Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №46 (751) → Остаток Израиля

Остаток Израиля

№46 (751) / 9 декабря ‘13

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург Исследуйте писания

Закваска Церкви Христовой

Быть избранным – это не значит, как некоторые думают, что Бог за какие-то достоинства выбирает. У Бога нет лицеприятия, предвзятого отношения к кому-либо. Бог знает всю бездну сердца человеческого и избирает тех, о ком знает, что они ответят на его избрание, исполнят то, что им поручено, будут хранить верность Богу. А другого не посылает на это дело, зная, что человек не отзовется. Зачем же его провоцировать, зачем искушать? А может, просто время этого человека пока еще не приспело. Так что избранничество изначально, так это понимает Новый Завет, предполагает не наличие каких-то качеств до того, как совершилось избрание Божие, а определяется предузнанием Богом сердца человеческого. Отсюда и слова апостола:

«Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.

Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.

Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились, как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня».

То есть остаток Израиля уверовал в Мессию, принял и отозвался, они и есть избранные, а прочие не отозвались. Почему? Бог чего-то им недодал? Нет; они ожесточились, не захотели поверить словам Господа и ответить на его призыв, и этим показали, что духовно они не имеют связи с Богом. Здесь в речи апостола Павла звучит интересное слово – остаток Израиля. Впервые этот образ остатка Израиля очень ярко раскрывается в Книге пророка Иезекииля. Там говорится о спасении остатка, и пророк в своей книге показывает, что остаток – это те, кто вернется на Землю Обетованную после Вавилонского плена и будет восстанавливать храм, восстанавливать город. Именно они и станут закваской новых отношений с Богом. Мы знаем духовную ревность этого остатка, вернувшегося в Землю Обетованную. Люди, после возвращения из плена, превозмогая все, построили и город, и храм и сохранили верность Богу. Никогда этот народ к идолам, к язычеству не уклонялся. То есть в каком-то смысле это был особый народ, остаток этот был, так скажем, высокого качества. Эти особые качества народа пророк Иезекииль обозначил – смиренные сердцем, послушные гласу Божию.

Апостол Павел расширяет такое узкое историческое понимание остатка Израиля до пророчества о Церкви. Апостол Павел показывает, что пророк Иезекииль свидетельствует не о том остатке, который вернется в Землю Обетованную, а об остатке подлинном, о котором говорит Дух Божий через пророка Иезекииля. Это те, кто сохранит верность Богу и уверует Мессии, то есть та Церковь, которая родилась в день Пятидесятницы, когда апостолы в день сошествия Святого Духа получили благодать.Вся эта Церковь из иудеев уверовавших в Мессию, и есть духовный остаток Израиля, который стал закваской Церкви, действительно сохранил верность Богу, ибо уверовал в посланного и пришедшего от Бога Мессию. Израильский народ исполнил свое служение и в виде этого остатка стал фундаментом, базой для рождения Церкви, предназначения которой превосходят рамки одного народа – Церковь предназначена для всех народов, живущих на земле.

Остаток, ставший фундаментом Церкви, и есть подлинные верные Богу. Мы знаем из Евангельского свидетельства, что именно эти люди и отвечают тем характеристикам, которые отмечены у пророка Иезекииля, – они смиренны сердцем, кротки, послушны Богу во всем.

Апостол Иоанн Богослов расширяет понятия остатка вообще до масштабов сверхэтнических, он говорит об остатке как о явлении общечеловеческом. По Иоанну Богослову, остаток Израиля это и есть спасенное человечество, потому что не тот израильтянин, кто по плоти таковой, а тот израильтянин, кто по духу таковой, кто действительно совершил духовное обрезание. Эту мысль будет раскрывать апостол Павел в Послании к Евреям.

Так что любой уверовавший во Христа человек, неважно, к какому народу он принадлежит по плоти, духовно – израильтянин, наследник Авраама по духу, он исполняет то, что исполнил Авраам, и наследует подлинно Землю Обетованную, то есть Царство Небесное.

Это и есть те самые смиренные, кроткие, о которых буквально чуть не с первых глав Священного Писания, еще в истории с Авелем, свидетельствует Дух Божий. В Землю Обетованную, в Царство Божие могут вселиться только смиренные и кроткие сердцем. Это одна из ключевых тем всего Священного Писания. Только тот, кто смиряется, может войти в Царство Божие, на языке Ветхого Завета оно назавается землею кротких.

Вновь возникает вопрос: разве есть у Бога лицеприятие, ведь сказано же дальше: «Бог дал им дух усыпления»? Почему? Они не хотят покоряться воле Божией, и именно потому, что не хотят, потому и не могут принять Духа Божия, не могут принять ни Духа истины, ни Духа смирения, ни Духа послушания. Они просто не способны это сделать. И получается, что не у Бога какое-то предвзятое отношение – Он дает каждому то, что человек может принять, и сам дух усыпления есть свидетельство того, что сердце человека не с Богом. Это обличение: «Посмотрите, вот эти уверовали, а вы нет. Почему вы не уверовали?». Человек, видя шествующих и получающих дары Божии, творящих чудеса братьев своих, должен был взбодриться и задать себе вопрос: «Почему не я?». И должен был возревновать о славе Божией и взыскать этих даров, но он не хочет и этим показывает, что сердце его на самом деле мертво для веры. 


Смотрите программу «Исследуйте писания» на телеканале «Союз»: понедельник–вторник 19.00, 23.00. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

№12 (669) / 19 марта ‘12

Исследуйте писания

Потоп, как прообраз Крещения

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, г. Екатеринбург

№22 (727) / 10 июня ‘13

Исследуйте писания

Терпением спасайте души ваши

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

 
Читаем Ветхий Завет

Кто такие пророки?

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

Откройте сердце Богу… Мы переходим непосредственно к Книге пророка Исаии. Надо сказать, что среди корпуса Книг Священного Писания, ветхозаветных Книг, есть Книги четырех так называемых «больших» пророков. Они называются так, поскольку их пророчества по всем основным пунктам земной жизни Иисуса Христа

 
Хранители памяти

Лавра на берегах Невы

Ведущая Елена Чач, кандидат исторических наук

– Уже в 1721 году по инициативе Феофана (Прокоповича) в Лавре открывается славянская школа, которая впоследствии, в 1788 году преобразовывается в Славяно-греко-латинскую семинарию. А чуть позже митрополит Гавриил (Петров) преобразовывает ее в главную семинарию с расширенным курсом обучения.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс