Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №44 (749) → Протоиерей Сергий Вогулкин: Одинок ты, человек, без Бога

Протоиерей Сергий Вогулкин: Одинок ты, человек, без Бога

№44 (749) / 18 ноября ‘13

О душевном

Продолжение. Начало в № 43 (748)

Протоиерей Сергий Вогулкин, доктор медицинских наук, профессор.

Психологические причины одиночества более-менее понятны, а вот духовные, жизнесмысловые, если мы желаем и способны их осмыслить, приводят нас к необычному заключению: мы сами виноваты в своем одиночестве. Нет, не Бог оставил нас, а мы сами добровольно отвернулись от него. Позволю себе привести высказывание почитаемого в христианстве святого аввы Дорофея: «Представьте себе круг, средину его – центр, и из центра исходящие радиусы – лучи. Эти радиусы, чем дальше идут от центра, тем больше расходятся и удаляются друг от друга; напротив, чем ближе подходят к центру, тем больше сближаются между собою. Положите теперь, что круг есть мир. Самая середина круга – Бог, а прямые линии (радиусы), идущие от центра к окружности или от окружности к центру, суть пути жизни людей…. Насколько мы находимся вне и не любим Бога, настолько каждый отдален и от ближнего. Если же возлюбим Бога, то сколько приближаемся к Богу любовью к Нему, столько же соединяемся любовью и с ближним».

Человек изначально был создан для общения с Богом, и чем дальше он от Бога, тем более одинок. Для человека искренне верующего состояние одиночества – состояние необычное и скорбное. Выход из него весьма простой, вот что говорил по этому поводу святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Иди к людям и, помогая им в их скорбях, ты забудешь о своей скорби». У верующего человека всегда перед глазами пример святых отцов, которые избрали не одиночество, а уединение. Уходя в затвор, они были не одни, а наедине с Богом. Всем известны эти имена: Серафим Саровский (1760–1833), живший в Саровской пустоши, и святитель Феофан Затворник (1815–1894), проведший 22 года в одиночестве и написавший за это время много духовных трудов, имеющих большое значение для православных христиан. «Я не боюсь одиночества без людей, я боюсь одиночества без веры» – писал святитель Николай Сербский (Велимирович).

Мы уже вскрыли основную причину духовного одиночества человека – его отстраненность от Бога, его добровольное изгнание себя от Лица Божия. Именно добровольное, потому что сейчас уже нет оправдания в ссылке на государственную политику атеизма и геноцида по религиозному признаку. Слова о том, что «нас в детстве не учили», звучат просто наивно в устах взрослых и вполне самостоятельных людей. Надо честно признать, что мы сами отошли от Бога и сознательно не идем к Нему. Оправдания всегда легко найти, а вот спрятаться за ними нельзя. Наше нежелание просветить свой ум и свою душу приводит к тяжким последствиям для нас самих, но к еще более тяжким последствиям для наших детей, которых своим примером мы учим быть одинокими.

Молодежь ищет общения в компании сверстников или на дискотеках, нередко молодые и взрослые и даже пожилые уходят в секты. Они стараются уйти от своего одиночества, но становятся только еще более одинокими, потому что ищут поддержку у таких же одиноких, как и они сами. На какое-то время экстаз, вызванный оглушающей музыкой или гипнотическими уловками проповедников, создает иллюзию выхода из одиночества, но кончается сеанс «выхода из себя», одиночество и депрессия вновь наваливается на человека и гонят и гонят его по кругу от экстаза к депрессии, истощая последние силы мятущейся души.

Нередко человек одинок только потому, что считает себя центром Вселенной и смотрит на других свысока. К этому нас тоже приучили, насаждая с детства идеологию гуманизма, где человек – вершина всего, «все для человека, все ради человека». Потакание прихотям человека стало нормой нашей жизни, причем прихотям самым низменным, самым животным. Нам подсовывают все для удовлетворения не духовных, но физиологических потребностей. Окунувшись в омут соблазна, человек оказывается одиноким, поскольку сбывается Евангельское предсказание: из-за «умножения беззакония во многих охладеет любовь» (Мф. 24, 12). А чтобы мы и не думали о высоких материях, нас постоянно пугают: дрожите за свою жизнь! Терроризм – это ведь не только взрывы в метро, на транспорте и на улицах среди толпы. Словесный и видео-террор льется на нас рекой практически со всех каналов телевидения. Авторы долгоиграющих сериалов стараются нас убедить: «Видите, сколько бандитов и убийц вокруг вас, даже наши герои с трудом с ними справляются. Где уж вам, маленьким людям. Сидите дома и не высовывайтесь!». О близком конце света кликушествуют не только опозорившиеся с прошлогодним декабрьским светопреставлением «ясновидящие» и «экстрасенсы», но и с виду серьезные ученые малопонятных наук. «Бойтесь всего, бойтесь друг друга и берите от оставшейся жизни все» – вот лейтмотив большинства подобных передач.

И ведь действительно боятся. Сожительствуют – и боятся пожениться, поженившись наконец – боятся венчаться. Недоверие и страх установились среди людей. Боятся рожать детей и убивают их в утробе из страха одиночества, не доверяя тому, с кем сблизилась «по любви». А мужчины и не думают этому воспрепятствовать, подтверждая безответственность, несостоятельность и незрелость своей одинокой и эгоистичной души. Любовь стала развлечением, флиртом, сексом, прелюбодеянием, сожительством, но никак не основой семьи. Святитель Иоанн Златоуст писал: «Где муж, жена и дети соединены узами добродетели, согласия и любви, там среди них Христос». Симеон Новый Богослов предупреждал в своих трудах: «Нерадение о детях – больший из всех грехов, он приводит к крайнему нечестию. Хотя бы вся наша жизнь была благополучна, мы подвергнемся строгому наказанию, если не радеем о спасении детей». К сожалению, это нерадение стало нормой нашей жизни.

Человек отошел не только от Бога, он десятилетиями воюет с природой, своими руками уничтожая то, что сотворил Господь. Оправдываясь, опять-таки, необходимостью удовлетворить свои физиологические потребности (не просто жить и есть, а удобно жить и вкусно есть), человек как хищник терзает Землю, растрачивая, как блудный сын, Божие достояние. И, как блудный сын, он становится одиноким чужаком на своей планете и страх овладевает им: как жить дальше? Одинок ты, человек, без Господа.

(Окончание следует)

 
Афон

Притчи Святой Горы

Притча о переводе с английского Автолюбитель купил машину, нужно ему было инструкцию перевести с английского языка на русский. Он попросил соседа, который за две недели самостоятельно выучил английский. Тот начал переводить: «Опустошите бензин в бензобаке, зажгите функцию включения, когда двигатель прекратит циркуляцию низкой температуры, осуществите скорую необходимость и начните перемещение использования».

 
Беседы с батюшкой

Протоиерей Димитрий Смирнов: Задача должна быть одна, Небесная

Ведущий протоиерей Александр Березовский

– Отец Димитрий, это Анатолий – пенсионер, православный. Вопрос у меня вот какой: я хожу в церковь, молюсь, у меня никаких грехов нет и исповедоваться я не пойду. Зачем мне исповедоваться? – Тут два может быть варианта. Если вы правы, вы святой, тогда надо оповестить об этом весь мир. Или второй вариант

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс