Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №23 (728) → Протоиерей Артемий Владимиров. Проповедь о молитве

Протоиерей Артемий Владимиров. Проповедь о молитве

№23 (728) / 17 июня ‘13

Духовные размышления

Настоятель храма Всех Святых в Красном Селе (Москва) и нескольких приписных храмов, член Союза писателей России, протоиерей Артемий Владимиров.

– Весна вступила в свои права, и каждый день набирает все больше тепла и света, оживает застывшая за долгие зимние месяцы природа, а мы с вами, дорогие друзья, возвращаемся уже к полюбившимся нам размышлениям о вечерних молитвах. Убежден, что многие из наших прихожан знают их если не наизусть, то близко к тексту. Важно убедиться, что каждое словосочетание, выражение мы понимаем правильно, не блуждаем мыслью, не гадаем, но совершенно ясно осознаем, что говорим и чего мы просим у Господа нашего Иисуса Христа, Божией Матери и Его святых. Сегодня мы с вами приступим к девятой вечерней молитве, которая составлена, по преданию, Петром Студийским, древним иноком Византии. Эта молитва имеет особенности, которые не всегда понятны русскому читателю, православному христианину, живущему в России.

Обратимся к самому началу благоуханной молитвы, обращенной к Царице Небесной. «К тебе, Пречистой Божией Матери, аз окаянный припадая молюся: веси, Царице, яко безпрестани согрешаю и прогневляю Сына Твоего и Бога моего, и многажды аще каюся, лож пред Богом обретаюся, и каюся трепеща»... Слова эти исполнены подлинного сокрушения, сознания неоплатного своего долга пред Лицом Отца Небесного. Вечером, встав пред живым Богом, мы исполняемся покаянных – иногда горьких, а иногда и сладких, когда чувствуется нами милость прощения – чувств. Ведь Тот, пред Кем мы стоим в молитве, бесконечно свят и совершенен. Как говорил древний ветхозаветный мудрец праведный Иов: «Господи, и небо нечисто пред Тобою, и в ангелах Своих Ты усматриваешь недостатки».

Знаете ли, дорогие друзья, если бы не нравственное совершенство Царицы Небесной, наверное, никто бы из нас не смог беседовать с Создателем. Вспомним древних израильтян, которые окружили гору Синай в дни Богоявления – тогда от вершины этой безлюдной горы исходили молнии, слышались раскаты грома, сама гора трепетала, как будто от ужаса. Один Моисей, кротчайший из живших на земле людей, в безмолвии, в трепете созерцал Несозерцаемого в сущности, но познаваемого в Его силах Господа Бога. А простые евреи, павшие ниц, лицом на землю, молили Моисея: «Моисей, пусть Господь Бог не говорит с нами, пусть говорит только с тобой, запомни все, что Он тебе скажет, и мы выполним заповеди Господа Бога Вседержителя, но сами не можем слышать голос Его и не умереть при этом».

Таким открывался всесвершенный Творец ветхозаветному народу, и совсем иным мы познаем в Евангелии Того же Господа Бога, возвещающего милость и любовь. Молитва святого Петра Студийского напоминает нам о том, насколько мы слабы и ничтожны, грешны и нечисты пред Лицом Господа Бога. Вот почему мы обращаемся к Нему через Матерь Божию, просим Царицу Небесную распространить Ее всечестную Ризу, Покров над нами, чтобы Бог отвратил Свои очи от наших неправств, от наших страстей, чтобы Матерь Божия привлекла на нас милость Сына Своего.

Эта молитва Петра Студийского глубоко православна. Она дает нам понимание, что никаких протестантских, панибратских заигрываний с Иисусом быть не может. Он сотворил Небо и землю, Небо и земля тают пред Его Лицом, бегут от Него – страшно впасть в руки Бога живого. Господь взошел на Крест и пригвоздил ко Кресту всякую неправду и уничтожил Крестом всякий грех. Однако мы еще не совершенны, в нас еще действует ветхая, лукавая закваска греха. Вот почему, не смея вместе с мытарем поднять глаза на Небо, сознавая себя повинными перед Божией правдой, мы, трепеща словно осиновый листок, зажмуриваем глаза, не вынося блеска солнечных лучей. Бог нас видит и слышит, испытует тайну человека, – однако мы не можем вступить с Ним в тяжбу, мы не можем оправдаться пред Ним, вся наша правда, все наши мнимые добродетели – как дуб поверженный пред очами Творца. И поэтому, словно малые дети, сознаваясь в своих преступлениях и несовершенствах, мы держимся за подол Царицы Небесной, становимся за Нею, прося: Ты за нас умоли, Ты простри над нами Ризу, да умилосердится Господь, не воздаст нам по неправдам нашим, но по Твоему дерзновенному, неотступному Материнскому прошению, очистив нас от всякой скверны плоти и духа, восполнит нам недостающее и укрепит нас в предстоянии Его всесвятому Лику. К Тебе, Пречистой Божий Матери, аз окаянный, достойный всякого сожаления и плача, припадая, то есть не гордо заложив руки за спину, но припадая, склоняюсь вниз, обращаясь в прах земной, окаянный припадая, молюся: веси, Царице, яко безпрестани согрешаю – согрешаю всегда, даже во сне. Представьте себе – нечистый сон приснился, согрешаю невольно, согрешаю в неразумии, согрешаю, не сознавая даже, что творю грех. Прогневляю Сына Твоего и Бога моего. Чем прогневляю? Тем, что не покрываю свои грехи покаянием, вот осудил – и как будто бы так и нужно, впал в уныние – и не считаю необходимым в этом каяться. Возношу ко Господу молитву, а она рассеянная, перемешана с какими-то житейскими ненужными помыслами…

Прогневляю Сына Твоего и Бога моего, и многажды аще каюся – нет, я не избегаю покаяния, прихожу на Исповедь, давно уже посещаю Божий храм, однако лож пред Богом обретаюся – я еще не стяжал правды, в моей душе много лукавства, самооправдания, нечистоты и поэтому каюся трепеща. Трепеща потому, что ожидаю осуждения, ибо вижу, что душа и тело мое изъязвлены многочисленными грехами и бесконечным повторением одних и тех же согрешений.

Слыша, насколько болезненное, претрудное дело – предстояние Создателю, не усомнимся, дорогие друзья! У нас есть истинная Матерь в Духе Святом, Царица Небесная: хотя бы мы были с головы до ног покрыты грехами, если в душе рождается слово: «Господи, прости, Матерь Божия, защити», мы никогда не уйдем с молитвы посрамленными и осужденными – в невидимом действии Божией благодати, по ходатайству Царицы Небесной будем прощены, сердца наши умягчатся, ум освободится от назойливых помышлений! Чем более сокрушаемся о своих грехах, тем более осязательно восчувствуем покой и мир, тишину и благодать Господню. Если мы будем, дорогие друзья, отходя ко сну, прославлять Царицу Небесную, припадая к Ее стопам, как малые дети к Родительнице, совершенно уверовав в Ее благодатный Покров, тем сильнее будет это чувство.

Полная версия программы


Смотрите программу «Духовные размышления» протоиерея Артемия Владимирова на телеканале «Союз»: понедельник 18.30, вторник 12.00, четверг 08.15. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 
Мысли о прекрасном

Писатель Татьяна Миронова: «Послушание» – удивительное слово

Беседовал Олег Молчанов, заслуженный художник России

Окончание. Начало в № 21 (726) – Почему сегодня иногда мы не выдерживаем конкуренции, не можем противостоять враждебности

 
Уроки Православия

Протоиерей Андрей Канев: В жизни христианина все должно быть духовно

Ольга Баталова

О постоянной молитве «Если мы будем внимательны к своим грехам, то не станем смотреть на грехи ближнего. Ибо безумно оставить своего мертвеца и идти плакать над чужим»

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс