Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №23 (728) → Бог недалеко от каждого из нас

Бог недалеко от каждого из нас

№23 (728) / 17 июня ‘13

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург Исследуйте писания

О последствиях греха

Продолжаем беседы по Посланию апостола Павла к Римлянам. Разберем оставшуюся часть V главы. Мы говорили, что цель христианской жизни – стяжание Святого Духа. Человек получает дар Святого Духа от Бога, его не заработать у Бога, не выторговать. Но чтобы дар Святого Духа, данный человеку в таинствах Крещения, Миропомазания, человеком был усвоен, или, говоря языком апостола Павла, принес плоды в этом человеке, нужно идти путем терпения, скорбей, стояния в вере. Как сказал Христос в Евангелии: «Царство Небесное силою берется, и только употребляющий усилия достигает его».

В V главе апостол Павел говорит, что одним человеком грех вошел в мир, а через грех в мир, в жизнь человека вошла смерть. Этим человеком был Адам, мы все об этом знаем, – даже очень молодые люди, которые никогда не читали Закон Божий, все равно каким-то образом усваивают, что когда-то действительно там, в раю, Адам согрешил. Пока еще этот сюжет известен человечеству, помнится им, хотя подробно рассказать, как и почему все это происходило, могут далеко не все. И уж совсем мало людей могут рассказать, к каким же последствиям это привело, и дать ответ на вопрос, очень часто задаваемый людьми, пытающимися познакомиться с Откровением Божиим: «Почему это произошло? Ну ладно, Адам, – это, в принципе, не очень волнует современного человека: это было давно, неизвестно, было ли вообще. – Согрешил Адам, почему я-то страдаю, почему так несправедливо все получилось?» Тема эта волновала (может, не так сильно) и современников апостола Павла, раз он в нескольких своих посланиях к ней обращается.

Апостол Павел раскрывает последствия грехопадения, говорит о сущностных изменениях, которые произошли с человеком. Говорит, что в Адаме все согрешили. Не в том смысле, что Адам согрешил, а Бог наказывает за это всех, как иногда думают и как верили в средневековой Европе. На самом деле человек не наказывается за грех Адама, но в тот момент, когда Адам согрешил, все были в Адаме – генетически все мы происходим от Адама, и в нем мы все были как составная часть Адама.

Мы ниоткуда не взялись, как только из Адама, мы родились от Адама, неся грех, которым согрешил Адам. Это наследование не вины Адама, но последствий и состояния, в котором Адам находился, когда совершал грех. Это органическое поражение всех рожденных от Адама – допустим, человек получает радиацию очень сильную, все его существо заражается настолько, что его потомки несут эту болезнь, где бы и когда они ни рождались.

Именно состояние греха, и самое главное – его последствий, важнее всего для апостола Павла. Свободу воли никто у человека не отнимает, и каждый рожденный от Адама выбирает свой путь, он может уподобиться Каину, а может стать как Авель. Всю историю человечества люди выбирают свой путь: кто-то остается верным Богу и не совершает греха, какие бы обстоятельства ни пытались его к этому принудить, кто-то совершает грех, а потом искренне раскаивается и обращается к Богу, кто-то совершает грех и никогда не раскаивается. Каждый выбирает то, что ему нравится (разумеется, в определенном смысле усугубляя положение своих потомков, передавая им худшую наследственность, в том числе и на уровне общения с Богом).

Такими ключевыми точками в истории человечества были времена Ноя, то есть допотопного человека, когда гордыня человеческая дошла до того, что пришлось изменять мир, сокращать возраст жизни человеческой, менять лицо Земли, создавая более скорбные обстоятельства для существования… Потом человек попытался построить Вавилонскую башню и получил еще больше ухудшений своего бытия, перестал понимать брата своего.

Попытки человека снова восстать против Бога, совершить некий совокупный грех, приводят к тому, что жизнь человека и всех рожденных потом людей становится еще более тяжелой, еще труднее найти Бога, еще труднее сопротивляться страстям, еще труднее жить по заповедям Божиим. Но есть и поколение праведников, одно из них перечислено как родословие Иисуса Христа. И очевидно, что человек может сохранять и передавать своим потомкам лучшую наследственность, лучшие условия, чтобы жить с Богом. Но в любом состоянии, где бы и когда бы ни жил, ни рождался человек, он может взыскать Бога, ибо, как говорит апостол Павел, Он недалеко от каждого из нас.

Апостол Павел обращает особенное внимание на последствия грехопадения, которые одинаковы и для Каина, и для Авеля, и для Иова и Манассии, царя нечестивого, и для Саула и для всех людей, когда-либо живших на земле. Апостол Павел указывает, что дело не в том, что люди виноваты и Бог их наказывает, – смерть царствует в мире, вот главная беда человека. Органически человек согрешил и ввел в мир смерть – он заражен смертью и, как вирус, передает ее всем своим потомкам. В Послании к Филиппийцам апостол Павел пишет, что из-за страха смерти люди подчинились сатане, стали рабами сатаны. Таким образом, последствия грехопадения – это отчуждение от Бога, смерть и рабство дьяволу, который на всех людей оказывает давление, заставляя их исполнять свою волю. И это те последствия, от которых не изъят ни один человек – праведник он или грешник, добро он делал или зло, он все равно умрет и все равно будет в этой смерти своей отчужден от Бога, не увидит света Божия, не примирится с Богом, доколе не придет Примиритель. Вот состояние человека после грехопадения Адама.

Именно это катастрофа. Даже грехи, которые творит человек, менее важны перед ликом смерти. Потому что само понятие греха появляется тогда, когда появляется заповедь, когда появляется Закон. И об этом апостол Павел еще скажет в VII главе Послания к Римлянам.


Смотрите программу «Исследуйте писания» на телеканале «Союз»: понедельник–вторник 19.00, 23.00. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

№12 (669) / 19 марта ‘12

Исследуйте писания

Потоп, как прообраз Крещения

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, г. Екатеринбург

№22 (727) / 10 июня ‘13

Исследуйте писания

Терпением спасайте души ваши

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

 
Читаем Ветхий Завет

Судьба каждого человека наполнена Промыслом Божиим

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

О возмездии Еще один вопрос возникает: выходит, Давид помнит зло. Почему не простить этих людей? Но дело не в прощении

 
По святым местам

Храм – это земное Небо

Храм Божий – Небесный островок на грешной земле. Московский митрополит Трифон повторял: «Дети мои, любите храм Божий, храм – это земное Небо». ЦЕРКОВНЫЙ СУМРАК Церковный сумрак. Мирная прохлада, Немой алтарь. Дрожащий свет негаснущей лампадыТеперь, как встарь.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс