом даровав ему пользу и исполнив долг своей родственной любви.

К сожалению, каждый священник соприкасается с таким явлением, как духовная черствость; люди очень часто не заботятся о духовном состоянии своих близких родственников, об их духовных потребностях, вспоминая только в самых крайних случаях, или когда человек находится уже на смертном одре. Часто бывают такие ситуации, когда родственники приглашают к смертному одру священника, но родственник уже находится в таком состоянии, что не способен ни причаститься, ни исповедоваться. И вот тогда начинают упрашивать священника хоть что-нибудь сделать для их родственника. И каждый раз возникает вопрос: где они были раньше?

То же самое можно сказать и о молитвенной памяти. Люди переживают колоссальнейший стресс, когда уходит близкий родственник, и делают все возможное, чтобы проводить его с возможными почестями в мир иной: заказывают ритуальные услуги, отпевание и помнят до 40-го дня, что нужно помянуть человека в этот день. Но, к сожалению, после этого начисто забывают, что человек нуждается в молитве все время, пока существуют те, кого он любил. Так что нужно вспоминать своих родственников не только тогда, когда они являются нам во сне, но каждый раз.

Обычно в конце каждого молитвослова рекомендуется молитва о живых и умерших. Молитва о живых наших родственниках и умерших составляет часть молитвенного правила. Мы должны помнить о них не только в дни рождения, в именины, но и каждое утро, и каждый вечер. И это будет молитвенной данью памяти почившим и выказыванием той любви, которая, по словам апостола Павла, не проходит.

Памятование о других людях является залогом памяти о нас самих.


Смотрите программу «Откровение» (Эстония) на телеканале «Союз»: четверг 09.30, пятница 17.15. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 
У книжной полки

Негаснущий свет Христовой любви

Андрей Печерин

Борис Ширяев. «Неугасимая лампада» «Замшелые, источенные ветрами камни соловецких башенных стен могут поведать нам немало суровых былей о сокровищах истового русского благочестия, хотя долгие годы они пребывали в нерушимом молчании. Эти камни много расскажут тому, кто захочет

 
Пасха

Пасхальная трапеза

Гнездышки «Пасхальные» Ингредиенты: 500 г картофеля, 150 г куриного филе, 150 г болгарского перца, 100 г лука; зелень по вкусу, сметана (или майонез); перепелиные яйца (9–12 шт.); соль, перец, растительное масло. Приготовление. Куриное филе отварить до готовности (варить около 20 минут после закипания). Готовое филе остудить, мелко нарезать.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс